«ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ»
Цель урока.
- Дать учащимся знания о Великом переселении народов, его причинах и последствиях.
- Способствовать воспитанию учащихся в духе неприятия грабительских войн и захвата чужих земель.
- Научить их делать выводы из исторических событий и происшествий, самостоятельно мыслить, уметь пользоваться полученными знаниями в сегодняшние дни.
Методы обучения: рассказ, беседа, конспектирование, «Мозговой штурм», вопросы-ответы, работа в группах
Оборудование урока:
Учебник «Мировая история» для 7 класса.
Политическая карта мира.
Наглядные пособия и раздаточный материал
Тип урока: урок подачи новых знаний.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент (3 минуты): Приветствие, перекличка, проверка готовности к уроку.
II. Проверка домашнего задания (5 минут):
Ученики рассказывают основные признаки средневекового общества. Опросить примерно 5-7 человек
III. Объяснение новой темы (17 минут).
Тему «Великое переселение народов» учитель объясняет методом беседы.
Работа в группах.
Класс делится на четыре группы.
Задание первой группе.
Выявление периода Великого переселения народов, его причин.
Задание второй группе.
Выявление последствий Великого переселения с соответствующими пояснениями.
Задание третьей группе.
Выявление роли германских племен в судьбе Западной Римской империи.
Задание четвертой группе.
Определение территорий, занятых различными германскими племенами.
В процессе самостоятельной работы учитель призывает учеников обосновать свои мысли, поощряет их активность.
Сопоставляется выполнение задания каждой группой. Указываются успехи и недостатки. Каждая группа поощряется в соответствии с качеством выполненной работы.
При рассмотрении вопроса о великом переселении народов с востока на запад в IV-VII веках учитель может предложить учащимся самостоятельно изучить новый материал в учебнике и выделить основные причины этого процесса. Обобщая ответы учащихся, учитель выделяет следующие основные причины великого переселения народов:
1) поиски плодородных земель;
2) нашествие гуннов;
3) стремление знати к обогащению.
В ходе работы учащиеся делают соответствующие записи в тетрадях. После проработки данного вопроса учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:
Что это такое – Великое переселение народов ?
Каковы основные причины этого явления ?
На основе ответов учащихся учитель дает определение:
Великое переселение народов – это эпоха массовых передвижений племен, приведших к гибели Западной Римской империи и образованию германских королевств.
Изучение панорамы великого переселения народов по карте может сопровождаться следующими опорными сигналами:
Западная Европа Азия
Варвары Римская империя гунны (IV в.)
договор, прием на службу;
война.
Завоевание Западной Римской империи
Использование римских достижений
Варвары – язычники христианизация составила основу
à варваров à европейской
Римляне – христиане сблизила средневековой
цивилизации
Приступая к рассмотрению вопроса о падении Западной Римской империи, учитель может активизировать знания учащихся, полученные ими из курса истории древнего мира. В этих целях могут быть использованы сведения об основных событиях, связанных с гибелью Западной Римской империи:
410 г. – завоевание Рима вестготами – Аларих.
- выяснение причин гибели Рима.
451 г. – борьба с гуннами в Галлии – Атилла. (Каталунская битва).
455 г. – разграбление Рима вандалами – Гейзерих.
476 г. – завоевание Рима остготами – Одоакр. (борьба Теодориха с Одоакром за власть. 493 г. – победа Теодориха).
4. На основе восстановленных в памяти событий с помощью учителя учащиеся должны выделить основные причины падения Западной Римской империи:
Рим был силен пока воевал с варварами на их земле. Он столкнулся с натиском всего мира варваров.
шла борьба между Восточной и Западной Римскими империями, в которую они вовлекали варваров;
восстания в провинциях;
восстания рабов и разорившихся крестьян;
борьба императоров за власть (с 455 по 476 гг. сменилось 10 императоров);
ослабление армии из-за разорения крестьян и предательства наемников.
IV. Закрепление (12 минут)
¾ Какие периоды охватывает история средних веков? — V—XV века.
¾ Когда началось деление истории на периоды? — В XV—XVI веках.
¾ Как называется средневековое общество в Европе? — Феодальное общество.
¾ Как называется средневековое общество в Азии? — Землевладельческое общество.
¾ Что такое феод? — Земельная собственность, выдаваемая королем за определенную службу и которая передается по наследству.
¾ Как называется землевладелец в Европе? — Феодал.
V. Задание на дом (3минуты).
Изучить содержание темы на основе вопросов из раздела «Вопросы и задания».
Подготовить информацию о месте германских племен в истории Западной Европы.
МИР
395 г
Западная Римская Восточная Римская варварские
империя империя племена
(476г. – падение) (Византийская империя)
кельты германцы славяне
Пиренейский п-ов Балканский п-ов
Галлия п-ов Малая Азия Британия р.Рейн р.Висла
Апеннинский п-ов Восточное Среди- побережье р.Одер
Британия земноморье Балтийского р.Днепр
Часть Северной Северо-Восточная моря
Африки Африка Скандинавский п-ов
догосударственный строй
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.