Великое посольство и его роль в кораблестроения в России.
Интерес Петра I к кораблестроению начал проявляться еще в ранние годы. Как свидетельствовал Е. Тарле, Петр в 16 лет отпросился у матери на молитву в Троицкий монастырь, а сам отправился на встречу с К. Брантом, известным корабельным мастером. Встреча назначена на Переяславском озере – месте, где Петр предпринял первые попытки кораблестроения .
В июле 1693 г. Петр отправился в Архангельск. Здесь он видел море и настоящие торговые суда – голландские и английские. Царь решил составить им компанию и взошел на борт 12-пушечной яхты «Святой Петр». Петр на протяжении шести дней сопровождал караван, но затем возвратился в Архангельск, изучил иностранные суда и возвратился в Москву. В Архангельске Петру удалось заложить 24-пушечный корабль «Апостол Павел».
1 мая 1694 г. царь вновь прибыл в Архангельск. Он ежедневно находился в среде голландцев и англичан, расспрашивал их, пытался принять участие в ремонтных работах. Царь понимал, что у него нет не только флота, но и людей, хоть сколько-нибудь похожих на моряков. Все имевшиеся капитаны кораблей были дилетантами – Гордон едва ли не потопил судно «Святой Павел» и сам сознался, что его спасло «божье чудо». Сам же «шхипер Питер» не считал себя готовым к управлению кораблем, ему приходилось довольствоваться таким морским составом, который имелся.
Ни для кого не было новостью, что царь любил пировать с англичанами и голландцами, изучал слесарные и плотничьи работы, готовился к чему-то более серьезному, чем кораблестроение на Переяславском озере. Цель Петра – во что бы то ни стало прорваться к морю.
От притязаний на Балтийское море сразу же пришлось отказаться – там царила первоклассная морская держава Швеция. Альтернативным вариантов являлись Черное и Азовское моря, где находились турки, с которыми справиться легче. Также у России были союзники против Турции – Польша, Австрия и Венеция. И в 1695 г. Петр направил свои войска к Азову.
После захвата Азова Петр приступил к созданию военно-морского флота. Этот флот, по мнению царя, должен быть более современным, чем парусные суда, участвовавшие во втором азовском походе. Для этого создавались «кумпанства». Петр понимал, что создание флота невозможно без наличия офицерского состава, знавшего морское дело, и кораблестроителей. Но в России их практически не было. Царь решил перенять опыт европейских стран и провел ряд мероприятий. Во-первых, он послал за границу молодых дворян для изучения морского дела. Среди 35 отправленных людей, 23 из них имели княжеский титул. О желании молодых людей никто не спрашивал. Из крестьянина получался корабельный плотник, из придворного – штурман, капитан, инженер.
В декабре 1696 г. Петр решил организовать посольство в Европу. Это посольство имело большое значение, т.к. его целями являлись наем зарубежных специалистов и отправка на обучение в Европу дворян. Программа обучения дворян включала два этапа: на первом ученикам преподавали азы военно-морских знаний – управление кораблем и боевыми действиями, на втором – основы кораблестроения. Если первый этап – обязательный, то второй – факультативный.
2 марта 1697 г. передовой отряд посольства выехал из Москвы. Посольство называлось Великим из-за численности его участников: их было более 250. Во главе великого посольства Петр назначили генерала-адмирала Ф.Я. Лефорта, человека светского и обходительного, знатока европейских обычаев; генерала и комиссара Ф.А. Головина, руководителя Посольского приказа, тонкого и опытного дипломата; думного дьяка П.Б. Возницына, одного из руководителей внешнеполитического ведомства, человека старой бюрократической закалки. Среди 35 учеников, отправленных на обучение корабельному делу, находился и Петр I, который скрывается под фамилией Михайлов. С.М. Соловьев считал, что в этом стремлении Петра на Запад отражалось «неодолимое стремление нецивилизованных, но исторических, благородных народов к цивилизации». Но сохранять инкогнито Петру удавалось не всегда: трудно не заметить человека, обладавшего ростом 2,04 метра. Среди учеников царь значился десятником – человеком возглавляющим десяток молодых людей.
В начале августа Петр пересек границу Голландии и отправился в центр кораблестроения – Саардам. Петр опередил посольство с прибытием на неделю, облачился в платье кораблестроителя, познакомился с верфями и даже работал топором.
Бывавшие в Москве голландцы узнали царя, которого везде сопровождала толпа людей. «Повсюду, — заметил современник-голландец, — он проявлял необыкновенную любознательность и часто спрашивал о том, что значительно превышало познания тех, к кому он обращался с расспросами. Его тонкая наблюдательность и особый дар понимания не уступали его необыкновенной памяти. Многие поражались особой ловкости его в работе, которой он превосходил иногда даже более опытных в деле людей. Так, рассказывают, что, находясь на одной бумажной мельнице и осмотрев все интересовавшее его, царь взял из рук мастера форму, которой тот черпал бумажную массу, и отлил такой образцовый лист бумаги, что никто другой не сумел бы сделать это лучше».
16 августа 1697 г. произошел торжественный въезд посольства в Амстердам. В Амстердаме подписали соглашение об обучении членов делегации на верфи Ост-индской компании.
По свидетельству Я.К. Номена , в конце августа и начале сентября директора Ост-Индской компании пригласили его царское величество работать и жить на их верфи. В.И. Буганов говорил о том, что одного из директоров звали Николаем Витзеном. Он являлся бургомистром Амстердама, автором книг о России и кораблестроении. Этого крупного администратора можно назвать опекуном Великого посольства. Петр сам изучал особенности кораблестроения, работая простым плотником. Здесь он был защищен от любопытных глаз, участвовал в сооружении судна в сто футов длиной. Царь просил, чтобы его здесь называли «Питер, плотник Зандамский». В середине ноября был спущен на воду фрегат «Петр и Павел», построенный царем и учениками. Корабельный мастер Поль говорил, что Петр Михайлов был «прилежным и разумным плотником» .
Но любознательный царь хотел изучить и теорию кораблестроения, тонкости и особенности. Чтобы осуществить эту цель, Петр отправился 11 января 1698 г. в Лондон. Наставник Петра – Геррит Клаас Поль был превосходным практиком, но теоретические познания мастера не удовлетворяли русского царя. Английские купцы и послы сообщили Петру, что в Англии теорией владели в совершенстве. Царь, одетый в платье голландского матроса, большую часть времени проводил на палубе. Адмирала Митчела, который сопровождал царя, он засыпал вопросами по навигации и устройству кораблей. Он пребывал на протяжении четырех месяцев в центре кораблестроения страны – Дептфорде, изучая чертежи и пропорции. Под руководством инспектора королевского флота сэра Энтони Дина он прошел теоретический курс кораблестроения. Затем Петр переместился в Портсмут – главную базу английского флота. Для царя устроили учения самых мощных военных кораблей, вооруженных 80-100 пушками и показательные сражения на море. Петр иронически заметил: «У адмирала в Англии значительно более веселая жизнь, чем у царя в России»
Таким образом, большое значение в деле строительства флота имело Великое посольство. Создание флота невозможно без наличия офицерского состава и кораблестроителей, которых в России были единицы. Поэтому царь послал за границу 35 молодых дворян для изучения морского дела.
Благодаря Великому посольству, произошел приток иностранных корабельных мастеров в Россию, которые передали свои знания русским. В то же время, обучавшиеся в Европе дворяне возвратились на родину со знаниями основ кораблестроения. Поражает энтузиазм русского царя, его энергичность и желание познать все стороны кораблестроения. Все те знания, которые он освоил во время пребывания в Европе, использовались в строительстве российского военно-морского флота.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.