СКАЗКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Каждый из нас в детстве засыпал под тихий голос родителей, который читал или рассказывал сказки о прекрасных принцессах, храбрых принцах и
злобных чудовищах. И точно так же каждый из нас будет читать подобные
сказки своим деткам. Давайте поговорим о том, что такое сказка, и для чего
она нужна? В первую очередь, сказка – это жанр литературного творчества
с установкой на вымысел. Причем сказка может быть как устной, так и
письменной. Главной особенностью сказки является то, что это всегда
выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло.
Сказки бывают авторскими (сочиненные определенным автором) и
народные (сочиненные многими людьми). Существует также известная
классификация сказок по их содержанию:
Сказки волшебные. В них раскрываются лучшие человеческие качества,
герои романтичны. В такой сказке обязательно есть центральный
положительный герой, его помощники и волшебные предметы. Герои
волшебных сказок борются со злом и несправедливостью во имя добра и
любви. В качестве примеров можно привести русские народные сказки про
Ивана-дурака.
Сказки о животных. Здесь постоянные персонажи - это животные (лиса,
волк, медведь, заяц и прочие). Животные взаимодействуют, каждый из них
олицетворяет то или иное человеческое качество, например, кот - умный,
лиса - хитрая, медведь - сильный. Примеры: "Теремок", "Репка", "Колобок".
Социально-бытовые сказки - иллюстрируют реальную жизнь, герои
показаны с точки зрения их социального положения, высмеиваются
отрицательные человеческие качества. Лучшими качествами в таких сказках
обладают люди из народа, которые, как правило, оказываются умнее и
хитрее представителей высокого социального статуса (господ, попов).
Предназначение сказки – учить детей отличать хорошее от плохого, добро
от зла, смекалку от глупости. И надо сказать, со своей задачей сказка
справляется блестяще. Кроме того, сказка помогает детям развивать
фантазию. Ведь зачастую взрослые рассказывают волшебные истории без
использования картинок, а значит, ребенку нужно самому представить, как
именно выглядела прекрасная принцесса или косматое чудище. Сказка учит
не отчаиваться в трудные минуты и всегда преодолевать трудности. Ведь
главный герой в сказках всегда берется за выполнение невыполнимых
заданий, за решение невероятных загадок. Сказка учит тому, как важно
каждому человеку иметь друзей. И тому, что если ты не бросишь друга в
беде, то и он поможет тебе в трудную минуту. Сказка учит не судить о
людях по их внешнему виду. Ведь в них любая лягушка легко может
оказаться прекрасной девицей, а чудовище – заколдованным принцем.
Воспитание человечности, отзывчивости, чуткости к окружающим – задача,
которую общество должно решать с самого раннего возраста и она является
основой нравственного развития личности.
Как же развить в ребенке отзывчивость? Как сделать его добрее? Одним
возможных путей контролируемого и целенаправленного эмоционально-
нравственного развития ребенка лежит через художественную литературу, и
особенно сказку. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста,
сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним
на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с
миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в
целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих
героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия,
ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и
взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные
эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Сказка, ее
композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и
определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык,
динамика событий особые причинно-следственные связи и явления- все это
делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым
инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Роль детских сказок в развитии детей многогранны- от развития фантазии
до развития правильной речи. Сказка на доступном языке учит детей
жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку,чем
пресную взрослую речь. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем
внутренний мир ребенка. Детям, которым с раннего детства читались
сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражаясь. Сказка помогает
формировать основы поведения и общения. Роль детских сказок –развивать
фантазию и воображение ребенка. А также его творческий потенциал.
Роль детских сказок в воспитании детей не может быть не замечена.
Ребенок, представив образы, учится понимать внутренний мир героев,
сопереживать им и верить в силы добра. Роль детских сказок не
ограничивается только приятным времяпровождением. Сказки можно
рассматривать как способ снятия тревоги у ребенка.
В сказках всегда побеждает добро- это очень важно в воспитании детей на
сказках. Жизнь внесет свои коррективы, но в подсознании ничего не
пропадет. Тогда ему будет легче справляться с жизненными трудностями.
Сказка в полной мере должна использоваться в семье в воспитании ребенка.
Через сказку легче понять, что такое хорошо и что такое плохо.
Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания
личности. Целью сказок должно быть развитие в ребенке данных от
природы эмоций. Действие таких книг должно быть направлено на развитие
чувств детей, а не на их рассудок. Фантазию ребенка легко направить как
положительное русло, так и в отрицательное русло развития. Начинать
лучше с волшебных сказок, имеющих простой сюжет. Воспитание сказкой
должно способствовать воспитанию уверенности в себе и в своих силах.
Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно.
Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью,
упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой,
честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими
в глазах народа наивысшую ценность. Идеал для ребенка является далекой
перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и
поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определяет его
личность. Сказка не дает прямых наставлений детям- «слушайся
родителей», «уважай старших», «не уходи из дома без разрешения», но в ее
содержании заложен урок, который они постепенно воспринимают,
многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка «Репка» учит
младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; «Маша и
медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в
беду, а уж, если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из
сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье» учат дружить.
Сказку можно использовать для решения многих проблем, потому что она
дает великолепный общий язык взрослому, она более информативна и
способствует пробуждению творческих сил ребенка. На примере героев
сказки у ребенка происходит осмысление собственной жизни. Через сказки
ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных
ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости, учатся рассуждать,
анализировать, не привычно по своему, не только воспринимать
содержание, но и творчески преобразовывать их повествования,
придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации,
смешивать несколько сюжетов в один, рисовать сказки, лепить. У детей
развивается творческое мышление, воображение, внимание, дети учатся
логически мыслить и творчески работать. В процессе работы дети учатся
управлять своими чувствами, справедливо оценивают свои поступки и
поступки других.
Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка
уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его. Даже, если ребенок
уже научился читать, то не стоит прерывать традиции читать и рассказывать
вслух. В любое время совместное чтение сказок дают очень много и
маленькому, и взрослому человеку, помогают им сблизиться душой.
Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка, именно
рассказанная малышу. В простой детской сказке содержится все самое
нужное, самое главное в жизни, живое, как сама жизнь.
Читать сказки полезно не только в детстве. Вырастая, мы частенько
забываем, что в конце добро всегда побеждает зло, что любые трудности
преодолимы, что прекрасный принц на белом коне уже ищет свою
принцессу, а та смиренно дожидается его. Поэтому читайте сказки.
Рассказывайте их своим детям, придумывайте вместе новые сюжеты,
сопровождайте их игрой в куклы или рисованием. Ведь подарить себе и
своему ребенку немного хорошего настроения перед сном очень просто!
Список литературы
1 Специальная педагогика. Под ред. Назаровой – Москва: Владос,
2003.-718 с.
2 Шорохова О.А., Играем в сказку. Москва “Творческий центр”, 2006
3 Ушакова О.С., Гавриш Н.В., Знакомим дошкольников с литературой.
Москва “ТЦ Сфера”, 2003
4 Логинова В.И., Ребенок и книга. Санкт-Петербург “Акцидент”, 1996
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.