Виды связи слов в словосочетании
Оценка 4.8

Виды связи слов в словосочетании

Оценка 4.8
docx
04.05.2020
Виды связи слов в словосочетании
виды связи слов в словосоч.docx

Русский язык   8кл.                       22.09.15г

 

Тема: Виды связи слов в словосочетании

Цель: познакомить с различными способами связи в словосочетаниях, научить определять способы связи в словосочетании, конструировать их,  закрепить понятие о строении и значении словосочетаний, закрепить умение делать схемы.

Методические приемы: повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, работа со схемами, словарная работа.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Опрос учащихся.

– Что называется словосочетанием?

- Расскажите о строении словосочетаний?

- Каковы основные признаки словосочетаний?

- На какие общие типы делятся словосочетания по их морфологическим свойствам?

- Что показывает схема словосочетаний?

3.  Запись слов в словарик.

Традиция, идеал, стипендия, стипендиат, преданность, митинг, кандидат, делегат, депутат, памятник, обелиск.

Проверка домашнего задания

Практические задания на закрепление материала.

Выборочный диктант.

 На доске написаны слова. Выпишите только словосочетания.

Возле леса, хвойный лес, лес шумит, лес и поле, настольные часы, часы приема, часы остановились, следствие закончено, виртуозно играть, играю на компьютере, засушливое лето, во время игры, от засухи и зноя,  в течение часа.

- Объясните, почему словосочетаниями не являются: возле леса, лес и поле, от засухи и зноя,  в течение часа.

4. Объяснение нового материала.  Работа с материалом п. 10

1. Связь слов в словосочетании..

Самостоятельные части речи соединяются в словосочетания с помощью трёх видов связи: согласования, управления, примыкания. Вид связи определяется грамматическими свойствами зависимых слов.

1)                 Согласование. Учащимся предлагается записать в столбик словосочетания, оставив первую строчку для записи после объяснения;  найти главные и зависимые слова; определить, какой частью речи выражено зависимое слово; слева с столбик записать схемы словосочетаний.

                                                     _____x

Пренеприятное известие      прил.+ сущ.

                                                      _____x

Превосходный результат      прил.+ сущ.

                                                      _____x

Прибрежные заросли             прил.+ сущ.

                                                       _____x

Приближающейся бури          прич.+ сущ.

                                                      _____x

Этого пристанища                 мест.+ сущ.

                                                         __________x

Второе приглашение              числ. (поряд)+ сущ.

если зависимое слово отвечает на вопросы какой? который? чей?, то этот вид связи – согласование. Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже. ( записываем на доске вопросы, схемы и вид связи).

Вопросы:

- Какие части речи могут отвечать на эти вопросы? (Прилагательные, притяжательные местоимения, порядковые числительные, причастия)

- Приведите примеры согласования. (ранняя осень – ранней осенью, своя игра – свою игру, пятый элемент – пятым элементом, лечащий врач – лечащему врачу).

2) Управление.

                                                       Х__________

Приведение к знаменателю      сущ. + сущ.

                                                       Х________

Увидел привидение                    гл. + сущ.

                                                      Х__________

Примчаться к тебе                      гл. + мест.

                                                      Х________

Призадуматься над задачей       гл. + сущ.

Если в качестве зависимого слова выступает имя существительное или слова с признаками существительного – это управление. Главное слово управляет зависимым. При управлении форма зависимого слова не изменяется при изменении формы главного слова: учиться в школе – учусь в школе; товарищ по школе – товарища по школе, встретить вас – встретил вас).

3) Примыкание.

                                                  Х__________

Прибыть неожиданно            гл. + нареч.

                                              __________x

Нежно прикасаться               нареч. + неопр. форма гл.

                                            __________x

Очень небрежно                     нареч. + нареч.

                                                   Х__________

Спал сидя                                 гл. + деепричаст.

                                                    Х__________

Говорил улыбаясь                    гл. + деепричаст.

Если зависимое слово наречие, деепричастие или начальная форма глагола – это примыкание. Зависимое слово примыкает к главному по смыслу: быстро соображать, довольно быстро, макароны по-флотски, шёл напевая, собираюсь уехать.

2. Значение словосочетаний.

В словосочетании выделяется три вида значений:  определительное, обстоятельственное, дополнительное.

1) Определительное значение выражается в словосочетаниях, где зависимое слово означает признак предмета и отвечает на вопросы определений (какой, который? Чей?): седьмая печать, мамины перчатки, девушка с голубыми глазами, мой друг.

2) обстоятельственное значение выражается в словосочетаниях, где зависимое слово означает действие или признак, а зависимое – признак. Зависимое отвечает на вопросы обстоятельств (где? когда? как? почему? с какой целью и т. д.): рыбачить на озере, встать рано, дрожащий от холода, призванный защищать.

3) Дополнительное значение проявляется в словосочетаниях, где главное слово тоже означает действие или признак, а зависимое – предмет, по отношению к которому совершается это действие или проявляется этот признак. Зависимое слово отвечает на вопросы дополнений (вопросы косвенных падежей: прочитать главу, обнять бабушку, поговорить с тобой, вдали от берега.

Закрепление темы.

2)  Работа с упр. 47

3) Проверочная работа на степень усвоения изученного материала. Тестовая работа.

Какие пары слов не являются словосочетаниями?

А. медведь заревел

Б. заревел неистово

В. заревел и схватил

Г. схватил за комбинезон

Найдите словосочетание по его грамматическому признаку –

«действие и его признак»

А. спуститься с горы

Б. бег трусцой

В. легко преодолеть

Г. ходить по лесу

Отметьте словосочетания, у которых вид связи – согласование.

А. сидеть в машине

Б. весёлая музыка

В. очень тепло

Г. счастливо улыбаться

Отметьте словосочетания, у которых вид связи – управление

А. развевающегося флага                  Б. ничем не интересовался

В. шел медленно                                 Г. присутствовать на митинге

Отметьте словосочетания, у которых вид связи – примыкание.

А. серый от пыли                           Б. очень грязный

В. поворот налево                          Г. возвратиться из похода.

Найдите ошибки в управлении.

А. директор магазина

Б. опираться на фактах

В. верящий в победу

Г. уверенность в победу

 

5. Итог урока

6. Домашнее задание:  п.10, упр. № 51


 

Русский язык 8кл. 22

Русский язык 8кл. 22

Пренеприятное известие прил

Пренеприятное известие прил

Примыкание.

Примыкание.

А. медведь заревел Б. заревел неистово

А. медведь заревел Б. заревел неистово
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2020