Виды игр при работе с детьми с ОВЗ
«ЛОВИ»
Цель: формировать у детей предпосылки к общению; учить обращаться друг к другу по имени, запоминать имена сверстников.
Оборудование: тактильный мяч.
Ход игры: дети сидят образуя круг или друг напротив друга. Взрослый рассматривает с ними новый яркий мяч. Затем обращается к одному из детей: «Рита, лови!» - и прокатывает или передает в руки к ребёнку мяч. «Поймала! Ура! Молодец!». Ребенок, поймавший мяч, обращаясь к другому: «Лёша, лови», направляет мяч к нему. Если ребенок не может назвать имя, с помощью взрослого он использует жесты и прокатывает мяч к нему.
«ХЛОПАЙТЕ»
Цель: формировать у детей предпосылки к общению; учить обращаться друг к другу по имени, предлагая выполнить действие.
Оборудование: любые звучащие игрушки (бубен, маракасы и т.д.). Можно добавить ритмичный стишок, карточки альтернативной коммуникации.
Ход игры: дети стоят полукругом. В середину встает взрослый с бубном в руках. Ударяя в бубен, он предлагает детям хлопать в ладоши. Затем, опустив бубен, взрослый обращается к одному из детей: «Саша, иди! Играй». Мальчик играет на бубне, остальные ребята хлопают. Затем с помощью взрослого ребёнок зовет следующего, по возможности называя его по имени или используя указательный жест.
«ПОЙМАЛ»
Цель: развитие навыка взаимодействия со взрослым; вызывание эмоционального отклика.
Оборудование: цветная лента или веревка.
Ход игры: взрослый берет яркую ленточку или веревку и начинает выполнять колебательные движения рукой напротив сидящего ребенка. Предлагает ему поймать свободный край ленточки: «Лови!». Свободной рукой взрослый демонстрирует действие, которое должен совершить ребенок: «Оп! Поймал! Ура!». Затем снова предлагает ребенку: «Лови!» и позволяет поймать край ленточки!
«ДРУГ»
Цель: формирование эмоционального контакта со взрослым.
Оборудование: мягкая игрушка.
Ход игры: взрослый берет игрушку в одну руку, а другой показывает жесты приветствия, имитирует общение с игрушкой как с живым человеком и в течение игры привлекать ребенка на контакт как со взрослым, так и с игрушкой.
«СНЕГ»
Цель: развитие навыка взаимодействия со взрослым; вызывание эмоционального отклика.
Оборудование: вата.
Ход игры: ребенок сидит напротив взрослого. Перед ним большой комок ваты. Взрослый вместе с ребенком трогает его. Затем отщипывает маленький кусочек и подбрасывает вверх так, чтобы он упал на ребенка, или сдувает с руки. Предлагает ребенку повторить действие. Когда маленьких комочков наберется несколько штук, можно собрать их все вместе в ладошки и подбросить вверх: «Снег!».
Вариант 2. Среди комочков ваты спрятать маленькие игрушки и предложить ребенку найти их.
«ЭМОЦИИ»
Цель: учить различать контрастные эмоциональные состояния; учить сопереживать и сочувствовать.
Оборудование: мягкая игрушка.
Ход игры: взрослый имитирует стук в дверь, обращает на это внимание ребенка: «Кто там?». В руках взрослого появляется игрушка: «Это зайчик. Он идет: топ-топ-топ». Подойдя ближе к ребенку, зайчик спотыкается и падает: «Ой! Зайчик упал. Он плачет. Больно (бо-бо)». Взрослый стимулирует ребенка проявить интерес к ситуации. «Давай пожалеем зайчику. Вот так. Зайка больше не плачет! Он веселый!» Игрушка может обнять и поцеловать ребенка. После чего ребенок продолжает игру с игрушкой.
Повседневное руководство игровой деятельностью помогает формированию творческого отношения к действительности, развитию воображения у детей с ОВЗ. При создании адекватных условий и правильной организации в игре происходит коррекция, как отдельных психических функций, так и личности ребенка в целом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.