Виды декоративно-прикладного творчества при работе с древесиной. Мозаика.
Оценка 4.9

Виды декоративно-прикладного творчества при работе с древесиной. Мозаика.

Оценка 4.9
Документация
docx
технология
7 кл
20.01.2020
Виды декоративно-прикладного творчества при работе с древесиной. Мозаика.
Конспект урока по технологии
технология. мозаика по древесине.docx

Предмет: «Технология. Индустриальные технологии» 7 класс.

Дата проведения 10.02.20

Тема урока: Виды декоративно-прикладного творчества при работе с древесиной. Мозаика. (90 мин.)

Цели урока:

·           дать представление о мозаике как способе художественного оформления изделий из древесины. Сформировать знания о видах мозаики (инкрустации, интарсии, блочной мозаики, маркетри др.);

·           способствовать развитию логического мышления, пространственного воображения, познавательного интереса, творческих способностей;

·           создать условия для воспитания у учащихся трудолюбия, аккуратности, художественного вкуса, чувства ответственности за результаты своей деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Форма проведения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: карточки, лампочки (для игры), спички, зубочистки, шпажки, кусачки, клей, картон, щипцы, карандаш, линейка, ножницы.

Ход урока

I.                  Организационный момент. (5 мин.)

Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку.

Создание ситуации успеха. Упражнение «Кораблик» (Что вы ожидаете от сегодняшнего урока?).

- Я рекомендую быть внимательными во время занятия, чтобы в конце урока вы уверенно могли сказать себе: «Теперь я знаю больше!».

II.              Актуализация опорных знаний. (10 мин.)

1.     С какими технологиями декоративно-прикладной обработки древесины вы познакомились в 5, 6 классах?

(Выжигание, ажурная резьба, плоско-выемчатая резьба, скульптурная резьба).

2.     Какие древесные материалы применяются для выполнения декоративно-художественных работ? 

(Мягкие древесные породы: липа, осина, ольха, а также фанера).

3.     Какие инструменты применяются для выполнения этих работ?

(Плоские косые ножи с коротким лезвием, лобзик).

4.     Что такое шпон?

(Шпон - это тонкий слой древесины толщиной 0,35-4,0 мм. Существует струганый и лущеный шпон. Шпон изготавливают обычно из бревен ценных пород дерева (ореха, березы и т.д.).

5.     Какие инструменты применяются для изготовления деталей с криволинейным контуром?

(Ручные лобзики).

- С темой нашего урока случилось несчастье, пока я шла к вам, одно из слов в теме…… пропало, его превратили в ребус, но я думаю, проблема разрешимая, давайте попытаемся его расшифровать и назовем вместе тему урока.

М,  ..

                                        3

Итак, тема урока: Виды декоративно-прикладного творчества при работе с древесиной. Мозаика.

- А теперь давайте вместе определим цель нашего урока. (Сегодня на уроке мы сформулируем понятие мозаики, познакомимся с мозаикой на примере изделий из древесины, наша цель – усвоить приемы художественной обработки древесины.)

III.           Мотивация учебной деятельности(5 мин.). (Выставка работ учащихся прошлых лет).

Когда слышите слово «мозаика», какие у вас возникают ассоциации? (Составление кластера).

Можно ли в нашем городе увидеть рисунок, выполненный в виде мозаики? Где?

IV.                Изучение нового материала (15 мин.).

1.                 Мне бы очень хотелось сделать небольшой экскурс в историческое прошлое мозаики.

Есть виды искусства, которые существовали и будут существовать всегда. Наравне с музыкой и живописью, к таким видам деятельности человека относится и мозаичные творения. Удивительно, но и в наш прагматичный век шедевры мозаики продолжают появляться на свет.

Возникновение самого слова «мозаика» окутано тайной. По одной версии, оно происходит от латинского musivum МЬЮЗИВАМ и переводится как «посвященная музам», по другой - это ОПАС МЬЮЗИВАМ то есть разновидность кладки стены или пола из мелких камешков.

Человечество давно научилось использовать природные материалы, наиболее доступным и красивым из которых является древесина. Древесина прекрасна сама по себе. Ее теплый блеск, рисунок, цвет и аромат неповторимы. Она как живая. Да почему как? Попав в руки истинного мастера, она обретает душу, оживает. И нет большей радости, чем вдохнуть жизнь, душу во что-нибудь неодушевленное! Деревья, из которых созданы изделия, при этом обретают вторую жизнь.

Окружающий нас сегодня мир стал настолько технологичен и сложен, перегружен информацией, насыщен яркими пятнами реклам, стеклом и пластиком офисной мебели и магазинов, что, возвратившись домой после напряженного дня, нам хочется уюта, спокойствия и теплоты.

Древесина в интерьере нашего дома как раз и является тем материалом, фактура, цвет и «живое» тепло которого, создают атмосферу психологического отдыха.

Художественная обработка древесины является едва ли не самым древним видом прикладного творчества. Живы памятники деревянного зодчества и отдельные предметы, относящиеся к IX – XIV столетиям.

Мастера умели создавать удивительные по красоте и изысканности узоры. К таким узорам относится мозаика (демонстрация готовых образцов изделий).

Мозаика относится к одному из основных видов декоративного искусства.

Мозаика — орнаментальное или видовое изображение, набранное из кусочков или нескольких материалов(камень, стекло, керамическая плитка, древесина) на какой-либо поверхности. (запись определения в тетради).

История мозаики берет начало в Древней Греции. В Древнем Риме и Византии это искусство получило весьма широкое распространение, после чего было надолго забыто и возродилось лишь в середине XVIII века.

Известная с древности римская мозаика набиралась из бесчисленного множества разноцветных, но практически одинаковых по форме элементов, они подбирались вплотную.

В эпоху Возрождения мозаичные панно стали создавать, вырезая крупные куски камня по форме рисунка. Так появилась флорентийская мозаика, лучшие примеры которой можно встретить в оформлении интерьеров величайших дворцов Европы.

Россия, как это нередко бывает, шла к мозаичным шедеврам особым путем. Русская мозаика отличалась тем, что точно подогнанные тончайшие пластинки уральских полудрагоценных камней благодаря сложнейшей работе создавали ощущение монолитного объема не "испорченного" швами. К развитию этого ремесла в России прямое отношение имел Михаил Васильевич Ломоносов, да и крупнейшее мозаичная картина тоже находится в нашей стране - в Петербургском храме Спаса на Крови.

Плитками с узорной росписью выложены стены старинных сооружений в Средней Азии. Многие орнаменты существуют уже тысячи лет. В разные эпохи, в разных странах создавались свои особые узоры, непохожие на другие. В них отразилась национальная культура народов.

Различают несколько видов мозаики. Но за богатство и разнообразие цветовых и декоративных возможностей особо выделяют мозаику по древесине. Она служит для отделки предметов быта: мебели, шкатулок, сувениров, панно. Используя в работе разные породы древесины, естественную игру цвета и текстуру материала даже одной породы, можно достичь большой выразительности.

Процесс создания мозаики тесно связан с рисованием, черчением, столярными работами.

Познакомимся с основными видами отделки древесины мозаикой: инкрустацией, интарсией, маркетри, паркетри, блочной.

- Наглядные примеры использования орнаментов мозаики вы можете увидеть в буклетах, подготовленных старшеклассниками.

Еще в древнем Египте для украшения ларцов, саркофагов и других изделий, в основном из черного дерева с наклейками из слоновой кости, широко применялась инкрустация.

Инкрустация – украшение деревянных изделий врезанными в их поверхности пластинками металла, перламутра, слоновой кости и других материалов.

Одной из разновидностей инкрустации является контурный орнамент из металлической полоски (жилки), вбитой заподлицо в древесину. Такие жилки изгибают и забивают в поверхность древесины.

Узорчатую сетку из металлических жилок называют филигранью (применяется для отделки дверей и мебели.)

Следующий вид отделки древесины мозаикой – интарсия.

Интарсия – инкрустация деревом по дереву.

Фоном для мозаичных украшений является плоскость массивной древесины, в основном из ценных пород. В углубления определенных контуров вклеиваются деревянные вставки различной формы, цветов и текстуры.

Поверхности под интарсию тщательно отделывают: шлифуют, иногда лакируют.

Еще один вид отделки – маркетри.

Маркетри – украшение поверхности древесины наклеенными кусочками шпона из различных пород и текстуры.

В маркетри сочетаются интарсия и облицовывание, так как разноцветные кусочки шпона (вставки) вырезают и вклеивают по определенному рисунку в соответствующие формы – гнезда (вырезки) в фоновом шпоне.

Составленный набор с лицевой стороны склеивают клеевой лентой, а затем наклеивают на поверхность украшаемого изделия.

Чтобы повысить художественное значение мозаичной вставки, следует продумать контраст не только материала, но и цвета.

При сборке главная задача – максимально плотно уложить кусочки шпона друг к другу, чтобы швы были практически незаметны.

Инструментом для резания является плоский нож-резак.

Самым современным и менее трудоемким видом отделки древесины мозаикой является паркетри.

Паркетри - это набор, при котором мозаика представляет собой простой рисунок типа паркета из прямолинейных одинаковых геометрических фигур.

Этот набор делается способом склеивания предварительно нарезанных элементов по кромкам или путем наклеивания их на расчерченную бумагу вплотную друг к другу. Когда рисунок заполняет всю поверхность, элементы мозаики врезают один за другим и вклеивают в лист плотной бумаги (набор в бумагу), на которую нанесен контурный рисунок мозаики.

Блочная мозаика — данная техника состоит в том, что сначала по эскизу художника делают цельный блок из склеенных вместе брусочков цветного дерева, а затем этот блок разрезают поперек на отдельные узорные пластинки, а затем с их помощью набирают мозаичное изображение.

2. Мозаика состоит из орнамента.

Очень много орнаментов применяют также в вышивке. Мы уже с вами говорили об этом на уроках ИЗО.

Композиция – это соединение отдельных элементов в единое художественное целое, которое отображает замысел автора. Во время художественного конструирования выделяется главная часть оформления, которую называют центром композиции. Элементы композиции можно размещать в строчке, а можно в сетке. Орнаментальная композиция состоит из простых, обычно геометрических элементов (паркетри). Сюжетная композиция олицетворяет действие, растение, животное или природу.

Для гармонического соединения элементов между собой в композицию применяют способы композиции.

Метрический ряд – повторение одного элемента с одинаковым промежутком.

Симметрия – одинаковое размещение элементов относительно оси.

Контраст – резко выраженная разница между однородными качествами изделия.

Нюанс – незначительные отличия между однородными качествами изделия.

В мозаике распространенными являются геометрические и растительные орнаменты. Орнаментом называют узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов. («Орнамент» в переводе с латинского означает «узор»)(запись в тетрадь).

Русский орнамент содержит изображения полевых цветов, колосьев ржи и пшеницы или их снопы, листья, плоды садовых деревьев и кустарников – символ плодородия. Изображение птицы в русском орнаменте - символ счастья.

Элементы, которые повторяются в орнаменте, называют раппортом. Более сложными в исполнении являются сюжетные композиции. Их создают на основе фото и стилизуют или адаптируют. Определяют контуры основных деталей. Очень мелкие детали объединяют между собой.

                                                                      

V.                    Закрепление нового материала (10 мин.).

- Итак, мы познакомились с основными видами мозаики по дереву. Назовите их? (инкрустация, интарсия, маркетри, паркетри, блочная). На листочках написаны виды мозаики, прикрепите их к соответствующим иллюстрациям на доске.

 

 

Маркетри

Паркетри

Инкрустация

Блочная 

Интарсия

 

https://i.pinimg.com/originals/9b/72/a5/9b72a55e131a07300d4ccd49a0edbec2.jpg

 

Игра «Верю, не верю». Верны ли следующие утверждения:

Утверждение

Да

Нет

Мозаика - это вид декоративно - прикладного искусства.

+

 

Для создания инкрустации используют кусочки различных материалов: перламутра, янтаря, металла, слоновой кости, драгоценных камней.

+

 

Для изготовления мозаики в технологии интарсии используют тонкие кусочки шпона различных древесных пород.

 

_

Для изготовления мозаики в технологии интарсии используют фигурные кусочки дерева различных  пород.

+

 

Для изготовления мозаики в технологии маркетри используют фигурные кусочки шпона ценных древесных пород.

+

 

Для изготовления мозаики в технологии интарсии применяют станочное оборудование.

 

 

 

_

Орнаментом называют узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов.

+

 

Паркетри - это набор, при котором мозаика представляет собой простой рисунок типа паркета из прямолинейных одинаковых геометрических фигур.

+

 

 

VI.           Практическая работа. Выполнение мозаики из спичек. Это подарок для пап (декоративная подставка под кружку)(40 мин).

А эпиграфом к нашей работе пусть послужат такие слова (на доске):

Тот, кто в жизни красивое сделал хоть раз,
Сделать что-нибудь плохо уже не захочет.

                                                         В. Федоров

- А как вы думаете, какие качества характера нам сегодня помогут в работе? (усидчивость, целеустремленность, творчество, …)

Для работы вам понадобится: спички, зубочистки, шпажки, кусачки, клей ПВА, ДВП или картон, пинцет, ножницы, лак, морилка.

 

Инструктаж вводный.  

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ.

1.Правильно организовать свое рабочее место. Работать только на верстаках.

2. Работая со спичками, надо быть особо осторожными, края крошатся на мелкие кусочки, которые могут поранить руки.

3. Клей для работы необходимо разливать в специальные контейнеры для клея и пользоваться только кистью.

4. Кусачки без работы лежат на столе с сомкнутыми лезвиями. Передавать ручками от себя.

5. Обрабатывая работу наждачной бумагой, помни, что от неё образуются опилки, которые надо аккуратно стряхнуть на бумагу. Опилки не сдувать с верстака, а сметать щеткой.

 

Порядок выполнения работы

1.                 Выбрать форму контура будущей подставки. Начертить.

2.                 Вырезать по контуру.

3.                 Продумать орнаментальную композицию будущей мозаики.

4.                 Начертить основные линии орнамента.

5.                 Нарезать спички на кусочки. Часть кусочков покрасить морилкой.

6.                 Промазать клеем по средним линиям. Приклеить основные линии.

7.                 Выложить рисунок, сочетая цвета. Приклеить без пробелов.

8.                 После высыхания зачистить наждачной бумагой.

9.                 Покрыть работу лаком.

10.            Края работы можно задекорировать джутом.

Текущий инструктаж.

Заключительный инструктаж.

Оценка результатов работы учащихся: выбор лучших работ учащихся, разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших, разъяснение возможностей применения полученных знаний, умений и навыков.

- Обратите свое внимание на получившиеся композиции - теперь вы понимаете, что сущность мозаики заключается в составлении определенного рисунка из древесных материалов.

VII. Подведение итогов (5 мин.).

В конце урока учитель выставляет каждому ученику комплексную оценку, учитывая результаты выполнения практической работы и ответы на вопросы, отмечает лучшие работы обучающихся.

Рефлексия. Прием «Незаконченное предложение».

На уроке я узнал…

На уроке мне было непонятно…

На уроке мне особенно понравилось…

Из урока я смогу рассказать родителям о…

На уроке у меня лучше всего получилось…

Мне помогло на уроке выполнить хорошо работу…

Мне не хватает для достижения нового уровня мастерства…

- Совпали ли ваши ожидания от урока?

Итак, вы познакомились с терминами, мозаичными техниками. Пользуйтесь полученной на уроке базой, но не ограничивайте себя традицией, экспериментируйте. Существует много способов выразить себя. Вы можете стать первооткрывателем в мозаичной технике.

Начав заниматься мозаикой, вы по-другому станете смотреть на окружающие вещи. Когда-то вы считали, что осколок стекла или разбитая чашка – вещи совершенно бесполезные и их следует выбросить. Теперь же они могут стать объектом для вашего творчества, и вы начнете обдумывать, как их использовать для вашего следующего замысла

VIII. Домашнее задание.

1. Повторить пройденный материал, используя буклет.

2. Дома найти в книгах, журналах, альбомах, в интернете простой, но интересный по содержанию рисунок. Достаточно набрать в поисковой строчке: «Интарсия по дереву», картинки. Рисунок должен быть лаконичным и простым. Очень важно, чтобы каждая часть рисунка имела чётко обозначенные границы.

- Итак, ребята, каждый из вас сегодня почувствовал себя немного художником, художником, который рисует не красками, а деревом, что под силу только настоящим мастерам, а каждый мастер заслуживает аплодисментов, так давайте поаплодируем друг другу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паркетри

Блочная 

Инкрустация

Интарсия

Маркетри

https://i.pinimg.com/originals/9b/72/a5/9b72a55e131a07300d4ccd49a0edbec2.jpg

 

 

 

Тот, кто в жизни красивое сделал хоть раз,
Сделать что-нибудь плохо уже не захочет.

 

                                                              В. Федоров

 

 

Порядок выполнения работы

1.     Выбрать форму контура будущей подставки. Начертить.

2.     Вырезать по контуру.

3.     Продумать орнамент будущей мозаики.

4.     Начертить основные линии орнамента.

5.     Нарезать спички на кусочки. Часть кусочков покрасить морилкой.

6.     Промазать клеем по средним линиям. Приклеить основные линии.

7.     Выложить рисунок, сочетая цвета. Приклеить без пробелов.

8.     После высыхания зачистить наждачной бумагой.

9.     Покрыть работу лаком.

 

 

Виды декоративно-прикладного творчества при работе с древесиной. Мозаика.

Виды декоративно-прикладного творчества при работе с древесиной. Мозаика.

Виды декоративно-прикладного творчества при работе с древесиной. Мозаика.

Виды декоративно-прикладного творчества при работе с древесиной. Мозаика.

Виды декоративно-прикладного творчества при работе с древесиной. Мозаика.

Виды декоративно-прикладного творчества при работе с древесиной. Мозаика.

Виды декоративно-прикладного творчества при работе с древесиной. Мозаика.

Виды декоративно-прикладного творчества при работе с древесиной. Мозаика.

Виды декоративно-прикладного творчества при работе с древесиной. Мозаика.

Виды декоративно-прикладного творчества при работе с древесиной. Мозаика.

Виды декоративно-прикладного творчества при работе с древесиной. Мозаика.

Виды декоративно-прикладного творчества при работе с древесиной. Мозаика.

Виды декоративно-прикладного творчества при работе с древесиной. Мозаика.

Виды декоративно-прикладного творчества при работе с древесиной. Мозаика.

Виды декоративно-прикладного творчества при работе с древесиной. Мозаика.

Виды декоративно-прикладного творчества при работе с древесиной. Мозаика.

Виды декоративно-прикладного творчества при работе с древесиной. Мозаика.

Виды декоративно-прикладного творчества при работе с древесиной. Мозаика.

Виды декоративно-прикладного творчества при работе с древесиной. Мозаика.

Виды декоративно-прикладного творчества при работе с древесиной. Мозаика.

Виды декоративно-прикладного творчества при работе с древесиной. Мозаика.

Виды декоративно-прикладного творчества при работе с древесиной. Мозаика.

Виды декоративно-прикладного творчества при работе с древесиной. Мозаика.

Виды декоративно-прикладного творчества при работе с древесиной. Мозаика.

Виды декоративно-прикладного творчества при работе с древесиной. Мозаика.

Виды декоративно-прикладного творчества при работе с древесиной. Мозаика.

Виды декоративно-прикладного творчества при работе с древесиной. Мозаика.

Виды декоративно-прикладного творчества при работе с древесиной. Мозаика.

Виды декоративно-прикладного творчества при работе с древесиной. Мозаика.

Виды декоративно-прикладного творчества при работе с древесиной. Мозаика.

Виды декоративно-прикладного творчества при работе с древесиной. Мозаика.

Виды декоративно-прикладного творчества при работе с древесиной. Мозаика.

Виды декоративно-прикладного творчества при работе с древесиной. Мозаика.

Виды декоративно-прикладного творчества при работе с древесиной. Мозаика.

Виды декоративно-прикладного творчества при работе с древесиной. Мозаика.

Виды декоративно-прикладного творчества при работе с древесиной. Мозаика.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020