Викторина "Осенний калейдоскоп" 3-4 классы

  • docx
  • 22.12.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала викторина осенний калейдоскоп.docx

Внеклассное мероприятие  «Осенний калейдоскоп»

Учитель Душина Л.Н.

Цели: активизировать  познавательную деятельность, развивать внимание, мышление, логику, прививать интерес к изучению природы, воспитывать умение работать в команде, чувство сопереживания.

Предварительная работа: заранее проводятся конкурсы:

- рисунков "Осенний вернисаж"

- поделок из природного материала "Осеннее чудо";

- стихи, рассказы об осени.

Оборудование: 2 картошки,2 луковицы,2 моркови,2 свеклы,2 яблока, 2 обруча, ведра-2 шт., макет осеннего дерева (на листиках написаны загадки), 2 пары калош, варенье разного вида.

Участники: 2 команды по 12 человек.

Ход мероприятия:

·                   Приветствие команд

·                   Инструктаж по ТБ

·                   Конкурсы:

1.                 Осень – моё вдохновение!

2.                 Загадки.

3.                 Птичий аукцион.

4.                 Обираем горох.

5.                 Сбор урожая.

6.                 Угадай варенье.

7.                 Самый быстрый.

8.                 Горячая картошка.

9.                 Чёрный ящик.

·                   Подведение итогов, награждение

Ход праздника

1 ведущий:   

Вот художник, так художник

Все леса позолотил.

Даже самый сильный дождик

Эту краску не отмыл.

2 ведущий:    

Красит рыжим, алым, синим,

Разбавляет краски ливнем,

Чтобы  вышло разноцветным,

Но совсем не так как летом.

Отгадать загадку просим:

Кто художник этот?                (Осень).

 

3 ведущий: 

Любит осень детвора.

Сливы, груши, виноград –

Всё поспело для ребят.

И арбуз, увидев важный,

Оживится детвора –

И радушно скажет каждый:

Здравствуй, осени пора!

Ведущий:    

Наступила осень. И сегодня  мы проводим  наш любимый осенний      праздник. (Затем разбиваем класс на две команды: команда кленовых листьев и команда дубовых листьев.) Теперь у каждой команды есть название и капитан. Можно начинать наше соревнование. Но перед тем, как начать, хочу напомнить правила ТБ в игре:

·                   не толкайте друг друга

·                   будьте, осторожны выполняя задания

·                   уважайте команду соперника

·                   внимательно слушайте задания и только после команды выполняйте

·                   соблюдайте правила

·                   стремитесь вести борьбу до конца

·                   соблюдайте девиз «один за всех и все за одного»

·                   не зазнавайтесь, добившись победы, и не унывайте в случае поражения

Оцениваться будут правильность и скорость выполнения

 

Ведущий:    

Осень – удивительное время года. Оно привлекало своей неповторимой красотой поэтов, писателей. Музыкантов и художников. Поэтому наш первый конкурс будет называться «Осень – моё вдохновение!»

Конкурс 1“ Осень – моё вдохновение!»

Учащиеся читают стихи об осени.

Конкурс 2 “Загадки”

Ведущий:    

Осенью приятно пройти по парку. Под ногами шуршит листва. В нашем классе тоже начался листопад. Но листопад наш необычный – на обратной стороне листа  написана осенняя загадка. Вы должны эти загадки разгадать (дети по очереди подходят к дереву, «срывают любой листик, зачитывают загадку и отгадывают её)

1. На лесной опушке

    Стоят подружки.

    Платьица белёны,

    Шапочки зелёны. (березы)

2. Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я…. (подосиновик)

3. Вдоль лесных дорожек

    Много белых ножек.

    В шляпках разноцветных,

    Издали приметных.

    Собирай, не мешкай

    Это… (сыроежка)

4. Не спорю, не белый.

    Я братцы попроще.

    Расту я обычно

    В березовой роще. (подберёзовик)

5. Нет грибов, дружней, чем эти

Знают взрослые и дети.

На пеньках растем в лесу,

Как веснушки на носу.     (опята)

6. Очень дружные сестрички.

Ходим в рыженьких беретах,

Осень в лес приносим летом.    (лисички)

7. И под старою сосною,

Где склонился пень-старик.

Окружен своей семьёю

Первый найден    (боровик)

8. Лето целое старалась: одевалась, одевалась

А как осень подошла, все наряды отдала –

Сотню одежонок сложили в бочонок.   (капуста)

9. Красная мышка с белым хвостиком,

В норке сидела под зеленым листиком. (редиска)

10.Падают с ветки золотые монетки. (листья)

11. Висит зеленеет, падает – желтеет, лежит – чернеет (лист).

12. Чёрный жилет,

Красный берет.

Нос, как топор,

Хвост,  как упор. (дятел)

13. Мы домой бежим по лужам,

Зонтик маленький промок.

Так, какой же нынче месяц

В гости к нам пришёл дружок? (ОКТЯБРЬ)

14.Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле. (ДОЖДЬ)

15.По небесам  оравою

Бегут мешки дырявые,

И бывает иногда

Из мешков течёт вода. (ТУЧИ)

16. Я под шапкою цветной

На ноге стою одной.

У меня свои повадки

Я всегда играю в прятки. (ГРИБ)

17.Над тобою, надо мною

Проскочил мешок с водою.

Наскочил на дальний лес,

Прохудился и исчез. (ТУЧА)

18. Падают с ветки

Золотые монетки. (ЛИСТЬЯ)

Его весной и летом

19. Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки. (ДЕРЕВО)

Конкурс 3 “ Птичий аукцион

 А что осенью делают птицы? Все улетают? А какие остаются? Молодцы, все знаете о птицах. А теперь посмотрим, какая команда знает больше названий птиц. Для этого проведем аукцион птиц. Первой начинает команда... Ко мне подходит один из участников и называет птицу. Затем возвращается на место. И теперь птицу должен назвать участник другой команды. Победит та команда, участник которой последним назовет птицу.

Игра «Пугало». Ученик, который изображает «пугало» выходит на середину зала и разводит руки в стороны. Если ведущий говорит: «Воробей!», то надо махать руками, если ведущий говорит: «Ворона!» - то надо хлопать.

Конкурс 4 “Собираем горох

Ведущий:   

 Дом зеленый тесноват:

 Узкий длинный, гладкий.

В доме рядышкам лежат

Круглые ребятки.              (Горох)

На доске нарисованы два стручка гороха. Ученикам предлагается с завязанными глазами нарисовать горошины в стручках.

Конкурс 5 “ Понарошковая каша

Ребята, сейчас мы с вами будем готовить кашу, но не настоящую, а «понарошковую». Если из того, что я буду называть, готовится каша, то вы хлопните в ладоши и громко скажите: "Да!" Но если же такие продукты для приготовления каши не используют, тогда вы дружно топните и скажите: "Нет!" Пробуем.… А теперь играем!

Сорока-белобока задумала кашу варить,

Кашу варить, чтоб деток накормить.

На рынок собралась, да призадумалась…

Что ей нужно купить, чтобы кашу сварить,

Своих деток накормить?

Давайте ей поможем!

Парное молоко? - (Да!)

Куриное яйцо? - (Нет!)

Крупа манная? - (Да!)

Капуста кочанная? - (Нет!)

Соленый огурец? - (Нет!)

Мясной холодец? - (Нет!)

Сахар да соль? - (Да!)

Белая фасоль? - (Нет!)

Масло топленое? - (Да!)

Рыбка соленая? - (Нет!)

Лавровый лист? - (Нет!)

Китайский рис? - (Да!)

Чернослив да изюм? - (Да!)

Шоколадный лукум? - (Нет!)

Перец болгарский? - (Нет!)

Соус татарский? - (Нет!)

Клубничное варенье? - (Да!)

Бисквитное печенье? - (Нет!)

Молодцы, ребята! Помогли сороке,

Будут очень рады детки белобоки!

Приятного им аппетита!

"Вот такая вот петрушка"

Конкурс 6 “ Сбор урожая

Как вы знаете, осень - это время сбора урожая. Так давайте и мы соберем урожай.

Участник «сажает» в «лунки»: луковицу, морковь, свёклу, обегает кеглю, отдаёт ведро 2-ому участнику;2-й, собирает овощи в ведро.

Конкурс 7 “ Угадай варенье

Ребята, вы должны попробовать варенье и сказать, из каких ягод оно сварено.

Конкурс 8 “ Самый быстрый

Осень – пора дождей. На полянке появились лужи. Поочереди обувайте калоши и бегите вокруг лужи.

Конкурс 9 “ Чёрный ящик

Отгадайте, что в ящике.

«Родина его – Южная Америка. Индейцы называли его папой. У нас в старину называли его чёртовым яблоком. В России его первое время разводили как цветы, а за нежелание его сажать мужиков секли розгами и ссылали в Сибирь. О каком овоще идёт речь?»

Конкурс 8 “ Горячая картошка

Перенос картофеля в ложке .1-й участник обегает кеглю с ложкой, передает 2-ому и так далее.

Подведение итогов, награждение команды победителя.

Ведущий:   

Все вы доказали, что не боитесь трудностей, с легкостью преодолеваете препятствия. Мой вам наказ: берегите природу, не обижайте птиц и зверей, ведь они - ваши младшие братья! Гуляйте, любуйтесь красотой осени! И тогда природа вокруг вас станет вашим лучшим другом. До свидания, ребята! До новых встреч!

Класс: 4

Тема: Осенний калейдоскоп

Цель: обобщить знания учащихся об осени как времени года

Задачи:

- обобщить знания учащихся об осени как времени года;

- развивать у обучающихся воображение, наблюдательность, чувство прекрасного, любознательность;

- воспитывать любовь к красоте родного края, природы;

- коррекция внимания.

Оборудование: презентация, медали.

 

Ход  классного  часа.

 

I.                  Организационная часть.

 

1.     Психологический настрой.

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: "Будет интересно!”

 

2.     Сообщение темы и цели урока.

Осень

В золотой карете, 
Что с конём игривым, 
Проскакала осень 
По лесам и нивам. 
Добрая волшебница 
Всё переиначила, 
Ярко-жёлтым цветом 
Землю разукрасила. 
С неба сонный месяц 
Чуду удивляется, 
Всё кругом искрится, 
Всё переливается.

Ю. Капустина

- Кто пожаловал к нам в гости?

(ответы детей)

- Сегодня на классном часе мы вспомним всё, что мы знаем об осени.

 

II.               Основная  часть.

 

1.     Сентябрь – осени начало.

Опустел колхозный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришёл?

(Сентябрь)

- Какое  большую и важную работу  выполняют люди  в сентябре?

(ответы детей)

- Правильно. Сентябрь – это время сбора урожая. И сейчас, я предлагаю вам разгадать загадки  о дарах Осени.

 

а) Загадки об овощах и фруктах

В десять одежек плотно одет,

Часто приходит к нам на обед.

Но лишь за стол ты его позовешь,

Сам не заметишь, как слезы прольешь.

(Лук)

Осень в сад к нам пришла, Красный факел зажгла, Здесь дрозды, скворцы снуют,

И, галдя, его клюют.

 (Рябина)

В огороде перед нами
Куст усыпан колпачками,
Каждый пламя прячет,
А кто съест – заплачет.
(Перец)

Мальчик-крошка
В костяной одежке
Мне попался на зубок –
Расколоть его не смог.
(Орех)

Стоит он задумчивый
В жёлтом венце,
Темнеют веснушки
На круглом лице.
(Подсолнух)

За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая.
(Морковь)

Само с кулачок,

Красный бочок,
Потрогаешь - гладко,

Откусишь - сладко.
(Яблоко)

Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли полмешка.
(Капуста)

В огороде — жёлтый мяч.

Только не бежит он вскачь,

Он как полная луна.

Вкусные в нём семена.

(Тыква)

Вырастаю всем на диво,

Высока, стройна, красива.

Прячу в светлые перчатки,

Золотистые початки.

Пусть не слаще я арбуза,

Но сытней. Я ...

(Кукуруза)

Ее тянут бабка с внучкой,

Кошка, дед и мышка с Жучкой. (Репка)

- Но не только  в огородах, садах и полях делает нам подарки  Осень. Также привет от неё можно получить и в лесу. 

 

б) Лесные дары Осени.

- Из   предложенных  картинок  нужно собрать дары леса, которые можно встретить в осеннем лесу Омской  области.

(боровик, шиповник, подосиновик, лесной орех, клюква,  кедровые орехи)

 

2.     Октябрь – середина осени.

Всё мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился?

(Октябрь)

- Как  называют период осени в октябре?

(ответы детей)

- Правильно. Октябрь – это пора золотой осени, время листопада. Сейчас давайте сыграем в игру «Золотой листопад».

 

а) Золотой листопад

- Определи,  какие деревья «потеряли» свои листья.

(клён, берёза, дуб, осина, рябина, липа)

 

- Молодцы! Листья деревьев вы определили правильно, а знаете ли вы, какие изменения  происходят осенью?

(ответы детей)

- Сейчас мы это проверим.

 

б) Осенняя викторина

1. Какой лесной житель сушит грибы на деревьях? (Белка)

2.  Какие птичьи тайны раскрывает листопад? (Гнезда)

3. Кто собирает яблоки спиной? (Ёж)

4. Куда осенью исчезают бабочки? (Прячутся в щели, под кору деревьев)

5. Когда от нас улетают последние утки? (Когда замерзают реки)

6. Листья, каких деревьев осенью краснею? (Осина, рябина, клён)

 

3.     Ноябрь – окончание осени.

Поле чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало —
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
(Ноябрь)

- Ноябрь - это конец осени. Какая погода в ноябре?

(ответы детей)

- А вы знаете, какую одежду и обувь носят в осенний период?

 

а) Осенняя прогулка

- Феденька собрался на прогулку, помоги ему.

(куртка, резиновые сапоги, зонт, шапка)

 

- Молодцы! А теперь вспомним осенние природные явления.

 

б) Осенние ребусы.

- Используя первые буквы картинок, вы сможете угадать природные явления в  неживой природе осенью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://i9.pixs.ru/storage/3/7/6/019152422j_8258390_16015376.jpg

 

 

 

 

 

III.           Заключительная часть.

- Молодцы!  Вы активно работали на нашем классном часе и Королева Осень, дарит вам на память по осеннему листочку.

- А закончит наш классный час мне бы хотелось стихами А.С. Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

- Классный час окончен. Спасибо за работу!

 

ИГРА «ОСЕННИЙ КАЛЕЙДОСКОП» (общая для всех команд)

 

Что означает слово “калейдоскоп”? Наверняка некоторым из вас знакома игрушка под таким названием. Она представляет собой трубку, внутри которой вставлены зеркала и помещены разноцветные стеклышки или камешки. При поворачивании калейдоскопа они отражаются в зеркалах и образуют необыкновенно красивые меняющиеся цветные узоры. Но у слова “калейдоскоп” есть еще и второе значение: быстрая смена чего-либо.

Сейчас я буду произносить фразы. Если вы считаете, что то, о чем в них говорится, можно отнести к признакам осени, - похлопайте в ладоши, если нет – потопайте ногами по полу. Сосредоточьтесь: игра будет проходить в быстром темпе!

·        Бушует листопад. (Да).

·        Улетают на юг птицы. (Да).

·        Льют дожди. (Да).

·        Разливаются реки. (Нет).

·        По утрам бывают туманы. (Да).

·        Приходит бабье лето. (Да).

·        Исчезают насекомые. (Да).

·        Набухают почки на деревьях. (Нет).

·        Понижается температура. (Да).

·        Собирают урожай с полей. (Да).

·        Утром иней на траве. (Да).

·        Собирают клюкву. (Да).

·        День становится короче, а ночь длиннее. (Да).

·        По рекам идет лед. (Нет).

 

Конкурс «Осенние истории»

В предложенном тексте командам необходимо найти ошибочные высказывания о природных явлениях, происходящих в осенний период и высказать правильное суждение.

Осенняя пора. (Ошибочные высказывания подчеркнуты). Совсем опустело поле, и ветер гулял в нем на просторе. Серебряные нити паутинки тихонько плыли над полем. Нет, да и выскочит из леса заяц, он уже стал совсем белый. В лесу уже начал желтеть, краснеть, буреть лист. Везде слышен веселый птичий пересвист. Это поют соловьи, славки и кукушки. Хорошо в эту пору в лесу, грибов много: подосиновики, опята, подберезовики, а на опушке цветут ландыши. Белка собирает грибы, сушит их, ведь у нее только что родились бельчата, их кормить нужно.

Правильные ответы. Заяц в эту пору не белый, а серый с белыми пятнами. Ландыши цветут в мае, а бельчата у белки родятся весной. Не могут петь птицы в лесу, т.к. славки, кукушки и соловьи улетают на юг. Умолкли песни птиц, лишь короткие покрики выводков разных птиц слышны иногда в лесу.