Вероятность и статистика

  • Документация
  • pdf
  • 31.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала __10-11 классы Рабочая программа Вероятность и статистика .pdf

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Республика Саха (Якутия)

с. Хатыстыр МР ”Алданский район“ РС(Я)

МБОУ СОШ N220

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебного предмета «Вероятность и статистика» для обучающихся 10 — 1 1 классов на 2025 — 2026 уч. год

с. Хатыстыр 2025

1

ФЕДЕРАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный курс «Вероятность и статистика» базового уровня является продолжением и развитием одноименного учебного курса базового уровня основного общего образования. Учебный курс предназначен для формирования у обучающихся статистической культуры и понимания роли теории вероятностей как математического инструмента для изучения случайных событий, величин и процессов. При изучении учебного курса обогащаются представления обучающихся о методах исследования изменчивого мира, развивается понимание значимости и общности математических методов познания как неотъемлемой части современного естественно-научного мировоззрения.

Содержание учебного курса направлено на закрепление знаний, полученных при изучении курса на уровне основного общего образования, и на развитие представлений о случайных величинах и взаимосвязях между ними на важных примерах, сюжеты которых почерпнуты из окружающего мира. В результате у обучающихся должно сформироваться представление О наиболее употребительных и общих математических моделях, используемых для описания антропометрических и демографических величин, погрешностей в различного рода измерениях, длительности безотказной работы технических устройств, характеристик массовых явлений и процессов в обществе.

В соответствии с указанными целями в структуре учебного курса «Вероятность и статистика» для уровня среднего общего образования на базовом уровне выделены следующие основные содержательные линии: «Случайные события и вероятности», «Случайные величины и закон больших чисел».

Важную часть учебного курса занимает изучение геометрического и биномиального распределений и знакомство с их непрерывными аналогами показательным и нормальным распределениями.

Содержание линии «Случайные события и вероятности» служит основой для формирования представлений о распределении вероятностей между значениями случайных величин, а также эта линия необходима как база для изучения закона больших чисел — фундаментального закона, действующего в природе и обществе и имеющего математическую формализацию. Сам закон больших чисел предлагается в ознакомительной форме с минимальным использованием математического формализма.

Темы, связанные с непрерывными случайными величинами, акцентируют внимание обучающихся на описании и изучении случайных явлений с помощью непрерывных функций. Основное внимание уделяется показательному и нормальному распределениям, при этом предполагается ознакомительное изучение материала без доказательств применяемых фактов.

Общее число часов, рекомендованных для изучения учебного курса «Вероятность и статистика» 68 часов: в 10 классе 34 часа (1 час в неделю), в 1 1 классе 34 часа (1 час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

10 КЛАСС

Представление данных с помощью таблиц и диаграмм. Среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах, дисперсия и стандартное отклонение числовых наборов.

Случайные эксперименты (опыты) и случайные события. Элементарные события (исходы). Вероятность случайного события. Близость частоты и вероятности событий. Случайные опыты с равновозможными элементарными событиями. Вероятности событий в опытах с равновозможными элементарными событиями.

Операции над событиями: пересечение, объединение, противоположные события. Диаграммы Эйлера. Формула сложения вероятностей.

Условная вероятность. Умножение вероятностей. Дерево случайного эксперимента. Формула полной вероятности. Независимые события.

Комбинаторное правило умножения. Перестановки и факториал. Число сочетаний. Треугольник Паскаля. Формула бинома Ньютона.

Бинарный случайный опыт (испытание), успех и неудача. Независимые испытания. Серия независимых испытаний до первого успеха. Серия независимых испытаний Бернулли.

Случайная величина. Распределение вероятностей. Диаграмма распределения. Примеры распределений, в том числе, геометрическое и биномиальное.

11 КЛАСС

Числовые характеристики случайных величин: математическое ожидание, дисперсия и стандартное отклонение. Примеры применения математического ожидания, в том числе в задачах из повседневной жизни. Математическое ожидание бинарной случайной величины. Математическое ожидание суммы случайных величин. Математическое ожидание и дисперсия геометрического и биномиального распределений.

Закон больших чисел и его роль в науке, природе и обществе. Выборочный метод исследований.

Примеры непрерывных случайных величин. Понятие о плотности распределения. Задачи, приводящие к нормальному распределению. Понятие о нормальном распределении.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в 10 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:

читать и строить таблицы и диаграммы; оперировать понятиями: среднее арифметическое, медиана, наибольшее, наименьшее значение, размах массива числовых данных; оперировать понятиями: случайный эксперимент (опыт) и случайное событие, элементарное событие (элементарный исход) случайного опыта, находить вероятности в опытах с равновозможными случайными событиями, находить и сравнивать вероятности событий в изученных случайных экспериментах; находить и формулировать события: пересечение и объединение данных событий, событие, противоположное данному событию, пользоваться диаграммами Эйлера и формулой сложения вероятностей при решении задач; оперировать понятиями: условная вероятность, независимые события, находить вероятности с помощью правила умножения, с помощью дерева случайного опыта; применять комбинаторное правило умножения при решении задач; оперировать понятиями: испытание, независимые испытания, серия испытаний, успех и неудача, находить вероятности событий в серии независимых испытаний до первого успеха, находить вероятности событий в серии испытаний Бернулли; оперировать понятиями: случайная величина, распределение вероятностей, диаграмма распределения.

К концу обучения в 1 1 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:

сравнивать вероятности значений случайной величины по распределению или с помощью диаграмм; оперировать понятием математического ожидания, приводить примеры, как применяется математическое ожидание случайной величины находить математическое ожидание по данному распределению; иметь представление о законе больших чисел; иметь представление о нормальном распределении.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 КЛАСС

Наименование раздела (темы) курса

Количество часов

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

Представление данных и описательная статистика

4

Представление данных с помощью таблиц и диаграмм. Среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах, дисперсия, стандартное отклонение числовых наборов

Извлекать информацию из таблиц и диаграмм, использовать таблицы и диаграммы для представления статистических данных. Находить описательные    характеристики данных.

Выдвигать, критиковать гипотезы о характере случайной изменчивости и определяющих ее факторах

Случайные опыты и случайные события, опыты С равновозможными элементарными исходами

З

Случайные эксперименты (опыты) и случайные события.

Элементарные события (исходы). Вероятность      случайного события. Вероятности событий в опытах с равновозможными элементарными событиями.

Практическая работа

Выделять на примерах случайные события в описанном случайном опыте.

Формулировать условия проведения случайного опыта.

Находить вероятности событий в опытах с равновозможными исходами.

Моделировать опыты С равновозможными элементарными

 

 

 

 

исходами в ходе практической работы

Операции над событиями, сложение вероятностей

З

Операции над событиями:

пересечение, объединение событий, противоположные события. Диаграммы Эйлера.

Формула сложения вероятностей

Использовать диаграммы Эйлера и словесное описание событий для формулировки и изображения объединения и пересечения событий. Решать задачи с использованием формулы сложения вероятностей

Условная вероятность, дерево случайного опыта, формула полной вероятности и независимость событий

6

Условная вероятность. Умножение вероятностей. Дерево случайного эксперимента. Формула полной вероятности. Независимые события

Решать задачи на нахождение вероятностей событий, в том числе условных с помощью дерева случайного опыта.

Определять независимость событий по формуле и по организации случайного опыта

Элементы комбинаторики

4

Комбинаторное правило умножения. Перестановки и факториал. Число сочетаний. Треугольник Паскаля. Формула бинома Ньютона

Использовать правило умножения для перечисления событий в случайном опыте. Пользоваться формулой и        треугольником Паскаля для определения числа сочетаний

 

Серии последовательных испытаний

З

Бинарный случайный опыт

(испытание), успех и неудача. Независимые испытания. Серия независимых испытаний до первого

Разбивать сложные эксперименты на отдельные испытания.

Осваивать понятия:    испытание, серия независимых испытаний.

 

 

успеха. Серия испытаний Практическая использованием таблиц

независимых Бернулли. работа         С электронных

Приводить        примеры    серий независимых испытаний. Решать задачи на поиск вероятностей событий в серии испытаний до первого успеха и в сериях испытаний Бернулли. Изучать в ходе практической работы с использованием электронных таблиц вероятности событий в сериях независимых испытаний

 

Случайные величины и распределения

6

Случайная величина.

Распределение вероятностей. Диаграмма распределения. Сумма и произведение случайных величин. Примеры распределений, в том

числе        геометрическое   и биномиальное

Осваивать понятия: случайная величина, распределение, таблица

распределения, диаграмма распределения. Приводить примеры распределений, в том

числе       геометрического и биномиального. Сравнивать распределения случайных величин Находить значения суммы и произведения случайных величин.

Строить и распознавать геометрическое и биномиальное распределение

овторение, обобщение, систематизация знаний

5

Описательная статистика.

Случайные опыты и вероятности случайных событий. Операции над

событиями. Элементы комбинаторики, серии

независимых испытаний

  Повторять        изученное

выстраивать систему знаний

и

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

 

 

 

11 КЛАСС

Наименование раздела (темы) курса

Количество часов

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

Математическое ожидание случайной величины

4

Примеры применения математического ожидания (страхование, лотерея).

Математическое ожидание суммы случайных величин.

Математическое         ожидание геометрического        и биномиального распределений

Осваивать понятие математического ожидания.

Приводить и обсуждать примеры применения       математического ожидания. Вычислять математическое       ожидание. Использовать       понятие математического ожидания и его свойства при решении задач. Находить по известным формулам математическое ожидание суммы случайных величин.

Находить по известным формулам математические ожидания случайных величин, имеющих геометрическое и биномиальное распределения

 

  Дисперсия                     и

стандартное отклонение случайной величины

4

  Дисперсия        и

отклонение.

геометрического биномиального Практическая

использованием таблиц

стандартное Дисперсии

и распределения. работа электронных

Осваивать понятия: дисперсия, стандартное      отклонение случайной величины. Находить дисперсию

по распределению.

Находить по известным формулам дисперсию геометрического и биномиального распределения, в том числе в ходе практической работы       С       использованием электронных таблиц

Закон больших чисел

З

Закон       больших    чисел. Выборочный метод исследований. Практическая    работа

использованием электронных таблиц

Знакомиться с выборочным методом исследования совокупности данных. Изучать в ходе практической работы

с использованием электронных таблиц применение выборочного метода исследования

Непрерывные случайные

величины

(распределения)

2

Примеры непрерывных случайных величин. Функция плотности распределения. Равномерное распределение и его свойства

Осваивать понятия: непрерывная случайная величина, непрерывное распределение, функция плотности вероятности.

Приводить примеры непрерывных случайных величин.


 

 

 

 

Находить вероятности событий по данной функции плотности, в том числе равномерного распределения

Нормальное распределение

2

Задачи, приводящие к нормальному распределению. Функция плотности и       свойства     нормального распределения. Практическая работа с использованием электронных таблиц

Осваивать понятия: нормальное распределение.

Выделять по описанию случайные величины  распределенные  по нормальному закону. Приводить примеры задач, приводящих к нормальному      распределению. Находить числовые характеристики нормального распределения по известным формулам.

Решать      задачи,       связанные  С применением свойств нормального распределений, в том числе с использованием электронных таблиц

Повторение, обобщение и систематизация знаний

19

Представление данных с помощью таблиц и диаграмм, описательная

статистика,              опыты

равновозможными элементарными событиями,         вычисление вероятностей событий

Повторять изученное и выстраивать систему знаний

 

 

с применением формул и графических методов

(координатная прямая, дерево, диаграмма Эйлера), случайные величины и распределения математическое ожидание случайной величины

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО

ЧАСОВ ПО ПРОГРАЛЛЛЕ

34

 

 

6

5