VI - XII классы. Развитие слухового восприятия, формирование произношения

  • docx
  • 29.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала VI РСВ и ФПСОР.docx

 

VI - XII классы.

I. Развитие слухового восприятия.

В 6-12 классах продолжается работа по обучению слабослышащих детей восприятию на слух устной речи со звукоусиливающей аппаратурой и без нее, а так же над произношением. В программе определено примерное оптимальное расстояние, на котором ученики с разной степенью тугоухости должны воспринимать речевой материал на слух без аппарата и с индивидуальным слуховым аппаратом.

В процессе тренировки должно изменяться оптимальное расстояние, на котором учащиеся воспринимают на слух предлагаемый речевой материал.

Особое внимание в 6-12 классах учитель уделяет обучению восприятию на слух незнакомых учащимся текстов, определению их основного содержания. В программе указан примерный объем предлагаемых для восприятия на слух текстов (20-25 предложений). Они воспринимаются учащимися целиком с помощью индивидуальных аппаратов и без них. Проводятся также занятия по обучению восприятия речи по телефону и с магнитофона,  по радио, по  телевидению. После  работы над текстом  дается на слух  диалоговая речь с целью: научить обучающихся использовать изученный материал в жизненных ситуациях, уметь  ответить на заданный вопрос, составить свою реплику в  соответствии  с темой. 

Условия, в которых учащиеся воспринимают речевой материал на слух, должны с каждым годом приближаться к естественным.

Обучению восприятию речи разговорной громкости без индивидуального слухового аппарата отводится не более одной трети времени, выделяемого на слуховую тренировку. Наряду с этим учащиеся, которым доступно восприятие шепотной речи на занятии в течение 2-3 минут тренируются в восприятии  речевого материала, произносимого шепотом.

II. Обучение произношению.

     Обучение произношению в 6 – 10, 6 – 12 классах предполагает дальнейшее совершенствование произносительных навыков как на специальных занятиях по коррекции произношения, так и на общеобразовательных уроках, на внеклассных занятиях. Коррекция произношения происходит на основе восприятия образца речи педагога и подражания ему.

     В 6 – 7 классах особое внимание следует обращать на дифференциацию часто смешиваемых в произношении обучающихся носовых и ротовых звуков (м-п, б-м, н-т, н-д), свистящих, шипящих и аффрикат (с-ш, з-ж, с-ц, ш-ч), звонких и глухих (б-п, д-т, г-к, з-с, ж-в, в-ф), слитных и щелевых (ц-с, ч-ш), слитных и смычных (ц-т, ч-т). Наряду с этим ведётся работа по закреплению навыков правильного воспроизведения ритмико-интонационной стороны устной речи.

     В 8 – 10, 11 – 12 классах наибольшее время отводится работе над выразительностью речи (правильное членение фразы на смысловые синтагмы, интонационная окраска при помощи модуляции голоса и др).

     Индивидуальное занятие состоит из 2-х частей: работа над произношением – одна часть, работа по развитию слухового восприятия речи – другая часть занятия.

     Контроль достижения учащимися оптимального уровня восприятия и воспроизведения речи, обусловленного программными требованиями, осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в формах: обследование состояния слуха и речи, контрольные работы, слухоречевые конференции.

     Тематический план программы носит примерный характер, предполагает вариативность в зависимости от особенностей обучающихся, что находит отражение в календарно-тематических планах.

     В программе имеется Приложение к разделу обучение произношению в 6 – 10 классах, 6 – 12 классах, 1 – 10 классах, 1 – 12 классах.