Виды юридической ответственности

  • docx
  • 07.04.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Виды юридической ответственности.docx

Методическая разработка занятия
«Виды юридической ответственности»

  1. Цели занятия:

Образовательная – разъяснить основные понятия темы, структуру, признаки,принципы и виды юридической ответственности.

Развивающая – продолжить формирование правовой культуры, навыков работы с нормативно-правовыми актами, умения делать выводы, анализировать правовые ситуации, планировать коллективную деятельность.

Воспитательная - продолжить содействовать воспитанию правовой культуры обучающихся, уважения к закону, социальным и правовым нормам.

После изучения данной темы обучающийся должен уметь:

·         работать с нормативно-правовыми актами, регулирующими правоотношения в обществе;

·         приводить примеры различных видов правоотношений, правонарушений, случаев юридической ответственности;

·         применять полученные знания при решении учебных ситуационных задач.

После изучения данной темы обучающийся должен знать:

·         понятие, признаки и виды правонарушения;

·         понятие, признаки и основания юридической ответственности, виды юридической ответственности.

В результате освоения данной темы у студента должны формироваться следующие общие компетенции

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.  

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

  1. Тип урока:

комбинированный с элементами практической деятельности обучающихся.

  1. Методы урока:

словесный, проблемно-поисковой, практический, использование некоторых методов и приемов технологии развития критического мышления, игровые технологии.

  1. Основные понятия:

правовое поведение, правонарушение, проступок, преступление, юридическая ответственность.

  1. Оборудование:

раздаточный материал, компьютер, проектор.

  1. Литература:

1.       Мелихова Л.В. Основы права: учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. –Гл. 16. – С. 64-72.

2.       Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учеб. для вузов / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. – М., 2014. – Гл. 10. – С. 517-528.

3.       Правонарушение и юридическая ответственность // Проблемы общей теории права и государства: Учеб. для вузов / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. – М., 2010. – Гл. 5. – С. 477-498.

4.       Правонарушение и юридическая ответственность // Теория государства и права: Учеб. / Под ред. М.Н. Марченко. – М., 2006. – Гл. XXVII. – С. 595-611.

Нормативные правовые акты:

1.       Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях  от 30.12.2001 года № 195-ФЗ  (в ред. от 04.11.2014 г.). – 398 с.

2.       Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 года № 63-ФЗ (в ред. от 03.02.2014 г.)

3.       Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 28.06.2014). – 198 с.

4.       Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014). – 173 с.

Интернет-источники:

1.       www.garant.ru

2.       www.consultantplus.ru

3.       www.medinfopravo.ru

План проведения занятия

№ п/п

Название этапа

Описание этапа

Цель этапа

Время (мин.)

1

Организационный этап

Преподаватель отмечает присутствующих, объявляет тему, цели занятия, обосновывает актуальность изучаемой темы, ставит проблемный вопрос

Сформировать мотив для необходимости изучения данной темы, активизировать познавательную деятельность обучающихся

2

2

Контроль и коррекция исходного уровня знаний

Решение проблемных вопросов, заранее известных обучающимся, с применением  мультимедийной презентации

Проверить и скорректировать уровень знаний обучающихся

5

3

Изучение нового материала

Изучение нового материала с применением  мультимедийной презентации. Работа в группах. Заполнение таблицы. Записи в тетради. Ответы на вопросы по теме.

Введения знаний, обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний

22

4

Контроль конечного уровня знаний

Выполнение заданий в тестовой форме. Работа над ошибками

Выяснить степень достижения цели занятия, закрепить приобретенные знания

10

5

Подведение итогов, выводы и обобщения по теме

Преподаватель оценивает активность и качество ответов каждого обучающегося, обсуждаются ошибки и трудности в работе

Закрепить мотив к дальнейшему углубленному изучению дисциплины для будущей успешной деятельности

3

   6

Задание на дом

Преподаватель даёт задание на дом и пояснения к его выполнению

Закрепить мотив к осуществлению поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на обучающихся задач

1

  7

Резерв времени преподавателя

2

Эпиграф: Каково твоё деяние, таково и воздаяние.

Организационный этап

  1. Приветствие.
  2. Тема занятия: назвать, записать в тетради. (слайд 1)
  3. Цели занятия.
  4. Актуальность темы: в большинстве случаев граждане ведут себя в соответствии с существующими нормами права, то есть правомерно. Однако нормы права не всегда и не всеми соблюдаются. Юридическая ответственность - важная мера защиты интересов личности, общества и государства. Юридическая ответственность всегда связана с государственным применением к правонарушителю  установленных законом санкций.  Это есть реакция государства на совершенное правонарушение. Она выступает как государственное принуждение к выполнению требований правовых норм. Цель юридической ответственности состоит в защите правопорядка, в воспитании граждан к уважению закона.
  5. Проблемный вопрос: почему именно государство устанавливает наказание за совершение правонарушения? (слайд 2)

Контроль и коррекция исходного уровня знаний

  1. Беседа по вопросам:

·         Что такое противоправное поведение? (Поведение, направленное на нарушение закона, причинение вреда обществу, личности, государству)

·         Что такое правонарушение? (Нарушение права, правового предписания)

·         Каковы основные признаки правонарушения? (Происходит нарушение требований закона, совершается дееспособными лицами, наличие вины в виде умысла или неосторожности, влечет применение мер юридической ответственности) (Работа со схемой - слайды 3-4)

·         Назовите виды правонарушений. (Преступления, проступки – гражданские, административные, дисциплинарные) (Работа со схемой - слайды 5-6)

·         В чём отличие проступка от преступления? (Проступок – это правонарушение, которое отличается малой степенью наносимого общественного вреда. Преступление – это правонарушение, которое отличается высокой степенью наносимого общественного вреда)

  1. Классификация данных. Классифицируйте указанные противоправные деяния на проступки и преступления:

·         грабеж,

·         торговля с рук в неустановленном месте,

·         кража,

·         невыполнение договора,

·         неоплаченный проезд в транспорте,

·         вымогательство,

·         повреждение ограды на детской площадке,

·         мошенничество. (слайд 7)

Изучение нового материала

  1. Вопрос. «Каково твоё деяние, таково и воздаяние», - говорили древние. Как вы думаете, что они имели в виду? (Ответственность за совершённое правонарушение) (слайд 8)
  2. Запись определения. Именно поэтому возникло понятие «юридическая ответственность». Запись определения в тетрадь. (слайд 9)
  3. Вопрос. Как вы думаете, от чего зависит строгость наказания? (От характера правонарушения и степени нанесённого вреда)
  4. Работа в группах. Поскольку наказание бывает разным, значит и ответственность делится на несколько видов. Сейчас мы разделимся на пять групп, каждой из которых будет дано задание – рассмотреть на основе текста определённый вид юридической ответственности. (раздаточный материал 1) Результаты своей деятельности вы должны представить в виде таблицы, шаблон которой лежит у каждой группы на парте. (слайд 10, раздаточный материал 2) В шаблоне таблицы надо отметить:

·         название вида ответственности;

·         его характеристику;

·         наказание, устанавливаемое в соответствии с данным видом ответственности.

Каждая группа в течение пяти минут изучает текст и заполняет таблицу по своему виду юридической ответственности, а также выбирает эксперта, который ознакомит членов других групп с результатами их работы. В процессе выступления эксперта из одной группы обучающиеся, члены других групп, заполняют общую таблицу на основе информации, даваемой экспертом. Задача эксперта – дать ответ строго на основе плана, чтобы информация могла быть сразу записана в таблицу.

  1. Просмотр образца таблицы. Преподаватель демонстрирует обучающимся таблицу-образец. (слайд 11)
  2. Классификация данных. Выберите ситуации, за которые наступает уголовная ответственность:

·         Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу.

·         Друзья решили посмотреть, как устроено ружье, купленное отцом одного из них. Играя, один направил ружье на другого и нажал курок. Неожиданно для обоих ружье выстрелило, один из подростков погиб.

·         Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло.

·         На перемене подросток зашел в раздевалку и забрал понравившуюся чужую меховую шапку.

·         Подростки курили в школьном туалете.

·         Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил директору школы и сообщил, что в школе заложена бомба.

·         Подросток остановил первоклассника и потребовал у него денег.

·         Подросток перебежал улицу на запрещающий сигнал светофора. (слайд 12)

  1. Работа со схемой. Ознакомиться с содержанием схемы. (слайд 13) Объяснить принципы юридической ответственности:

·         Принцип индивидуализации ответственности.

·         Принцип законности.

·         Принцип справедливости.

·         Принцип равенства перед законом.

·         Принцип гуманизма.

·         Принцип неотвратимости наказания.

  1. Вопрос. С какого возраста наступает юридическая ответственность граждан Российской Федерации?

·         уголовная: с 14 (за особо тяжкие преступления), 16 (частичная), 18 лет (полная);

·         административная: с 16 лет;

·         гражданская: с 14 (частичная),18 лет (полная);

·         дисциплинарная и материальная: в соответствии с уставом или договором, трудовая – с 16 лет.

  1. Вопросы из сказок.

1.       Кто из сказочных героев стал жертвой преступления, проявив преступную самонадеянность и пренебрегая  элементарными правилами техники безопасности? (слайд 14)

А) Красная Шапочка

Б) Муха-Цокотуха

В) Стойкий оловянный солдатик

Г) Колобок

2.       Какое обвинение по степени  значимости  правонарушения  можно предъявить Карабасу-Барабасу как хозяину кукольного театра? (слайд 15)

А) неуплата налогов

Б) эксплуатация детского труда

В) жестокое обращение с детьми

Г) отсутствие лицензии

3.       Как с позиции юридических норм можно квалифицировать действия паука по отношению к Мухе-Цокотухе? (слайд 16)

А) хулиганство

Б) покушение на убийство

В) терроризм

Г) разбой

Контроль конечного уровня знаний

  1. Выполнение тестового задания. (раздаточный материал 3) Задания теста требуют выбора только одного правильного ответа. На работу отводится четыре минуты.
  2. Работа над ошибками. Обучающиеся обмениваются тестами друг с другом. Проговариваются правильные варианты ответов. Обучающиеся делают пометки в тестах (+, -), выставляют итоговую оценку (1 правильный ответ – 1 балл), сдают тесты преподавателю.

Подведение итогов, выводы и обобщения по теме

  1. Ответ на проблемный вопрос. Почему именно государство устанавливает наказание за совершение правонарушения? Работа со схемой. (слайд 17) О какой роли государства говорит она? Что представляет собой правонарушения для общества? (Государство обеспечивает исполнение норм права и стабильность общества. Правонарушение представляет собой общественную опасность. Поэтому государство устанавливает специальные наказания в связи с общественной опасностью правонарушений)
  2. Выставление оценок за занятие. Преподаватель выставляет оценки и комментирует их.

Задание на дом

Подобрать не менее трёх крылатых фраз, пословиц, поговорок, относящихся к понятиям «правонарушение» и «юридическая ответственность». Объяснить их значение. (слайд 18)


 

Скачано с www.znanio.ru