Появление любого человека, отважившегося выступить перед аудиторией, вызывает у нее прежде всего интерес к тому, как он выглядит,что и как делает, словом,как себя ведет.
Это вполне понятно, поскольку никакой другой информации он еще предложить не успевает. А не воспринимать зрители-слушатели не могут-для того они и собрались. И далее, когда выступающий произносит свои первые слова, в основном улавливается не столько их смысл, а то, как они звучат,какая поведенческая картина сопутствует им.
Общение,будучи сложным социально-психологическим прессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой(вербальный-от лат. слова устный, словесный) и неречевой (невербальный)каналы общения. Речь,как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодейсвия собеседников.
ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ.
Появление любого человека, отважившегося выступить перед аудиторией, вызывает у нее
прежде всего интерес к тому, как он выглядит,что и как делает, словом,как себя ведет.
Это вполне понятно, поскольку никакой другой информации он еще предложить не
успевает. А не воспринимать зрителислушатели не могутдля того они и собрались. И
далее, когда выступающий произносит свои первые слова, в основном улавливается не
столько их смысл, а то, как они звучат,какая поведенческая картина сопутствует им.
Общение,будучи сложным социальнопсихологическим прессом взаимопонимания между
людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой(вербальныйот лат.
слова устный, словесный) и неречевой (невербальный)каналы общения. Речь,как средство
общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ
взаимодейсвия собеседников.
В структуру речевого общения входят:
1.Значение и смысл слов,фраз(“Разум человека проявляется в ясности его речи”).Играет
важную роль точность употребления слова,его выразительность и доступность,
правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков,
слов, выразительность и смысл интонации.
2.Речевые звуковые явления:темп речи (быстрый, средний, замедленный),модуляция
высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая),ритм (равномерный,
прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи.
Наблюдения показывают,что наиболее привлекательной в общении является плавная,
спокойная, размеренная манера речи.
3.Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки,возникающие при
общении: смех, хмыканье,плач, шепот, вздохи и др.;разделительные звукиэто кашель;
нулевые звукиэто паузы, а также звуки назализации“хмхм”, ”эээ” и др.
Исследования показывают,что в ежедневном акте коммуникации человека слова
составляют 7%, звуки и интонации 38%, неречевое взаимодействие53%(“говорим
голосом,беседуем всем телом” Публиций).
Невербальные средства общения изучают следующие науки:
а)кинесика(жесты,мимика,походка,поза,визуальный контакт);
б)просодика и экстралингвистка (интонация, громкость, тембр, паузы,
вздох,смех,плач,т.е. интонационные характеристики голоса);
в)токесика(тактильные взаимодействия);
г)проксемика(ориентации,дистанция,т.е. пространственная организация общения).
Большинство исследователей разделяют мнение,что словесный канал используется для
передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для“обсуждения”
межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных
сообщений.
Невербальное общение ценно тем, что оно проявляется,как правило, бессознательно и
самопроизвольно и обусловлено импульсами нашего подсознания; т.о.,отсутствие
возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше,чем
вербальному каналу общения.
Вот 10 основных категорий информации о говорящем, которые в рамках невербального
канала акустическим путем передаются слушателю, независимо от того, что говорит
человек:
индивидуальноличностная
эстетическаяэмоциональная
психологическая
социальноиерархическая
возрастная
половая
медицинская
пространственная и другие.
А сейчас рассмотрим наиболее важные позиции самоотражения учителем своего
психологоповеденческого облика.
1.Общетелесное самораспоряжение:манера перемещаться по классу, излюбленные позы и
избираемые точкипозиции той или иной длительности пребывания.
повышенная подвижность во всех ее формах легко становится отвлекающим
фактором;
у каждого человека в силу его
индивидуальности,например,типологической,имеется свой диапазон подвижности.
И,скажем,у учителяфлегматика с его умеренной подвижностью есть свой максимум этого
качества, и он воспринимается школьниками приблизительно так же, как и предельно
интенсивное выражение подвижности у учителясангвиника;
психологический эффект педагогического воздействия в малой степени зависит
от абсолютной силы поведенческого фактора, он обусловлен его уместностью и
относительной мерой в рамках возможностей учителя;
умеренная или даже намеренно ослабленная интенсивность поведенческого
воздействия нередко приводит к желательным и значительным результатам.
2.Жестикулярная выразительность является одним из самых ярких средств выражения
отношения к ученикам. Отметим следующий парадокс: то, что наиболее частотно в нашем
двигательноповеденческом облике, то менее всего нам известно. Это происходит в силу
укоренившейся привычки жестикулировать определенным образом, выходящей на уровень
во многом автоматизированного поведения. Однако воспринимающим нас людям эта
форма поведения первоочередно бросается в глаза и учитывается при формировании
мнения о человеке.
3.Мимическая выразительность.
Эта поведенческая сфера имеет еще более высокий информационновыразительный и
воздейственный уровень.Ведь мимика наиплотнейшим образом смыкается с речью, хотя,
безусловно, может быть использована преподавателем и автономно в “чистом виде” без
словесного сопровождения.
4.Интонационное поведение это психическое явление вполне правомерно обозначить
термином “поведение”, поскольку оно охватывает большую сферу учительской
деятельности, динамично и по воздейственности превосходит другие поведенческие
показатели. Совершенно не случайно,что одно и то же обращение педагога может
восприниматься школьниками поразному.
5.Саморегуляция речи выражается в управлении учителем громкостью звучания речи и ее
темпоритмической характеристикой.
Известно,что собственно информационная сторона речи учителя еще не является
фактором передачи знаний. Весьма важно и то, как звучит содержательная речь.Это
требование к устной речи особо возрастает,когда в роли воспринимающих ее выступают
дети и подростки главная учительская аудитория.Микровывод:передача информации от учителя к ученику осуществляется вербальным и
невербальным путями. В педагогическом общении важны оба эти вида,так как они всегда
существуют вместе.