Вид |
Вопросы |
Средства связи |
Примеры |
Определите льные |
Какой? |
Союзные слова и некоторые союзы |
За аулом собрались и другие старики, старухи, которые должны были идти со скотом в горы. |
Изъяснител ьные |
Вопросы косвенных падежей |
Союзы: что, чтобы, будто, как, словно, как будто, ли. Союзные слова: как, где, куда, откуда, сколько, насколько, почему, зачем, который, кто, какой, что. |
Зареванный бунтарь бросился к отцу и рассказал ему о том, как сын пастуха избил его. Кир не заметил, что слезы давно текут из его глаз. Один Бату знал, зачем он приезжает сюда каждый день. |
Обстоятельственные придаточные предложения |
|||
Места |
Где? Куда? Откуда? |
Союзные слова: где, куда, откуда |
Куда я взгляд ни брошу, огни, огни кругом. Там, где небо встретилось с землёй, горизонт родился молодой. |
Времени |
Когда? С каких (до каких) пор? Как долго? |
Союзы: когда, с (до) тех пор как (пока), пока, в то время как, только, лишь |
Едва Уля взялась за калитку родного дома, силы оставили её. В то время как я уснул, взошла луна. Я побегу, пока не рассвело. Когда вспыхнут зори, всё смолкнет кругом. |
Причины |
Почему? Отчего? По какой причине? |
Союзы: так как, ибо, вследствие того что, потому (оттого) что |
Идти было легко, потому что снега оказалось меньше с подветренной стороны. Левинсон потерял связь с другими отрядами, оттого что забрался в глухое место. |
Цели |
С какой целью? Зачем? |
Союзы: чтобы, для того (с тем) чтобы, только |
Научись быть большим даже в малом, чтобы душу потом не ломало. Я на всё готова, только бы уехать отсюда. |
Условия |
При каком условии? |
Союзы: когда, если (то), раз, коли, ежели |
Меня не тянула улица, если на ней было тихо. Раз мы начали говорить, то лучше договорить всё до конца. |
Уступки |
Несмотря на что? Вопреки чему? |
Союзы: хоть, несмотря на то что, пусть; союзные слова как ни, сколько |
Хоть утро было и прекрасное, но мы выехали в поле не так рано. Пусть я и опоздал, но все-таки пришел. Как ни дробите жизнь, она всегда едина. |
Образа действия, меры и степени |
Как? Каким образом? В какой степени, мере? Насколько много? |
Союзы: чтобы, что, как, будто, словно; союзные слова: сколько, какой, как, что |
Лес рубили так, чтобы вековые дубы и ели своими вершинами падали к югу. Бывает так, что запоминается бледный, ничем не примечательный день. Жили так, как велела пора… Ты тут увидишь столько золота, сколько ни тебе, ни Капитану и не снилось. |
Следствия |
Что из этого |
Союз такчто |
Вопрос был поставлен неожиданно, так что трудно было не растеряться. |
|
следует? |
|
|
Сравнения |
Как? Подобно чему? |
Союзы: словно, точно, будто, как, как будто, чем… тем |
Чем больше читаешь, тем лучше пишешь. Посол не смутился, будто заранее приготовился услышать эти резкие слова. |
Упражнение 1. В каждом предложении найдите главную и придаточную части. Подчеркните в них главные члены. Расставьте знаки
препинания.
1. Мать начала сомневаться не вредно ли будет мне это чтение.
2. Едва мы встали утром я вышел к морю.
3. Но вот почувствовала она как кто-то берет ее за руку.
4. Сколько они ни принесли апельсинов мы все купили.
5. Ему почудилось будто блеснуло в замке узенькое окошко.
6. По мере того как бричка приближалась к крыльцу глаза его делались веселее.
Упражнение 2. Выберите правильный ответ. Выпишите верное сложноподчиненное предложения (знаки не расставлены).
1. С придаточными изъяснительными:
а) То что я увидел сверху сразу рассеяло мои сомнения.
б) Я видел перед собой охотника, который всю жизнь провел в тайге.
в) Чтобы полюбить музыку надо прежде всего ее слушать.
2. С придаточными определительными:
а) Больше той любви не бывает когда друг за друга умирают.
б) На каждом корабле имеется своя достопримечательность которой гордятся.
в) Нужное слово если оно вовремя сказано всегда дорогу к сердцу найдет.
г) Как мудро ни шей а все шов виден.
3. С придаточными времени:
а) Дом стоял на косогоре так что окна в сад были очень низко от земли.
б) Травы скашивают рано утром пока они еще не уронили росы.
в) Наконец дворецкий провозгласил: «Кушание поставлено», – и Кирила Петрович первый пошел садиться за стол, за ним двинулись дамы и важно заняли свои места... (А.Пушкин)
г) В сонном воздухе слышались какие-то звуки точно кто-то вздыхал.
4. С придаточными уступительными:
а) Мы пошли к реке напрямик чтобы сократить путь.
б) Хоть судьба и нелегка солдат не ищет легкого.
в) Снег становился белее и ярче так что слепило глаза.
г) Сколько ни грозили ему револьвером Ильич не произнес ни слова.
5. С придаточными причины:
а) Куда сердце летит туда и око глядит.
б) Водой холодной обливайся если хочешь быть здоров!
в) Утром я проснулся оттого что в иллюминатор свободно лилось солнце.
6. С придаточными сравнительными:
а) Чем глубже дети забирались в сад тем больше встречали разных чудес.
б) Все вокруг потускнело словно солнце зашло за облака.
в) Каково деревце таковы и яблочки.
г) Откуда ветер оттуда и дождь.
Упражнение 3. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания, буквы и раскрывая скобки. Определите тип придаточного.
1) Меня лечил полковой ц..рюльник ибо в крепости другого лек..ря (не) было. 2) (От) того я пр..смирел что я слышу топот дальний трубный звук и пенье стрел. 3) Его не было дома (по) чему я и оставил записку. 4) Снег становился всё белее и ярче так что ломило глаза. 5) Наташа в эту зиму начала серьёзно петь и в особе(н, нн)ости (от) того что Денисов восторгался её пением. 6) Погода была холодная ветре(н, нн)ая так что сугробы нам..ло выше окон. 7) Всякий труд важен ибо облагораживает человека. 8) Родиной зовём мы нашу страну (по) тому что в ней р..дились. 9) (Во) время сильной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну (от) чего и образовалась яма. 10) Такая густая тр..ва р..ела только по берегам озера (по) тому что здесь было достаточно влаги. 11) Сразу же за рекой от самой воды поднимались скалистые горы так что взгляд н.. мог брать (в) даль и (в) ширь но только (в) верх.
Упражнение 4. Допишите предложения так, чтобы получились сложноподчинённые с придаточным цели или с придаточным образа действия.
1) Мы должны учиться, чтобы ... .
2) Мне хочется так отдохнуть, чтобы... .
3) Надо так выполнить работу, чтобы ....
4) Нужно так относиться к людям, чтобы ... .
5) Для того чтобы ..., пиши аккуратно и разборчиво.
6) Надо научиться так распределять время, чтобы ....
Упражнение 5. Закончите предложения так, чтобы получились сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени.
1) Ветер дул с такой силой, что ... .
2) Туча настолько надвинулась на солнце, что ....
3) Я чувствую в душе такую радость, что ... .
4) Он был настолько интересным рассказчиком, что ... . 5) Мы ехали так быстро, будто....
Упражнение 6. Перепишите, Выделите главную и придаточную части. Определите тип придаточного.
1. Ненавижу вас за то, что ваш успех мешает вам приехать ко мне.
2. Если она не приедет, я подожгу ее мельницу.
3. В природе происходит нечто изумительное, что окупает своей поэзией все неудобства жизни.
4. Если бы я бросил литературу, сделался садовником, это было бы очень хорошо.
5. Когда он поселился в подмосковной усадьбе, его дом стал похож на гостиницу.
6. Всякого он звал к себе так, словно он был ему до смерти нужен.
7. Не верится, что все эти толпы людей, кишащие в чеховских книгах, созданы одним человеком.
8. И так же дружески он сходился со всеми редакторами, у которых ему случалось печататься.
9. Хохот был совсем не беспричинный, потому что его причиной был Чехов.
10. Так как еще недавно сестра Чехова была курсисткой, она благоговела пред любимым профессором
Упражнение 7. Союз или союзное слово?
Образец выполнения: Мы были предупреждены, что (союз) нас встретят вопросами.
Что (мест.) делать в сложившейся ситуации, совершенно непонятно.
1. Сообщение, что (_____) пришло последним, было самым важным.
2. Сообщение о том, что (_____) произошло на острове, потрясло всех.
3. Что (_____) написано пером, то не вырубишь топором.
4. То сердце не научится любить, которое (_____) устало ненавидеть.
5. Мысль, что (_____) мы обмануты, была невыносима.
6. Мысль о том, что (_____) пора экзаменов приближается, не давала мне покоя.
7. Мысль, что (_____) ты высказал вчера, очень интересна.
8. Сообщение, что (_____) скоро приезжает брат, обрадовало всех домашних.
Упражнение 6. Союз или союзное слово?
1. Мы знаем, как (_____) на горизонте показалась белая точка теплохода.
2. Наставник сказал ученику, как (_____) крепится деталь на станке. 3. Ученые наблюдают, как (_____) пчелы и другие насекомые опыляют цветы.
4. Здоровье человека зависит от того, как (_____) он выполняет требования физической культуры.
5. Никогда не забывай, как (_____) много зависит от правильного распределения времени.
Упражнение 8.
Составьте предложения с обстоятельственными придаточными:
используя для соединения союзы или союзные слова
(всего 9 предложений)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.