Викторина по истории и архитектуре Санкт-Петербурга. Тема "Стрелка Васильевского острова"
Оценка 5

Викторина по истории и архитектуре Санкт-Петербурга. Тема "Стрелка Васильевского острова"

Оценка 5
Занимательные материалы +1
doc
воспитательная работа
8 кл
01.06.2023
Викторина по истории и архитектуре Санкт-Петербурга. Тема "Стрелка Васильевского острова"
Викторина Стрелка Васильевского острова.doc

Конспект викторины по истории и культуре Санкт-Петербурга

 

 

Тема: Стрелка Васильевского острова

Форма: интеллектуально-игровая (викторина).

 

Цели: Повторение и закрепление знаний по истории и архитектуре Санкт-Петербурга.

Оборудование: разрезная карта дельты реки Невы (6 частей); 4 схемы Стрелки Васильевского острова; фотографии: Васильевский остров - вид сверху, Ростральные колонны; зданий: Биржи,  пакгаузов, Кунсткамеры, Двенадцати коллегий; раздаточный материал к конкурсу «Вычеркните лишнее»; бумага, цветные карандаши; стены оформлены плакатами со стихами русских поэтов о Петербурге и рисунками детей.

 

Подготовка: игра является заключительным этапом серии занятий по истории СПб на тему «Стрелка Васильевского острова »: теоретического материала, «путешествий» по карте СПб, раскрашивания изображений памятников архитектуры, входящих в ансамбль Стрелки Васильевского острова, игровых занятий «Торговый порт» и «Почему на Неве мосты разводные».

 

Детям заранее предложено сформировать 4 команды. Каждой команде необходимо выбрать название, подготовить приветствие, нарисовать эмблему.

 

Место игры. Участники игры – обучающиеся объединения «Петрополь» (третий год обучения) группируются командами вокруг столов, на которых положены схемы Стрелки Васильевского острова, листы бумаги, карандаши, ручки.

Ход игры:

1.      Организационный момент.

·       Зрители занимают свои места.

·       Звучит «Гимн великому городу» Р. Глиера.

·       Команды участников организованно занимают свои места за столами.

2.      Основная часть.

Вступительное слово ведущего.

Дорогие юные петербуржцы, мы с вами собрались, чтобы  поговорить о нашем любимом и родном городе и поиграть. В игре вам понадобятся знания, приобретенные на занятиях здесь – в школе, а больше всего - выдержка, сообразительность, товарищеская взаимопомощь, умение слушать друг друга.

В Петербурге даже стены домов воспитывают. Поэтому недостойное поведение петербуржцам не свойственно. И если команда, или кто-либо из ее членов своим поведением не будут соответствовать гордому званию - петербуржец, то эти люди не смогут участвовать в игре.

 

Вхождение в игру. Римляне говорят, что человек, проживший в городе 3 дня, считает, что узнал его хорошо; тот, кто прожил в нем 3 месяца, понимает, что ему удалось кое-что узнать и увидеть; а если доведется ему прожить в этом городе 3 года, убеждается, что почти ничего о нем не знает.

Знаем ли мы свой  родной город? Каждый из вас сможет сегодня ответить на этот вопрос.

К игре вы подготовили приветствия, нарисовали эмблемы своей команды. Готовы ли вы к игре?

Участники игры: Да!!!

Представление команд.

 

Составление разрезной карты

 

Ведущий. Представьте, что мы с вами поднялись высоко в небо и парим над нашим городом. Что мы сможем увидеть? (Предположения детей). Как вы думаете, что может помочь нам увидеть наш город с высоты птичьего полета?

Участники игры. Карта.

Ведущий. Карта (Рисунок 1), которая играет сегодня вместе с нами, не простая, она разделена на части. Чтобы мы смогли путешествовать, каждой команде предстоит найти место одной части карты так, чтобы она правильно соединилась с остальными частями.

Участники игры. Получают по одной части карты и стараются найти ее место относительно, прикрепленной заранее, центральной части со Стрелкой Васильевского острова.

Ведущий. В следующем конкурсе каждой команде будут предложены вопросы по истории и архитектуре Петербурга. Вопросы разной степени сложности:  на 1, 2 и 3 балла. Степень сложности вопроса выбирает  команда. На обдумывание ответа дается полминуты. Если команда затрудняется с ответом, то остальные команды могут заработать очки на вопросе соперника.

Общие вопросы к викторине «Стрелка Васильевского острова»

 

1.     Назовите имя нашего города. Объясните, что означает: Санк + Петер + бург. (Святой камень град; город Святого Петра)

2.     Где расположен наш город, на каких: реке, заливе, море. Откуда берет начало Нева (исток)? (Исток Невы – Ладожское озеро; СПб заложен в месте впадения (устье) Невы в Финский залив Балтийского моря)

3.     В месте впадения Невы в Финский залив Нева делится на рукава. Вспомните, сколько их и как они называются? (Пять рукавов: Большая Нева, Малая Нева, Большая Невка, Средняя Невка, Малая Невка).

4.     Что такое стрелка острова? Какие невские рукава омывают Стрелку Васильевского острова? («Нос» острова – выступ суши называют стрелкой. Стрелка Васильевского острова делит Неву на Большую и Малую.)

5.     Для чего на Стрелке стали строить красивые здания?

(В Петербурге шла оживленная торговля: купцы привозили товары из разных стран. Городу нужен был удобный и красивый порт, способный принять всех купцов, разместить на хранение их товары. Необходимо было здание, где купцам было бы удобно заключать торговые сделки, платить пошлину за ввоз товара и пройти таможенный досмотр. Для этих целей Стрелка была самым удобным местом. Кроме того, здесь уже располагался порт, но он не удовлетворял требованиям времени.)

6.     Какое здание располагается в центре Стрелки? (В центре Стрелки построено здание Биржи. Оно расположено на насыпном холме, высотой в два человеческих роста и похоже на античный храм, опоясанный колоннадой. В бирже купцы заключали торговые сделки.)

7.     Какие «сестры-близнецы» входят в ансамбль Стрелки Васильевского острова? Расскажите об их назначении. (Ансамбль Стрелки украшают Ростральные колонны, являющиеся маяками. Ростральными их назвали потому, что колонны украшены рострами – носами кораблей. В ночное и туманное время маяки освещали кораблям путь в Малую и Большую Неву, поэтому колонн две.)

8.     Какие «братья-близнецы» есть в ансамбле Стрелки? (На стрелке с двух сторон Биржи расположены пакгаузы – здания, предназначенные для хранения товаров.)

 

 

     Вопросы на логическое мышление и внимание

 

1.     Шел Михаил Шемякин в Петербург, а навстречу ему три богатыря. У каждого - лук со стрелами, да меч буланый, да конь богатырский. Сколько человек шли в Петербург? (Один).

2.     В центре города Петербурга расположены 3 высоких памятника архитектуры: Адмиралтейство, Петропавловский собор, Александровская колонна. Два из них увенчаны ангелами, а третий - корабликом. Что венчает каждый из памятников, если известно, что Петропавловский собор и Адмиралтейство, Александровская колонна и Адмиралтейство украшены разными символами.

3.     Два архитектора: Доменико и Андреян, работавших в разное время в Петербурге, имеют фамилии Захаров и Трезини. Какую фамилию имеет каждый из них, если известно, что Доменико, в отличие от Захарова, работал над постройкой Петропавловского собора?

4.     Шесть ног, две головы, один хвост. Кто это? (Всадник)

5.     Пять кораблей плыли по Неве в озеро Ладога, а навстречу им три прогулочных катера. Сколько кораблей и катеров плыли в Ладогу? (Пять кораблей. Прогулочные катера плыли навстречу кораблям, т.е. в сторону Финского залива)

6.     В какую сторону повернется кораблик на шпиле Петропавловского собора, если известно, что ветер дует с севера? (Шпиль Петропавловского собора увенчан не корабликом, а ангелом).

7.     Один архитектор говорит другому: «Если ты дашь мне половину твоих гранитных плит, то я  смогу облицевать ими одну  стену Петропавловской крепости».

Второй архитектор отвечает: «А если ты дашь мне половину твоих гранитных плит, то я  всеми плитами смогу облицевать две стены Петропавловской крепости». Сколько гранитных плит было у первого архитектора? (Нисколько).

8.     Два корабля: «Виктория» и «Аврора», пришли к Петропавловской крепости одновременно. Который из кораблей вышел из гавани раньше, если известно, что Аврора шла с большей скоростью.

9.     Что легче: один килограмм  камня - гранита, или один килограмм лебяжьего пуха?

 

 

Конкурс «Вычеркните лишнее»

 

1.     Ростры на колоннах Стрелки Васильевского острова украшают:

     наяды – крокодилы – водяные – драконы – морские коньки – Нептуны.

2.     В ансамбль Стрелки Васильевского острова входят здания:

     Биржа – пакгаузы – таможня – Эрмитаж – Кунсткамера –

     Академия наук – здание Двенадцати коллегий.

3.     Здание Биржи и Ростральные колонны украшают аллегорические скульптуры русских рек:

Волга – Днепр – Охта – Нева – Волхов – Мойка.

4.     В зданиях, расположенных на Стрелке Васильевского острова, сегодня находятся экспозиции музеев:

Зоологический – Центральный военно-морской – Русский музей - Кунсткамера – почвоведения.

5.     Над обликом Стрелки Васильевского острова работали в разное время такие архитекторы и мастера, как:

Доменико Трезини - А.Д. Захаров - Ж.-П. Тома де Томон –

И.Ф. Лукини – Самсон Суханов.

Ориентирование по схеме класса

 

Ведущий. В следующем конкурсе команды будут работать одновременно: каждой команде предстоит воспользоваться умением ориентироваться по схеме класса. (Команды получают схемы класса (Рисунок 4) с указанием места, где спрятаны конверты с заданиями к следующему конкурсу.)

В конвертах находятся задания к конкурсу «Словесные портреты исторических личностей».

 

 

Конкурс «Словесные портреты исторических личностей»

 

Ведущий. В этом конкурсе, кроме знаний, вам потребуются актерские способности. Представители команд выбирают карточку со словесным портретом исторической личности.

Ваша задача: подготовить текст и создать образ выбранной вами личности таким образом, чтобы она была узнаваема. Обратите внимание на ремарки к тексту.

1.     Я – апостол, ученик Иисуса Христа. Мое имя в переводе с греческого означает «камень». Я – хранитель ключей от рая. Среди других, есть у меня еще одна почетная обязанность – покровительство и защита одного из прекраснейших городов на Земле, названного моим именем. Назовите мое имя. (Апостол Петр.) Читать спокойно, не спеша, отрешенно.

2.     Я – русский князь за великие и доблестные дела причисленный к лику святых. В 1240 году небольшая дружина новгородцев под моим предводительством разбила вооруженное до зубов шведское войско и сожгла их корабли. Приневские земли были спасены от шведского господства. Я – покровитель города, заложенного в устье реки Невы 4,5 века спустя. Назовите мое имя. (Александр Невский) Читать с чувством гордости, внутренней силой.

3.  Я – русский царь, коронованный в 10-летнем возрасте. Из своих сверстников я организовал потешные полки, ставшие гвардейскими – первое регулярное войско в России.

     Я освоил корабельное дело и навигацию. В России появился торговый и военный флот. Мы вместе с моими соратниками руководили войсками, отвоевавшими приневские земли у шведов. Россия стала морской державой.

     Моим желанием и исторической необходимостью было построить на отвоеванной земле самый прекрасный, «подобный раю», город – новую столицу России. Назовите мое имя. (Царь Петр 1)

4.     Я – мастер-каменотес. В прошлом я был крестьянином Вологодской губернии. Много испытаний выпало на мою долю, но желание служить России привело меня в величественный город Петербург.

Мой природный талант позволил мне принять участие в умножении красоты этого города: мы с бригадой каменотесов вырубили из пудожского камня скульптуры, украшающие Стрелку Васильевского острова. Назовите мое имя. (Самсон Суханов)

5.     Я приехал в Петербург из Швейцарии в 1703 году. Я – архитектор и инженер оборонительных сооружений. Моим любимым детищем стал Петропавловский собор, да и вся Петропавловская крепость: под моим руководством ее перестраивали в камне. Назовите мое имя. (Доменико Трезини)

6.     Я – родился в Швейцарии, учился мастерству архитектора во Франции и Италии. Россия стала моей второй родиной. Мой талант и мастерство послужили Славе российской: мне посчастливилось проектировать и строить один из красивейших ансамблей Петербурга – Стрелку Васильевского острова. Назовите мое имя. (Жан-Франсуа Тома де Томон)

 

 

3.     Итог

 

·       Заключительное слово ведущего.

Пока жюри подводит итоги и определяет победителя, я предлагаю подумать: какие конкурсы вам понравились больше всего.

Я уверена, что сегодня нет побежденных: в игре незримо присутствовал Петербург, мы могли путешествовать во времени и в пространстве и еще раз осознать, как дорог нам город, и как много нам еще нужно узнать о нем.

Понравилось  вам играть? Задания были трудными? Но так как вы увлеченно участвовали в конкурсах, думаю, что играть вам было интересно.

Спасибо всем за участие!

·       Члены жюри выражают свое мнение по поводу успехов каждой команды и награждают участников игры.

 

4.     Организационный момент

 

·        Звучит «Гимн великому городу» Р. Глиера.

·        Участники организованно покидают класс.

·        Зрители организованно покидают класс.

 

 

 

 

 

Конспект викторины по истории и культуре

Конспект викторины по истории и культуре
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2023