ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 13.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Появление любого человека, отважившегося выступить перед аудиторией, вызывает у нее прежде всего интерес к тому, как он выглядит,что и как делает, словом,как себя ведет. Это вполне понятно, поскольку никакой другой информации он еще предложить не успевает. А не воспринимать зрители-слушатели не могут-для того они и собрались. И далее, когда выступающий произносит свои первые слова, в основном улавливается не столько их смысл, а то, как они звучат,какая поведенческая картина сопутствует им. Общение,будучи сложным социально-психологическим прессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой(вербальный-от лат. слова устный, словесный) и неречевой (невербальный)каналы общения. Речь,как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодейсвия собеседников.
Иконка файла материала ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ.doc
ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ.  Появление любого человека, отважившегося выступить перед аудиторией, вызывает у нее  прежде всего интерес к тому, как он выглядит,что и как делает, словом,как себя ведет.  Это вполне понятно, поскольку никакой другой информации он еще предложить не  успевает. А не воспринимать зрители­слушатели не могут­для того они и собрались. И  далее, когда выступающий произносит свои первые слова, в основном улавливается не  столько их смысл, а то, как они звучат,какая поведенческая картина сопутствует им.  Общение,будучи сложным социально­психологическим прессом взаимопонимания между  людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой(вербальный­от лат.  слова устный, словесный) и неречевой (невербальный)каналы общения. Речь,как средство  общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ  взаимодейсвия собеседников.  В структуру речевого общения входят:  1.Значение и смысл слов,фраз(“Разум человека проявляется в ясности его речи”).Играет  важную роль точность употребления слова,его выразительность и доступность,  правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков,  слов, выразительность и смысл интонации. 2.Речевые звуковые явления:темп речи (быстрый, средний, замедленный),модуляция  высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая),ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи.  Наблюдения показывают,что наиболее привлекательной в общении является плавная,  спокойная, размеренная манера речи. 3.Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки,возникающие при  общении: смех, хмыканье,плач, шепот, вздохи и др.;разделительные звуки­это кашель;  нулевые звуки­это паузы, а также звуки назализации­“хм­хм”, ”э­э­э” и др.  Исследования показывают,что в ежедневном акте коммуникации человека слова  составляют 7%, звуки и интонации 38%, неречевое взаимодействие­53%(“говорим  голосом,беседуем всем телом” Публиций).    Невербальные средства общения изучают следующие науки: а)кинесика(жесты,мимика,походка,поза,визуальный контакт); б)просодика и  экстралингвистка (интонация, громкость, тембр, паузы,  вздох,смех,плач,т.е. интонационные характеристики голоса); в)токесика(тактильные взаимодействия); г)проксемика(ориентации,дистанция,т.е. пространственная организация общения).  Большинство исследователей разделяют мнение,что словесный канал используется для  передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для“обсуждения”  межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных  сообщений.  Невербальное общение ценно тем, что оно проявляется,как правило, бессознательно и  самопроизвольно и обусловлено импульсами нашего подсознания; т.о.,отсутствие  возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше,чем  вербальному каналу общения.  Вот 10 основных категорий информации о говорящем, которые в рамках невербального  канала акустическим путем передаются слушателю, независимо от того, что говорит  человек:                ­индивидуально­личностная                ­эстетическая­эмоциональная                ­психологическая                ­социально­иерархическая                ­возрастная                ­половая                ­медицинская                ­пространственная и другие.       А сейчас рассмотрим наиболее важные позиции самоотражения учителем своего  психолого­поведенческого облика. 1.Общетелесное самораспоряжение:манера перемещаться по классу, излюбленные позы и избираемые точки­позиции той или иной длительности пребывания.                ­повышенная подвижность во всех ее формах легко становится отвлекающим  фактором;                ­у каждого человека в силу его  индивидуальности,например,типологической,имеется свой диапазон подвижности.  И,скажем,у учителя­флегматика с его умеренной подвижностью есть свой максимум этого  качества, и он воспринимается школьниками приблизительно так же, как и предельно  интенсивное выражение подвижности у учителя­сангвиника;                ­психологический эффект педагогического воздействия в малой степени зависит  от абсолютной силы поведенческого фактора, он обусловлен его уместностью и  относительной мерой в рамках возможностей учителя;                 ­умеренная или даже намеренно ослабленная интенсивность поведенческого  воздействия нередко приводит к желательным и значительным результатам. 2.Жестикулярная выразительность является одним из самых ярких средств выражения  отношения к ученикам. Отметим следующий парадокс: то, что наиболее частотно в нашем  двигательно­поведенческом облике, то ­ менее всего нам известно. Это происходит в силу  укоренившейся привычки жестикулировать определенным образом, выходящей на уровень  во многом автоматизированного поведения. Однако воспринимающим нас людям эта  форма поведения первоочередно бросается в глаза и учитывается при формировании  мнения о человеке. 3.Мимическая выразительность. Эта поведенческая сфера имеет еще более высокий информационно­выразительный и  воздейственный уровень.Ведь мимика наиплотнейшим образом смыкается с речью, хотя,  безусловно, может быть использована преподавателем и автономно ­ в “чистом виде” без  словесного сопровождения. 4.Интонационное поведение ­ это психическое явление вполне правомерно обозначить  термином “поведение”, поскольку оно охватывает большую сферу учительской  деятельности, динамично и по воздейственности превосходит другие поведенческие  показатели. Совершенно не случайно,что одно и то же обращение педагога может  восприниматься школьниками по­разному. 5.Саморегуляция речи ­ выражается в управлении учителем громкостью звучания речи и ее темпо­ритмической характеристикой.  Известно,что собственно информационная сторона речи учителя еще не является  фактором передачи знаний. Весьма важно и то, как звучит содержательная речь.Это  требование к устной речи особо возрастает,когда в роли воспринимающих ее выступают  дети и подростки ­ главная учительская аудитория.Микровывод:передача информации от учителя к ученику осуществляется вербальным и  невербальным путями. В педагогическом общении важны оба эти вида,так как они всегда  существуют вместе.