Виды массовых форм внеклассных мероприятий по технологии
Оценка 4.7

Виды массовых форм внеклассных мероприятий по технологии

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа +1
СCУЗ, ВУЗ
02.05.2020
Виды массовых форм внеклассных мероприятий по технологии
В статье рассмотрены формы организации детского технического творчества. Благодаря разнообразию форм проведения внеклассной работы у учащихся имеется множество возможностей для развития творческого потенциала
Виды массовых форм внеклассных мероприятий по технологии.docx

Леонтьева И.А.

Виды массовых форм внеклассных мероприятий по технологии

 

Аннотация: В статье рассмотрены формы организации детского технического творчества. Благодаря разнообразию форм проведения внеклассной работы у учащихся имеется множество возможностей для развития творческого потенциала.

Ключевые слова: техническое творчество, олимпиады, технические турниры, тематические вечера, конференции.

 

Детское техническое творчество учащихся ― наиболее массовая форма привлечения учащихся к техническому творчеству. Массовая работа позволяет последовательно и систематически расширять кругозор учащихся, знакомит их с историей науки и техники, с достижениями советских ученых, изобретателей и новаторов производства, с организацией труда на современном социалистическом производстве. Она связывает кружок с окружающей жизнью, с пионерской организацией, популяризирует работу кружка, воспитывает дружный, работоспособный, боевой коллектив детей.

Основные формы массовых мероприятий по технологии: тематические вечера, посвящённые знаменательным датам в области науки и техни­ки, школьные олимпиады, конкурсы, выставки творческих работ по технике, прикладному ис­кусству, технические конференции и слёты, встречи с новаторами производства и другие формы.

Среди массовых форм организации внеклассной работы по технологии особое место занимают олимпиады в VIX классах и конкурсы по профессии в XXI классах, технические турниры, которые представляют собой своеобразные соревнования школьников. Повышающие уровень  их подготовки в обучении технологии и уровень преподавания этого предмета в школе, позволяющие выявить наиболее подготовленных учеников, интересующихся техникой, для индивидуальной работы с ними и привлечения  в творческие коллективы [7].

Большим успехом у младших школьников пользуются скоростные конкурсы-состязания на изготовление несложных самоделок. Например, кто быстрее и лучше сделает оригами, изготовит модель самолета, сплетет шнурок, вылепит из пластилина фигурку и т.д.  Конкурсы в начальных классах могут проводиться между двумя учащимися, между «звездочками», «звеньями». Полезно проводить общешкольные конкурсы, в которых принимают все учащиеся с I по XI класс. Для оценки конкурсных работ привлекаются учителя, воспитатели, родители. Лучшие конкурсные работы получают специальные призы, грамоты, сувениры [1, c. 92].

Олимпиады и конкурсы обычно проводятся в несколько туров: школьный, районный (городской), областной (республиканский), федеральный. В школьном туре участвуют все учащиеся. Школьная олимпиада по технологии прово­дится обычно на базе учебных мастерских. В хо­де ее учащиеся соревнуются в решении техниче­ских задач, выполнении технологических операций. В районном (городском), областном (республиканском), федеральном участвуют победители предыдущих туров. Проводятся также конкурсы творческих проектов. В школах (классах) с углубленной трудовой или профессиональной подготовкой сохраняют своё значение конкурсы по профессиям. Олимпиады и конкурсы по охвату учащихся являются наиболее массовыми формами внеклассной работ по технологии. Подчеркнем, что любое соревнование, кон­курс требуют хорошей организации, четких требований и критериев оценки работы участников [5].

Олимпиады и конкурсы позволяют установить качество усвоения учащимися программного материала, обнаружить пробелы в знаниях и умениях учащихся, выявить имеющиеся способности к технике. Однако этим значение олимпиад и конкурсов далеко не исчерпывается. При правильной организации они становятся важными воспитательными мероприятиями. Как в организационном, так и в методическом плане конкурсы и олимпиады тщательной подготовки. Для их проведения создаются организационные комитеты и жюри (судейские коллегии). В состав оргкомитета входят представители органов образования, предприятий, администрация учреждений образования. Оргкомитеты определяют время и место проведения конкурсов (олимпиад), руководят их ходом, награждают победителей. Непосредственные соревнования учащихся сопровождаются большой воспитательной, культурно-массовой, план проведения которой также составляется оргкомитетом [2, c. 140]. Конкурсы и олимпиады начинаются с торжественной линейки, на которой собираются все участники, а также члены оргкомитета и гости. Председатель оргкомитета приветствует участников, вручает им памятные жетоны. Затем председатель жюри знакомит участников с условиями проведения соревнования, напоминает о необходимости соблюдения правил техники безопасности при выполнении основных операций (подробно с правилами безопасности труда участники должны быть ознакомлены в подготовительный период). После торжественной линейки начинаются конкурс. Задания на конкурсах и олимпиадах могут включать в себя теоретическую и практическую части. В таком случае они обычно выполняются на протяжении двух дней.

Жюри (судейские коллегии) подбирают задания для учащихся, следят за тем, чтобы соревнования проходили  в нормальных условиях, подводят итоги по каждому виду соревнований, определяют его победителей. Члены жюри ― специалисты предприятий и учебных заведений среднего профессионального и высшего профессионального образования, методисты, учителя. Количественный состав жюри определяется масштабами соревнования: представители жюри должны присутствовать на каждом виде соревнования в каждой группе, быстро и точно оценить все работы. Для определения уровня знаний и умений участников соревнования жюри разрабатывают чёткие критерии. Учащихся знакомят с нормой времени на выполнение заданий, а также требованиями к точности изготовления изделия, его качеству в целом. Кроме этого, учащиеся должны знать, как будут снижаться оценки в зависимости от допускаемых отклонений от заданных требований [2, c. 140].

Конкурсы и олимпиады завершаются общей линейкой, на которой оглашаются протоколы жюри, победителями вручают награды (грамоты, почётные дипломы, ценные подарки).

Конкурсы трудового мастерства по рабочим профессиям могут включаться в программу тематических вечеров техники или технических турниров, но возможно проведение подобных конкурсов в форме самостоятельных мероприятий. Целью проведения этих конкурсов является улучшение профессионального обучения, совершенствование подготовки учащихся к труду на производстве, воспитание любви к профессии. В городских школах и технических лицеях конкурсы проводятся по профессии слесаря, токаря, столяра, автоводителя, швеи, электрика, строителя, кулинара, в сельских школах ― по профессиям механизаторов.

Соревнования (технические спартакиады) юных техников, в первую очередь, подводят итог технических кружков, изучающих эксплуатацию объектов техники и моделирования. В соответствии с профилем кружков проводятся соревнования: юных авиамоделистов, судомоделистов, автомоделистов, радиооператоров, картингистов и т.д. В этих соревнованиях кружковцы выступают с изготовленными ими моделями технических объектов или демонстрируют свои умения в управлении техническими устройствами ─ автомобилем, мотоциклом, картом, моторной лодкой и т.п. Обычно соревнования моделистов предполагают решение комплекса задач: розыгрыш лично-командного первенства; пропаганду развития моделизма; выполнение учащимися разрядных норм и повышение спортивного мастерства; обмен опытом в изготовлении и запуске моделей; отбор моделистов для участия в соревнованиях более высокого уровня [6].

Выставки технического творчества ― одна из самых распространенных, эффективных и наглядных форм научно-технической пропаганды среди молодежи, сильнейшее средство воспитания. Они занимают важное место среди массовых форм внеклассной работы, отражая результаты творческой деятельности учащихся в первую очередь в кружках, популяризируя опыт лучших технических кружков и отдельных учеников, чем способствуют привлечению возможно более широкого круга учащихся к творческой деятельности, содействуют развитию у них интереса к рационализаторской и изобретательской работе.

Выставки могут преследовать различные цели. В течение года устраиваются периодические выставки, которые обычно посвящаются знаменательным датам, тематическим вечерам, могут быть приурочены к общешкольному родительскому собранию или юбилею школы. В конце года, как правило, организуют отчетные выставки технического и декоративно-при­кладного творчества, которые показывают конкретные достижения профильных кружков и от­дельных учеников. Эти выставки способствуют вовлечению в эту работу многих школьников. За несколько месяцев до проведения выставки директор школы издает соответствующий приказ с указанием ее проблематики, характера участников, сроков проведения и ответственных лиц. К этому време­ни может быть приурочена и ярмарка-продажа детских работ. Выставка должна привлекать внимание посетителей не только экспонатами, но и самим оформлением. Поэтому при организации выставки следует четко продумать ее назначение, расположение экспонатов, оформление стендов и плакатов. Каждый экспонат должен иметь табличку с краткой характеристикой работы и указанием ее автора. Сами экспонаты должны быть размещены в определенной системе: по классам и кружкам или по видам работ (новые модели, лабораторные приборы и т.п.). Экспонаты следует устанавливать так, чтобы можно было продемонстрировать выставленные изделия в работе, дать чертеж или схему. Красиво и со вкусом должен быть оформлен выставочный зал.

Выставку используют для проведения учебно-воспитательной работы: открытие ее бывает торжественным, что привлекает к ней больше внимания. А на торжественном закрытии выставки учащиеся, работы которых признаны лучшими, награждаются  благодарностями, грамотами, ценными призами, представлением их работ на выставки более высокого уровня, что также активизирует интерес к последующему участию в новых выставках.

На выставке необходимо иметь книгу отзывов, в которую посетители записывают свои впечатления и пожелания. Экскурсоводами на выставке назначаются наиболее активные и компетентные члены кружков, которые могут детально ответить на вопросы посетителей [1, c. 93]. Перед закрытием выставки подводятся ее итоги. Жюри определяет призовые места разных экспонатов и отмечает лучших из участников выставки.

Близки к выставкам праздники труда (урожая), которые проводятся с целью ярко эмоционально показать, чему научились учащиеся за год на уроках технологии, в процессе общественно полезного труда, во внеклассной работе в кружках. Это смотр рабочих умений и трудовой активности ребят. Праздник обычно состоит из двух отделений: официально-торжественного (сдача рапортов и отчётов о трудовых делах, выступление директора, заместителя директора по воспитательной работе, вожатых, приветствие почётных гостей, выпускников и др.) и неофициального (концерт художественной самодеятельности учащихся, состязания и конкурсы учащихся, игры, аттракционы и т.п.). На празднике вручаются награды учащимся, отличившимся трудовыми делами, а также поощряются  лучшие педагоги, мастера профессионального обучения.

Большую роль в технической пропаганде играет проведение тематических вечеров, технических конференций и слетов рационализаторов и изобретателей. Они помогают в яркой и занимательной форме расширить и углубить знания, полученные учениками на уроках, привлечь внимание учащихся к миру новых научных и технических идей, способствуют развитию их интереса к науке, технике, производству, зажигают ребят в стремлении больше узнать и понять.

 В практике внеклассной работы сложились такие виды вечеров: вечера занимательной науки и техники (для учащихся 6–7 классов); тематические вечера, посвящённые отдельным научно-техническим проблемам; юбилейные вечера, приуроченные к знаменательным датам жизни и деятельности выдающихся деятелей науки и техники; праздничные вечера, связанные с некоторыми  отмечаемыми в стране датами (День авиации, День космонавтики, День радио, День знаний и др.).

Цель тематических вечеров ― закрепление и углубление знаний учащихся, знакомство с достижениями техники и передовыми методами труда, с работой передовиков производства, изучение наследия прошлого.

Это могут быть лекции, доклады, отдельные небольшие выступления. Все сообщения могут сопровождаться демонстрацией видеофильмов, плакатов, образцов техники, приемов труда. К такому вечеру можно подготовить выставку работ учащихся, альбомы, модели, фотостенды, кулинарные выставки; состязания по профессии, викторины и т.д. Большое внимание следует уделять подготовке вечера, в котором принимает участие значительное число учащихся: одни готовят краткие сообщения, другие оборудуют стенды, альбомы, третьи готовят выставки, конкурсы и т.д. При организации вечера необходимо учитывать следующее: 1) перед учащимися ставится конкретная цель, предлагается литература для поиска материала по заданной теме; 2) распределяется ответственность между учащимися в соответствии с желанием и возможностями каждого участника; 3) предлагается помощь педагога в составлении сценария и организации вечера. Проведение вечера способствует сплочению коллектива [4].

Тематические вечера могут проводиться как с участием приглашенных специалистов, так и силами только самих учащихся. Обычно эти мероприятия приурочивают к юбилеям учёных или датам, связанным с выдающимися событиями в области технического прогресса. К тематическому вечеру подготавливают выставку соответствующей литературы. Тематические научно-технические вечера помогают в яр­кой, занимательной форме приобщить учащихся к некоторым важнейшим открытиям, изобрете­ниям, современным достижениям в различных областях производства. В их программу включаются сообщения, подготовленные членами кружков, демонстрация технических устройств (моделей, макетов, образцов действующей техники и т.п.), опытов, встречи со специалистами, викторины по технике и т.д. За последние годы получили распространение научно-технические вечера учащихся в форме КВН, «Брейн-ринга», привносящие в работу дух состязательности. Для многих ребят тематический вечер становится началом нового увлечения, которое. Если его поддержать, может перерасти в интерес к определённой профессии, приведёт учащегося в предметный кружок.

Технические конференции и слеты юных рационализаторов и изобретателей ― форма массовой внеклассной работы с учащимися по технике, способствующие популяризации и пропаганде. Цель технической конференции ― популяризация новейших достижений производства, передовых методов труда, ознакомление с новыми образцами техники, вопросами организации и экономики производства. Можно проводить комплексные слеты и конференции юных техников и слеты и конференции по профилям ― юных космонавтов, астрономов, юных рационализаторов и конструкторов и т.п.

Подготовка к конференции включает:

1) составление программы, определение теми последовательности основных докладов и выступлений учащихся на пленарном и секционных заседаниях;

2) подбор выступающих по каждой теме (докладчиками могут быть учителя, работники предприятий, ученики ─ члены технических кружков), подбор материалов, литературы и прикрепление консультантов к учащимся для помощи им в подготовке выступлений;

3) подготовка всех учащихся к конференции (проведение  бесед, экскурсий, ознакомление с литературой);

4) оформление альбомов, стендов, тематических выставок, подготовка плакатов, чертежей, образцов изделий, кино- и видеодемонстраций;

5) организация выставки технической литературы по теме конференции и оформление помещений наглядной агитацией.

На конференции проводится обсуждение вопросов. По каждому из них принимаются конкретные рекомендации для последующего использования в учебной и воспитательной работе. Конференция, как никакая другая форма внеклассной учебной работы, формирует личностной аспект восприятия знаний, способствует привитию учащимся умений и навыков, культуры интеллектуального и практического труда, умений самостоятельно добывать и пополнять знания, воспитывает общественную активность школьников, а также способствуют развитию творческого потенциала.

Организации и проведение слета учащихся ─ рационализаторов и изобретателей аналогичны организации и проведению конференции. Разница заключается в том, что на слете нет докладов, участники делятся опытом, рассказывают о результатах работы, демонстрируют интересные технические решения. В конце подводятся итоги и вырабатываются рекомендации. Заканчивается слет торжественной частью, во время которой отмечают лучших рационализаторов (изобретателей).

Предметная неделя по технологии призвана привлечь внимание учащихся к этой области знаний, показать их успехи в ее изучении. План ее проведения обычно утверждается руководст­вом школы. Каждый день недели имеет свою направленность и может включать комплексные (с привлечением учителей других предметов) уроки, викторины, конкурсы, экскурсии, вы­ставки и т.д.

Среди других массовых форм внеклассной работы можно назвать проведение лекций и бесед, чтение научно-технической и популярной литературы, просмотр телепередач и видеофильмов.

Беседы о труде и техники, о людях труда занимают во внеклассных занятиях (особенно в начальных классах и VVII классах средней школы) большое место. Педагогическая эффективность беседы повышается, если учитель использует наглядный материал. Например, при моделировании корабликов учитель демонстрирует серию картин, показывающих, как в древние времена люди передвигались на плотах с помощью шестов, затем на лодках-долблёнках с помощью вёсел. Далее, рассказывая об открытиях новых стран, учитель демонстрирует изображения парусников Магеллана и Колумба. Сообщая детям о подвигах русских моряков, учитель показывает рисунки крейсера «Варяг», броненосца «Потёмкин», крейсера «Аврора». Всё это повышает интерес к внеклассным занятиям. Для проведения бесед полезно привлекать специалистов промышленных и сельскохозяйственных предприятий. При встрече с младшеклассниками очень важно, чтобы рассказы сопровождались демонстрациями изготовленных на производстве изделий или их фотографий.

В некоторых школах особый уклон в развитии технического творчества делается в сторону рационализации. Учащиеся получают задания от предприятий и решают ту или иную производственную задачу, связанную с конструированием приспособлений, совершенствованием конструкции изделия и др. в этих случаях деятельность в кружках сочетается с соответствующими формами массовой внеклассной работы. Например, могут проводиться слёты рационализаторов, на которых выступают как учащиеся, так и приглашённые новаторы производства, выпускаются бюллетени рационализатора, проводятся вечера, посвящённые деятельности известных рационализаторов и т.д.

В целях воспитания у учащихся интереса к технике и стремления к техническому творчеству в школах могут создаваться уголки научно-технической информации и музеи, соответствующим образом оформленные учебные помещения и мастерские, осуществляются игровые формы технической пропаганды (конкурсы по решению технических задач, на лучшее рационализаторское предложение по ликвидации узкого места в мастерской или цехе предприятия и т.д.), проводятся школьные и межшкольные технические викторины и т.п.  К числу других форм массовой работы относятся: чтение научно-технической и популярной литературы; выпуск специальных стенгазет, научно-технических бюллетеней, радиогазет; просмотр телепередач и видеофильмов; организация теле- и видеолекториев.

Для руководства всей работой по развитию технического творчества в школе может быть создан совет научно-технического общества, в который, кроме педагогов, входят представители предприятий.

Выводы

Детское техническое творчество учащихся ― наиболее массовая форма привлечения учащихся к техническому творчеству.

Благодаря разнообразию форм проведения внеклассной работы у учащихся имеется множество возможностей для развития творческого потенциала.

Разные формы массовых мероприятий по технологическому творчеству позволяют учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы; расширяют контекст деятельности; выступают как эффективные средства создания мотива к созданию чего-то нового; способствуют реализации деятельностного подхода в обучении технологии, когда в центре внимания находится ученик со своими интересами и потребностями.

Литература

1.   Андрианов, П.Н. Техническое творчество учащихся: Пособие для учителей и руководителей кружков: Из опыта работы / П.Н. Андрианов. ― М.: Просвещение, 1986. ― 127 с.

2.   Кучерова, О.Е. Школа. Воспитание. Духовность / О.Е. Кучерова, С.И. Тарасова. ― Белгород, 2006. ― 241 с.

3.   Марченко, А.В. Настольная книга учителя технологии / А.В. Марченко. ― М.: Астрель, 2005. ― 432 с.

4.   Рындак, В.Г. Личность. Творчество. Развитие: Учебно-методическое пособие по педагогике творчества / В.Г. Рындак, А.В. Москвина; под ред. В.Г. Рындак. ― М.: Педагогический вестник, 2001. ― 290 с.

5.   Смирнова Е.В. Внеклассная работа по технологии [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: http://rusalka7.ucoz.ru/load/27-1-0-84 (дата обращения: 03.04.2019).

6.   Техническое творчество учащихся [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: http: //phis.bspu.unibel.by>static/um/tvorchestvo/ (дата обращения: 20.04.2019).

7.   Энциклопедический словарь юного техника [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/enc-Tehnika-2/108.htm (дата обращения: 20.05.2019).

 

 

 

 


 

Леонтьева И.А. Виды массовых форм внеклассных мероприятий по технологии

Леонтьева И.А. Виды массовых форм внеклассных мероприятий по технологии

Большим успехом у младших школьников пользуются скоростные конкурсы-состязания на изготовление несложных самоделок

Большим успехом у младших школьников пользуются скоростные конкурсы-состязания на изготовление несложных самоделок

Для их проведения создаются организационные комитеты и жюри (судейские коллегии)

Для их проведения создаются организационные комитеты и жюри (судейские коллегии)

Конкурсы и олимпиады завершаются общей линейкой, на которой оглашаются протоколы жюри, победителями вручают награды (грамоты, почётные дипломы, ценные подарки)

Конкурсы и олимпиады завершаются общей линейкой, на которой оглашаются протоколы жюри, победителями вручают награды (грамоты, почётные дипломы, ценные подарки)

Выставки могут преследовать различные цели

Выставки могут преследовать различные цели

На выставке необходимо иметь книгу отзывов, в которую посетители записывают свои впечатления и пожелания

На выставке необходимо иметь книгу отзывов, в которую посетители записывают свои впечатления и пожелания

День авиации, День космонавтики,

День авиации, День космонавтики,

В их программу включаются сообщения, подготовленные членами кружков, демонстрация технических устройств (моделей, макетов, образцов действующей техники и т

В их программу включаются сообщения, подготовленные членами кружков, демонстрация технических устройств (моделей, макетов, образцов действующей техники и т

На конференции проводится обсуждение вопросов

На конференции проводится обсуждение вопросов

Далее, рассказывая об открытиях новых стран, учитель демонстрирует изображения парусников

Далее, рассказывая об открытиях новых стран, учитель демонстрирует изображения парусников

Для руководства всей работой по развитию технического творчества в школе может быть создан совет научно-технического общества, в который, кроме педагогов, входят представители предприятий

Для руководства всей работой по развитию технического творчества в школе может быть создан совет научно-технического общества, в который, кроме педагогов, входят представители предприятий

Смирнова Е.В. Внеклассная работа по технологии [Электронный ресурс]

Смирнова Е.В. Внеклассная работа по технологии [Электронный ресурс]
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2020