Методическая разработка викторины
Тема: Гендерные различия. Социальный и исторический аспекты.
Форма: интеллектуально-социальная игровая (викторина).
Цели: Обратить внимание детей на исторический и социальный аспект гендерных различий. Активизировать развитие толерантности к людям другого пола, формировать понимание необходимости сосуществования и взаимодействия людей, независимо от гендерных различий.
Формируемые УУД:
Предметные: с помощью игровых заданий уточнение, закрепление и проверка знаний сюжетов мифов древней Греции.
Личностные: создать условия для развития эмпатии. чувства гордости и сопричастности к своему полу, толерантности к противоположному полу.
Коммуникативные: создать условия для формирования умения работать в группе.
Здоровьесберегающие технологии:
С целью предотвращения интеллектуального утомления повторение и закрепление знаний в разнообразной занимательной и игровой форме с использованием соревновательных элементов.
дать возможность детям в разнообразной игровой деятельности воспользоваться приобретенными ранее знаниями.
Воспитательная: создать атмосферу для развития коммуникативных способностей, воли к победе,
Здоровьесберегающая: продолжить работу над развитием половой идентификации; создание ситуаций для взаимодействия и самодеятельности учащихся. Способствовать развитию самостоятельного мышления; за счет эффективной системы оценивания (накопительной) и фиксации сильных сторон каждого учащегося, продолжить работу над повышением мотивации изучения исторического и социального образа мужественности и женственности; снизить психологическую напряженность; способствовать укреплению уверенности в самоценности личности каждого учащегося.
Оборудование: парты, задания к конкурсам, атрибуты к конкурсу «Создание образов идеальных мужчины и женщины».
Ход игры:
Когда во Вселенной царило утро
И Боги из праха мир создавали,
Они разделили Силу и Мудрость
И людям не поровну их раздали.
Досталась мужчине грозная Сила,
Железные мышцы и взгляд бесстрашный,
Чтоб тех, кто слабей его, защитил он,
Если придётся, и в рукопашной.
А Мудрость по праву досталась жёнам,
Чтобы вручали предков заветы
Детям, в любви и ласке рождённым, —
Отблеск нетленный вечного Света.
Мария Семенова
Ведущий: Сегодня в нашем клубе веселых и находчивых мы будем говорить о женственности и мужественности, об их взаимодополняющих различиях и единстве.
Заочно нашими спутниками и помощниками будут Боги и герои древней Греции. Не забудьте «захватить в дорогу» чувство юмора, смекалку и творчество. Также, вам понадобятся умение слушать друг друга и товарищеская взаимопомощь. К игре вы подготовили приветствия и девизы, нарисовали эмблемы своих команд.
Готовы ли вы к игре?
Участники игры: Да!!!
Ведущий: Начинаем!.. Для приветствия приглашается команда (название команды).
Участники игры. (Каждая команда по очереди объявляет свое название, приветствует присутствующих и знакомит их с эмблемой и девизом). 5-7 мин.
Жюри. (Оценивает конкурс по пятибалльной системе, результаты объявляет и записывает на доске).
Ведущий. (Подчеркивает сильные стороны и удачные находки каждой команды и объявляет следующий конкурс).
В следующем конкурсе каждой команде будут предложены вопросы по мифологии древней Греции. Вопросы разной степени сложности: на 1, 2 и 3 балла. Степень сложности вопроса выбирает команда. На обдумывание ответа дается 30 секунд. Если команда затрудняется с ответом, то остальные команды могут заработать очки на вопросе соперника.
Вопросы командам Герои.
1. Назовите имя сына Эсона юного воспитанника кентавра Хирона, возглавившего поход греческих героев в Колхиду за золотым руном. (Ясон).
2. Как назывался корабль, на котором Ясон со спутниками отправился за золотым руном. (Арго). (Аргонавты).
3. Среди путешественников был сладкоголосый греческий певец, сын Аполлона. (Орфей).
4. Орфею предстояло совершить подвиг, невозможный для смертного: горюя по умершей горячо любимой жене, Орфей спустился в подземное царство мертвых, чтобы убедить Аида и Персефону отпустить его любимую из царства мертвых для земной жизни. Имя возлюбленной Орфея. (Эвридика).
5. Какие подвиги должен был совершить Ясон, чтобы получить золотое руно? (Вспахать поле на огнедышащих быках и засеять его зубами дракона, а когда появятся всходы (вооруженные воины) – победить их всех).
6. Кто помог Ясону совершить подвиги? (Дочь царя Колхиды - Медея).
7. Как звали героя др. Греции из города Аргоса, победившего Медузу Горгону? (Персей).
8. Имя дочери эфиопского царя, которую Персей спас от морского чудовища. (Андромеда).
9. Имя великого греческого художника - скульптора, построившего на острове Крит Лабиринт для чудовища с туловищем человека и головой быка. (Дедал).
10. Имя сына Дедала, увлекшегося полетом на искусственных крыльях и очень близко подлетевшего к Солнцу. (Икар).
11. Греческий герой из города Афины, спасший юношей и девушек от Минотавра. (Тесей).
12. Дочь царя острова Крит – Миноса, которая помогла Тесею выбраться из Лабиринта, изобиловавшего смертельно опасными ловушками. (Ариадна).
Участники игры. (Конкурс проходит в обстановке повышенного возбуждения, обостренного внимания и борьбы волевых качеств участников игры). 7-10 мин.
Жюри. (Оценивает конкурс, объявляет результаты и записывает их на доске).
Ведущий. (Спрашивает участников, согласны ли они с оценкой жюри (если не согласны, то жюри обосновывает оценку конкурса еще раз); благодарит жюри за объективную оценку; обращает внимание участников на их осведомленность в мифологии и на то, что при обсуждении ответов участники команд демонстрировали сплоченность и способность выслушать мнение товарища). 3-5 мин.
Ведущий. В следующем конкурсе участникам команд предстоит написать шуточное стихотворное послание (поздравление) другу (подруге), опираясь на рифму:
скучаю,
летаю,
мечтаю,
засыпаю.
Участники игры. (Получают листы с заданиями, выполняют их и представляют на суд зрителей и жюри). Конкурс проходит в обстановке повышенного возбуждения. Эмоциональный настрой за короткий срок сменяется от легкой подавленности и растерянности до состояния убежденной уверенности в себе. Участникам очень помогает навык выполнения творческих заданий, полученный ранее в играх: опыт сложения «глупоговорок» - стихотворных фраз, все слова которых начинаются на одну букву и заключают в себе относительную логику и оригинальность. 3-5 мин.
Жюри. (Оценивает конкурс, объявляет результаты и записывает их на доске).
Ведущий. Следующий конкурс будет необычным.… У каждого из нас есть свой образ женственности и мужественности. Сейчас, с помощью несложных атрибутов, участникам команд необходимо будет договориться и создать: командам девочек - образ идеального мужчины, командам мальчиков - идеальной женщины.
Участники игры. (Возбуждение достигает апогея. Эмоционально некоторые участники проходят путь от смущения до готовности активно участвовать в конкурсе. Борьба за возможность представлять свою команду заканчивается приходом к согласию и общему участию всех членов команд в создании образа. Долго шлифуются детали, участники «придирчивы»…И вот все «творческие работы» выстроились у доски и, волнуясь, ждут приговора жюри.) 5-7 мин.
Жюри. (Оценивает конкурс, объявляет результаты и записывает их на доске).
Ведущий. Последним в нашем клубе веселых и находчивых будет конкурс юных дизайнеров – кондитеров. Участники команд выстраиваются напротив своей части доски и создают с завязанными глазами кондитерское изделие - торт. Первый участник рисует сам торт. Второй и третий по 4 свечи, т. к. ваш торт – подарок к 8 Марта. Пятый участник оформляет поздравительную надпись, и шестой - рисует упаковку торта. Оценивается как время выполнения рисунка, так и привлекательность, и оригинальность торта.
Участники игры. (И этот конкурс проходит в атмосфере возбуждения. Участники быстро и охотно справляются с заданием.) 3-5 мин.
Ведущий. Игра завершена, и мы смогли заметить, что в одних конкурсах успешнее были девочки, в других – мальчики, и это закономерно: у мужчин и женщин разное предназначение на Земле, разные роли. Но только в единстве мужчины и женщины смогут сделать нашу планету прекрасной и сохранить жизнь на Земле. Поздравляю вас с Международным Женским днем!
Жюри. ( Подводит итоги, награждает победителей.)
Результаты:
В неформальном общении у детей снизилась психологическая усталость: после игры дети подвижны, эмоциональны, бодры, полны энергии и желания участвовать в следующих викторинах. Большинство детей удовлетворены своими результатами, или высказывают готовность победить в следующий раз.
Условия игры позволили детям активно общаться, проявить дружелюбие, сотрудничество, волю к победе, заинтересованность в общем результате.
Выполняя задания конкурсов, дети испытывали необходимость в совместном поиске решений и выработке единой стратегии деятельности.
Выводы.
Тема викторины способствует развитию половой идентификации и толерантности к людям другого пола, развитию эмпатии;
способствует повышению образовательной мотивации изучения исторического и социального образа мужественности и женственности;
может способствовать духовному сближению членов семьи.
Игровая форма помогает развитию волевых качеств, образного мышления, памяти, внимания, творческого потенциала ребенка.
Групповая работа способствует созданию коллектива и осознанию ребенком своего места в нем; способствует развитию коллективного творчества.
Задания с элементами двигательной нагрузки позволяют уменьшить гиподинамию и способствуют созданию положительного эмоционального настроя.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.