Лозовская средняя школа
Классный час
«Великий наш Абай,
твое имя вечно!»
Подготовила и провела:
Люльчак Наталья Ивановна
февраль, 2020 год
Классный час, посвященный 175-летию со дня рождения Абая Кунанбаева
Тема: Великий наш Абай, твоё имя вечно!
Цель: знакомство с личностью великого Абая Кунанбаева.
Задачи:
- знакомство учащихся с творчеством великого казахского поэта;
- воспитание интереса к человеку и его внутреннему миру;
- развитие познавательной активности, литературно-творческих способностей учащихся;
- развитие духовного мира учащихся;
- воспитание интереса к отечественной истории и культуре;
- формирование гражданской позиции, нравственности, чувства казахстанского патриотизма.
Оборудование: ИКТ, портрет, листы, маркеры, карточки, снежинки
Ход классного часа:
1.Организационный момент
а) Приветствие
-Добрый день, я рада Вас сегодня видеть на нашем мероприятии.
2.Основная часть
а)Актуализация знаний
- Сегодня мы с вами поговорим об одном человеке. Для того чтобы узнать о ком мы с вами будем говорить, я предлагаю вам посмотреть видеоролик. (Видео об Абае Кунанбаеве)
- Просмотрев видеоролик, скажите, пожалуйста, о ком мы сегодня с вами будем говорить? (ответы детей)
- Верно, мы будем говорить об известном казахском поэте Абае Кунанбаеве (вывешивается портрет на доску)
- Что вы знаете о нем? ( ответы детей)
б) Биография Абая Кунанбаева
-Ребята, а какое сейчас время года? (зима)
-Верно, сейчас на дворе зима, и пока я шла к вам на классный час, на улице я собрала для Вас снежинки с разными узорами, и хочу их подарить вам. Вы выбираете любую снежинку, которая вам понравилась. Теперь я предлагаю вам объединиться в пары по узорам снежинок.
-Сейчас вы будете работать в парах, вам нужно выбрать спикера. У каждой пары будет часть биографии об Абае Кунанбаеве, вам нужно в парах обсудить, как вы передадите данную информацию другим товарищам. По моему хлопку спикеры по часовой стрелке переходят в другую пару и рассказывают им свою часть биографии, вы будете идти, по кругу пока спикеры не вернутся в свою пару.
Для удобства можете сделать себе краткую запись.
1 часть В его честь названы улицы, районы и целые поселения. Его произведения стали классикой казахской и мировой литературы. Поэт, философ, просветитель и общественный деятель Абай Кунанбаев — это одна из выдающихся личностей Казахстана. Он родился 10 августа 1845 года в Казахстане, в Семипалатинской области на склонах гор Шынгыстау в семье крупного бая Кунанбая Оскенбаева (Ускенбаева) рода Тобыкты из казахского племени Аргын. Семья Абая принадлежала к местной знати; дед (Оскенбай) и прадед (Иргизбай) главенствовали в своём роду в качестве правителей и биев. Изначально поэту дали имя Ибрагим.
2 часть Две замечательные женщины – умная, справедливая, сердечная бабушка Зере и мать, добрая, остроумная Улжанжан воспитывали Ибрагима. Он рос внимательным, впечатлительным мальчиком, за что мать дала ему другое имя – Абай (что значит «внимательный», «проницательный»). Под этим именем он прожил всю свою жизнь и вошел в историю. Абай происходит из знатного и богатого рода биев и аристократов. Получил хорошее образование – учился в Семипалатинском медресе, а также в русской школе. Кунанбаев с юношеских лет увлекался литературой (русской, европейской), а также работами восточных ученых. Абаем создано около 170 стихов, 56 переводов, написаны поэмы, «Слова назидания», «Қара сөздер». И в этом году исполняется 175 лет со дня рождения известного поэта казахского народа Абая Кунанбаева.
3 часть Абай был не только поэтом, переводчиком, но и музыкантом, глубоким знатоком и тонким ценителем казахской народной музыки; он создал ряд мелодий для своих стихов. Он создал также мелодии к своим переводам отрывков из «Евгения Онегина». В 1887-1889 годы имя Пушкина и имена его героев, Онегина и Татьяны, пролетев над степями на крыльях этих песен, стали такими же родными для казахского народа, как имена казахских акынов и героев казахских эпических поэм. Музыкальное наследие Абая занимает особое место в истории казахского национального искусства. В творческое наследие Казахстана входит множество песен Абая Кунанбаева, многие из которых воспринимаются как народные произведения. Даже здесь великий поэт был новатором. Он использовал иные рифмы, мелодии. Экспериментировал с размерами и формами художественного слога.
в) Работа в группах
- Игра называется «Доскажи словечко», от каждой группы спикер выбирает любой цвет. На данном листке у вас есть предложение, ваша задача, работая в группе дополнить предложения. На это задание 3 минуты. От каждой группы будет отвечать спикер команды.
1.Изначально поэту дали имя……..(Ибрагим) |
2.Абай был не только поэтом, переводчиком, но и…….(музыкантом) |
3.Две замечательные женщины, которые воспитывали Абая…(бабушка Зере, мать Улжанжан) |
4.Получил хорошее образование – учился в……(Семипалатинском медресе,в русской школе. ) |
5.И в этом году Абаю Кунанбаеву исполняется…………(175 лет) |
6. Имя Абай означает……(внимательный, проницательный) |
- Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием. А теперь я предлагаю вам познакомиться с творчеством Абая Кунанбаева. У вас на столах представлено его стихотворение. Вам нужно прочитать его, и определить, о чем говорится в стихотворении, и нарисовать подходящую иллюстрацию к стихотворению.
Зима
В белой шубе, плечист, весь от снега седой,
Слеп и нем, с серебристой большой бородой,
Враг всему, что живет, с омраченным челом
Он, скрипучий, шагает зимой снеговой.
Старый сват, белый дед натворил много бед.
От дыханья его — стужа, снег и буран.
Тучу шапкой надвинув на брови себе,
Он шагает, кряхтя, разукрашен, румян.
Брови грозно нависли — нахмуренный вид;
Головою тряхнет — скучный снег повалит.
Злится он, словно бешеный старый верблюд,
И тогда шестистворная юрта дрожит.
Если дети играть выбегают во двор,
Щиплет нос он и щеки им злою рукой;
В армяке, в полушубке дубленом пастух
Повернулся к холодному ветру спиной.
Конь разбить безуспешно пытается лед,
И голодный табун еле-еле бредет.
Скалит жадную пасть волк — приспешник зимы,
Пастухи, день и ночь охраняйте свой скот!
Угоняйте на новое место табун,
Не беда, если вам не придется поспать,
Лучше вам с бедняками делиться скотом!
Не давайте волкам средь степей пировать!
- Ребята, о чем это стихотворение? (о зиме)
- А какое сейчас время года? (зима)
-Какие изменения происходят зимой?
- Жарайсындар балалар, скажите, как звучит слово «зима» на казахском, английском языках?
3.Заключительная часть
А) Итог урока
- Ребята, о ком мы сегодня с вами говорили? (Абай Кунанбаев)
- Что нового вы для себя узнали?
- Чтобы закрепить полученные знания, я предлагаю вам составить в группах кластер. На партах лежит лист с изображением Абая, вам нужно будет выбрать правильную информацию о нем и приклеить на лист.
Б) Рефлексия «Цветик – многоцветик»
-Ребята, сейчас я предлагаю вам создать своими руками, красивый цветок в честь 175- летия Абая Кунанбаева. У вас на столах лежат лепестки, вам нужно написать одно прилагательное, которое ассоциируется у Вас с именем Абай, и можете раскрасить лепесток.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.