Викторина "Лесные тайны"
Оценка 5

Викторина "Лесные тайны"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
экология
5 кл—6 кл
26.01.2022
Викторина "Лесные тайны"
викторина Лесные тайны.docx

Тема викторины: «Лесные тайны».

Подготовила: Краевская Надежда Ивановна педагог дополнительного образования МБУ ДО «Станция юных натуралистов» Грайворонского района Белгородской области.

 

Пояснительная записка.

Цель викторины:

Расширить  знания  обучающихся  о  лесе.

Задачи викторины:

1 Вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним

 2.Развить  у  детей  потребность  общения  с  природой  и  окружающим  миром,  ответственность  за  «братьев  наших  меньших».

 3.Воспитать  любовь  и  бережное  отношение  к  природе.

Методы и приемы проведения мероприятия:

·        словесный: рассказы педагога и высказывания обучающихся;

·        наглядный: демонстрация картинок на данную тему;

·        игровой метод развивает активность, мышление, снимает напряжение,

 

Возраст обучающихся:  11-13  лет.

Условия для проведения мероприятия:   учебный кабинет.

Форма проведения: Игра – путешествие.

Оборудование и оформление:  картинки  с  изображениями леса и его обитателей, жетоны – елочки.

Методические советы на подготовительный период:

1.Беседы  детей о лесе, об обитателях и растениях.

2. Рассматривание иллюстраций леса и его обитателей.

4. Проведение конкурса рисунков о лесе.

6. Заучивание детьми  стихов.

 

 

План викторины.

        I.            Организационный момент.

    II.            Основной этап 

 III.            Итог викторины.

IV.            Рефлексия.

Ход викторины.

 

                                                                                                                  I.            Организационный момент

 Учитель: Лес- это источник энергии, лес – это кислород, ягоды, орехи, грибы. Без леса нет жизни на земле. Без интереса к жизни леса, к его красоте не будут успешными ни его охрана, ни воспроизводство его богатства.

Любоваться красотой леса, не вредить ему и не давать этого делать другим – этого сейчас мало. Надо не только хорошо знать и охранять его, но и выращивать новые леса, сажать деревья!

   Ученик :

       Нет ничего милее

       Бродить и думать здесь.

       Излечит, обогреет,

       Накормит русский лес.

       А будет жажда мучить,

       То мне лесовичок

       Средь зарослей колючих

       Покажет родничок.

       Нагнусь к нему напиться-

       И видно всё до дна:

       Течет вода-водица-

       Вкусна и холодна.

       Нас ждут в лесу рябина,

       Орехи и цветы,

       Душистая малина

       На кустиках густых.

       Ищу грибов поляну

       Я, не жалея ног,

       А если я устану-

       Присяду на пенек.

       Лес очень любит пеших-

       Для них совсем он свой.

       Здесь где-то бродит леший

       С зеленой бородой.

       Жизнь кажется иною

       И сердце не болит,

       Когда над головою

       Как вечность, лес шумит.

                                                                                                                                  II.            Основной этап.

Учитель: Ребята, сегодня мы отправимся в необычное путешествие – в мир лесных тайн. В нашей игре-викторине мы будем делать несколько остановок, на которых вы узнаете много нового и интересного о лесе, а также отгадаете викторину.

За каждый правильный ответ вы будете получать по жетону - елочке. В конце мероприятия мы увидим кто «посадил» самый большой лес.

 

Остановка 1. «Мир растений».

1.Чем отличается береза от других деревьев? (Цветом ствола.)

2.Почему листья с ветвей у верхушек деревьев опада­ют последними? (Они самые молодые. Дольше живут.)

3.В каком лесу нет листьев? (В хвойном.)

4.Растет ли дерево зимой? (Нет, рост деревьев зимой замирает.)

5. Как по пню срубленного дерева узнать, сколько ему лет? (На срубе четко видны годовые кольца. Сколько ко­лец, столько и лет.)

6.Листья каких деревьев осенью краснеют? (Рябины, осины, клена.)

7.Почему шиповник имеет такое название? (Шипов­ником называют кустарник дикой розы, ветки которой густо усыпаны острыми шипами. Именно из-за них он и получил свое название.)

8.Кому нужны дуплистые деревья? (В дуплах старых деревьев гнездятся птицы, живут звери).

Остановка 2. «Цветы - украшение леса».

1.Какие растения называются подснежниками? (Растения, которые зацветают первыми, ветре­ница, перелеска благородная, медуница и др.)

2.Какой цветок называют водяной красавицей? (Бе­лую кувшинку.)

3.Какое ядовитое растение носит название птичьего глаза? (Вороний глаз.)

4.Какой весенний цветок четырежды меняет цвет? (Цветок медуницы. Он распускается розовым, через несколько дней становится пурпурным, потом фио­летовым, а когда отцветает, лепестки у него си­ние?)

5.Для чего цветам запах и цвет? (Цветом и запахом привлекают насекомых, которые их опыляют.)

 

 

Остановка 3. «Братья наши меньшие».

 

 

1.Пользу или вред приносит зимой человеку барсук? (Ни пользы, ни вреда: зимой барсук спит.)

2.На следу каких хищных зверей нет отпечатка когтей и почему? (На следу кошек, потому что они при ходьбе втягивают когти.)

3. Почему след задних ног бегущего зайца впереди следа его передних ног? (Потому что на бегу заяц выкидывает длинные задние ноги вперед.)

4. Тощим или жирным ложится медведь в берлогу? Почему? (Жирным: жир греет и питает спящего медведя.)

5.. Куда на зиму исчезают летучие мыши? (Летучие мыши зимой спят в дуплах, пещерах, на чердаках и под крышей.)

6. Какой зверек спит зимой вниз головой? (Летучая мышь.)

7. Все ли зайцы белы зимой? (Белеют только беляки, русаки остаются серыми.)

8 У какого зверя осенью в листопад еще родятся детеныши? (У зайчихи. Поздние зайчата так и называются – листопаднички.)

9. Куда зайцу бежать удобней – с горы или в гору? Почему? (У зайца передние ноги короткие, а задние длинные. Поэтому заяц в гору бежит легко, а с отвесной горы – кубарем через голову.)

 

 

Остановка 4. «Птицы – друзья леса».

 

 

1.Почему нельзя трогать птиц в гнездах? (Птицы бросают гнездо.)

2.Какую птицу называют лесным барабанщиком? (Дятла.)   

3.У каких птиц самки зеленые, а самцы красные? (У клестов.)

4. Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи.)

5. Какая из птиц, обитающих в наших хвойных лесах самая маленькая? (Королек.)

6.. Когда кукушка подбрасывает своё яйцо в чужое гнездо, птицы не замечают лишнего яйца. Почему? (Яйцо кукушки принимает цвет яиц находящихся в гнезде.)

7. Какие птицы обитают у нас только зимой? (Чечетки, свиристели.)

 

 

 

 

Остановка 5. «Маленькие защитники леса».

1.Каких насекомых называют санитарами леса? (Муравьев)

2.Следует ли оберегать стрекоз? Почему? (Да. Они уничтожают мошек, комаров, мух. Личинки стрекоз уничтожают личинок комаров.)

3. Где ухо у кузнечика? (На ноге.)

4.Пауков называют нашими добрыми соседями. Почему? (Они уничтожают вредных насекомых: мух, комаров

5.Божья коровка травоядное насекомое или хищник. (Хищник. Истребляет вредных насекомых.)

6. Как муравьи готовятся к зиме? (Закрывают все входы-выходы в муравейнике и сами все собираются в кучу.)

7.Паук усиленно плетет сети к какой погоде?(К сухой).                 

Остановка 6. «Лесные тайны»

 

1. Какое растение знают даже слепые? (Крапиву.)

2.С какими животными связаны легенды и суе­верия, страшные рассказы  об   

 оборотнях-вампирах и не­чистых тварях? (Летучие мыши.)

3.Кто раньше появляется весной: летучие мыши или ле­тающие насекомые?(Насекомые. Летучие мыши питаются насекомыми.)

4.Какой зверь строит дом с бассейном?(Бобр.)

5.У каких растений нет корней, стеблей, листьев, цве­тов? (У грибов.)

6.Какие птичьи тайны открывает нам листопад? (На облетевших деревьях видны хорошо скрытые летом в листве птичьи гнезда.)

7.Что значит, если над каким-нибудь местом в лесу с карканьем вьется воронье? (Это значит, что в том месте в лесу находится падаль или раненое животное.)

8.Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты.)

Остановка 7. «Лесная аптека».

1.Листья какого растения нужно приложить к ране, если вы натерли ногу? (Листья подорожника.)

2.Какие лекарственные растения ядовиты?( Белена, дурман, адонис
или горицвет, чистотел и др
.)

3. Название, какого лекарственного растения в переводе с греческого означает "здоровье”? (Полынь)

4.Какие лекарственные растения носят "звериные” названия ? (Волчьи ягоды, роза  собачья (шиповник).

5.О каком растении в народе говорят: «Оно одно семерых врачей заменит». Очень полезно похлестать себя веничком при приступах радикулита, заболеваниях суставов. (Крапива)

6. Растение, которому в народе дали свойства лечения  от 99 болезней. (Зверобой.)

 

                                                                                                                                III.            Итог викторины.

Учитель: Кто получил наибольшее количество жетонов - елочек. Молодцы! Победителю, тот  кто «вырастил» самый большой лес присваиваем звание «главный лесник».

Ребята будьте природе хорошими друзьями и знайте самые простые правила:

-Свято относитесь ко всему живому.

-Берегите каждое деревце, веточку, каждый цветочек.

-Не рубите деревья без нужды, не ломайте их.

-Убирайте за собой мусор на лесных полянах.

-Не допускайте пожара в лесу.

-Не загрязняйте реки, озера и не разрешайте это делать своим знакомым.

Не разоряйте птичьи гнезда.

-Подкармливайте птиц.

-Сажайте деревья.

-Не убивайте зверей.

-Боритесь с браконьерами.

-Очищайте лесные родники.

-Не разоряйте муравейники.

 

III.            Рефлексия.

Перед вами лесная поляна. Распределите на ней цветы, оценивая свои знания:  красный цветок, если выбрали его, вам было интересно на занятии, вы много узнали. Желтый  цвет, занятие вас мало заинтересовало. Синий , на занятии вам было не интересно.

 

Методические советы на период ближайшего последействия:

Познавательная викторина о лесе дает возможность увидеть природу изнутри. Внимание и наблюдательность позволяет ребенку больше раскрыться, стать лидером.

Для закрепления полученного результата нужно время для самостоятельного изучения, наблюдения за природой. Основным критерием и показателем результативности становится заинтересованность обучающихся данной темой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Тема викторины: «Лесные тайны»

Тема викторины: «Лесные тайны»

План викторины. I.

План викторины. I.

Лес очень любит пеших-

Лес очень любит пеших-

Для чего цветам запах и цвет? (

Для чего цветам запах и цвет? (

Остановка 5. «Маленькие защитники леса»

Остановка 5. «Маленькие защитники леса»

О каком растении в народе говорят: «Оно одно семерых врачей заменит»

О каком растении в народе говорят: «Оно одно семерых врачей заменит»

Желтый цвет, занятие вас мало заинтересовало

Желтый цвет, занятие вас мало заинтересовало

Викторина "Лесные тайны"

Викторина "Лесные тайны"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2022