Требовательность – завышенная. Интерес к ребёнку – недостаточный.
Сочетание высоких требований к ребёнку с пониженным вниманием к его потребностям вызывает у ребёнка повышенную моральную ответственность, зачастую для него непосильную. Иногда ребёнок растёт как помощник матери. Так даётся установки на самопожертвование, а в итоге формируется тревожно – мнительная акцентуация личности. На первый план может выходить эмоциональное отвержение. Родители злоупотребляют наказаниями, лишают ребёнка удовольствий, не удовлетворяют его потребностей. Этот стиль ведёт к формированию невротических расстройств у ребёнка.
Требовательность – заниженная. Интерес к ребёнку – недостаточный.
Недостаток интереса к ребёнку вместе с невысокой требовательностью ведёт к гипопротекции. Ребёнок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его, заняты собой. Часто это приводит к отклоняющемуся поведению.
Иногда родители пытаются контролировать ребёнка, но при таком стиле воспитания контроль носит формальный характер. На самом деле родители ребёнком не интересуются. Самостоятельность и свобода являются необходимыми условиями воспитания, но не основными: абсолютная свобода равняется одиночеству.
Требовательность – завышенная. Интерес к ребёнку – излишний.
Излишняя требовательность родителей в сочетании с повышенным вниманием к ребёнку ведёт к гиперпротекции. Ребёнок не имеет возможности совершать самостоятельные поступки, перед ним ставят многочисленные ограничения и запреты. У ребёнка не сформированы инициатива и чувство долга.
Требовательность – заниженная. Интерес - излишний.
Если повышенный интерес к ребёнку сопровождается нетребовательностью родителей, если стремятся к максимальному удовлетворению его потребностей, то ребёнок оказывается в центре внимания родителей и других членов семьи. Это кумир семьи. Ребёнок не возмущается: ему это невыгодно, за него и так все делают. В результате страдает произвольность, недостаточно развиты нравственные нормы. В гипертрофированных случаях такой стиль воспитания вызывает настоящий культ болезней. Внимание фиксируется на любом недуге, на недомогании; родители формируют образ «больного», проявляют излишнюю заботу. В результате ребёнок делает вывод: «Меня любят больше, когда я болею». Такой стиль воспитания формирует у ребёнка эгоцентризм, завышенный уровень притязаний.
Правила общения с ребёнком.
1. Можно выражать своё недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом.
2. Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они ни были.
Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.
3. Не требуйте от ребёнка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.
4. Недовольство действиями ребёнка не должно быть систематическими, иначе оно перестаёт восприниматься.
5. Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребёнка.
6. Позволяйте ребёнку встречаться с отрицательным последствиями своих действий. Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».
7. Если ребёнку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. Но при этом возьмите себе только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.
8. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребёнок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы сообщаете ему: «С тобой всё в порядке, «Ты справишься!»
9. Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребёнка.
10. Постепенно, но неуклонно снижайте с себя ответственность за личные дела вашего ребёнка, пусть он чувствует себя ответственным за их выполнение.
11. О своих чувствах говорите ребёнку от первого лица. Сообщайте о себе, о своём переживании, а не о нём и его поведении.
Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребёнку самому развиваться.
П. Лесгафт
Дети учатся тому, что видят в своей жизни:
Дорис Лоу Ноулт
Психологическая служба
Весы воспитания
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.