Vikamartinyuk2015@yandex.ru
Оценка 4.8

Vikamartinyuk2015@yandex.ru

Оценка 4.8
docx
18.12.2021
Vikamartinyuk2015@yandex.ru
СКАЗКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.docx

СКАЗКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

      Каждый из нас в детстве засыпал под тихий голос родителей, который читал или рассказывал сказки о прекрасных принцессах, храбрых принцах и

злобных чудовищах. И точно так же каждый из нас будет читать подобные

сказки своим деткам. Давайте поговорим о том, что такое сказка, и для чего

она нужна? В первую очередь, сказка – это жанр литературного творчества

с установкой на вымысел. Причем сказка может быть как устной, так и

письменной. Главной особенностью сказки является то, что это всегда

выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло.

Сказки бывают авторскими (сочиненные определенным автором) и

народные (сочиненные многими людьми). Существует также известная

классификация сказок по их содержанию:

Сказки волшебные. В них раскрываются лучшие человеческие качества,

герои романтичны. В такой сказке обязательно есть центральный

положительный герой, его помощники и волшебные предметы. Герои

волшебных сказок борются со злом и несправедливостью во имя добра и

любви. В качестве примеров можно привести русские народные сказки про

Ивана-дурака.

Сказки о животных. Здесь постоянные персонажи - это животные (лиса,

волк, медведь, заяц и прочие). Животные взаимодействуют, каждый из них

олицетворяет то или иное человеческое качество, например, кот - умный,

лиса - хитрая, медведь - сильный. Примеры: "Теремок", "Репка", "Колобок".

Социально-бытовые сказки - иллюстрируют реальную жизнь, герои

показаны с точки зрения их социального положения, высмеиваются

отрицательные человеческие качества. Лучшими качествами в таких сказках

обладают люди из народа, которые, как правило, оказываются умнее и

хитрее представителей высокого социального статуса (господ, попов).

Предназначение сказки – учить детей отличать хорошее от плохого, добро

от зла, смекалку от глупости. И надо сказать, со своей задачей сказка

справляется блестяще. Кроме того, сказка помогает детям развивать

фантазию. Ведь зачастую взрослые рассказывают волшебные истории без

использования картинок, а значит, ребенку нужно самому представить, как

именно выглядела прекрасная принцесса или косматое чудище. Сказка учит

не отчаиваться в трудные минуты и всегда преодолевать трудности. Ведь

главный герой в сказках всегда берется за выполнение невыполнимых

заданий, за решение невероятных загадок. Сказка учит тому, как важно

каждому человеку иметь друзей. И тому, что если ты не бросишь друга в

беде, то и он поможет тебе в трудную минуту. Сказка учит не судить о

людях по их внешнему виду. Ведь в них любая лягушка легко может

оказаться прекрасной девицей, а чудовище – заколдованным принцем.

Воспитание человечности, отзывчивости, чуткости к окружающим – задача,

которую общество должно решать с самого раннего возраста и она является

основой нравственного развития личности.

Как же развить в ребенке отзывчивость? Как сделать его добрее? Одним

возможных путей контролируемого и целенаправленного эмоционально-

нравственного развития ребенка лежит через художественную литературу, и

особенно сказку. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста,

сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним

на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с

миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в

целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих

героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия,

ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и

взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные

эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Сказка, ее

композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и

определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык,

динамика событий особые причинно-следственные связи и явления- все это

делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым

инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Роль детских сказок в развитии детей многогранны- от развития фантазии

до развития правильной речи. Сказка на доступном языке учит детей

жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку,чем

пресную взрослую речь. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем

внутренний мир ребенка. Детям, которым с раннего детства читались

сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражаясь. Сказка помогает

формировать основы поведения и общения. Роль детских сказок –развивать

фантазию и воображение ребенка. А также его творческий потенциал.

Роль детских сказок в воспитании детей не может быть не замечена.

Ребенок, представив образы, учится понимать внутренний мир героев,

сопереживать им и верить в силы добра. Роль детских сказок не

ограничивается только приятным времяпровождением. Сказки можно

рассматривать как способ снятия тревоги у ребенка.

В сказках всегда побеждает добро- это очень важно в воспитании детей на

сказках. Жизнь внесет свои коррективы, но в подсознании ничего не

пропадет. Тогда ему будет легче справляться с жизненными трудностями.

Сказка в полной мере должна использоваться в семье в воспитании ребенка.

Через сказку легче понять, что такое хорошо и что такое плохо.

Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания

личности. Целью сказок должно быть развитие в ребенке данных от

природы эмоций. Действие таких книг должно быть направлено на развитие

чувств детей, а не на их рассудок. Фантазию ребенка легко направить как

положительное русло, так и в отрицательное русло развития. Начинать

лучше с волшебных сказок, имеющих простой сюжет. Воспитание сказкой

должно способствовать воспитанию уверенности в себе и в своих силах.

Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно.

Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью,

упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой,

честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими

в глазах народа наивысшую ценность. Идеал для ребенка является далекой

перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и

поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определяет его

личность. Сказка не дает прямых наставлений детям- «слушайся

родителей», «уважай старших», «не уходи из дома без разрешения», но в ее

содержании заложен урок, который они постепенно воспринимают,

многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка «Репка» учит

младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; «Маша и

медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в

беду, а уж, если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из

сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье» учат дружить.

Сказку можно использовать для решения многих проблем, потому что она

дает великолепный общий язык взрослому, она более информативна и

способствует пробуждению творческих сил ребенка. На примере героев

сказки у ребенка происходит осмысление собственной жизни. Через сказки

ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных

ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости, учатся рассуждать,

анализировать, не привычно по своему, не только воспринимать

содержание, но и творчески преобразовывать их повествования,

придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации,

смешивать несколько сюжетов в один, рисовать сказки, лепить. У детей

развивается творческое мышление, воображение, внимание, дети учатся

логически мыслить и творчески работать. В процессе работы дети учатся

управлять своими чувствами, справедливо оценивают свои поступки и

поступки других.

Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка

уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его. Даже, если ребенок

уже научился читать, то не стоит прерывать традиции читать и рассказывать

вслух. В любое время совместное чтение сказок дают очень много и

маленькому, и взрослому человеку, помогают им сблизиться душой.

Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка, именно

рассказанная малышу. В простой детской сказке содержится все самое

нужное, самое главное в жизни, живое, как сама жизнь.

Читать сказки полезно не только в детстве. Вырастая, мы частенько

забываем, что в конце добро всегда побеждает зло, что любые трудности

преодолимы, что прекрасный принц на белом коне уже ищет свою

принцессу, а та смиренно дожидается его. Поэтому читайте сказки.

Рассказывайте их своим детям, придумывайте вместе новые сюжеты,

сопровождайте их игрой в куклы или рисованием. Ведь подарить себе и

своему ребенку немного хорошего настроения перед сном очень просто!

Список литературы

1 Специальная педагогика. Под ред. Назаровой – Москва: Владос,

2003.-718 с.

2 Шорохова О.А., Играем в сказку. Москва “Творческий центр”, 2006

3 Ушакова О.С., Гавриш Н.В., Знакомим дошкольников с литературой.

Москва “ТЦ Сфера”, 2003

4 Логинова В.И., Ребенок и книга. Санкт-Петербург “Акцидент”, 1996


 

СКАЗКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО

СКАЗКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО

Как же развить в ребенке отзывчивость?

Как же развить в ребенке отзывчивость?

Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки

Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки

Ушакова О.С., Гавриш Н.В., Знакомим дошкольников с литературой

Ушакова О.С., Гавриш Н.В., Знакомим дошкольников с литературой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.12.2021