ВИДЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАБИЛИТАЦИИ

ВИДЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАБИЛИТАЦИИ

Лекции
docx
15.01.2020
ВИДЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАБИЛИТАЦИИ
скачать по прямой ссылке

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Реабилитация Занятие №6.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

ЛЕКЦИИ №6

 

ПМ 02. УЧАСТИЕ В ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОМ И РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ПРОЦЕССАХ

                          Раздел  ПМ 6. Осуществление реабилитационных мероприятий

 

МДК.02.02.  ОСНОВЫ РЕАБИЛИТАЦИИ

 

Тема 6.1. ВИДЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАБИЛИТАЦИИ

Специальность: 34. 02. 01. Сестринское дело Курс 4

(базовый уровень)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Купино

2020

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО

ПЦМК  профессиональных модулей

ГАПОУ НСО «Купинский медицинский техникум»

протокол от__________   №

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор - составитель: преподаватель ПМ.02. Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах квалификационная категория – первая.

Романькова Надежда Сергеевна.

 

 

                                                                                                           

                                                   

 

 

 

                                                   

                                                    Пояснительная записка

  к методической разработке   ПМ. 02.  Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах по теме: Виды, формы и методы реабилитации.

Методическое пособие разработано для преподавателя с целью формирования знаний и умений по теме: Виды, формы и методы реабилитации, в ходе теоретического занятия студенты закрепляют полученные знания.  Используются следующие формы работы: индивидуальная работа, самостоятельная работа.

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС, для использования на теоретическом занятии в рамках специальности 34.02.01 «Сестринское дело» базовый уровень подготовки.

  В соответствии   с   ФГОС, после   изучения   данной темы студент должен:

знать:

З. 1 -  виды, формы и методы реабилитации;

З. 2 - правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения;

ПК 2.5 - Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса;

ПК 2.6 - Вести утвержденную медицинскую документацию;

ПК 2.7 - Осуществлять реабилитационные мероприятия.

Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний» (приложение №1), «Изложение нового материала» (приложение №2), «Физкультминутка» (приложение №3), «Осмысление и систематизация полученных знаний» (приложение№4), Подведение итогов (приложение №5).

                                                                  

                                                               

 

 

 

                                                           

 

 

 

 

 

 

                                                                 

 

 

 

                                                                 

 

 

 

                                                                Ход занятия

 

 

 

 

Основные этапы

занятия. Коды формируемых

компетенций

Ориентировочное время

Содержание этапа. Методическое обоснование

1.

Организационный момент

Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность

2 мин.

Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию

2.

Мотивация учебной деятельности. Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста

3 мин.

Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.

3

Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний (приложение №1)

Цель: выявить уровень теоретических знаний, оценить степень подготовки к занятию

15

Использование активных форм опроса с указанием цели:

-    фронтальный опрос с целью определения уровня знаний

-    тест - контроль

 

4.

Изложение нового материала (приложение №2)

Цель- сформировать знания

45 мин

 

 

 

Словесный, (вербальный) метод обучения.

Презентация

 

7.

Физкультминутка

  (приложение №3)

Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей

3 мин

Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.

8.

Осмысление и систематизация полученных знаний 

 (приложение №4)

Цель: систематизировать и закрепить полученные знания и умения

15 мин.

Закрепление материала.

 

9.

Подведение итогов (приложение №5)

 

5 мин.

Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями. Оценка выставляется с учетом всех этапов занятия.

10.

Задание на дом

2        мин.

Внеаудиторная работа: Л.В. Козлова, С.А. Козлов, Л.А. Семененко Основы реабилитации для медицинских колледжей стр.340 – 415. Изучение конспекта лекции.

 

Всего

90 мин

 

                              УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Тема занятия Виды, формы и методы реабилитации

Тип занятия: лекция

Место проведения кабинет

Продолжительность проведения занятия 90 минут

Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного материала при изучении профессиональных модулей ПМ 01. ПМ 02. ПМ 03.

Цели занятия:

1. Образовательная: После изучения темы студент должен знать проведение  комплексов упражнений лечебной физкультуры, основных приемов массажа

Осуществление реабилитационных мероприятий в пределах своих полномочий

2. Воспитательная: Стремиться к воспитанию проявления устойчивого интереса к своей будущей профессии, ответственности за результат выполнения заданий, бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважению социальных, культурных и религиозных различий.

3. Развивающая: Развивать стремление самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанию планировать и осуществлять повышение квалификации . Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. Развивать стремление к осуществлению поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития, принятию решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

Требования ФГОС к уровню подготовки студента: студент должен знать:

·          Виды, формы и методы реабилитации;

·         Вести утверждённую медицинскую документацию;

·         Осуществлять реабилитационные мероприятия;

·         ПК 2.5 Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса;

       ПК 2.6 Вести утвержденную медицинскую документацию.

       ПК 2.7 - Осуществлять реабилитационные мероприятия.

Междисциплинарная интеграция:

Обеспечивающие: Анатомия и физиология человека, ПМ. 01. МДК. 01.01. Здоровый человек и его окружения, Фармакология, Психология, Основы микробиологии и иммунологии, Гигиена и экология человека, Основы латинского языка с медицинской терминологией

Обеспечиваемые: ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий, ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, ПМ 03. Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях

Внутри дисциплинарные связи: Осуществление сестринской помощи при заболеваниях органов дыхания, Осуществление сестринской помощи при заболевании органов кровообращения, Осуществление сестринской помощи пациентам при заболеваниях почек.

Методическое обеспечение занятия: Вопросы для входного контроля знаний, содержание учебного материала, тестовые задания для закрепления материала, алгоритмы выполнения манипуляций

Внеаудиторная работа: Л.В. Козлова, С.А. Козлов, Л.А. Семененко Основы реабилитации для медицинских колледжей стр.174 – 229. Изучение конспекта лекции Перечень литературы:

Основная: Л.В. Козлова, С.А. Козлов, Л.А. Семененко Основы реабилитации для медицинских колледжей.

Дополнительная: Л.В. Козлова, С.А. Козлов, Л.А. Семененко Основы реабилитации для медицинских колледжей;

М.А.Ерёмушкин Основы реабилитации

 

 

 

 

 

                                                                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                       Приложение№1

Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний

Фронтальный опрос

1.      Назовите виды, формы, методы реабилитации при заболеваниях органов эндокринной системы?

2.      Назовите виды, формы, методы реабилитации при заболеваниях опорно-двигательного аппарата?

3.      Сформулируйте понятие деформация шейки бедра?

4.      Перечислите осложнения, возникающие при остеохондрозах позвоночника?

5.      Сформулируйте определение сколиоз, кифоз?

 

Система оценивания:

- Названы виды, формы и методы реабилитации при проведении  реабилитационных мероприятий в пределах своих полномочий

- Сформулированы правильно виды, формы и методы реабилитации при проведении  реабилитационных мероприятий в пределах своих полномочий

- Охарактеризованы правильно виды, формы и методы реабилитации при проведении  реабилитационных мероприятий в пределах своих полномочий

- Аргументированы  в соответствии с видами патологии виды, формы и методы реабилитации при проведении  реабилитационных мероприятий в пределах своих полномочий

При дихотомической системе оценивания критерием оценки выступает правило:

За правильное решение, соответствующее эталонному показателю выставляется 1 балл, за неправильное решение, несоответствующее показателю - выставляется 0 баллов. Максимальное количество-4 балла.

 

Оценивание осуществляется по критерию

Оценка «Отлично» проставляется за 4 правильных ответов.

Оценка «Хорошо» проставляется за 3 правильных ответов.

Оценка «Удовлетворительно» проставляется за 2 правильных ответов.

Оценка «Неудовлетворительно» проставляется за 1и менее правильных ответов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эталон ответа

1.      Эндокринные  заболевания.

К наиболее распространенным заболеваниям желез внутренней секреции и обмена веществ относятся сахарный диабет, ожирение. Заболевания связаны с нарушением обмена веществ (углеводного, жирового, белкового), неправильным питанием, интоксикацией организма, гиподинамией. Мышечная деятельность оказывает регулирующее влияние на обменные процессы.

Лечебное действие физических упражнений при нарушении обмена веществ обусловлено их мощным трофическим влиянием. Систематические тренировки способствуют нормализации (восстановлению) моторно-висцеральных рефлексов, оказывающих регулирующее влияние на обмен веществ и железы внутренней секреции. Выбор физических упражнений, их объем и интенсивность зависят от клинического течения заболевания, сопутствующих болезней и погоды, условий занятия и других факторов.

2.      Остеохондроз позвоночника:

Остеохондроз шейного отдела позвоночника; Остеохондроз грудного отдела позвоночника; Остеохондроз пояснично-крестцового отдела позвоночника

 Нефиксированные изменения опорно-двигательного аппарата:

Нарушение осанки: сутуловатость, асимметрия грудной клетки, пояса верхних конечностей, резко выраженный кифоз в грудном или лордоз в поясничном отделе  позвоночника или недостаточно выраженные изгибы его, слабость мышц живота.

 Функциональная недостаточность стоп

 Статические деформации опорно-двигательного аппарата.

К статическим деформациям опорно-двигательного аппарата относятся: сколиозы, кифозы, лордозы, плоскостопие, искривление шейки бедра, О – и Х образные ноги.

3.      Деформация шейки бедра: угол между диафизом и шейкой бедра уменьшается, возникает функциональная недостаточность ягодичных мышц (особенно средней и малой), так как бедро смещается вверх в сторону тазобедренного сустава. Это приводит к укорочению ноги, ограничению отведения бедра, создаются предпосылки к формированию «утиной» походки, когда больной вынужден наклонять корпус в сторону больной ноги, чтобы удержать таз в правильном горизонтальном положении, постепенно нарастает слабость ноги, возникает боль не только при ходьбе, но и при стоянии.

4.      Эти изменения в позвоночнике приводят к болевому синдрому, снижению дыхательной экскурсии грудной клетки, приводят к гипотрофии собственно дыхательных мышц и нарушению функции внешнего дыхания.

С увеличением грудной кривизны для поддержания вертикального положения тела происходит компенсаторное увеличение поясничного лордоза, что ведет к перераспределению нагрузки на связочно-мышечный аппарат позвоночника. Перерастяжение связок, богатых нервными окончаниями, может явиться источником боли в поясничном отделе не смотря на то, что дегенеративных изменений в нем нет. Грыжа межпозвоночного диска раздражает нервные корешки и передается на паравертебральные мышцы, что вызывает ответную реакцию в виде напряжения мышц.

5.      Сколиоз дугообразное искривление позвоночника во фронтальной плоскости,   часто сочетающееся с торсией позвоночника («скручивание» их вокруг вертикальной оси).

 Кифоз – искривление позвоночника в сагиттальной плоскости с образованием выпуклости, обращенной кзади. При резко выраженной сутулой спине позвоночник может быть искривлен на всем протяжении – от поясничного до шейного отдела.

 

 

                                                                                                                           Приложение№2

Изложение нового материала

ЛФК – метод лечения, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью и для более быстрого восстановления здоровья и трудоспособности больного, предупреждения осложнений заболевания.

ЛФК способствует предупреждению осложнений, вызываемых длительным покоем; ускорению ликвидации анатомических и функциональных нарушений; сохранению, восстановлению или созданию новых условий для функциональной адаптации организма больного к физическим нагрузкам.

ЛФК является не только лечебно-профилактическим, но и лечебно-воспитательным процессом. Применение ЛФК воспитывает у больного сознательное отношение к использованию физических упражнений, прививает ему гигиенические навыки, режима движений, воспитывает правильное отношение к закаливанию организма естественными факторами природы.

ЛФК изучает рациональное применение физической культуры и изменения, возникающие у больных под влиянием физических упражнений.

Особенности метода ЛФК.

Характерной особенностью метода ЛФК является использование физических упражнений. Их применение в ЛФК требует активного участия больного в лечебном процессе.

ЛФК – метод естественно-биологического содержания, в основе которого лежит использование основной биологической функции организма – движения. Движение основной стимулятор процесса роста, развития и формирования организма.

ЛФК является методом неспецифической терапии, а физические упражнения – неспецифическими раздражителями. Всякое движение вовлекает в ответную реакцию все звенья нервной системы.

ЛФК как метод патогенетической терапии – систематическое применение физических упражнений способно влиять на реактивность организма, изменять как общую реакцию больного, так и местное ее проявление.

ЛФК – метод активной функциональной терапии. Регулярная дозированная тренировка физическими упражнениями приводит к функциональной адаптации больного к возрастающим физическим нагрузкам.

ЛФК – метод поддерживающей терапии применяется на завершающих этапах медицинской реабилитации и в пожилом возрасте.

ЛФК – метод восстановительной терапии.

При применении метода ЛФК необходимо соблюдать следующие принципы тренировки:

1. Индивидуализация в методике и дозировке физических упражнений в зависимости от особенностей заболевания и общего состояния организма.

2. Системность воздействия – т.е. определенный подбор упражнений и последовательность их применения.

3. Регулярность воздействия, так как регулярное применение физических упражнений обеспечивает развитие функциональных возможностей организма.

4. Длительность применения физических упражнений, так как восстановление нарушенных функций систем организма больного возможно лишь при условии длительного повторения упражнений.

5. Нарастание физической нагрузки в процессе курса лечения.

6. Разнообразие и новизна в подборе и применении физических упражнений (10-15 упражнений обновляются, а 85-90% повторяются для закрепления навыков).

7. Умеренность воздействия физических упражнений, т.е. умеренная, но более продолжительная.

8. Соблюдение цикличности при выполнении физических упражнений (чередование физических упражнений с отдыхом).

9. Всестороннее воздействие (развивает адаптацию всего организма).

10.Учет возрастных особенностей больных.

 Средства ЛФК.

Основным средством ЛФК является физическое упражнение.

Классификация физических упражнений:

I. Гимнастические.

II. Спортивно-прикладные.

III. Игры.

IV. Естественные факторы природы.

Все упражнения подразделяются на общеукрепляющие и специальные.

Общеукрепляющие упражнения направлены на оздоровление и укрепление всего  организма.

Специальные упражнения – избирательное действие на ту или иную часть опорно-двигательного аппарата или в зависимости от заболевания.

Гимнастические упражнения подразделяются по анатомическому признаку, по характеру воздействия на:

а) мелкие мышечные группы (кисть, стопа, лицо);

б) средние мышечные группы (шея, предплечья, голени, плечо, бедро и др.);

в) крупные мышечные группы (верхние и нижние конечности, туловище.

По характеру мышечных сокращений гимнастические упражнения подразделяются на:

– динамические (изотонические) – чередование периодов сокращения с периодом расслабления мышц, т.е. приводятся в движение суставы конечностей или туловища. Например: сгибание и разгибание руки в локтевом суставе, отведение руки в плечевом суставе, наклон туловища вперед, в сторону и т.д.;

– статические (изометрические) – сокращение мышцы, при котором она развивает напряжение, но не изменяет своей длины. Например: больной из исходного положения лежа на спине поднимает прямую ногу вверх и удерживает ее в течение некоторого времени, т.е. вначале выполняет динамическую работу (подъем), а затем статическую, т.е. мышцы бедра выполняют изометрическое сокращение (широко используется в травматологии в период иммобилизации).

По степени активности динамические упражнения могут быть активными и пассивными в зависимости от поставленной задачи, состояния больного и характера заболевания или повреждения, а также создания строго адекватной нагрузки. Активные упражнения могут выполняться в облегченных условиях, т.е. с устранением силы тяжести, силы трения, реактивных мышечных сил (например, сгибание в локтевом суставе с опорой на горизонтальную поверхность стола, отведение нижней конечности, скользя по плоскости постели), роликовые тележки, а также различные подвесы; для затруднения мышечного сокращения могут быть использованы движения с амортизаторами или сопротивлением, оказываемыми инструктором. Пассивные движения выполняются с помощью инструктора без волевого усилия больного.

Важную роль в профилактике контрактур в суставах пораженной конечности отводятся идеомоторным упражнениям – «посылка импульса к сокращению мышц», находящихся в состоянии иммобилизации (мысленное воспроизведение движения, вязанное с сохранением обычного стереотипа процессов возбуждения и торможения в ЦНС).

По характеру различают и другие группы упражнений:

– на растягивание применяются в форме различных движений с амплитудой, которые дозируются величиной активного напряжения мышц, производящих растягивание; болевыми ощущениями; силой инерции, возникающей при быстрых маховых движениях с определенной амплитудой, и исходными положениями, позволяющими удлинить рычаг перемещаемого сегмента тела (применяются при тугоподвижности суставов, понижении эластичности тканей и кожи);

– в равновесии используются для совершенствования координации движений, улучшения осанки, а также с целью восстановления нарушенных функций (при заболеваниях ЦНС, нарушении мозгового кровообращения, заболеваниях вестибулярного аппарата и др.);

– корригирующие упражнения назначаются при некоторых заболеваниях и повреждениях опорно-двигательного аппарата, а также в хирургии (при операциях на органах грудной клетки). Задача корригирующей гимнастики – укрепление ослабленных и растянутых мышц и расслабление контрагированных мышц, т.е. восстановление нормальной мышечной изотонии (например, при сколиозах, остеохондрозах и др.);

– на координацию движений используются для совершенствования или восстановления общей координации движений или координации движений отдельных сегментов тела (применяются при длительном постельном режиме, при расстройствах ЦНС и периферической нервной системы);

– на расслабление используются для сознательного снижения тонуса различных групп мышц;

– рефлекторные упражнения – воздействие на определенные мышечные группы с помощью напряжения других мышечных групп в значительной степени отдаленных от тренируемых. Например, укрепляя мышцы плечевого пояса рефлекторно воздействуем на усиление мышц тазового пояса и мышц бедер;

– в зависимости от использования гимнастических предметов и снарядов упражнения бывают: а) без предметов и снарядов; б) с предметами и снарядами (палки, мячи, гантели и др.); в) на снарядах (плюс механотерапия).

Для улучшения и активизации функции внешнего дыхания используются дыхательные упражнения. Все дыхательные упражнения делятся на динамические и статические упражнения.

– динамические упражнения – сочетание дыхания с движением (например, руки вверх – вдох, руки вниз – выдох);

– статические упражнения осуществляются при участие диафрагмы и межреберных мышц.

Выделяют общие и специальные дыхательные упражнения:

– общие дыхательные упражнения задачей которых является улучшение легочной вентиляции и укрепление основных дыхательных мышц. Это достигается динамическими и статическими дыхательными упражнениями;

– специальные дыхательные упражнения применяются в зависимости от заболевания дыхательной системы.

Дыхательные упражнения стимулируют функцию внешнего дыхания и применяются с целью: а) обучения больного правильному дыханию; б) снижения физической нагрузки (метод дозировки); в) специального воздействия на дыхательный аппарат.

Спортивно-прикладные упражнения включают: ходьбу, бег, лазание, ползание, плавание, катание на лодке, лыжах, коньках, велосипеде и др. Сюда же относятся упражнения трудовые (в рамках трудотерапии).

Игры в ЛФК подразделяются на 4 возрастающие по нагрузке группы: а) на месте; б) малоподвижные; в) подвижные; г) спортивные. В ЛФК используются городки, настольный теннис, эстафеты, футбол, волейбол и т.д.

Естественные факторы природы применяются в следующих видах:: а) солнечное облучение в процессе ЛФК и солнечные ванны как метод закаливания; б) аэрация в процессе ЛФК и воздушные ванны как метод закаливания; в) частичные и общие обливания и гигиенические души, купание в пресных водах и море.

Формы ЛФК.

Основной формой ЛФК является процедура лечебной гимнастики. При проведении процедур лечебной гимнастики необходимо учитывать степень физиологической нагрузки в виде физиологической кривой процедуры (определяется по пульсу, артериальному давлению и частоты дыхания).

Занятие лечебной гимнастикой состоит из трех разделов: I раздел – вводный (10-15% времени). II раздел–основной (70% времени). III раздел – заключительный (10-15% времени). При проведении процедуры лечебной гимнастики необходимо соблюдать правила:

а) повышение и снижение физической нагрузки должно быть постепенным;

б) максимум физической нагрузки (высота физиологической кривой) должен достигаться в середине процедуры;

в) физическую нагрузку следует распределять последовательно и на различные мышечные группы;

г) каждое упражнение следует повторять ритмично с постепенным возрастанием амплитуды движения;

д) для регулирования нагрузки следует чередовать гимнастические упражнения с дыхательными;

е) необходимо проводить процедуру разнообразно, интересно и живо, чтобы вызвать у больного положительные эмоции;

ж) число повторений каждого упражнения является самым простым и доступным способом дозирования нагрузки: чем больше число повторений, тем больше нагрузка. Не следует забывать, что трудные упражнения для больших мышечных групп должны выполняться с меньшим числом повторений, а легкие динамические движения для мелких суставов можно повторять 10-12 раз и более;

з) исходные положения определяются режимом двигательной активности, который назначен больному.

Утренняя гигиеническая гимнастика – проводится с использованием раздельного и смешанного методов.

Лечебная гимнастика – ведущая форма ЛФК. В лечебной гимнастике применяют гимнастические упражнения.

Прогулки – могут быть пешеходными, на лыжах, лодках, велосипедах.

Ближний туризм – активное восприятие окружающей среды в сочетании с дозированной физической нагрузкой способствует снижению напряжения нервной системы, улучшению вегетативных функций.

Оздоровительный бег (бег трусцой) рассматривается как разновидность физических упражнений. Как форма ЛФК используется: а) бег трусцой с чередованием с ходьбой и дыхательными упражнениями и б) непрерывный и продолжительный бег трусцой.

Игровое занятие используется для активизации двигательного режима и повышения эмоционального тонуса занимающихся.

Спортивные упражнения в ЛФК используются в виде прогулок на лыжах, плавания, гребли, катания на коньках, велосипеде и др.

Для правильного использования физических упражнений при построении методики лечебной гимнастики учитываются следующие приемы:

– выбор исходного положения;

– подбор физических упражнений по анатомическому признаку;

– повторяемость, темп и ритм движений;

– амплитуду движений;

– точность выполнения движений;

– простоту и сложность движений;

– степень усилия при выполнении физических упражнений;

– эмоциональный фактор.

Методы применения физических упражнений. В ЛФК используют три метода проведения занятий: а) гимнастический; б) спортивно-прикладной; в) игровой. Применение указанных методов в ЛФК определяется состоянием больного, правильным подбором методики.

Основные критерии дозировки при проведении лечебной гимнастики:

а) подбор физических упражнений;

б) количество повторений;

в) плотность нагрузки на протяжении процедуры;

г) продолжительность процедуры.

Общая физическая нагрузка подразделяется на три степени:

а) большая нагрузка – без ограничения физических упражнений, применяемых в ЛФК;

б) средняя нагрузка исключает бег, прыжки и более сложные гимнастические упражнения;

в) слабая нагрузка допускает применение элементарных гимнастических упражнений, преимущественно для рук и ног в сочетании с дыхательными упражнениями.

 

«Массаж»это совокупность приемов механического дозированного воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека как руками, так и специальными

Массаж может быть местным и общим.

В зависимости от задач различают следующие виды массажа:

Гигиенический(косметический) – этот вид массажа активное средство профилактики заболеваний, сохранения работоспособности. Он назначается в форме общего или массажа отдельных частей тела. При его выполнении используются различные приемы ручного массажа, специальные аппараты, используется самомассаж (в сочетании с утренней гимнастикой) в сауне, в русской бане, в ванне, под душем.

Лечебный массаж. Этот вид массажа является эффективным методом лечения различных травм и заболеваний. Различают следующие его разновидности:

– классический – применяется без учета рефлекторного воздействия и проводится вблизи от поврежденного участка тела или непосредственно на нем;

– рефлекторный – его проводят с целью рефлекторного воздействия на функциональное состояние внутренних органов и систем, тканей; при этом используются специальные приемы, воздействуя на определенные зоны – дерматомы;

– соединительнотканный – при этом виде массажа воздействуют в основном на соединительную ткань, подкожную клетчатку; основные приемы соединительнотканного массажа проводят с учетом направления линий Беннингофа;

– периостальный – при этом виде массажа путем воздействия на точки в определенной последовательности вызывают рефлекторное изменение в надкостнице;

– точечный – разновидность лечебного массажа, когда локально воздействуют расслабляющим или стимулирующим способом на биологически активные точки (зоны) соответственно показаниям при заболевании или нарушении функции, или боли, локализованной в определенной части тела,

– аппаратный – проводят с помощью вибрационных, пневмовибрационных, вакуумных, ультразвуковых, ионизирующих приборов, применяют также разновидности бароэлектростимуляционного и других видов массажа (аэроионный, различные аппликатуры);

– лечебный самомассаж – проводится самим больным, может быть рекомендован лечащим врачом, м/с, специалистом по массажу, ЛФК. Выбираются наиболее эффективные для воздействия на данную область тела приемы.

Спортивн соответственно задачам выделяют следующие его разновидности:

– гигиенический – обычно проводит сам спортсмен ежедневно одновременно с утренней гимнастикой, разминкой;

– тренировочный – производится для подготовки спортсмена к наивысшим спортивным достижениям в более короткое время и с меньшей затратой психофизической энергией. Используется во всех периодах спортивной подготовки. Методика спортивного тренировочного массажа зависит от задач, особенностей вида спорта, характера нагрузки и других факторов;

– восстановительный – вид спортивного массажа, который применяется после разного рода нагрузок (физической, умственной) и при любой степени утомления, усталости для максимального, быстрого восстановления различных функций организма спортсмена и повышения его работоспособности;

– предварительный – общий массаж начинается с этого вида спортивного массажа, применяют для нормализации состояния различных органов и систем спортсмена перед предстоящей физической или психоэмоциональной нагрузкой. В зависимости от задач различают следующие разновидности предварительного массажа:

– разминочный – выполняют перед учебно-тренировочным занятием или выступлением на соревнованиях, когда необходимо поддержать и повысить тонус организма к моменту выполнения упражнения, учитывая при этом специфику вида спорта:

– согревающий – применяют при охлаждении организма или отдельных частей тела спортсмена, используя при этом различные растирания, мази (финалгон, дольпик, слоанс, эфкамон, никофлекс и др.);

– мобилизиующий – применяют для мобилизации всех ресурсов организма спортсмена

 – физических, психических, технических и др.- в сочетании со словесным «внушением».

Самомассаж при проведении самомассажа необходимо соблюдать следующие правила:

а) все движения массирующей руки совершать по ходу тока лимфы к ближайшим лимфатическим узлам;

б) верхние конечности массировать по направлению к локтевым и подмышечным лимфатическим узлам;

в) нижние конечности массировать по направлению к подколенным и паховым лимфатическим узлам;

г) грудную клетку массировать спереди и в стороны по направлению к подмышечным впадинам;

д) шею массировать книзу по направлению к надключичным лимфатическим узлам;

е) поясничную и крестцовую области массировать по направлению к паховым лимфатическим узлам;

ж) сами лимфатические узлы не массировать;

з) стремиться к оптимальному расслаблению мышц массируемых областей тела;

и) руки и тело должны быть чистыми;

к) в некоторых случаях самомассаж можно проводить через тонкие хлопчатобумажные или шерстяные ткани (белье).

Самомассаж требует от массирующего значительной мышечной энергии, создает большую нагрузку на сердце и органы дыхания, как и всякая физическая работа, вызывая при этом накопление в организме продуктов обмена веществ. К тому же при его выполнении нет свободы в движениях, да и отдельные манипуляции затруднены. Тем самым ограничивается рефлекторное воздействие массажа на организм.

Самомассаж можно проводит в любое время суток, в любой удобной позе. Зная основы точечного воздействия, можно эффективно предупреждать различные нарушения функций и заболевания.

Влияние массажа на организм

Под влиянием массажа в организме возникает ряд местных и общих реакций, в которых принимают участие все органы и ткани.

Субъективные ощущения во время массажа, а также и после него при правильной дозировке выражаются в первую очередь в приятном ощущении возникающего тепла. Нередко по окончании общего массажа больные в первое время отмечают некоторую усталость, которая через 2-3 часа сменяется бодрым самочувствием.

Покров человеческого тела, глубоко расположенные ткани (подкожная клетчатка, мышцы, надкостница), а также внутренние органы образуют единое функциональное целое. В связи с этим необходимо знать строение, функцию тканей и систем организма человека.

Влияние на кожу

Кожный покров находится в непосредственной связи с внешней средой и активно участвует в жизнедеятельности организма. В коже содержатся нервные волокна и их окончания, сосуды, мышцы, потовые и сальные железы и другие образования. Чистая, здоровая кожа участвует в дыхании, кровообращении, регуляции тепла, в обмене веществ, выработке ферментов и медиаторов, очищении организма от вредных шлаков и избыточного количества воды, т.е. кожа функционирует как вспомогательные легкие, сердце, печень, почки.

Массаж кожи не только воздействует на её различные структурные слои, но и влияет на ЦНС через многочисленные экстеро- и интерорецепторы. При массаже механическим путем удаляются с кожи отжившие клетки, что значительно улучшает кожное дыхание и усиливает выделение продуктов распада.

При массаже кожные сосуды расширяются, кровообращение улучшается, активизируются питание кожи и деятельность заложенных в ней желез (выделяются гистамин, ацетилхолин, отчего расширяются кожные сосуды, усиливается кровоток). Повышается тонус кожи, она становится гладкой, эластичной, упругой, розовой, чистой.

Многообразие рецепторов, заложенных в коже, позволяет достичь положительных результатов при лечении различных заболеваний при непосредственном воздействии на определенные локальные области кожи, соответствующие участки проекции отдельных внутренних органов.

Влияние на мышечную систему

Под влиянием массажа возрастает эластическая активность мышц, меняются упруго-вязкие свойства мышц, значительно изменяются окислительно-восстановительные процессы, увеличивается приток кислорода, масса массируемых мышц становится больше, повышается гозообмен, увеличивается выделение углекислого газа, азота.

Влияние на кровообращение

Массажные манипуляции влияют на состояние капилляров кожи, способствуя ускорению капиллярного кровотока, повышению кровоснабжения массируемого участка, улучшению трофики (питания) тканей. Широко известен и рефлекторный механизм действия массажа, когда массируются определенные

отдельные участки тела, а эффект повышения температуры кожи, увеличение кровотока наблюдаются в немассируемой конечности. Отмечено, что в регуляции сосудистого тонуса на периферии участвуют не только механические воздействия, но и вещества типа ацетилхолина, гистамина, что подтверждает и нервно-гуморальное действие массажа на кровеносную систему.

Влияние на лимфатическую систему

Массажные манипуляции значительно ускоряют движение лимфы. Учитывая значение лимфотока в ликвидации остаточных явлений воспаления, следует всегда проводить массажные манипуляции от периферии к центру, т.е. по направлению тока лимфы по лимфатическим путям к лимфоузлам. Массажем можно регулировать лимфоток, что очень важно при травмах и заболеваниях.

Влияние на нервную систему

Под влиянием массажных манипуляций происходит трансформация механической энергии в энергию нервного воздействия, дающего сложнейшие рефлекторные реакции. Изменяя характер, силу, продолжительность и области воздействия, можно изменить функциональное состояние коры головного мозга в зависимости от стоящих перед специалистом по массажу задач – повышать или понижать нервную возбудимость или восстанавливать утраченные рефлексы, улучшать трофику тканей, деятельность отдельных внутренних органов и тканей.

Рефлекторное дозированное воздействие позволяет повысить мышечный тонус, АД, увеличить содержание адреналина и сахара в крови, повысить свертываемость крови и вызвать другие благоприятные изменения.

Массаж и самомассаж влияют на функцию дыхания, значительно улучшается функция внешнего дыхания. Увеличивается насыщение артериальной крови кислородом, а также выделение углекислого газа и потребление кислорода.

Под действием массажных манипуляций в коже образуются вещества типа гистамина и ацетилхолина, которые током крови разносятся по всему телу. Отмечено благоприятное влияние массажа на показатели свертывающей и антисвертивающей систем крови, липидный обмен у больных гипертонической болезнью. Нормализуются показатели кислотно-основного состояния крови, окисления молочной кислоты после мышечной работы, снижается содержание мочевины в сыворотке крови.

Показания и противопоказания к применению массажа

Массаж и самомассаж показан всем здоровым людям, их применяют также при различных заболеваниях. Массаж может быть применен с другими видами лечения.

Противопоказания

Массаж и самомассаж противопоказаны при острых лихорадочных состояниях, острых воспалительных процессах, кровотечениях и наклонности к ним, при болезных крови, гнойных процессах любой локализации, различных заболеваниях кожи (инфекционной, грибковой этиологии), гангрене, остром воспалении, тромбозе, значительном варикозном расширении вен, трофических язвах, атеросклерозе периферических сосудов, тромбангите в сочетании с атеросклерозом мозговых сосудов, аневризмах сосудов, тромбофлебите, воспалении лимфатических узлов, активной форме туберкулеза сифилисе, хроническом остеомиелите, доброкачественных и злокачественных опухолях различной локализации (до хирургического лечения).

Противопоказаниями к применению массажа является также нестерпимые боли после травмы, психические заболевания, недостаточность кровообращения Ш степени, гипертензивные и гипотензивные кризы, тошнота, рвота, боли невыясненного характера при пальпации живота, бронхоэктазы, легочная, сердечная, почечная недостаточность.

В ряде случаев противопоказания к назначению массажа носят временный характер и имеют место в остром периоде болезни или обострении хронического заболевания. В остальных случаях массаж п о к а з а н.

 

                                                                                                                          Приложение№3

                                                     Физ. минутка

Упражнение 1

И.п. – руки за голову. 1-2 – отвести локти назад, прогнуться – вдох, 3-4 – и.п. – выдох (8-10 повторов)

Упражнение 2

И.п. – стойка на ноги врозь. 1 – руки в стороны, поворот головы влево, 2 – подняться на носки, наклонить голову назад, руки вверх ладонями внутрь. 3 – поворот головы вправо, руки в стороны, 4 – и.п. (8-10 повторов)

Упражнение 3

И.п. – руки за голову. 1 – поворот туловища вправо, руки в стороны, 2 – и.п., 3-4 – то же влево, 5 – полуприсед, руки вверх, 6 – и.п., 7 – полуприсед, руки вперед, 8 – и.п. (4-6 повторов)

Упражнение 4

И.п. – руки согнуты в локтях. На каждый счёт «потряхивание» кистями (на 16-32 счёта)

Упражнение 5

И.п. – руки к плечам. 1 – полуприсед, левую руку вверх, левую руку вверх, правую руку вперед, поворот головы вправо, 2 – и.п., 3 – полуприсед, правую руку вверх, левую руку вперед, поворот головы влево, 4 – и.п. (4 – 6 повторов). Принять положение правильной осанки и сохранять в течении 5-6 секунд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                               Приложение№4

Осмысление и систематизация полученных знаний

1.      Сформулируйте определение ЛФК?

2.      Перечислите влияние физических упражнений на больного?

3.      Назовите классификацию физических упражнений?

4.      Сформулируйте определение массаж?

5.    Назовите влияние массажа на организм?

 

 

Система оценивания:

- Названы виды, формы и методы реабилитации при проведении  реабилитационных мероприятий в пределах своих полномочий

- Сформулированы правильно виды, формы и методы реабилитации при проведении  реабилитационных мероприятий в пределах своих полномочий

- Охарактеризованы правильно виды, формы и методы реабилитации при проведении  реабилитационных мероприятий в пределах своих полномочий

- Аргументированы  в соответствии с видами патологии виды, формы и методы реабилитации при проведении  реабилитационных мероприятий в пределах своих полномочий

При дихотомической системе оценивания критерием оценки выступает правило:

За правильное решение, соответствующее эталонному показателю выставляется 1 балл, за неправильное решение, несоответствующее показателю - выставляется 0 баллов. Максимальное количество-4 балла.

 

Оценивание осуществляется по критерию

Оценка «Отлично» проставляется за 4 правильных ответов.

Оценка «Хорошо» проставляется за 3 правильных ответов.

Оценка «Удовлетворительно» проставляется за 2 правильных ответов.

Оценка «Неудовлетворительно» проставляется за 1и менее правильных ответов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эталон ответов

 

1 ЛФК – метод лечения, использующий средства физической культуры с лечебно профилактической целью и для более быстрого восстановления здоровья и трудоспособности больного, предупреждения осложнений заболевания.

ЛФК способствует предупреждению осложнений, вызываемых длительным покоем; ускорению ликвидации анатомических и функциональных нарушений; сохранению, восстановлению или созданию новых условий для функциональной адаптации организма больного к физическим нагрузкам.

ЛФК является не только лечебно-профилактическим, но и лечебно-воспитательным процессом. Применение ЛФК воспитывает у больного сознательное отношение к использованию физических упражнений, прививает ему гигиенические навыки, режима движений, воспитывает правильное отношение к закаливанию организма естественными факторами природы.

ЛФК изучает рациональное применение физической культуры и изменения, возникающие у больных под влиянием физических упражнений.

2 Лечебное действие физических упражнений на больного основано на способности стимулировать физиологические процессы в организме. Это осуществляется через нервный и гуморальный механизмы. Нервный механизм усиливает те нервные связи, которые развиваются между функционирующей мышечной системой, корой головного мозга и подкоркой и любым внутренним органом.

Мышечная деятельность прежде всего повышает тонус центральной нервной системы, изменяет функцию внутренних органов, в частности системы кровообращения и дыхания. Работа скелетной мускулатуры стимулирует и регулирует ответные реакции, в частности системы кровообращения.

Под воздействием физических упражнений выравнивается течение основных нервных процессов – повышается возбудимость при возросших тормозных процессов, развиваются тормозные влияния при выраженном патологическом раздражении.

Физическая тренировка оказывает стимулирующее влияние на обмен веществ: уменьшается расход энергетических веществ в период мышечной деятельности, стимулируются функции эндокринных желез, повышает иммунобиологические свойства организма, ферментативную активность и устойчивость его к заболеваниям.

3 Классификация физических упражнений:

 I. Гимнастические.

 II. Спортивно-прикладные.

 III. Игры.

 IV. Естественные факторы природы.

 

 

4        «Массаж» – это совокупность приемов механического дозированного воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека как руками, так и специальными. Массаж может быть местным и общим.

            В зависимости от задач различают следующие виды массажа:

Гигиенический (косметический) – этот вид массажа активное средство профилактики заболеваний, сохранения работоспособности. Он назначается в форме общего или массажа отдельных частей тела. При его выполнении используются различные приемы ручного массажа, специальные аппараты, используется самомассаж (в сочетании с утренней гимнастикой) в сауне, в русской бане, в ванне, под душем.

Лечебный массаж. Этот вид массажа является эффективным методом лечения различных травм и заболеваний. Различают следующие его разновидности:

– классический – применяется без учета рефлекторного воздействия и проводится вблизи от поврежденного участка тела или непосредственно на нем;

– рефлекторный – его проводят с целью рефлекторного воздействия на функциональное состояние внутренних органов и систем, тканей; при этом используются специальные приемы, воздействуя на определенные зоны – дерматомы;

– соединительнотканный – при этом виде массажа воздействуют в основном на соединительную ткань, подкожную клетчатку; основные приемы соединительнотканного массажа проводят с учетом направления линий Беннингофа;

– периостальный – при этом виде массажа путем воздействия на точки в определенной последовательности вызывают рефлекторное изменение в надкостнице;

– точечный – разновидность лечебного массажа, когда локально воздействуют расслабляющим или стимулирующим способом на биологически активные точки (зоны) соответственно показаниям при заболевании или нарушении функции, или боли, локализованной в определенной части тела,

– аппаратный – проводят с помощью вибрационных, пневмовибрационных, вакуумных, ультразвуковых, ионизирующих приборов, применяют также разновидности бароэлектростимуляционного и других видов массажа (аэроионный, различные аппликатуры);

5   Влияние массажа на организм

Под влиянием массажа в организме возникает ряд местных и общих реакций, в которых принимают участие все органы и ткани. Субъективные ощущения во время массажа, а также и после него при правильной дозировке выражаются в первую очередь в приятном ощущении возникающего тепла. Нередко по окончании общего массажа больные в первое время отмечают некоторую усталость, которая через 2-3 часа сменяется бодрым самочувствием. Покров человеческого тела, глубоко расположенные ткани (подкожная клетчатка, мышцы, надкостница), а также внутренние органы образуют единое функциональное целое. В связи с этим необходимо знать строение, функцию тканей и систем организма человека.

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                              Приложение№5

Подведение итогов

Внешний вид

Активность

Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний

Входной тест - контроль

Осмысление и систематизация полученных знаний

 

· Студент полностью готов к занятию (халат чистый, глаженный, сменная обувь. «+ 1» балл

· Студент небрежен (грязный и мятый халат, нет второй обуви «- 1» балл

· Студент четко, активно работает, аккуратно выполняет задания и делает записи в своей тетради «+ 1» балл

· Студент не внимателен, отвлекается, ведет посторонние разговоры, делает небрежные записи в тетради «- 1» балл

 

Система оценивания:

- Названы виды, формы и методы реабилитации при проведении  реабилитационных мероприятий в пределах своих полномочий

-Сформулированы правильно виды, формы и методы реабилитации при проведении  реабилитационных мероприятий в пределах своих полномочий

-Охарактеризованы правильно виды, формы и методы реабилитации при проведении  реабилитационных мероприятий в пределах своих полномочий

-Аргументированы  в соответствии с видами патологии виды, формы и методы реабилитации при проведении  реабилитационных мероприятий в пределах своих полномочий

При дихотомической системе оценивания критерием оценки выступает правило:

За правильное решение, соответствующее эталонному показателю выставляется 1 балл, за неправильное решение, несоответствующее показателю - выставляется 0 баллов. Максимальное количество-4 балла.

Оценивание осуществляется по критерию

Оценка «Отлично» проставляется за 4 правильных ответов.

Оценка «Хорошо» проставляется за 3 правильных ответов.

Оценка «Удовлетворительно» проставляется за 2 правильных ответов.

Оценка «Неудовлетворительно» проставляется за 1и менее правильных ответов.

 

 Система оценивания:

- Названы виды, формы и методы реабилитации при проведении  реабилитационных мероприятий в пределах своих полномочий

- Сформулированы правильно виды, формы и методы реабилитации при проведении  реабилитационных мероприятий в пределах своих полномочий

- Охарактеризованы правильно виды, формы и методы реабилитации при проведении  реабилитационных мероприятий в пределах своих полномочий

- Аргументированы  в соответствии с видами патологии виды, формы и методы реабилитации при проведении  реабилитационных мероприятий в пределах своих полномочий

При дихотомической системе оценивания критерием оценки выступает правило:

За правильное решение, соответствующее эталонному показателю выставляется 1 балл, за неправильное решение, несоответствующее показателю - выставляется 0 баллов. Максимальное количество-4 балла.

Оценивание осуществляется по критерию

Оценка «Отлично» проставляется за 4 правильных ответов.

Оценка «Хорошо» проставляется за 3 правильных ответов.

Оценка «Удовлетворительно» проставляется за 2 правильных ответов.

Оценка «Неудовлетворительно» проставляется за 1и менее правильных ответов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

              Соответствие баллов по пятибалльной системе оценки результатов

10 баллов

5 (отлично)

9-8 баллов

4 (хорошо)

7-6 балов

3 (удовлетворительно)

5 и менее

2 (неудовлетворительно)

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                           

 

 

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)