Методическая разработка занятия
«Виды юридической ответственности»
Образовательная – разъяснить основные понятия темы, структуру, признаки,принципы и виды юридической ответственности.
Развивающая – продолжить формирование правовой культуры, навыков работы с нормативно-правовыми актами, умения делать выводы, анализировать правовые ситуации, планировать коллективную деятельность.
Воспитательная - продолжить содействовать воспитанию правовой культуры обучающихся, уважения к закону, социальным и правовым нормам.
После изучения данной темы обучающийся должен уметь:
· работать с нормативно-правовыми актами, регулирующими правоотношения в обществе;
· приводить примеры различных видов правоотношений, правонарушений, случаев юридической ответственности;
· применять полученные знания при решении учебных ситуационных задач.
После изучения данной темы обучающийся должен знать:
· понятие, признаки и виды правонарушения;
· понятие, признаки и основания юридической ответственности, виды юридической ответственности.
В результате освоения данной темы у студента должны формироваться следующие общие компетенции
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
комбинированный с элементами практической деятельности обучающихся.
словесный, проблемно-поисковой, практический, использование некоторых методов и приемов технологии развития критического мышления, игровые технологии.
правовое поведение, правонарушение, проступок, преступление, юридическая ответственность.
раздаточный материал, компьютер, проектор.
1. Мелихова Л.В. Основы права: учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. –Гл. 16. – С. 64-72.
2. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учеб. для вузов / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. – М., 2014. – Гл. 10. – С. 517-528.
3. Правонарушение и юридическая ответственность // Проблемы общей теории права и государства: Учеб. для вузов / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. – М., 2010. – Гл. 5. – С. 477-498.
4. Правонарушение и юридическая ответственность // Теория государства и права: Учеб. / Под ред. М.Н. Марченко. – М., 2006. – Гл. XXVII. – С. 595-611.
Нормативные правовые акты:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 года № 195-ФЗ (в ред. от 04.11.2014 г.). – 398 с.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 года № 63-ФЗ (в ред. от 03.02.2014 г.)
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 28.06.2014). – 198 с.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014). – 173 с.
Интернет-источники:
1. www.garant.ru
2. www.consultantplus.ru
3. www.medinfopravo.ru
План проведения занятия
№ п/п |
Название этапа |
Описание этапа |
Цель этапа |
Время (мин.) |
1 |
Организационный этап |
Преподаватель отмечает присутствующих, объявляет тему, цели занятия, обосновывает актуальность изучаемой темы, ставит проблемный вопрос |
Сформировать мотив для необходимости изучения данной темы, активизировать познавательную деятельность обучающихся |
2 |
2 |
Контроль и коррекция исходного уровня знаний |
Решение проблемных вопросов, заранее известных обучающимся, с применением мультимедийной презентации |
Проверить и скорректировать уровень знаний обучающихся |
5 |
3 |
Изучение нового материала |
Изучение нового материала с применением мультимедийной презентации. Работа в группах. Заполнение таблицы. Записи в тетради. Ответы на вопросы по теме. |
Введения знаний, обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний |
22 |
4 |
Контроль конечного уровня знаний |
Выполнение заданий в тестовой форме. Работа над ошибками |
Выяснить степень достижения цели занятия, закрепить приобретенные знания |
10 |
5 |
Подведение итогов, выводы и обобщения по теме |
Преподаватель оценивает активность и качество ответов каждого обучающегося, обсуждаются ошибки и трудности в работе |
Закрепить мотив к дальнейшему углубленному изучению дисциплины для будущей успешной деятельности |
3 |
6 |
Задание на дом |
Преподаватель даёт задание на дом и пояснения к его выполнению |
Закрепить мотив к осуществлению поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на обучающихся задач |
1 |
7 |
Резерв времени преподавателя |
2 |
Эпиграф: Каково твоё деяние, таково и воздаяние.
Организационный этап
Контроль и коррекция исходного уровня знаний
· Что такое противоправное поведение? (Поведение, направленное на нарушение закона, причинение вреда обществу, личности, государству)
· Что такое правонарушение? (Нарушение права, правового предписания)
· Каковы основные признаки правонарушения? (Происходит нарушение требований закона, совершается дееспособными лицами, наличие вины в виде умысла или неосторожности, влечет применение мер юридической ответственности) (Работа со схемой - слайды 3-4)
· Назовите виды правонарушений. (Преступления, проступки – гражданские, административные, дисциплинарные) (Работа со схемой - слайды 5-6)
· В чём отличие проступка от преступления? (Проступок – это правонарушение, которое отличается малой степенью наносимого общественного вреда. Преступление – это правонарушение, которое отличается высокой степенью наносимого общественного вреда)
· грабеж,
· торговля с рук в неустановленном месте,
· кража,
· невыполнение договора,
· неоплаченный проезд в транспорте,
· вымогательство,
· повреждение ограды на детской площадке,
· мошенничество. (слайд 7)
Изучение нового материала
· название вида ответственности;
· его характеристику;
· наказание, устанавливаемое в соответствии с данным видом ответственности.
Каждая группа в течение пяти минут изучает текст и заполняет таблицу по своему виду юридической ответственности, а также выбирает эксперта, который ознакомит членов других групп с результатами их работы. В процессе выступления эксперта из одной группы обучающиеся, члены других групп, заполняют общую таблицу на основе информации, даваемой экспертом. Задача эксперта – дать ответ строго на основе плана, чтобы информация могла быть сразу записана в таблицу.
· Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу.
· Друзья решили посмотреть, как устроено ружье, купленное отцом одного из них. Играя, один направил ружье на другого и нажал курок. Неожиданно для обоих ружье выстрелило, один из подростков погиб.
· Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло.
· На перемене подросток зашел в раздевалку и забрал понравившуюся чужую меховую шапку.
· Подростки курили в школьном туалете.
· Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил директору школы и сообщил, что в школе заложена бомба.
· Подросток остановил первоклассника и потребовал у него денег.
· Подросток перебежал улицу на запрещающий сигнал светофора. (слайд 12)
· Принцип индивидуализации ответственности.
· Принцип законности.
· Принцип справедливости.
· Принцип равенства перед законом.
· Принцип гуманизма.
· Принцип неотвратимости наказания.
· уголовная: с 14 (за особо тяжкие преступления), 16 (частичная), 18 лет (полная);
· административная: с 16 лет;
· гражданская: с 14 (частичная),18 лет (полная);
· дисциплинарная и материальная: в соответствии с уставом или договором, трудовая – с 16 лет.
1. Кто из сказочных героев стал жертвой преступления, проявив преступную самонадеянность и пренебрегая элементарными правилами техники безопасности? (слайд 14)
А) Красная Шапочка
Б) Муха-Цокотуха
В) Стойкий оловянный солдатик
Г) Колобок
2. Какое обвинение по степени значимости правонарушения можно предъявить Карабасу-Барабасу как хозяину кукольного театра? (слайд 15)
А) неуплата налогов
Б) эксплуатация детского труда
В) жестокое обращение с детьми
Г) отсутствие лицензии
3. Как с позиции юридических норм можно квалифицировать действия паука по отношению к Мухе-Цокотухе? (слайд 16)
А) хулиганство
Б) покушение на убийство
В) терроризм
Г) разбой
Контроль конечного уровня знаний
Подведение итогов, выводы и обобщения по теме
Задание на дом
Подобрать не менее трёх крылатых фраз, пословиц, поговорок, относящихся к понятиям «правонарушение» и «юридическая ответственность». Объяснить их значение. (слайд 18)
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.