Леонтьева И.А.
Виды массовых форм внеклассных мероприятий по технологии
Аннотация: В статье рассмотрены формы организации детского технического творчества. Благодаря разнообразию форм проведения внеклассной работы у учащихся имеется множество возможностей для развития творческого потенциала.
Ключевые слова: техническое творчество, олимпиады, технические турниры, тематические вечера, конференции.
Детское техническое творчество учащихся ― наиболее массовая форма привлечения учащихся к техническому творчеству. Массовая работа позволяет последовательно и систематически расширять кругозор учащихся, знакомит их с историей науки и техники, с достижениями советских ученых, изобретателей и новаторов производства, с организацией труда на современном социалистическом производстве. Она связывает кружок с окружающей жизнью, с пионерской организацией, популяризирует работу кружка, воспитывает дружный, работоспособный, боевой коллектив детей.
Основные формы массовых мероприятий по технологии: тематические вечера, посвящённые знаменательным датам в области науки и техники, школьные олимпиады, конкурсы, выставки творческих работ по технике, прикладному искусству, технические конференции и слёты, встречи с новаторами производства и другие формы.
Среди массовых форм организации внеклассной работы по технологии особое место занимают олимпиады в V–IX классах и конкурсы по профессии в X–XI классах, технические турниры, которые представляют собой своеобразные соревнования школьников. Повышающие уровень их подготовки в обучении технологии и уровень преподавания этого предмета в школе, позволяющие выявить наиболее подготовленных учеников, интересующихся техникой, для индивидуальной работы с ними и привлечения в творческие коллективы [7].
Большим успехом у младших школьников пользуются скоростные конкурсы-состязания на изготовление несложных самоделок. Например, кто быстрее и лучше сделает оригами, изготовит модель самолета, сплетет шнурок, вылепит из пластилина фигурку и т.д. Конкурсы в начальных классах могут проводиться между двумя учащимися, между «звездочками», «звеньями». Полезно проводить общешкольные конкурсы, в которых принимают все учащиеся с I по XI класс. Для оценки конкурсных работ привлекаются учителя, воспитатели, родители. Лучшие конкурсные работы получают специальные призы, грамоты, сувениры [1, c. 92].
Олимпиады и конкурсы обычно проводятся в несколько туров: школьный, районный (городской), областной (республиканский), федеральный. В школьном туре участвуют все учащиеся. Школьная олимпиада по технологии проводится обычно на базе учебных мастерских. В ходе ее учащиеся соревнуются в решении технических задач, выполнении технологических операций. В районном (городском), областном (республиканском), федеральном участвуют победители предыдущих туров. Проводятся также конкурсы творческих проектов. В школах (классах) с углубленной трудовой или профессиональной подготовкой сохраняют своё значение конкурсы по профессиям. Олимпиады и конкурсы по охвату учащихся являются наиболее массовыми формами внеклассной работ по технологии. Подчеркнем, что любое соревнование, конкурс требуют хорошей организации, четких требований и критериев оценки работы участников [5].
Олимпиады и конкурсы позволяют установить качество усвоения учащимися программного материала, обнаружить пробелы в знаниях и умениях учащихся, выявить имеющиеся способности к технике. Однако этим значение олимпиад и конкурсов далеко не исчерпывается. При правильной организации они становятся важными воспитательными мероприятиями. Как в организационном, так и в методическом плане конкурсы и олимпиады тщательной подготовки. Для их проведения создаются организационные комитеты и жюри (судейские коллегии). В состав оргкомитета входят представители органов образования, предприятий, администрация учреждений образования. Оргкомитеты определяют время и место проведения конкурсов (олимпиад), руководят их ходом, награждают победителей. Непосредственные соревнования учащихся сопровождаются большой воспитательной, культурно-массовой, план проведения которой также составляется оргкомитетом [2, c. 140]. Конкурсы и олимпиады начинаются с торжественной линейки, на которой собираются все участники, а также члены оргкомитета и гости. Председатель оргкомитета приветствует участников, вручает им памятные жетоны. Затем председатель жюри знакомит участников с условиями проведения соревнования, напоминает о необходимости соблюдения правил техники безопасности при выполнении основных операций (подробно с правилами безопасности труда участники должны быть ознакомлены в подготовительный период). После торжественной линейки начинаются конкурс. Задания на конкурсах и олимпиадах могут включать в себя теоретическую и практическую части. В таком случае они обычно выполняются на протяжении двух дней.
Жюри (судейские коллегии) подбирают задания для учащихся, следят за тем, чтобы соревнования проходили в нормальных условиях, подводят итоги по каждому виду соревнований, определяют его победителей. Члены жюри ― специалисты предприятий и учебных заведений среднего профессионального и высшего профессионального образования, методисты, учителя. Количественный состав жюри определяется масштабами соревнования: представители жюри должны присутствовать на каждом виде соревнования в каждой группе, быстро и точно оценить все работы. Для определения уровня знаний и умений участников соревнования жюри разрабатывают чёткие критерии. Учащихся знакомят с нормой времени на выполнение заданий, а также требованиями к точности изготовления изделия, его качеству в целом. Кроме этого, учащиеся должны знать, как будут снижаться оценки в зависимости от допускаемых отклонений от заданных требований [2, c. 140].
Конкурсы и олимпиады завершаются общей линейкой, на которой оглашаются протоколы жюри, победителями вручают награды (грамоты, почётные дипломы, ценные подарки).
Конкурсы трудового мастерства по рабочим профессиям могут включаться в программу тематических вечеров техники или технических турниров, но возможно проведение подобных конкурсов в форме самостоятельных мероприятий. Целью проведения этих конкурсов является улучшение профессионального обучения, совершенствование подготовки учащихся к труду на производстве, воспитание любви к профессии. В городских школах и технических лицеях конкурсы проводятся по профессии слесаря, токаря, столяра, автоводителя, швеи, электрика, строителя, кулинара, в сельских школах ― по профессиям механизаторов.
Соревнования (технические спартакиады) юных техников, в первую очередь, подводят итог технических кружков, изучающих эксплуатацию объектов техники и моделирования. В соответствии с профилем кружков проводятся соревнования: юных авиамоделистов, судомоделистов, автомоделистов, радиооператоров, картингистов и т.д. В этих соревнованиях кружковцы выступают с изготовленными ими моделями технических объектов или демонстрируют свои умения в управлении техническими устройствами ─ автомобилем, мотоциклом, картом, моторной лодкой и т.п. Обычно соревнования моделистов предполагают решение комплекса задач: розыгрыш лично-командного первенства; пропаганду развития моделизма; выполнение учащимися разрядных норм и повышение спортивного мастерства; обмен опытом в изготовлении и запуске моделей; отбор моделистов для участия в соревнованиях более высокого уровня [6].
Выставки технического творчества ― одна из самых распространенных, эффективных и наглядных форм научно-технической пропаганды среди молодежи, сильнейшее средство воспитания. Они занимают важное место среди массовых форм внеклассной работы, отражая результаты творческой деятельности учащихся в первую очередь в кружках, популяризируя опыт лучших технических кружков и отдельных учеников, чем способствуют привлечению возможно более широкого круга учащихся к творческой деятельности, содействуют развитию у них интереса к рационализаторской и изобретательской работе.
Выставки могут преследовать различные цели. В течение года устраиваются периодические выставки, которые обычно посвящаются знаменательным датам, тематическим вечерам, могут быть приурочены к общешкольному родительскому собранию или юбилею школы. В конце года, как правило, организуют отчетные выставки технического и декоративно-прикладного творчества, которые показывают конкретные достижения профильных кружков и отдельных учеников. Эти выставки способствуют вовлечению в эту работу многих школьников. За несколько месяцев до проведения выставки директор школы издает соответствующий приказ с указанием ее проблематики, характера участников, сроков проведения и ответственных лиц. К этому времени может быть приурочена и ярмарка-продажа детских работ. Выставка должна привлекать внимание посетителей не только экспонатами, но и самим оформлением. Поэтому при организации выставки следует четко продумать ее назначение, расположение экспонатов, оформление стендов и плакатов. Каждый экспонат должен иметь табличку с краткой характеристикой работы и указанием ее автора. Сами экспонаты должны быть размещены в определенной системе: по классам и кружкам или по видам работ (новые модели, лабораторные приборы и т.п.). Экспонаты следует устанавливать так, чтобы можно было продемонстрировать выставленные изделия в работе, дать чертеж или схему. Красиво и со вкусом должен быть оформлен выставочный зал.
Выставку используют для проведения учебно-воспитательной работы: открытие ее бывает торжественным, что привлекает к ней больше внимания. А на торжественном закрытии выставки учащиеся, работы которых признаны лучшими, награждаются благодарностями, грамотами, ценными призами, представлением их работ на выставки более высокого уровня, что также активизирует интерес к последующему участию в новых выставках.
На выставке необходимо иметь книгу отзывов, в которую посетители записывают свои впечатления и пожелания. Экскурсоводами на выставке назначаются наиболее активные и компетентные члены кружков, которые могут детально ответить на вопросы посетителей [1, c. 93]. Перед закрытием выставки подводятся ее итоги. Жюри определяет призовые места разных экспонатов и отмечает лучших из участников выставки.
Близки к выставкам праздники труда (урожая), которые проводятся с целью ярко эмоционально показать, чему научились учащиеся за год на уроках технологии, в процессе общественно полезного труда, во внеклассной работе в кружках. Это смотр рабочих умений и трудовой активности ребят. Праздник обычно состоит из двух отделений: официально-торжественного (сдача рапортов и отчётов о трудовых делах, выступление директора, заместителя директора по воспитательной работе, вожатых, приветствие почётных гостей, выпускников и др.) и неофициального (концерт художественной самодеятельности учащихся, состязания и конкурсы учащихся, игры, аттракционы и т.п.). На празднике вручаются награды учащимся, отличившимся трудовыми делами, а также поощряются лучшие педагоги, мастера профессионального обучения.
Большую роль в технической пропаганде играет проведение тематических вечеров, технических конференций и слетов рационализаторов и изобретателей. Они помогают в яркой и занимательной форме расширить и углубить знания, полученные учениками на уроках, привлечь внимание учащихся к миру новых научных и технических идей, способствуют развитию их интереса к науке, технике, производству, зажигают ребят в стремлении больше узнать и понять.
В практике внеклассной работы сложились такие виды вечеров: вечера занимательной науки и техники (для учащихся 6–7 классов); тематические вечера, посвящённые отдельным научно-техническим проблемам; юбилейные вечера, приуроченные к знаменательным датам жизни и деятельности выдающихся деятелей науки и техники; праздничные вечера, связанные с некоторыми отмечаемыми в стране датами (День авиации, День космонавтики, День радио, День знаний и др.).
Цель тематических вечеров ― закрепление и углубление знаний учащихся, знакомство с достижениями техники и передовыми методами труда, с работой передовиков производства, изучение наследия прошлого.
Это могут быть лекции, доклады, отдельные небольшие выступления. Все сообщения могут сопровождаться демонстрацией видеофильмов, плакатов, образцов техники, приемов труда. К такому вечеру можно подготовить выставку работ учащихся, альбомы, модели, фотостенды, кулинарные выставки; состязания по профессии, викторины и т.д. Большое внимание следует уделять подготовке вечера, в котором принимает участие значительное число учащихся: одни готовят краткие сообщения, другие оборудуют стенды, альбомы, третьи готовят выставки, конкурсы и т.д. При организации вечера необходимо учитывать следующее: 1) перед учащимися ставится конкретная цель, предлагается литература для поиска материала по заданной теме; 2) распределяется ответственность между учащимися в соответствии с желанием и возможностями каждого участника; 3) предлагается помощь педагога в составлении сценария и организации вечера. Проведение вечера способствует сплочению коллектива [4].
Тематические вечера могут проводиться как с участием приглашенных специалистов, так и силами только самих учащихся. Обычно эти мероприятия приурочивают к юбилеям учёных или датам, связанным с выдающимися событиями в области технического прогресса. К тематическому вечеру подготавливают выставку соответствующей литературы. Тематические научно-технические вечера помогают в яркой, занимательной форме приобщить учащихся к некоторым важнейшим открытиям, изобретениям, современным достижениям в различных областях производства. В их программу включаются сообщения, подготовленные членами кружков, демонстрация технических устройств (моделей, макетов, образцов действующей техники и т.п.), опытов, встречи со специалистами, викторины по технике и т.д. За последние годы получили распространение научно-технические вечера учащихся в форме КВН, «Брейн-ринга», привносящие в работу дух состязательности. Для многих ребят тематический вечер становится началом нового увлечения, которое. Если его поддержать, может перерасти в интерес к определённой профессии, приведёт учащегося в предметный кружок.
Технические конференции и слеты юных рационализаторов и изобретателей ― форма массовой внеклассной работы с учащимися по технике, способствующие популяризации и пропаганде. Цель технической конференции ― популяризация новейших достижений производства, передовых методов труда, ознакомление с новыми образцами техники, вопросами организации и экономики производства. Можно проводить комплексные слеты и конференции юных техников и слеты и конференции по профилям ― юных космонавтов, астрономов, юных рационализаторов и конструкторов и т.п.
Подготовка к конференции включает:
1) составление программы, определение теми последовательности основных докладов и выступлений учащихся на пленарном и секционных заседаниях;
2) подбор выступающих по каждой теме (докладчиками могут быть учителя, работники предприятий, ученики ─ члены технических кружков), подбор материалов, литературы и прикрепление консультантов к учащимся для помощи им в подготовке выступлений;
3) подготовка всех учащихся к конференции (проведение бесед, экскурсий, ознакомление с литературой);
4) оформление альбомов, стендов, тематических выставок, подготовка плакатов, чертежей, образцов изделий, кино- и видеодемонстраций;
5) организация выставки технической литературы по теме конференции и оформление помещений наглядной агитацией.
На конференции проводится обсуждение вопросов. По каждому из них принимаются конкретные рекомендации для последующего использования в учебной и воспитательной работе. Конференция, как никакая другая форма внеклассной учебной работы, формирует личностной аспект восприятия знаний, способствует привитию учащимся умений и навыков, культуры интеллектуального и практического труда, умений самостоятельно добывать и пополнять знания, воспитывает общественную активность школьников, а также способствуют развитию творческого потенциала.
Организации и проведение слета учащихся ─ рационализаторов и изобретателей аналогичны организации и проведению конференции. Разница заключается в том, что на слете нет докладов, участники делятся опытом, рассказывают о результатах работы, демонстрируют интересные технические решения. В конце подводятся итоги и вырабатываются рекомендации. Заканчивается слет торжественной частью, во время которой отмечают лучших рационализаторов (изобретателей).
Предметная неделя по технологии призвана привлечь внимание учащихся к этой области знаний, показать их успехи в ее изучении. План ее проведения обычно утверждается руководством школы. Каждый день недели имеет свою направленность и может включать комплексные (с привлечением учителей других предметов) уроки, викторины, конкурсы, экскурсии, выставки и т.д.
Среди других массовых форм внеклассной работы можно назвать проведение лекций и бесед, чтение научно-технической и популярной литературы, просмотр телепередач и видеофильмов.
Беседы о труде и техники, о людях труда занимают во внеклассных занятиях (особенно в начальных классах и V–VII классах средней школы) большое место. Педагогическая эффективность беседы повышается, если учитель использует наглядный материал. Например, при моделировании корабликов учитель демонстрирует серию картин, показывающих, как в древние времена люди передвигались на плотах с помощью шестов, затем на лодках-долблёнках с помощью вёсел. Далее, рассказывая об открытиях новых стран, учитель демонстрирует изображения парусников Магеллана и Колумба. Сообщая детям о подвигах русских моряков, учитель показывает рисунки крейсера «Варяг», броненосца «Потёмкин», крейсера «Аврора». Всё это повышает интерес к внеклассным занятиям. Для проведения бесед полезно привлекать специалистов промышленных и сельскохозяйственных предприятий. При встрече с младшеклассниками очень важно, чтобы рассказы сопровождались демонстрациями изготовленных на производстве изделий или их фотографий.
В некоторых школах особый уклон в развитии технического творчества делается в сторону рационализации. Учащиеся получают задания от предприятий и решают ту или иную производственную задачу, связанную с конструированием приспособлений, совершенствованием конструкции изделия и др. в этих случаях деятельность в кружках сочетается с соответствующими формами массовой внеклассной работы. Например, могут проводиться слёты рационализаторов, на которых выступают как учащиеся, так и приглашённые новаторы производства, выпускаются бюллетени рационализатора, проводятся вечера, посвящённые деятельности известных рационализаторов и т.д.
В целях воспитания у учащихся интереса к технике и стремления к техническому творчеству в школах могут создаваться уголки научно-технической информации и музеи, соответствующим образом оформленные учебные помещения и мастерские, осуществляются игровые формы технической пропаганды (конкурсы по решению технических задач, на лучшее рационализаторское предложение по ликвидации узкого места в мастерской или цехе предприятия и т.д.), проводятся школьные и межшкольные технические викторины и т.п. К числу других форм массовой работы относятся: чтение научно-технической и популярной литературы; выпуск специальных стенгазет, научно-технических бюллетеней, радиогазет; просмотр телепередач и видеофильмов; организация теле- и видеолекториев.
Для руководства всей работой по развитию технического творчества в школе может быть создан совет научно-технического общества, в который, кроме педагогов, входят представители предприятий.
Выводы
Детское техническое творчество учащихся ― наиболее массовая форма привлечения учащихся к техническому творчеству.
Благодаря разнообразию форм проведения внеклассной работы у учащихся имеется множество возможностей для развития творческого потенциала.
Разные формы массовых мероприятий по технологическому творчеству позволяют учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы; расширяют контекст деятельности; выступают как эффективные средства создания мотива к созданию чего-то нового; способствуют реализации деятельностного подхода в обучении технологии, когда в центре внимания находится ученик со своими интересами и потребностями.
Литература
1. Андрианов, П.Н. Техническое творчество учащихся: Пособие для учителей и руководителей кружков: Из опыта работы / П.Н. Андрианов. ― М.: Просвещение, 1986. ― 127 с.
2. Кучерова, О.Е. Школа. Воспитание. Духовность / О.Е. Кучерова, С.И. Тарасова. ― Белгород, 2006. ― 241 с.
3. Марченко, А.В. Настольная книга учителя технологии / А.В. Марченко. ― М.: Астрель, 2005. ― 432 с.
4. Рындак, В.Г. Личность. Творчество. Развитие: Учебно-методическое пособие по педагогике творчества / В.Г. Рындак, А.В. Москвина; под ред. В.Г. Рындак. ― М.: Педагогический вестник, 2001. ― 290 с.
5. Смирнова Е.В. Внеклассная работа по технологии [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: http://rusalka7.ucoz.ru/load/27-1-0-84 (дата обращения: 03.04.2019).
6. Техническое творчество учащихся [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: http: //phis.bspu.unibel.by>static/um/tvorchestvo/ (дата обращения: 20.04.2019).
7. Энциклопедический словарь юного техника [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/enc-Tehnika-2/108.htm (дата обращения: 20.05.2019).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.