«Великие полководцы России»
Оценка 4.8

«Великие полководцы России»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
классное руководство
9 кл
31.05.2019
«Великие полководцы России»
История нашего Отечества свидетельствует о том, что во главе её армии и флота всегда находились великие военачальники, которые делали ему честь и добывали славные победы в самых тяжёлых испытаниях. Такие полководцы и флотоводцы становились на века национальными героями, на их примерах воспитываются целые поколения, их именами называются ордена и медали, корабли и полки. Имена великих воителей носят города и селения, улицы и площади, военно-учебные заведения и школы.
Классный час Великие полководцы.docx
УТВЕРЖДАЮ Старший воспитатель (начальник курса) учебного курса  9­х классов _______________А.С. Куценко «____»___________2018 г. План­конспект воспитательного мероприятия Тема: «Великие полководцы России» Дата проведения: 13.12.2018 г. Участники: кадеты 9 –го  курса Форма: викторина Цель:.  Расширить   знания   учащихся   о   выдающихся   полководцах   и флотоводцах ­ как исторических героев Задачи:  воспитывать военно­патриотические качества;  способствовать   развитию   у   воспитанников     способностей   разумно   и полно познавать себя и других людей;  способствовать   формированию   у   воспитанников   качеств     присущих толерантной личности. Использование современных образовательных технологий:   элементы технологии сотрудничества;  элементы личностно – ориентированной технологии. Методическое оснащение:   презентация;  план­конспект;  раздаточный материал. Ход мероприятия: I.  Вступление Воспитатель: История нашего Отечества свидетельствует о том, что во главе её армии и флота всегда находились великие военачальники, которые делали  ему честь и добывали славные победы в самых тяжёлых испытаниях. Такие  полководцы и флотоводцы становились на века национальными героями, на их примерах воспитываются целые поколения, их именами называются ордена и медали, корабли и полки. Имена великих воителей носят города и селения,  улицы и площади, военно­учебные заведения и школы. ПЕРВЫЙ ВОПРОС: Великий русский полководец, который прослужил 50  лет и не проиграл ни одного сражения. Особенно он проявил себя во время  русско­турецкой войны, где пригодились его основы боя ­ глазомер, быстрота, натиск. От солдат и офицеров он требовал самостоятельности, находчивости  и оперативности. ОТВЕТ: ЭТО АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ СУВОРОВ Служил Суворов Отечеству верой и правдой 50 лет. Он участвовал в 35  больших боях и сражениях и не проиграл ни одного. Был шесть раз ранен. Он  получил самое высокое воинское звание ­ генералиссимус. За всю историю  страны это воинское звание имели только пять человек. Суворов славился среди солдат и своими привычками: был нетребователен к  быту и каждое утро обливался холодной водой, спал на походной кровати под солдатским одеялом и ел ту же пищу, что и его солдаты. Солдаты и офицеры любили Александра Васильевича и были готовы  выполнить любой его приказ. В годы Великой Отечественной войны правительство учредило орден имени  Александра Васильевича Суворова трёх степеней. Его вручали  военачальникам, которые выигрывали крупные сражения. В 1943 году были  созданы суворовские училища. По сей день генералиссимус Александр  Васильевич Суворов ­ один из любимейших национальных героев русского  народа. ВТОРОЙ ВОПРОС: Создатель военно­морского флота в России и  организации школ, где готовились моряки. Он создал регулярную армию и  заботился о её перевооружении. ОТВЕТ: ЭТО ВЕЛИКИЙ ЦАРЬ ПЁТР 1 Для торговли с другими странами России необходим был выход в Балтийское  море, который был закрыт враждующими с Россией государствами. Чтобы  открыть этот путь, необходимо было иметь хороший военный флот, морской  путь. Конечно, никто не собирался выход в Балтийское море уступать России  добровольно. Значит, надо было готовиться к войне. Для строительства хорошего военного флота нужны были специалисты. Пётр  1 принял решение поехать за границу учиться морскому делу, строительству  кораблей. С собой он взял способных молодых людей. За время пребывания за границей Пётр сам овладел 12 специальностями, в некоторых из них он мог  потягаться с лучшими мастерами. В 1700 году Пётр 1 объявил войну шведам. Эта война длилась 20 лет и  получила название Северной. Шведская армия в то время считалась одной из самых сильных в мире, была  хорошо вооружена, обладала сильным военным флотом. Во главе шведской  армии стоял молодой король Карл 12, который был очень честолюбивый,  изумительно храбрый и обладал полководческим талантом. Русская же армия только начинала перестраиваться и перевооружаться. Во  главе армии стоял молодой царь Пётр 1, не уступавший по храбрости Карлу  12 27 июня 1709 года состоялось величайшее сражение 18 века под Полтавой, в  котором Россия одержала блестящую победу. Она получила выход в  Балтийское море. Воины шли в бой с таким призывом царя: "Воины! Пришёл  час решить судьбу Отечества. Вы не должны помышлять, что сражаетесь за  Петра, но за государство, Петру вручённое, за православную нашу веру и  церковь. А о Петре ведайте, что жизнь ему не дорога, лишь бы жила Россия во славе и благоденствии!". В бою Пётр появлялся везде, где было трудно, где  грозила опасность. Его шляпа была простреляна, другая пуля попала в седло  коня, а третья пуля отскочила от креста на его груди. Его присутствие  воодушевляло воинов. В 1721 году окончательно завершилась Северная война, из которой Россия  вышла победительницей, и Петру 1 был присвоен титул "Отца Отечества,  Императора Всероссийского". Россия стала империей, что ещё больше  укрепило её международное значение, превратило её в великую державу. ТРЕТИЙ ВОПРОС: Этот русский князь считается одним из величайших  полководцев всех времён и народов. Русская церковь причислила этого во  всём земного человека к лику святых. Свою первую победу в битве на реке  Неве он одержал, когда ему едва исполнилось 19 лет. А стратегия боя на  озере Чудь может служить образцом военной тактики. ОТВЕТ: ЭТО АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ Прошло семь веков как жил Александр Невский. Множество битв прогремело за это время на нашей земле, и не однажды полководческий гений приходил на выручку своему народу. Но первым среди русских военачальников был и  остаётся новгородский князь Александр Ярославович. Его подвиг перед отечеством современники отметили прозвищем Невский. В  России по совету Петра 1 был учреждён орден Александра Невского, который вручали за выбор "удачного места для внезапного, смелого и стремительного  нападения на врага и нанесения ему крупного поражения с малыми потерями  для своих войск". Не молва, не красивый слог летописца создали мужественный образ  победителя крестоносцев Александра Невского. Он был человеком во всём  совершенным, он будто бы и родился командовать храбрецами, непременно  побеждать, не будучи сам никем побеждённый. Этот человек в пору новых  испытаний возглавил русский народ не только как военный, но и как политик.  Четырежды с огромным риском для себя ездил в Орду, дважды говорил с  Батыем и дважды отвёл от Руси опасность новых нашествий. Он сумел  добиться у хана права не поставлять в татаро­монгольское войско русских  ратников, добился, и права самостоятельно вести свои государственные и  военные дела. Ему был 21 год, когда он заставил заговорить о себе всю  Европу. Победы Александра Невского над шведами и немцами дали русскому народу  уверенность в своих силах, звали на борьбу с татаро­монголами, в разных  землях Руси, вопреки своим князьям, простые люди нападали на ханских  сборщиков дани, поднимали восстания против жестоких поработителей.  Битвы на Неве и на Чудском озере издалека готовили битву на Куликовом  пле. ЧЕТВЁРТЫЙ ВОПРОС: Кто из великих полководцев создал новую систему обучения и подготовки войск под названием "Наука побеждать"? ОТВЕТ:АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ СУВОРОВ Главное, считал полководец, "быстрота и натиск". "Кто испуган, тот побеждён вполовину, у страха глаза большие, один за десятерых покажется:", "Каждый  воин должен понимать свой манёвр". Суворов воспитал целую плеяду русских полководцев, среди которых были такие выдающиеся военачальники, как  Михаил Кутузов и Пётр Багратион. Уйдя из жизни, русский военный гений оставил в наследство потомкам  суворовскую школу обучения и воспитания войск. Суворовское военное  искусство намного опередило его эпоху. ПЯТЫЙ ВОПРОС: О ком так сказал А.С.Пушкин: "То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник" ОТВЕТ: Так сказано было о последнем российском царе и первом российском императоре Великом Петре 1, вклад которого в развитие России был очень  большим. Он основал город Санкт­Петербург, который долгое время был  столицей России, который, по сути, являлся "окном в Европу". При Петре 1 Россия стала могучим и сильным государством. Сенат  провозгласил его императором и повелел величать Великим. Россия с этого  времени стала империей. ШЕСТОЙ ВОПРОС: Кому из великих полководцев принадлежат слова:  "Кто с мечом на русскую землю придёт, тот от меча и погибнет"? ОТВЕТ: Эти слова принадлежат Александру Невскому, который всегда был в  ответе за каждое сказанное слово и за каждое принятое им решение. Александру не было ещё 17­ти лет, когда новгородцы позвали его на  княжение и на вече избрали его своим князем. Произошло это не случайно.  Уже тогда Александр был известен в Новгороде своим мужеством, волей и  великим пониманием долга перед родной землёй. Именно на долю Александра выпало защищать Новгород от шведов и рыцарей ­ крестоносцев. Высокий рост, красивая внешность, сильный голос сочетались  в Александре с большими способностями государственного деятеля,  мудростью дипломата и, главное, талантом полководца. После победы на  Неве Александр Ярославович получил прозвище Невский. СЕДЬМОЙ ВОПРОС: Кому из великих полководцев принадлежат слова,  ставшие поговоркой: "Тяжело в ученье ­ легко в бою"? ОТВЕТ: ЭТО СЛОВА АЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВИЧА СУВОРОВА Суворов был очень требователен к себе, этого же требовал и от солдат и  офицеров. Но он также любил и ценил солдат, понимая, кому обязан  победами. "Чудо ­ богатыри" ­ называл их Суворов. Суворовские солдаты  являлись образцами героизма и бесстрашия. Уйдя из жизни, русский военный гений оставил в наследство потомкам  суворовскую школу обучения и воспитания войск. Суворовское военное  искусство намного опередило его эпоху. ВОСЬМОЙ ВОПРОС: Кто был назначен главнокомандующим русских войск во время Отечественной войны 1812 года, войны с французской армией  Наполеона? ОТВЕТ: МИХАИЛ ИЛЛАРИОНОВИЧ КУТУЗОВ ДЕВЯТЫЙ ВОПРОС: КАК НАЗЫВАЛОСЬ ВОЙСКО, СОЗДАННОЕ  ПРОСТЫМИ ЛЮДЬМИ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТЕЧЕСТВА ОТ ИНОЗЕМНЫХ  ЗАХВАТЧИКОВ? ОТВЕТ: ЭТО ОПОЛЧЕНИЕ В разные времена истории нашей страны так  называлось войско, созданное простыми людьми (не военными) ­ горожанами,  ремесленниками, крестьянами для защиты от иностранных захватчиков. ДЕСЯТЫЙ ВОПРОС: Какая фамилия была у нижегородского старосты,  одного из руководителей ополчения, освободившего Москву от поляков в  1612 году? ОТВЕТ: КУЗЬМА МИНИН Смутные времена наступили в России в конце 16 ­ начале 17 века. Умер Иван  Грозный. Потом и двое его сыновей. Прекратился царский род. Страна была  разорена долгими войнами, которые вёл Иван Грозный. Да ещё в начале века  случился страшный голод. Три года были неурожаи. Народные волнения  охватили многие территории России. Воспользовались смутой польский и  шведский короли. Их войска вторглись в Россию. Вскоре поляки заняли  Москву. Страна оказалась в опасности. Чтобы собрать деньги на войско и освободить Родину от врагов, обратился с  призывом к нижегородцам выбранный горожанами староста Кузьма Минин. Откликнулись на призыв Минина нижегородцы. Приносили на площадь к  Минину, кто что мог: деньги, драгоценные камни, меха, одежду, мешки с  зерном. Приводили лошадей, коров, овец. Минин тоже отдал все свои деньги и драгоценности жены. Общее горе сплачивает народ, вместе легче перенести любые испытания. ОДИННАДЦАТЫЙ ВОПРОС: Кого позвал русский народ в предводители  для борьбы с польскими захватчиками? ОТВЕТ: КНЯЗЯ ДМИТРИЯ МИХАЙЛОВИЧА ПОЖАРСКОГО На собранные деньги стали набирать полки. Много народа из разных мест шло в ополчение. Стали думать, кого позвать в предводители. Остановились на  князе Дмитрии Михайловиче Пожарском. Был он способным военачальником, честным и справедливым человеком. Князь возглавил войско. Хозяйством и  деньгами в нём ведал Кузьма Минин. В марте 1612 года двинулось ополчение к Москве. Здесь Минин и Пожарский  узнали, что на помощь врагу, засевшему в Кремле, пришли войска из Польши.  Попытались поляки прорваться через ополченцев, но не смогли. Проявил себя в этой схватке Минин. Он во главе конных воинов переправился через  Москву­реку и нанёс неожиданный удар по врагу. Затем в бой вступили  основные силы ополчения под командованием Пожарского. Москва была  освобождена. Навеки остался в памяти народной подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия  Пожарского. Свидетельство тому ­ бронзовый памятник на Красной площади. Его установили в 19 веке. На нём написано: "Гражданину Минину и князю  Пожарскому благодарная Россия". В 1613 году Россия избрала нового царя ­ Михаила Фёдоровича Романова,  Цари из рода Романовых правили Россией более трёхсот лет. Последним  царём из династии (рода) Романовых был царь Николай 2. ДВЕНАДЦАТЫЙ ВОПРОС: Кому из великих полководцев принадлежат  слова: "С потерей Москвы ещё не потеряна Россия"? ОТВЕТ: МИХАИЛУ ИЛЛАРИОНОВИЧУ КУТУЗОВУ После главного сражения с армией Наполеона у села Бородино 26 августа  1812 года все готовились к новому сражению. Однако Кутузов приказал  отступить к Москве: потери были значительными, да и разведка донесла  командующему, что у Наполеона есть войска, не принимавшие участия в  битве. Учитывая сложившуюся обстановку, Кутузов решил оставить Москву  без боя. "С потерей Москвы ещё не потеряна Россия",­ сказал Михаил  Илларионович. Взяв Москву, Наполеон скоро понял, что это не победа. Всюду действовали  партизаны. Они перехватывали обозы с продовольствием, нападали на  небольшие отряды французов, Многие из французских солдат болели,  страдали от холода и голода. Сильный пожар уничтожил многие здания в  Москве, жить было почти негде. Кутузов оказался прав. Недолго Наполеон находился в Москве. Через месяц  он с войсками покинул город. Окрепшая русская армия преградила ему путь к отступлению у города Малоярославца. Наполеон был вынужден отступать по  разорённому французами пути, по которому они пришли в Россию. Отступление французской армии было похоже на бегство. В середине декабря захватчиков изгнали с территории России. ТРИНАДЦАТЫЙ ВОПРОС: Адмирал Черноморского флота. Верховный  Правитель и Главнокомандующий морскими силами в 1918 году,  разработавший во время Первой Мировой войны план минной блокады  немецких баз. В начале 21 века, а именно в 2008 году, о нём вышел историко­ художественный фильм под названием "Адмиралъ". ОТВЕТ: ЭТО АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ КОЛЧАК Видный политический деятель России, полярный исследователь Александр  Колчак служил верой и правдой России. Во время русско­японской войны  командовал миноносцем. Его тактическая гениальность вошли в историю  прежде всего тем, что во время Первой Мировой войны, он разработал план  минной блокады немецких баз. Подобную позицию с успехом повторят  моряки­краснофлотцы в 1941 году. Подтвердив верность царской России, в 1918 году в Омске Колчак получил  должность морского, военного министра антибольшевистского объединения  "Директория", после ареста руководителей "Директории" Колчаком был  получен пост Верховного Правителя и Главнокомандующего морскими  силами. Во время революции войска генерала Колчака взяли Урал, однако  вскоре стали терпеть поражение за поражением от Красной армии, и 7  февраля 1920 года Александра Колчака расстреляли. ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ ВОПРОС: Самый прославленный советский  полководец, Маршал Советского Союза, командующий войсками в битве под  Москвой, в наступлении на Берлин. ОТВЕТ: ГЕОРГИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ЖУКОВ Г.К.Жуков участвовал в Первой Мировой войне, дослужился до унтер­ офицера, был награждён двумя Георгиевскими крестами. В Гражданскую  войну добровольцем вступил в Красную армию, стал командиром  кавалерийского эскадрона. Его полководческий талант в полной мере раскрылся в годы Великой  Отечественной войны. 23 июня 1941 года Жукова назначили членом Ставки  Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина. Его направляли на самые  трудные участки, где, прежде всего, требовалась редкая сила воли и  твёрдость характера. В тяжелейших условиях полководец смог наладить  оборону столицы и провёл наступательную операцию, которая вошла в  историю Второй мировой войны как битва под Москвой. Маршал Советского Союза Г.К.Жуков дважды награждён высшим советским  военным орденом "Победа" и четырежды удостоен высокого звания Героя  Советского Союза. Он признан крупнейшим советским полководцем Второй  мировой войны. С февраля 1955 по сентябрь 1957 года являлся министром  обороны СССР. ПЯТНАДЦАТЫЙ ВОПРОС: Маршал Советского Союза, Маршал Польши,  которому было доверено командовать парадом Победы в Москве на Красной  площади 24 июня 1945 года. ОТВЕТ: КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ РОКОССОВСКИЙ В годы Великой Отечественной войны был командующим Брянского,  Донского Центрального, Белорусского фронтов, где особенно ярко проявился его полководческий талант. Руководил боевыми действиями войск в битвах  под Сталинградом и Курском, в разгроме немецко­фашистских войск в  Белоруссии и Восточной Пруссии, в Восточно­Померанской и Берлинской  операциях. ШЕСТНАДЦАТЫЙ ВОПРОС: ВЕРХОВНЫЙ  ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИЙ ВООРУЖЁННЫМИ СИЛАМИ СССР В ГОДЫ  ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. ОТВЕТ: ИОСИФ ВИССАРИОНОВИЧ СТАЛИН Советский государственный, политический и военный деятель. Председатель  Совета Министров СССР. Генералиссимус Советского Союза. Возглавляемая им Ставка ВГК (военного государственного комитета) с её  органом управления ­ Генеральным штабом ­ осуществляла непосредственное  руководство военными действиями, планирование кампаний и стратегических операций. Возглавляемые Сталиным ГКО (государственный комитет  обороны), другие высшие государственные и политические организации  провели огромную работу по мобилизации всех сил на отпор агрессору и  достижение победы. Но, тем не менее, эта личность неоднозначная. Введённые Сталиным методы  политического господства и идеология, господствовавшая в СССР в 30­ начале 50­х годов, получила название сталинизма. По его инициативе были  осуществлены политика форсированной индустриализации страны,  насильственной коллективизации, массовый террор, жертвами которого стали  несколько миллионов человек. Сталина отличали нетерпимость к чужому  суждению, резкость, высокое самомнение. Всё это послужило причиной  возникновения культа личности Сталина, который трагически сказался на  судьбах миллионов простых людей, военных, научной и творческой  интеллигенции, партийных и государственных деятелей. СЕМНАДЦАТЫЙ ВОПРОС: Кто по поручению советского Верховного  Главнокомандования принял капитуляцию вооружённых сил Германии? ОТВЕТ: ГЕОРГИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ЖУКОВ Подписание акта о капитуляции состоялось в предместье Берлина  Карлсхорсте. 8 мая сюда прибыли представители всех союзных армий.  Советское командование представлял маршал Г.К.Жуков, который и открыл  эту церемонию. В мёртвой тишине был оглашён текст акта: "Мы, нижеподписавшиеся, действуя от имени германского верховного  командования, соглашаемся на безоговорочную капитуляцию всех наших  вооружённых сил на суше, на море и в воздухе, а также всех сил, находящихся в настоящее время под немецким командованием, верховному  главнокомандующему Красной Армии и одновременно Верховному  командованию союзных экспедиционных сил". Акт о капитуляции был подписан и вступил в силу. 9 мая 1945 года был  объявлен праздником Победы. Великая Отечественная война закончилась.  Победа досталась дорогой ценой. Советская страна потеряла около 27  миллионов своих граждан. ВОСЕМНАДЦАТЫЙ ВОПРОС: Маршал Советского Союза, Герой  Советского Союза, в годы Великой Отечественной войны ­ начальник  Артиллерийской академии Красной Армии. ОТВЕТ: ЛЕОНИД АЛЕКСАНДРОВИЧ ГОВОРОВ Полководческий талант особенно ярко проявился в руководстве действиями  войск по обороне Москвы, обороне и прорыве блокады Ленинграда,  освобождению Эстонии, координации действий войск Ленинградского 2­го и  3­го, Прибалтийских фронтов, в проведении ряда других крупных операций. ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ ВОПРОС: Кто принимал парад Победы в Москве на  Красной площади 24 июня 1945 года? ОТВЕТ: ГЕОРГИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ЖУКОВ Сталин принял решение, что командовать парадом будет маршал  К.К.Рокоссовский, а принимать парад ­ маршал Г.К.Жуков. Парад длился два часа. Не только в Москве ликовал народ, ликовала вся  страна. Однако у многих людей в этот светлый праздник на глазах были слёзы. Это были не только слёзы радости, но и слёзы печали. Ведь с войны не  вернулись миллионы людей: отцы и матери, дочери и сыновья, братья и  сёстры, племянники и племянницы и просто близкие друзья. Об этом никогда  нельзя забывать. ДВАДЦАТЫЙ ВОПРОС: Кто ввёл традицию награждать орденами за  выдающийся героизм в военных действиях? ОТВЕТ: ПЁТР 1 ОРДЕН ­ знак отличия, почётная награда. Традиция награждать орденами  появилась в России, при Петре 1. Именно при нём появился первый орден святого Андрея Первозванного. Уже после смерти Петра 1 был учреждён  орден святого Александра Невского. Новые ордена появились при Екатерине  Великой. Орден Святого Георгия стал высшей военной наградой Российской  империи. Жаловали орденом Андрея Первозванного за воинские подвиги и  государственную службу. Андрея Первозванного считали покровителем  России. Был он первым учеником Иисуса Христа. В ходе Великой Отечественной войны появилось большое количество  медалей, которыми награждали за победу в особо важных битвах. Высшим  военным орденом являлся орден "Победы". Им награждались только  военачальники. Орден №1 получил Г.К.Жуков. Затем он был награждён этим  орденом ещё один раз. Всего за годы войны орденом "Победы" было  награждено 16 человек. Огромный, неоценимый вклад в развитие военного искусства внесли  российские полководцы и флотоводцы. Велико значение их теоретических  взглядов и практики для современной военной науки и военного  строительства. Великие полководцы и флотоводцы, поистине великие люди. Во все времена  они вершили славную историю нашей могучей страны, служили ей верой и  правдой. Делали всё возможное и невозможное для того, чтобы наша страна  была свободной, независимой, могучей державой. Как сказал один из героев  фильма "Офицеры": "Есть такая профессия ­ Родину защищать!", это сказано  про них. Подведение итогов игры. Награждение победителей. Воспитатель 9 «Г» класса                                             Е.С. Дементьева. СОГЛАСОВАНО: Руководитель МО                                                         Н.Е.  Деревянко

«Великие полководцы России»

«Великие полководцы России»

«Великие полководцы России»

«Великие полководцы России»

«Великие полководцы России»

«Великие полководцы России»

«Великие полководцы России»

«Великие полководцы России»

«Великие полководцы России»

«Великие полководцы России»

«Великие полководцы России»

«Великие полководцы России»

«Великие полководцы России»

«Великие полководцы России»

«Великие полководцы России»

«Великие полководцы России»

«Великие полководцы России»

«Великие полководцы России»

«Великие полководцы России»

«Великие полководцы России»

«Великие полководцы России»

«Великие полководцы России»

«Великие полководцы России»

«Великие полководцы России»

«Великие полководцы России»

«Великие полководцы России»

«Великие полководцы России»

«Великие полководцы России»

«Великие полководцы России»

«Великие полководцы России»
Скачать файл