Великий наш Абай

  • docx
  • 31.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 500_kl_chas_po_Abayu.docx

 

Лозовская средняя школа

 

 

 

 

 

 

Классный час

 

«Великий наш Абай,

твое имя вечно!»

IMG_256

 

 

Подготовила и провела:

Люльчак Наталья Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

февраль, 2020 год

Классный час, посвященный 175-летию со дня рождения Абая Кунанбаева

 

Тема: Великий наш Абай, твоё имя вечно!

Цель: знакомство с личностью великого Абая Кунанбаева.

Задачи:

- знакомство учащихся с творчеством великого казахского поэта;

- воспитание интереса к человеку и его внутреннему миру;

- развитие познавательной активности, литературно-творческих способностей учащихся;

- развитие духовного мира учащихся;

- воспитание интереса к отечественной истории и культуре;

- формирование гражданской позиции, нравственности, чувства казахстанского патриотизма.

Оборудование: ИКТ, портрет, листы, маркеры, карточки, снежинки

 

Ход классного часа:

1.Организационный момент

а) Приветствие

-Добрый день, я рада Вас сегодня видеть на нашем мероприятии.

2.Основная часть

а)Актуализация знаний

- Сегодня мы с вами поговорим об одном человеке. Для того чтобы узнать о ком мы с вами будем говорить, я предлагаю вам посмотреть видеоролик. (Видео об Абае Кунанбаеве)

- Просмотрев видеоролик, скажите, пожалуйста, о ком мы сегодня с вами будем говорить? (ответы детей)

- Верно, мы будем говорить об известном казахском поэте Абае Кунанбаеве (вывешивается портрет на доску)

- Что вы знаете о нем? ( ответы детей)

б) Биография Абая Кунанбаева

-Ребята, а какое сейчас время года? (зима)

-Верно, сейчас на дворе зима, и пока я шла к вам на классный час, на улице я собрала для Вас снежинки с разными узорами, и хочу их подарить вам. Вы выбираете любую снежинку, которая вам понравилась.  Теперь я предлагаю вам объединиться в пары по узорам снежинок.

-Сейчас вы будете работать в парах, вам нужно выбрать спикера. У каждой пары будет часть биографии об Абае Кунанбаеве, вам нужно в парах обсудить, как вы передадите данную информацию другим товарищам. По моему хлопку спикеры по часовой стрелке переходят в другую пару и рассказывают им свою часть биографии, вы будете идти, по кругу пока спикеры не вернутся в свою пару.

Для удобства можете сделать себе краткую запись.

 

1 часть В его честь названы улицы, районы и целые поселения. Его произведения стали классикой казахской и мировой литературы. Поэт, философ, просветитель и общественный деятель Абай Кунанбаев — это одна из выдающихся личностей Казахстана. Он родился 10 августа 1845 года в Казахстане, в Семипалатинской области на склонах гор Шынгыстау в семье крупного бая Кунанбая Оскенбаева (Ускенбаева) рода Тобыкты из казахского племени Аргын. Семья Абая принадлежала к местной знати; дед (Оскенбай) и прадед (Иргизбай) главенствовали в своём роду в качестве правителей и биев. Изначально поэту дали имя Ибрагим.

 

2 часть Две замечательные женщины – умная, справедливая, сердечная бабушка Зере и мать, добрая, остроумная Улжанжан воспитывали Ибрагима. Он рос внимательным, впечатлительным мальчиком, за что мать дала ему другое имя – Абай (что значит «внимательный», «проницательный»). Под этим именем он прожил всю свою жизнь и вошел в историю. Абай происходит из знатного и богатого рода биев и аристократов. Получил хорошее образование – учился в Семипалатинском медресе, а также в русской школе. Кунанбаев с юношеских лет увлекался литературой (русской, европейской), а также работами восточных ученых. Абаем создано около 170 стихов, 56 переводов, написаны поэмы, «Слова назидания», «Қара сөздер». И в этом году исполняется 175 лет со дня рождения известного поэта казахского народа Абая Кунанбаева.

 

3 часть Абай был не только поэтом, переводчиком, но и музыкантом, глубоким знатоком и тонким ценителем казахской народной музыки; он создал ряд мелодий для своих стихов. Он создал также мелодии к своим переводам отрывков из «Евгения Онегина». В 1887-1889 годы имя Пушкина и имена его героев, Онегина и Татьяны, пролетев над степями на крыльях этих песен, стали такими же родными для казахского народа, как имена казахских акынов и героев казахских эпических поэм. Музыкальное наследие Абая занимает особое место в истории казахского национального искусства. В творческое наследие Казахстана входит множество песен Абая Кунанбаева, многие из которых воспринимаются как народные произведения. Даже здесь великий поэт был новатором. Он использовал иные рифмы, мелодии. Экспериментировал с размерами и формами художественного слога.

в) Работа в группах

- Игра называется «Доскажи словечко», от каждой группы спикер выбирает любой цвет. На данном листке у вас есть предложение, ваша задача, работая в группе дополнить предложения. На это задание 3 минуты. От каждой группы будет отвечать спикер команды.

1.Изначально поэту дали имя……..(Ибрагим)

2.Абай был не только поэтом, переводчиком, но и…….(музыкантом)

3.Две замечательные женщины, которые воспитывали Абая…(бабушка Зере, мать Улжанжан)

4.Получил хорошее образование – учился в……(Семипалатинском медресе,в русской школе.   )

5.И в этом году Абаю Кунанбаеву исполняется…………(175 лет)

6. Имя Абай означает……(внимательный, проницательный)

 

- Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием. А теперь я предлагаю вам познакомиться с творчеством Абая Кунанбаева. У вас на столах представлено его стихотворение. Вам нужно прочитать его, и определить, о чем говорится в стихотворении, и нарисовать подходящую иллюстрацию к стихотворению.

 

Зима

В белой шубе, плечист, весь от снега седой,

Слеп и нем, с серебристой большой бородой,

Враг всему, что живет, с омраченным челом

Он, скрипучий, шагает зимой снеговой.

 

Старый сват, белый дед натворил много бед.

От дыханья его — стужа, снег и буран.

Тучу шапкой надвинув на брови себе,

Он шагает, кряхтя, разукрашен, румян.

 

Брови грозно нависли — нахмуренный вид;

Головою тряхнет — скучный снег повалит.

Злится он, словно бешеный старый верблюд,

И тогда шестистворная юрта дрожит.

 

Если дети играть выбегают во двор,

Щиплет нос он и щеки им злою рукой;

В армяке, в полушубке дубленом пастух

Повернулся к холодному ветру спиной.

 

Конь разбить безуспешно пытается лед,

И голодный табун еле-еле бредет.

Скалит жадную пасть волк — приспешник зимы,

Пастухи, день и ночь охраняйте свой скот!

 

Угоняйте на новое место табун,

Не беда, если вам не придется поспать,

Лучше вам с бедняками делиться скотом!

Не давайте волкам средь степей пировать!

- Ребята, о чем это стихотворение? (о зиме)

- А какое сейчас время года? (зима)
-Какие изменения происходят зимой? 
- Жарайсындар балалар, скажите, как звучит слово «зима» на казахском, английском языках? 

3.Заключительная часть

А) Итог урока

- Ребята, о ком мы сегодня с вами говорили? (Абай Кунанбаев)

- Что нового вы для себя узнали?

- Чтобы закрепить полученные знания, я предлагаю вам составить в группах кластер. На партах лежит лист с изображением Абая, вам нужно будет выбрать правильную информацию о нем и приклеить на лист.

 

Б) Рефлексия «Цветик – многоцветик»

-Ребята, сейчас я предлагаю вам создать своими руками, красивый цветок в честь 175- летия Абая Кунанбаева. У вас на столах лежат лепестки, вам нужно написать одно прилагательное, которое ассоциируется у Вас с именем Абай, и можете раскрасить лепесток.