Виды знаний, умений и навыков, являющихся составной частью коммуникативной компетенции
Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа +4
docx
правоведение +2
Взрослым
18.02.2017
Сегодня, в век информационных технологий, вкладывания инвестиций, развития совместных предприятий, экономического и культурного сотрудничества с зарубежными партнерами в сфере образования, особенно, в сфере подготовки высококвалифицированных специалистов, особое внимание уделяется развитию у них иноязычной коммуникативной компетенции и компетентности. Развитие иноязычной коммуникативной компетентности (ИКК) выступает как ведущее новообразование личности студента в процессе обучения курсу иностранного языка и заключается в способности ориентироваться в иноязычной информационной среде, осуществлять эффективное общение, конструктивно решать профессиональные и жизненные задачи. Будучи важным компонентом коммуникативной компетентности личности ИКК обладает собственной структурой, в которую входят такие составляющие как лингвистическая, дискурсивная, стратегическая, прагматическая, социокультурная. В условиях неязыкового вуза процесс формирования ИКК обеспечивается расширением пространственно-временных рамок и углублением языковой подготовки посредством включения внеаудиторных, самостоятельных форм работы на базе применения современных информационно-коммуникационных технологий обучения.
Виды знаний.docx
Виды знаний, умений и навыков, являющихся составной частью
коммуникативной компетенции.
Сегодня, в век информационных технологий, вкладывания инвестиций, развития совместных
предприятий, экономического и культурного сотрудничества с зарубежными партнерами в сфере
образования, особенно, в сфере подготовки высококвалифицированных специалистов, особое
внимание уделяется развитию у них иноязычной коммуникативной компетенции и компетентности.
Развитие иноязычной коммуникативной компетентности (ИКК) выступает как ведущее
новообразование личности студента в процессе обучения курсу иностранного языка и заключается
в способности ориентироваться в иноязычной информационной среде, осуществлять эффективное
общение, конструктивно решать профессиональные и жизненные задачи. Будучи важным
компонентом коммуникативной компетентности личности ИКК обладает собственной структурой,
в которую входят такие составляющие как лингвистическая, дискурсивная, стратегическая,
прагматическая, социокультурная. В условиях неязыкового вуза процесс формирования ИКК
обеспечивается расширением пространственновременных рамок и углублением языковой
подготовки посредством включения внеаудиторных, самостоятельных форм работы на базе
применения современных информационнокоммуникационных технологий обучения.
Сегодня коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов,
необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций
личностного взаимодействия. В процессе общения обеспечивается единство людей, осуществляется
их объединение, налаживается взаимопонимание и согласованность действий, поступков,
поведения, формируются качества человека как субъекта культуры, познания, труда. Чтобы
разобраться в том, что же подразумевается под коммуникативной компетентностью
и коммуникативной компетенцией, необходимо выяснить, значение терминов «компетентность» и
«компетенция».
В психологопедагогической литературе понятие «компетентность» получило широкое
распространение сравнительно недавно. Так, в конце 1960х начале 1970х гг. в западной, а в конце
1980х гг. в постсоветской, особенно в российской литературе зародилось специальное
направление — компетентностный подход в образовании.
На данном этапе развития педагогической науки не существует точного определения понятий
«компетентность» и «компетенция». Различные ученые выдвигают свои гипотезы по данному
вопросу. Наиболее известным ученым в данном вопросе является почетный профессор
Эдинбургского университета (Великобритания) доктор Джон Равен. Он определяет
компетентность как специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения
конкретного действия в конкретной предметной области и включающую узкоспециальные, особого
рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои
действия. В других исследованиях, наряду с понятием «компетентность», используется и понятие
«компетенция», которое также имеет вариативное описание в различных источниках. Одно
отождествляют его с понятием «компетентность», другие выделяют его как самостоятельную
структуру. Понятие компетентность имеет латинские корни и происходит от «compete», что переводится на
русский язык как «добиваюсь», «соответствую», «подхожу», это понятие давно используется
в психологической и педагогической литературе, однако повышенный интерес к нему появился
лишь в последнее время. Вероятно, это связано с тем, что высвечивается грань нашей быстро
меняющейся реальности.
Компетентность — это категория, принадлежащая сфере отношений между знанием
и практической деятельностью человека. По определению Б. Ю. Эльконина, компетентность — это
квалификационная характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность.
Таким образом, можно сказать, что компетентность — качество человека, завершившего
образование определенной ступени, выражающееся в готовности (способности) на его основе
к успешной, продуктивной, эффективной деятельности с учетом ее социальной значимости
и социальных рисков, которые могут быть с ней связаны. Она предполагает целый спектр
личностных качеств человека, включая в себя не только когнитивную и операционно
технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную, поведенческую.
В «Большом экономическом словаре»: Компетентность — а) знание позволяющее судить о чем —
либо; б) способность к обладанию компетенцией; Компетенция — а)способность, совокупность
свойств; б) совокупность полномочий, которыми располагает какой — либо орган или должностное
лицо, определенные Конституцией, Законом, Уставом, и изданными на основе их актами
государственного управления. Таким образом, можно сказать, что компетентность — это понятие,
относящиеся к человеку. Оно описывает аспекты восприятия, понимания, целеполагания
и поведения, стоящее за осмысленным выполнением работ (основанные на мировоззрении
и связанных с ним профессиональных знаниях, умениях, навыках).
По мнению В. В. Бормота, компетенция — понятие, относящиеся к работе (должности). Оно
раскрывает сферу профессиональной деятельности, в которой человек компетентен, и отражает его
статус в организации, полномочиях, область ответственности. Компетенция определяет
социально — экономические условия профессиональной деятельности и инфраструктуру рабочего
места. И так, компетенции — это то, что работники, занимающие конкретные должности, должны
уметь делать в соответствии с установленными стандартами. Поэтому важно различать и,
соответственно, управлять компетенциями и компетентностями.
Термины «коммуникативная компетенция» и «коммуникативная компетентность» встречаются все
чаще и нередко употребляются без различения смысла между ними. Между тем, они существенно
различаются между собой. Термин «коммуникативная компетенция» возник как развитие идеи N.
Chomsky о лингвистической компетенции — ограниченном наборе грамматических правил,
позволяющих порождать неограниченное количество правильных предложений. Идея оказалась
привлекательной для ученых, работающих в области языкового тестирования, поскольку
лингвистическую компетенцию можно было достаточно точно измерять (тестировать) с помощью
имеющихся средств педагогических измерений (тестов). Поскольку лингвистическая компетенция
существенно ограничивала объект языкового тестирования в условиях коммуникативного обучения
языку, возникли идеи расширения этого конструкта, который был назван «коммуникативная
компетенция» (L,Bachman, M.Canale, M. Swain). Коммуникативная компетенция — это
демонстрируемая область (области) успешной коммуникативной деятельности на основе усвоенных
средств и стратегий речевого общения, подкрепляемых языковыми навыками и речевыми
умениями. При всем разнообразии подходов к изучению структуры коммуникативной компетенции, наиболее
общими компонентами являются:
лингвистический (лексика, грамматика, фонетика, орфография),
дискурсивный (построение устных и письменных текстов),
прагматический (успешное достижение коммуникативной цели),
стратегический (преодоление трудностей коммуникации),
социокультурный (соответствие социокультурным нормам).
Преподаватель Тамбовского университета Radislav Millrood подчеркивает, что все компоненты
коммуникативной компетенции могут быть измерены с помощью тестирования и объективно
оценены (наименее разработанным пока еще остается тестирование социокультурной компетенции
учащихся). В отличие от коммуникативной компетенции, коммуникативная компетентность
определяется в современной науке как интегративный личностный ресурс, обеспечивающий
успешность коммуникативной деятельности. Этот ресурс включает не только компоненты,
измеряемые с помощью языкового тестирования, но и иные составляющие. Эти составляющие не
входят в конструкт языкового тестирования и не могут измеряться с помощью языковых тестов.
Они обнаруживаются на более высоком — личностном уровне и включают интеллект, общий
кругозор, систему межличностных отношений, специальные профессиональные знания, а также
потенциал личностного развития и роста в овладении языком и коммуникативной деятельностью.
Виды знаний, умений и навыков, являющихся составной частью коммуникативной компетенции
Виды знаний, умений и навыков, являющихся составной частью коммуникативной компетенции
Виды знаний, умений и навыков, являющихся составной частью коммуникативной компетенции
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.