Викторина по русскому языку
5 – 6 классы
(к празднованию Международного дня родного языка – 21 февраля 2020)
«Живой язык, родное слово!»
«Как гибок русский язык, и как его
ломают сами же русские люди»
Цель мероприятия:
· Углубить знания обучающихся по русскому языку; Воспитывать у детей интерес к родному языку, его многообразию и богатству; Повторение и обобщение языковых знаний посредством игры – викторины
Задачи:
· повторить основные языковые (морфологические, синтаксические, лексико-семантические и др.) единицы;
· развивать логическое мышление и дух соревнования, внимание и быстроту; воспитывать интерес и уважение к русскому языку, народу и культуре; мотивировать позитивное отношение к русскому языку как школьному предмету.
Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас необычный урок, мы собрались, чтобы проверить свои знания русского языка.
В самом начале викторины я хочу зачитать вам отрывок из стихотворения:
Я люблю свой родной язык:
Он понятен для всех, он певуч,
он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч!
(А. Яшин)
Многие писатели, учёные говорили о богатстве русского языка, самого богатого и певучего языка. Он создавался тысячелетиями, пополнялся новыми словами и выражениями. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
И сегодня мы проверим, как хорошо вы знаете свой родной язык и владеете им.
Наше занятие будет в форме ВИКТОРИНЫ.
Кто из вас может объяснить, что означает это слово?
(Викторина – это когда ведущий задает вопросы, а дети отвечают на них).
Правильно, а точнее, это игра в ответы на вопросы, объединенные одной темой. Но в этой игре стремятся к победе. Виктория – победа.
Вы будете соревноваться, отвечая на вопросы по русскому языку.
Внимательно слушайте условия заданий и условия их выполнения.
Вперёд! К победе!
Мой верный друг! Мой друг коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык!
Мои стихи - как дым алтарный!
Как вызов яростный мой крик!
Ты дал мечте безумной крылья,
Мечту ты путами обвил.
Меня спасал в часы бессилья
И сокрушал избытком сил.
Как часто в тайне звуков странных
И в потаенном смысле слов
Я обретал напев нежданных,
Овладевавших мной стихов!
Но часто радостью измучен
Иль тихой упоен тоской,
Я тщетно ждал, чтоб был созвучен
С душой дрожащей отзвук твой!
В. Брюсов
Задание 1. Добавьте одну букву, чтобы получилось слово.
БА КО СО МИ ЛА ЛЮ СО РА СО ЗУ
Задание 2: «Найти слово в слове».
В данных словах найдите другие слова:
глобус, шутка, экран, хлев, коса, щель, зубр, столб, укол, удочка, постель, ласточка, горизонт, верхушки, задача, долото, дорога, картина.
Выигрывает та команда, которая найдёт больше слов.
(Лоб, ус, утка, кран, лев, оса, ель, зуб, стол, кол, дочка, пост, ель, точка, зонт, верх, дача, лото, рога, тина)
Мудрость народа в пословицах и поговорках
Задание 3. Закончи пословицу:
1. Не сиди сложа руки… (не будет скуки).
2. В гостях хорошо, … (а дома лучше).
3. Один за всех - … (все – за одного).
4. Не имей 100 рублей, … (а имей 100 друзей).
5. Без труда не вынешь … (и рыбку из пруда).
6. Скучен день до вечера, … (коли делать нечего).
7. Семь раз отмерь, … (один отрежь).
8. За двумя зайцами погонишься, … (ни одного не поймаешь)
9. Поспешишь - … (людей насмешишь).
10. Любишь кататься … (люби и саночки возить).
Задание 4. Вопросы - шутки
1.В каком
слове сорок гласных? (сорока)
2. В каком слове сто согласных? (стол)
3. Как превратить высокую траву, растущую по берегам водоёмов, в маленького
грызуна? (камыш)
4. Иногда его вешают, задирают, везде суют, а иногда с ним остаются. Что
это? (нос)
6. В каком слове 100 отрицаний. (стонет)
Задание 5. Практическая часть
1. Разобрать слово «кувшинка» по составу
(кувшин – корень, к – суффикс, а – окончание)
2. Осуществить синтаксический разбор предложения: Ранней весной расцвел первый подснежник.
(повествовательное, не восклицательное, простое, двусоставное, не осложненное)
3. Фонетический разбор слова «лошадь»
(л – согласная, звонкий, мягкий; о – гласная, ударная; ш – согласная, глухая, твердая; а – гласная, безударная; д – согласная, звонкая, твердая; ь – мягкий знак)
Задание 6. «Назови одним словом».
(вместо словосочетания надо назвать одно слово, — имя существительное; например: храбрый человек — храбрец)
БОЛТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК — болтун, болтушка;
ЛЕНИВЫЙ ЧЕЛОВЕК — лентяй, ленивец;
МУДРЫЙ ЧЕЛОВЕК — мудрец;
ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК — добряк;
БОГАТЫЙ ЧЕЛОВЕК — богатый, богач;
ГРУБЫЙ ЧЕЛОВЕК — грубиян;
СИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК — силач;
ВЕСЕЛЫЙ ЧЕЛОВЕК — весельчак.
Задание 7. «Составь слова», найди лишнее (подчеркни)
РАНАКАДШ, ЧАУРК, ЧОТСИКАК, ОРЕВД
Ответ: карандаш, ручка, кисточка, ведро. (лишнее слово ведро)
ЛЕЙК, ЛИНСТИПЛА, СРАКИК, ТЕРЕВ
Ответ: клей, пластилин, краски ветер. (лишнее слово — ветер)
Задание 8. «Сравнение».
Голоден как … (волк).
Труслив как…… (заяц)
Хитёр как….. (лиса)
Упрям как….. (осел)
Нем как … (рыба).
Болтлив как … (сорока).
Физминутка
- игра «Наоборот»
-Вы хорошо
поработали, отдохнём. Встаньте. Я называю действие, а вы выполняете
противоположное действие.
1) Опустите
руки вниз.
2) Поднимите руки вверх. 2 р.
3) Голову поднимите.
4) Голову опустите. 2 р.
5) Поворот туловища вправо.
6) Поворот туловища влево. 2 р.
7) Закройте глаза ( откройте) 2 р.
8) Посмотрите вдаль.
9) Привстаньте.
10) Присядьте.
11) Опустите правую (левую) руку.
12) Опустите левую (правую) ногу.
Задание 9. «Заблудившиеся буквы».
1. Мы пришли на огород,
Смотрим: кепка там растет. (репка)
2. Нарушая тишину,
Воют вилки на Луну. (волки)
3. Пышка любит грызть зерно, –
Очень вкусное оно! (мышка)
4.Утром бабушка к рубашке
Прибивала мне кармашки.
(пришивала)
5. Гром был тихий, молчаливый.
Колпачок носил красивый. (гном)
6. На пожелтевшую траву
Роняет лев (лес) свою листву.
7. Говорят один рыбак в речке выловил
башмак, но зато ему потом
На крючок
попался дом (сом).
8. Жучка будку (булку) не доела,
Не охота,
надоело!
Задание 7. «Буквы играют в прятки».
Уберите буквы, обозначающие звонкие согласные звуки и получите слово.
РЛПМНЕЗВТГДУЖХЙ — (петух)
ЛРКМНОДШРКВГА — (кошка)
Задание 8. «Составь новые слова»
Составьте новое слово, заменив в данном слове только одну букву:
БАК — (бок, бык, бук, мак, рак), ТОЧКА — (ночка, дочка, бочка, тучка)
СОМ – (лом, ком, дом, том), ДЕТКА – ( сетка, ветка, метка)
Задание 9. «Собери пословицу».
Из слогов составить пословицу.
Хо, шая, ро, кни, га, ший, друг, луч (Хорошая книга – лучший друг.)
Кто зна мно тот го та ет чи го ет ( Кто много читает, тот много знает.)
Конкурс для болельщиков.
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
Терпеливым языком (книга).
Черные, кривые, от рождения немые,
Станут в ряд – сейчас заговорят. (буквы).
Черный Ивашка, деревянная рубашка,
Где носом проведет,
Там заметку кладет. (карандаш).
Белый зайчик прыгает по черному полю. (мел и доска).
Новый дом несу в руке,
Двери дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные. (портфель).
Что в человеке есть одно,
А у вороны двое,
В лисе не встретится оно,
А в человеке втрое. (буква О).
Что находится в центре слова «земля»? (буква м).
В каком слове, состоящем из 5 букв,
встречается пять О? (Опять).
Чем кончается как день, так и ночь? (мягким знаком).
Вот сколько чудес, ребята, в русском языке. Очень важно знать родной язык, правильно писать и говорить. Для повышения речевой грамотности больше читайте, не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажите.
Вот
закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И сегодня отличился?
Подведение итогов, награждение.
Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За азарт соревнованья,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь:
Говорим мы: до свиданья,
До счастливых новых встреч!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.