Виды рефлексии на уроках в начальной школе.
1. Эмоционально-художественное оформление.
Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.
2. «Поезд».
На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным.
3. «Поляна»
На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком - бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
4. «Дерево»
Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате.
5. «Яблоня»
На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сделал всё на отлично, у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение.
6. «Градусник»
Используя такой символ можно определить состояние эмоций, новизну материала, урока, оригинальность и т.д.
7. «Ступени»
С помощью данного символа можно определить, на каком уровне ученики выполняли задания, какой ступени соответствует их самооценка и т.д.
8. “ Пятерочка “
Учащимся предлагается на листе обвести свою руку.
Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.
Большой палец – для меня важно и интересно;
Указательный палец - мне было трудно ( не понравилось );
Средний – для меня было недостаточно;
Безымянный палец – мое настроение;
Мизинец – мои предложения.
9. ”Слон”
Ученикам дается на листочках нарисовать слона. Листочки собираются учителем для дальнейшего анализа работы учащегося на уроке. Ученикам затем устно дается характеристика элементов.
Уши- значит человек внимательно слушает, воспринимает больше на слух; глаза - внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно; хобот – знания, которые вы приобретаете; голова – это мыслительные процессы; посмотреть на соотношение головы и туловища: большая голова – автор рисунка больше действует головой; ноги тонкие – неуверенность.
10. Поэтапная рефлексия
11. «Рюкзак»:
Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть данного приема - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".
12. «Цветик – многоцветик».
Дети выбирают для себя лепесток, цвет которогонаиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.
Музыкальное сопровождение можно использовать на уроках литературы на этапе мотивации учебной деятельности. Например, при изучении лирики поэтов XX века прослушиваем на уроке песню на стихи Н.Рубцова, которая так и называется «Зимняя песня», и просим ребят:
- Слушая песню, нарисуйте картины, которые вы представили, эмоции, которые пержили.
13. «Кораблик».
-Какое настроение у вас после урока? Прикрепите флажок на соответствующий корабль. Если урок понравился – алый парус, если на душе «тоска зеленая» -зеленый парус, если урок никак не тронул – черный парус.
14. «Ёлочка настроения»
Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они рисуют своё настроение и прикрепляют на ёлочку.
15. «Дерево успеха»
По окончании дела, дня, урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:
Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;
Цветок – довольно неплохо;
Листики – не совсем удовлетворён днём.
16. «Ступени взаимопонимания».
Давайте мы узнаем, как сегодня проявили себя на занятии, поможет нам определить это «Ступени взаимопонимания». Настроение изображено в виде ступеньки. Первая – плохое, вторая – хорошее, третья - отличное. В конце урока, каждый ученик клеит на двухсторонний скотч бумажную звездочку на ту ступеньку, какое у него настроение после данного занятия.
17. «Острова»
На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных "островов": о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения.
Карта островов вывешивается на доске и ученики выходят к карте и маркером рисуют или крепят свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние после урока или в конце дня, или в конце недели.
18.«Смайлики». Самый простой вариант: показ карточек с изображением лиц: веселого, грустного.
21.«Поезд»
На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика.
22.«Волшебный мешочек»
Учитель показывает
детям мешочек и предлагает: «Давайте соберем в этот волшебный мешочек все самое
интересное, что было на сегодняшнем уроке».
23.«Поляна»
На доске – поляна
из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка
и т. д.). Перед каждым ребенком - бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою
бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
24.«Корзина идей»
Учащиеся
записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину
(коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются
ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.
В конце учебного занятия учащимся предлагается устно или письменно закончить
следующие предложения.
Варианты:
"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";
"Я похвалил бы себя…";
"Особенно мне понравилось…";
"После урока мне захотелось…";
"Я мечтаю о …";
"Сегодня мне удалось…";
"Я сумел…";
"Было интересно…";
"Было трудно…";
"Я понял, что…";
"Теперь я могу…";
"Я почувствовал, что…";
"Я научился…";
"Меня удивило…" и т.п
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.