Виды и типы уроков по ФГОС в начальной школе
Оценка 5

Виды и типы уроков по ФГОС в начальной школе

Оценка 5
docx
08.01.2023
Виды и типы уроков по ФГОС в начальной школе
Документ Microsoft Word.docx

Виды и типы уроков по ФГОС в начальной школе

     Существуют разные подходы к определению типов учебных занятий, но учителю необходима такая классификация уроков, которая реально отражала бы образовательные цели и обеспечивала оптимальное построение процесса обучения в связи с изучением той или иной темы.

     Целесообразно построить типологию учебных занятий, исходя из структуры процесса усвоения учащимися знаний.

 

Типология уроков по ФГОС в начальной школе

 

Типология уроков

Этапы процесса усвоения знаний учащимися

1

Урок изучения нового материала

восприятие; осмысление; запоминание

2

Урок закрепления знаний и способов действий

осмысление; запоминание; применение

3

Урок систематизации и обобщения знаний

применение; обобщение

4

Урок повторения

применение; обобщение

5

Урок контроля знаний

обобщение

6

Комбинированный урок

восприятие; осмысление; запоминание; применение; обобщение



     На комбинированном уроке необходимо реализовать все этапы усвоения знаний, что практически неосуществимо в силу ограниченности времени (всего 40-45 мин.). Следовательно, такой урок бывает перегружен дидактическими задачами, которые учитель часто не успевает выполнить. Отсюда возникает вопрос об эффективности комбинированного урока. 

    Восприятие – предполагает отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений, действующих в этот момент на органы чувств, и требует сосредоточенности внимания учащихся на познавательном объекте. В восприятии большое значение имеет субъектный опыт школьников.

Педагогические задачи учителя:

·                актуализировать субъектный опыт учащихся;

·                новый материал давать законченными в смысловом отношении частями-блоками;

·                в новом материале обратить внимание учащихся на самое главное (выделить главное);

·                повторить содержание основного блока.

     Осмысление – предполагает понимание учащимися изучаемого учебного материала.

     В процессе осмысления устанавливаются разнообразные связи между ранее изученным материалом и новым, выясняются причины изучаемых событий, мотивы отдельных поступков литературных героев и др.

 

Педагогические задачи учителя:

·                проанализировать с учащимися воспринятое;

·                выделить алгоритм – строгую логическую последовательность действий в определении сути изучаемого;

·                дать возможность учащимся сформулировать существенные признаки нового самостоятельно с учетом ориентации на определенные содержательные признаки;

·                содействовать развитию у школьников умений анализировать, синтезировать, сравнивать, выделять главное в познавательных объектах;

·                провести рефлексию познавательных действий школьников.

     Запоминание — предполагает сохранение знаний в памяти учащихся.

     Известно, что можно понять то или иное явление, но через некоторое время уже испытывать затруднения в его объяснении. Поэтому так необходимо запоминание.

Педагогические задачи учителя:

·                выяснить, что учащиеся еще не поняли;

·                выявить имеющиеся пробелы в знаниях учащихся и организовать деятельность по их устранению;

·                определить, что учащиеся должны запомнить;

·                организовать деятельность учащихся, направленную на поиск своих примеров, комментирующих сущность изучаемого материала;

·                выявить индивидуальные способы запоминания учащимися информации.

     Применение – предполагает овладение школьниками умениями применять знания на практике.

Педагогические задачи учителя:

·                определить систему упражнений и заданий на применение учащимися полученных знаний в разнообразных ситуациях;

·                обеспечить постепенное нарастание сложности в выполнении упражнений и заданий;

·                использовать разнообразные индивидуальные дидактические карточки, обеспечивающие работу учащихся с разными познавательными стилями.

     Обобщение и систематизация – предполагают сведение изученного в единую систему.

Педагогические задачи учителя:

·                связать полученные ранее знания с новым учебным материалом;

·                обеспечить формулирование учащимися философских выводов;

·                использовать классификационные и систематизирующие схемы и таблицы;

·                инициировать рефлексию учащихся по поводу своей деятельности и своего субъектного опыта.

Типы и виды уроков по ФГОС в начальной школе

Тип урока

Виды уроков

1

Урок изучения нового материала

Лекция, рассказ, беседа, просмотр кинофильма, самостоятельная работа с книгой, лабораторная работа, конференция, урок-эврика, межпредметный интегрированный урок

2

Урок закрепления знаний и способов действий

Тренинг, практикум, лабораторная работа, практическая работа; экскурсия, семинар, урок решения ключевых задач, урок – консультация, урок – ролевая игра, урок – деловая игра, урок фантазирования, урок путешествия, урок открытых мыслей, мозговая атака, урок – спектакль или концерт, урок – дидактическая игра (хоккей, морской бой, волшебный конверт, соревнование, КВН и т.д.), урок – аукцион знаний, урок – творческий отчет, круглый стол, урок провокаций, урок-суд, урок – круговая тренировка

3

Урок систематизации и обобщения знаний

Тренинг, практикум, лабораторная работа, практическая работа; экскурсия, семинар, урок решения ключевых задач, урок – консультация, урок – ролевая игра, урок – деловая игра, урок фантазирования, урок путешествия, урок открытых мыслей, мозговая атака, урок – спектакль или концерт, урок – дидактическая игра (хоккей, морской бой, волшебный конверт, соревнование, КВН и т.д.), урок – аукцион знаний, урок – творческий отчет, круглый стол, урок провокаций, урок-суд, урок – круговая тренировка

4

Урок повторения

Тренинг, практикум, лабораторная работа, практическая работа; экскурсия, семинар, урок решения ключевых задач, урок – консультация, урок – ролевая игра, урок – деловая игра, урок фантазирования, урок путешествия, урок открытых мыслей, мозговая атака, урок – спектакль или концерт, урок – дидактическая игра (хоккей, морской бой, волшебный конверт, соревнование, КВН и т.д.), урок – аукцион знаний, урок – творческий отчет, круглый стол, урок провокаций, урок-суд, урок – круговая тренировка

5

Урок контроля знаний

Общественный смотр знаний, урок-зачет, практическая работа, устная контрольная работа, письменная контрольная работа, устный опрос, урок – «ищи ошибку»

Виды уроков по ФГОС в начальной школе: традиционные и унифицированные определения.

Вид урока

Традиционное определение

Унифицированное определение

Рассказ

Рассказ учителя – это живое, образное, эмоциональное изложение явлений, событий, содержащее преимущественно фактический материал

Форма организации урока, предназначенная для достижения локальных целей воспитания и развития через передачу ограниченной дидактической единицы в экстраактивном информационном режиме

Беседа

Беседа – подача информации в виде диалога учителя с учеником по комплексу вопросов темы. Учитель ведет учеников к усвоению понятий, теорий, законов серией вопросов

Форма организации урока, предназначенная для достижения локальных целей воспитания и развития через передачу ограниченной дидактической единицы в интерактивном информационном режиме

Семинар

Форма организации урока, состоящая в обсуждении результатов самостоятельной работы, учащихся с дополнительными источниками информации. Иногда на таких занятиях зачитываются доклады, рефераты

Форма организации урока, предназначенная для достижения локальных целей воспитания и глобальных целей развития через передачу укрупненной или ограниченной дидактической единицы в интерактивном информационном режиме

Практикум

Форма организации урока, на котором учащиеся класса выполняют задания практического характера и докладывают о результатах работы в конце урока

Форма организации урока, предназначенная для достижения локальных целей воспитания и развития через передачу ограниченной дидактической единицы в интерактивном информационном режиме

Лекция

Лекция – форма учебного занятия, где учитель излагает учебный материал систематически, одновременно руководя записями учеников, их работой

Форма организации урока, предназначенная для достижения глобальных целей воспитания и локальных целей развития через передачу укрупненной дидактической единицы в экстраактивном информационном режиме

Лабораторная работа

Занятие, где учащиеся самостоятельно воспроизводят явления, всесторонне наблюдают их ход и из своих наблюдений выводят законы, явления или определенные константы

Практикум по работе с аналоговыми моделями реальных объектов

 

     Интерактивный режим – все информационные потоки замкнуты внутри множества обучаемых или направлены от них вовне.

     Ученики выступают здесь как субъекты учения, то есть учащиеся.  Этот режим характерен для самостоятельной учебной деятельности.

     Второй вариант работы в интерактивном режиме – информационные потоки двусторонние (диалог), ученик выступает в постоянно флуктуирующем субъектно-субъектном отношении относительно обучающей системы, периодически становясь ее автономным элементом.

     Режим характерен для таких форм организации обучения, как беседа или консультация.

     Экстраактивный режим – все информационные потоки циркулируют вне объекта обучения или направлены к нему.

     Ученик выступает в роли обучаемого. Этот режим характерен для лекции. Иногда такой режим называют пассивным, так как научение имплицируется активностью обучающей среды.

 

Требования к современному уроку в начальной школе по ФГОС

К современному уроку выдвигается ряд общих требований, выполнение которых повышает эффективность уроков, а значит и качество образования:

·                Правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме (весь материал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель, продумываются оптимальные средства ее достижения).

·                Определить тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока должны быть взаимосвязаны друг с другом).

·                Связать данный урок с предыдущими и последующими уроками.

·                Отобрать и применить оптимальное сочетание методов изучения нового материала. 

·                Обеспечить систематический и разнообразный обучающий контроль знаний учащихся.

·                Продумать систему повторения и закрепления изученного материала. 

·                Найти оптимальное место домашнему заданию. 

Выделяется ряд показателей эффективности современного урока:

·                логика изучения учебного материала соответствует логике изложения материала в учебнике; 

·                используются возможности дифференцированного подхода к слабоуспевающим и наиболее подготовленным ученикам; 

·                соблюдены нормы педагогической этики; 

·                темп урока оптимален для данного коллектива детей; 

·                в течение урока была обеспечена оптимальная для данного класса смена видов деятельности; соблюдены гигиенические условия учебного труда; 

·                созданы условия для формирования навыков делового общения и для активизации внимания детей; 

·                дидактическая задача урока решена.

     Основной идеей современного урока является единство обучения, воспитания и развития. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели.


 

Виды и типы уроков по ФГОС в начальной школе

Виды и типы уроков по ФГОС в начальной школе

Педагогические задачи учителя: · проанализировать с учащимися воспринятое; · выделить алгоритм – строгую логическую последовательность действий в определении сути изучаемого; · дать возможность учащимся сформулировать…

Педагогические задачи учителя: · проанализировать с учащимися воспринятое; · выделить алгоритм – строгую логическую последовательность действий в определении сути изучаемого; · дать возможность учащимся сформулировать…

Урок систематизации и обобщения знанийТренинг, практикум, лабораторная работа, практическая работа; экскурсия, семинар, урок решения ключевых задач, урок – консультация, урок – ролевая игра, урок –…

Урок систематизации и обобщения знанийТренинг, практикум, лабораторная работа, практическая работа; экскурсия, семинар, урок решения ключевых задач, урок – консультация, урок – ролевая игра, урок –…

Практикум Форма организации урока, на котором учащиеся класса выполняют задания практического характера и докладывают о результатах работы в конце урока

Практикум Форма организации урока, на котором учащиеся класса выполняют задания практического характера и докладывают о результатах работы в конце урока

Основной идеей современного урока является единство обучения, воспитания и развития

Основной идеей современного урока является единство обучения, воспитания и развития
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2023