Викторина для детей 2-х – 4 – х классов
«Добро и зло в русских народных сказках».
Цели: Формировать у детей представление о добре и зле.
Дать понять, что каждому дана свобода выбора: творить добро или зло.
Обобщить, закрепить и расширить знания детей о добрых и злых героях.
Расширять активный словарь детей.
Воспитывать в детях положительные качества: взаимопомощь, дружелюбие, уважение к соперникам, чувство коллективизма.
Оборудование: Презентация, выставка книг со сказками, иллюстрация русских народных сказок, грамоты, сладкие призы.
Ход викторины
Слайд 1 Звучит мелодия « В гостях у сказки».
I.Вступление.
Каждый человек с самого раннего возраста стремится быть умным, любознательным, сообразительным, добрым. Самые первые наши произведения – сказки. Начиная с самого раннего детства, мы знакомимся с русскими народными сказками. Придя в школу, мы продолжаем изучать русские народные сказки. Как вы думаете – зачем? (Читая сказки, мы становимся добрее, учимся побеждать зло.)
Благодаря сказке мы учимся осуждать зло, восхищаться добротой.
Сегодня мы постараемся вспомнить как можно больше сказок, их героев, попробуем распознать добро и зло.
Итак, друзья, начнём программу,
Затей у нас большой запас.
А для кого они? Для вас.
Я знаю, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.
- А почему они волшебные?
- Да потому, что в них животные умеют разговаривать, есть несуществующие герои.
Назовите их.
(Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Леший; происходят чудеса – Лягушка превращается в царевну, братец Иванушка в козлёночка, вёдра сами ходят.)
Слайд 2
Посмотрите, ребята, на выставку. Это русские народные сказки. Почему их называют так? (Правильно, называются они так потому, что их придумал русский народ.)
Слайд 3
Сегодня мы собрались, чтобы провести викторину по русским народным сказкам между двумя командами.
Каждая команда будет получать своё задание . Если команда не справится с заданием, то вопрос переходит к другой. Все ваши ответы будет оценивать жюри, и в конце мы подведём итоги. Итак, начнём! У нас две команды «Крепкие репки» и «Румяные колобки».
Слайд 4
Конкурс 1. «Хорошо ли ты знаешь сказки».
(По иллюстрациям участники называют сказки: Гуси – лебеди, Царевна – лягушка, Теремок, Маша и Медведь, По – Щучьему велению, Лисичка – сестричка и серый волк).
Слайд 5
Конкурс 2. «Из какой сказки».
1. Лиса начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдёт и этак, и лизнёт его, и понюхает, всё ничего не достанет! Не лезет голова в кувшин. («Лиса и журавль»)
2. Приходит коза: сколько ни звала – никто ей не отзывается. Подошла поближе к дверям и видит, что всё отворено; в избу – а там всё пусто; заглянула в печь… («Волк и семеро козлят»).
1. Девушка сидит под елью, дрожит, озноб её пробирает. Вдруг слышит – невдалеке кто – то по ёлкам потрескивает, с ёлки на ёлку поскакивает, пощелкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит и сверху её спрашивает: «Тепло ли тебе, девица?». («Морозко»)
2. Жили – были лиса да заяц. У лисы была избёнка ледяная, а у зайчика лубяная…(«Заюшкина избушка).
Слайд 6
Конкурс 3. «Сказочные фразы». (Есть начало фразы из сказки, но нет конца. Закончить фразу.)
1.В некотором царстве…(в некотором государстве).
2. По – щучьему велению…(по моему хотению).
1. Скоро сказка сказывается…(да не скоро дело делается).
2. Несёт меня лиса…(за дальние леса, за быстрые реки, за высокие горы).
1. И я там был, мёд – пиво пил…(по усам текло, а в рот не попало).
2. Стали они жить – поживать…(и добра наживать).
Слайд 7
Конкурс 4
Эстафета «Юный художник».
Мы убедились, что сказки вы знаете. А умеете ли вы рисовать героев ваших любимых сказок? Кого вы будете рисовать, узнаете из загадки:
На сметане мешон, на окошке стужён
Круглый бок, румяный бок
Покатился…(Колобок)
Правильно, вы будете рисовать Колобка. Но рисовать будете всей командой. Послушайте как. Команды строятся в две колонны. Первый участник бежит и рисует голову, второй – одну ножку, третий – другую ножку, четвёртый – одну ручку, пятый – другую ручку, шестой – глазки, седьмой – ротик, восьмой – дорожку, по которой бежит колобок .
(Рисуют на доске мелом).
Слайд 8
Конкурс 5. «Угадай-ка».
1. Какую песенку пел Колобок?
2. Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?
1. Что пела коза своим козлятам»?
2. Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?
1. Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?
2. Что говорила в это время лиса?
1. Что спрашивали звери в сказке «Теремок» прежде чем войти туда?
2. Какие слова произносил Емеля, чтобы всё делалось само?
Конкурс 6. «Телеграмма».
Ребята, я сегодня шла в школу и встретила почтальона. Он передал нам телеграммы.
Кто прислал эти телеграммы?
1. Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я просто стала облачком. (Снегурочка)
2. Всё закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби. (волк)
1. Помогите, наш дом сломан, но сами целы. (звери)
2. Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду дома. (Маша)
1. Помогите, мой братец превратился в козлёночка. (Алёнушка)
2. Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул. (медвежонок)
1. Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке. (Иван-царевич)
2. Спасите! Помогите! Нас съел Серый волк. (козлята)
Блиц – опрос
1.Кто с кем такой делёж устраивал: "Твои вершки, а мои корешки".
(Мужик с медведем в сказке"Мужик и медведь")
2.Скажите,какого героя провели на пирожках?
(Медведь из сказки "Маша и медведь")
3.Кто варил кашу, применяя ум и смекалку?
(Солдат в сказке"Каша из топора")
4.Как мужик разделил без обиды одного гуся на семерых: барина, барыню, сыновей и двух дочерей и себя не обидел?
(Барину-голову, барыне-гузку, сыновьям ножки, крылышки-дочерям, а себе-всё туловище.)
5.Какими словами начинаются русские народные сказки?
("Жили-были...","В некотором царстве, в некотором государстве...".)
6.Что приказывал царь-батюшка своим невесткам, чтобы проверить их на мастерство?
(Испечь хлеб, соткать ковёр)
7.Чем кормила лиса журавля?
(Кашей)
8.В какой сказке от брошенной шапки избушка зашаталась?
(В сказке "Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо".)
9.Из какой сказки эти строчки?
Ах ты,Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался Кота,
Выглянул в окошко...
("Петушок-золотой гребешок".)
10.Кто первый нашёл теремок?
(Мышка-норушка.)
Слайд 9
Пока жюри подсчитывает результаты и определяет победителей, предлагаю вашему вниманию мультфильм о добре и зле и ответить на вопрос, кто из персонажей творил добро, а кто зло?
(Просмотр мультфильма «Облака делают буквально всё», обсуждение.)
Слайд 10
И пусть в вашей жизни как в сказке – добро побеждает зло.
Звучит песня «Сказки гуляют по свету».
Жюри объявляет итоги. Награждения.
Итог: Сказка, ребята, рассказывает нам о важном в жизни, она учит быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость.
Любите сказку, знайте её, старайтесь подражать её добрым героям.
телеграммы
1. Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я просто стала облачком. (Снегурочка)
2. Всё закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби. (волк)
1. Помогите, наш дом сломан, но сами целы. (звери)
2. Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду дома. (Маша)
1. Помогите, мой братец превратился в козлёночка. (Алёнушка)
2. Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул. (медвежонок)
1. Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке. (Иван-царевич)
2. Спасите! Помогите! Нас съел Серый волк. (козлята)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.