ВИДЫ АРХИТЕКТУРНОЙ ГРАФИКИ

  • docx
  • 24.08.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок №5 ВИДЫ АРХИТЕКТУРНОЙ ГРАФИКИ.docx

ВИДЫ АРХИТЕКТУРНОЙ ГРАФИКИ

Творческий процесс создания архитектурного объекта можно условно разделить на две стадии. Первая стадия связана с «идеальным» моделированием, она включает выполнение эскизов, чертежей и макетов будущей постройки. Вторая стадия – «материальная» часть, когда архитектор наблюдает и контролирует строительство архитектурного объекта. Начиная с XV века архитектор по большей части занимается работами, связанными с первой стадией, которая в наше время называется проектированием. Основной объем изобразительной информации, формирующейся в процессе проектирования, передается с помощью различных видов архитектурной графики. Во второй половине XVIII века сформировались основные виды архитектурной графики, которые и в наше время отражают задачи проектного процесса и носят название архитектурного рисунка, эскиза и чертежа. Каждый вид имеет свою изобразительную специфику. Поиск архитектурной идеи осуществляется посредством эскизов и предварительных рисунков, а оформление проектных материалов происходит в виде чертежей, графических моделей и схем.

Архитектурный рисунок как способ изображения средовых объектов

Архитектурный рисунок представляет собой любое рисованное произведение архитектора, назначение которого не обязательно преследует профессиональные цели. Сюжет архитектурного рисунка может иметь самостоятельное значение в качестве наброска с натуры или иллюстрации, но может быть составной частью архитектурного эскиза или чертежа. Кроме того, навыки архитектурного рисунка необходимы для изображения окружающей предметной и природной среды, элементов средового оборудования. С их помощью архитектурный объект приобретает реальные размеры и становится сомасштабным как человеку, так и элементам природной среды. Творческий и стилевой диапазон применения архитектурного рисунка настолько широк, а его значение в современной проектной 15 деятельности так велико, что каждая из его разновидностей заслуживает специального изложения. В данном случае мы будем рассматривать особенности архитектурных рисунков, оформляющих проектные материалы. Такая особенность характерна исключительно для архитектурной графики, так как в инженерной графике повсеместно и неукоснительно, а в дизайнерских чертежах за редким исключением не рекомендуется изображать что-либо, кроме объекта проектной разработки. Специфика такова, что в различных проектных ситуациях требуется показать окружение объектов – природную или урбанизированную среду, в которой они существуют. Архитектурный рисунок, оформляющий проектные материалы, обобщенно называют антуражем и стаффажем, которые являются стилизованными изображениями естественного и искусственного окружения проектируемых архитектурных объектов. К середине XVIII века в архитектурной терминологии входит в употребление выражение «антураж», которое в буквальном переводе с французского звучит как «окружение» или «обстановка». Ранее оно употреблялось для обозначения части графической или живописной композиции, изображающей ландшафт. В современном архитектурном языке антуражем называют изображение различных деталей пейзажа, дополняющих чертежные материалы. Несколько позднее входит в употребление немецкое слово «стаффаж», обозначающее второстепенные детали, не являющиеся основной темой изображения. В наше время стаффажем называют рисунки, изображающие людей, животных, автомобили, детали оборудования, которые дополняют композицию проектных материалов. Начертание элементов стаффажа и антуража, выполненных средствами линейной графики, резко отличается от их изображения техническими приемами тональной и цветной графики. Выбор техники исполнения предопределяет стиль, характер, структурные особенности антуража и стаффажа. Знание специфики графического исполнения рисунка, деталей природной и предметной среды помогает более точно определять технические приемы оформления чертежа. Основным критерием для выбора стилистики деталей стаффажа и антуража является характер графики архитектурных чертежей. 16 Каждый проектировщик вырабатывает свою личную манеру графики, свой стиль архитектурного рисунка, основа которых закладывается в длительной практике черчения и рисования. Детали антуража и стаффажа могут выполняться автором проекта от руки. В этом случае рисунок выглядит подчеркнуто живописно, что контрастирует с четкой и строгой линейной или тональной графикой, в которой выполнены чертежи. Каковы бы ни были технические приемы исполнения антуража и стаффажа, выполняются они вручную или в технике летрасета, их качество зависит от умения компоновать проектные материалы на презентационной плоскости, способности органично сочетать чертежи и элементы антуража или стаффажа, учитывать индивидуальную специфику композиции каждого изображения. Следует композиционно закреплять зрительную связь деталей антуража и стаффажа с проекцией здания или сооружения, располагать их на линии горизонта, пересекать их контуры с абрисом здания. Это позволяет выявить размер сооружения и создает впечатление реальной среды, окружающей архитектурный объект. В композиции проектных материалов архитектурный объект должен восприниматься ясно и легко. Интенсивность заполнения презентационной плоскости деталями антуража и стаффажа должна быть ограниченной, поскольку их основная задача – помогать зрителю освоить замысел архитектурного проекта. Вывод. Как вид архитектурной графики архитектурный рисунок имеет вспомогательное значение, но навыки рисования играют большую роль в деятельности архитектора. С их помощью он совершенствует свое графическое мастерство и творческие способности, фиксирует свои проектные замыслы.