Виды межпредметных связей в содержании обучения биологии.
Оценка 4.9
Лекции +1
docx
биология
Взрослым
26.03.2018
В статье рассмотрены основные аспекты преподавания общей биологии в контексте межпредметных связей. Показано различие межцикловых и внутрицикловых межпредметных связей. Основной акцент сделан на содержательно – информационных связях биологии с другими дисциплинами: межпредметными связями на уровне фактов и понятийными межпредметными связями.
Статья Виды межпредметных связей .docx
Виды межпредметных связей
в содержании обучения биологии.
Совокупность функций межпредметных связей реализуется в процессе
обучения тогда, когда преподаватель биологии осуществляет все
многообразие их видов. Различают связи внутрицикловые (связи биологии с
химией, физикой) и межцикловые (связи биологии и историей). Виды
межпредметных связей делятся на группы, исходя из основных компонентов
процесса обучения
форм организации):
содержательно – информационные и организационно – методические.
(содержания,
методов,
Содержательно – информационные межпредметные связи делятся по
составу научных знаний, отраженных в программах биологических курсов, на
фактические, понятийные, теоретические. В современном процессе обучения
необходимо также осуществление философских и идеологических
межпредметных связей, значительно повышающих воспитывающий потенциал
биологического образования студентов.
1. Межпредметные связи на уровне фактов (фактические) – это
установление сходства фактов, использование общих фактов,
изучаемых в курсах физики, химии, биологии, и их всестороннее
рассмотрение с целью обобщения знаний об отдельных явлениях,
процессах и объектах природы.
Имеются химические элементы, которые встречаются в организме
человека в виде следов, но также жизненно необходимы: марганец, бром,
цинк, алюминий, литий, бром, кобальт, медь, бор, хром и др. Основные
элементы органогены – углерод, кислород, азот, водород – образуют
сложные органические вещества: белки, углеводы, жиры, нуклеиновые
кислоты, без которых невозможна жизнь.
2. Понятийный межпредметные связи – это расширение и углубление
признаков предметных понятий и формирование понятий, общих для
родственных предметов (общепредметных).
К общепредметным
понятиям в курсах естественнонаучного цикла относятся понятия
теории строения веществ – тело, вещество, состав, молекула,
строение, свойство, а также общие понятия – явление, процесс,
энергия и др. Эти понятия широко используются при изучении
процессов ассимиляции и диссимиляции. При этом они углубляются,
конкретизируются на биологическом материале и приобретают
обобщенный, общенаучный характер. Биологическое образование студентов включает усвоение ряда систем
понятий:
об уровнях организации живой природы (молекулярные
структуры, клетка, организм, вид, биогеоценоз, биосфера),
которые требуют связей с курсами химии, физики и др.;
эволюционных (эволюция, результаты эволюции и др.), также
формируемых с опорой на знания из вышеназванных предметов;
экологических (о среде и факторах среды, о взаимосвязях
организма и среды, о популяции как форме существования вида,
о ее функционировании в природе, о биогеоценозе и др.), по
своей сущности межпредметных;
генетических (наследственности, изменчивость, генотип, ген,
фенотип и др.), позволяющих устанавливать связи общей
биологии с математикой, с курсом основной информатики и
вычислительной техники;
морфолого – анатомических (орган, строение органа, система
органов, строение организма и др.), опирающихся на знания о
составе и видах химических веществ;
физиологических
(питание,
размножение,
раздражимость и др.), для развития которых также необходимы
знания о физико – химических процессах и явлениях в живом
организме;
дыхание,
прикладных (агротехнических, зоотехнических, гигиенических,
природоохранительных и т.п.), связывающих курсы биологии и
сельскохозяйственного труда, этики и психологии семейной
жизни и др.
Каждая система научных понятий в совокупности курсов биологии
должна формироваться путем раскрытия связей между единичным,
особенным и всеобщим,
что требует усиления внутрикурсовых,
внутрипредметных и межпредметных связей. Понятия развиваются
последовательно в биологических курсах, каждый из которых содержит
общебиологические,
специальные научные и прикладные понятия.
Специальные научные и прикладные понятия с помощью межпредметных и
внутрипредметных связей преподаватель может поднять до уровня
обобщенных. Круг межпредметных связей преподаватель определяет в
каждом конкретном случае с учетом их хронологических видов:
предшествующие (опора на уже изученный по программе материал), (изучаемые одновременно темы),
сопутствующие
перспективные (связь с еще неизученными вопросами).
последующие или
Виды межпредметных связей в содержании обучения биологии.
Виды межпредметных связей в содержании обучения биологии.
Виды межпредметных связей в содержании обучения биологии.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.