Викторина по русскому языку. «Нам дан во владение красивый язык»
Оценка 5

Викторина по русскому языку. «Нам дан во владение красивый язык»

Оценка 5
docx
18.07.2024
Викторина по русскому языку. «Нам дан во владение красивый язык»
викторина русс.язык.docx

Викторина «Нам дан во владение красивый язык»

Цель мероприятия: 

·        Углубить знания обучающихся по русскому языку; Воспитывать у детей интерес к родному языку, его многообразию и богатству;  Повторение и обобщение языковых знаний посредством игры – викторины

Задачи:

·        повторить основные языковые (морфологические, синтаксические, лексико-семантические и др.) единицы;

·        развивать логическое мышление и дух соревнования, внимание и быстроту; воспитывать интерес и уважение к русскому языку, народу и культуре; мотивировать позитивное отношение к русскому языку как школьному предмету.

Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас необычный урок, мы собрались, чтобы проверить свои  знания русского языка.

В  самом начале викторины я хочу зачитать вам отрывок из стихотворения:

Я люблю свой родной язык:

Он понятен для всех, он певуч,

он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч!

(А. Яшин)

Многие писатели, учёные говорили о богатстве русского языка, самого богатого и певучего языка. Он создавался тысячелетиями, пополнялся новыми словами и выражениями. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

И сегодня мы проверим, как хорошо вы знаете свой родной язык и владеете им.

Наше занятие  будет в  форме  ВИКТОРИНЫ.

Кто из вас может объяснить, что означает это слово?

(Викторина – это  когда ведущий задает вопросы, а дети отвечают на них).

Правильно, а точнее, это игра в ответы на вопросы, объединенные одной темой. Но в этой игре стремятся к победе. Виктория – победа.

Вы будете соревноваться, отвечая  на вопросы по русскому языку.

Внимательно слушайте условия заданий и условия их выполнения.

Вперёд! К победе!

Мой верный друг! Мой друг коварный!

Мой царь! Мой раб! Родной язык!

Мои стихи - как дым алтарный!

Как вызов яростный мой крик!

 

Ты дал мечте безумной крылья,

Мечту ты путами обвил.

Меня спасал в часы бессилья

И сокрушал избытком сил.

 

Как часто в тайне звуков странных

И в потаенном смысле слов

Я обретал напев нежданных,

Овладевавших мной стихов!

 

Но часто радостью измучен

Иль тихой упоен тоской,

Я тщетно ждал, чтоб был созвучен

С душой дрожащей отзвук твой!

В. Брюсов

I. Выполнение заданий викторины

1. Разминка.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Участникам викторины предлагаются загадки-шутки.

Ведущие по очереди задают вопросы каждой команде.

1) В каком слове срок гласных? (Ответ: сорока.)

2) В каком слове 100 раз повторяется «нет»? (Ответ: стонет)

3) За чем (зачем) во рту язык? (Ответ: за зубами)

4) За что ученика выгнали из класса? (Ответ: за дверь)

5) Может ли страус назвать себя птицей? (Ответ: нет, он не умеет говорить)

6) На каких полях трава не растет? (Ответ: на полях шляпы, тетради)

7) Назовите пять дней, не называя чисел и названий дней. (Ответ: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

8) В каких словах по сто согласных? (Ответ: стол, стог, стон, сток, стоп)

9) Кто ходит сидя? (Ответ: шахматист)

10) Что можно приготовить, а съесть нельзя? (Ответ: уроки)

11) Чем заканчивается лето и начинается осень? (Ответ: буквой «О»)

12) Чем оканчивается день и ночь? (Ответ: мягким знаком)

2. Фонетика.

УЧИТЕЛЬ: первая область, которую мы посетим сегодня, называется Фонетика. Вспомним, что изучает этот раздел языкознания (за правильное определение 1 балл).

Задание 1. «Замени звук».

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Ведущие по очереди читают командам стихотворения-шутки и загадки. Нужно изменить в слове один звук, чтобы исправить ошибки.

1)

Неизвестно, как случилось,
Только звук-то заблудился:
Заскочил он в чей-то дом
И хозяйничает в нем!
Закричал охотник: «Ой!
Двери гонятся за мной!»
(по А. Шибаеву)

(Ответ: звери)

2)

На виду у детворы
Крысу красят маляры.
(А. Шибаев)

(Ответ: крышу)

3)

С м меня ты надеваешь,
С л собаку называешь.

(Ответ: майка – лайка)

4)

С к я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С п – от вас я не таю – 
В каждом классе в ряд стою.

(Ответ: карта – парта)

5)

Известное я блюдо,
Когда ж прибавишь м,
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем.

(Ответ: уха – муха)

6)

С третьей буквой алфавита
Я больных лечу,
А с четвертой – 
Весной я прилечу.

(Ответ: врач – грач)

7)

Когда я с д, меня сорвут,
Когда я с т, на мне плывут.

(Ответ: плод – плот)

8)

С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на раздолье.

(Ответ: колос – голос)

Задание 2. «Анаграммы и шарады».

Задание открывается на мультимедийном проекторе.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Команды записывают ответы на листках.

УЧИТЕЛЬ: теперь вас ждет непростое испытание – нужно разгадать анаграммы и шарады.

ВЕДУЩИЙ: анаграммами называют новые слова, которые получаются путём перестановки букв или слогов какого-нибудь слова. Шарада – загадка, в которой загаданное слово делится на части, причем каждая из них составляет самостоятельное слово, подлежащее отгадыванию по указанному значению.

1)

Я – дерево. В родной стране
Найдешь в лесах меня повсюду.
Но слоги переставь во мне – 
И воду подавать я буду.

(Ответ: сосна – насос)

2)

Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь.
Но буквы переставь мои – 
И целый лес ты мною свалишь.

(Ответ: липа – пила)

3)

Мой первый слог – предлог,
А во втором мы проживем всё лето,
А целое от нас и вас
Давно уж ждет ответа.

(Ответ: за-дача)

4)

Мой первый слог – в линейных нотах,
Два остальных – защита у животных,
А целое соединит всегда
Деревни, села, города.

(Ответ: до-рога)

5)

Три буквы облаками реют,
Две видны на лице мужском,
А целое порой белеет
В тумане моря голубом.

(Ответ: пар-ус)

6)

Первый слог – нота, второй – тоже,
А целое – на боб похоже.

(Ответ: фа-соль)

3. Орфоэпия.

УЧИТЕЛЬ: следующая остановка в области Орфоэпия. Что изучается в этом разделе лингвистики? (за правильное определение 1 балл).

Задание 1. «Прочти, что здесь написано».

За безошибочно прочитанные слова – 4 балла (за каждую ошибку команда теряет 1 балл).

Команды получают от ведущего листок со словами, которые нужно прочесть вслух, соблюдая орфоэпические нормы.

Торты, краны, кухонный, красивее, километр, звонит, позвонишь, алфавит, мельком, новорожденный, откупорить; горчичный, скворечник.

(Ответы: торты, краны, кухонный, красивее, километр, звонит, позвонишь, алфавит, мельком, новорождённый, откупорить; горчи[шн]ый, скворе[шн]ник).

Шарфы, банты, средства, свекла, красивейший, начал, столяр, баловать, звонят, созвонимся, черпать; яичница, прачечная.

(Ответы: шарфы, банты, средства, свёкла, красивейший, начал, столяр, баловать, звонят, созвонимся, черпать; яи[шн]ица, праче[шн]ая).

4. Морфемика и словообразование.

УЧИТЕЛЬ: следующие области, которые мы посетим сегодня, называются Морфемика и Словообразование. Вспомним, что изучают эти разделы языкознания (за правильное определение 1 балл).

Задание 1. «Собери слова».

За каждое правильно «собранное» слово – 1 балл.

Команды получают задание и записывают ответы на листках.

ВЕДУЩИЙ: соберите слова, морфемы которых спрятались в других словах.

1) приставка – в слове подсказка, корень – в слове снежный, суффикс – в слове ученик, окончание – в слове утки (ответ: подснежники);

2) корень –  в слове молодой, суффикс – в слове пальцы, окончание – в слове коты (ответ: молодцы);

3) приставка в слове переход, корень – в слове городок, суффикс – в слове учить, окончание – в слове копать (ответ: перегородить);

4) корень – в слове ельник, суффикс – в слове багровый, окончание – в слове красный (ответ: еловый).

Задание 2.  «Где слова родные, однокоренные? Зачеркни лишнее слово».

За безошибочно выполненное задание – 2 балла.

Команды получают задание и записывают ответы на листках.

ВЕДУЩИЙ: зачеркните «лишнее», не являющееся однокоренным, слово в каждой строчке.

Гора, горевать, горный, горец (ответ: горевать);

Вода, водный, водитель, водопровод (ответ: водитель);

Нос, переносица, носик, носить (ответ: носить);

Вдруг, друг, подружиться, друзья (ответ: вдруг);

Море, морковь, морской, приморский (ответ: морковь);

Белить, побелка, белка, белый (ответ: белка).

5. Лексика.


УЧИТЕЛЬ: A теперь наш путь лежит в обширную область Лексики. Что изучает этот раздел языкознания? Расскажите, что мы называем синонимами, антонимами? Какие слова называются омонимами? Что вы знаете о неполных омонимах? (за каждое правильное определение по 1 баллу).

Задание 1. «Синонимы».

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Задание открывается на мультимедийном проекторе.

Команды записывают ответы на листках.

ВЕДУЩИЙ: из данного текста выпишите синонимы.

На картине была изображена девушка. Она смотрела на воду канала и, казалось, созерцала что-то. Она не замечала ни прохожих, которые с любопытством взирали на неё, ни дворников, которые лениво глазели у ворот. (Б.Лавренёв)

(Ответ: смотрела, созерцала, взирали, глазели).

Задание 2. «Антонимы»

За каждый правильный ответ – 0,5 балла.

Задание открывается на мультимедийном проекторе.

Команды записывают ответы на листках.

ВЕДУЩИЙ: подберите к словам антонимы.

Радость, начало, друг, зло, тьма, земля, начало, длинный, чистый, смелый, горький, горячий, узкий, больной, найти, говорить, любить, много, вверху.

(Ответы: радость – горе, начало – конец, друг – враг, зло – добро, тьма – свет, земля – небо, начало – конец, длинный – короткий, чистый – грязный, смелый – трусливый, горький – сладкий, горячий – холодный, узкий – широкий, больной – здоровый, найти – потерять, говорить – молчать, любить – ненавидеть, много – мало, вверху - внизу).

Задание 3. «Омонимы».

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Задание открывается на мультимедийном проекторе.

Команды записывают ответы на листках.

ВЕДУЩИЙ: из стихотворений выпишите омонимы и определите, какой вид омонимии представлен в данных текстах.

1)

Сев в такси, спросила такса:
– За проезд какая такса?
А водитель: – Денег с такс
Не берём совсем, вот так-с.
(Я. Козловский)

(Ответ: такса/такса – омонимы, такс/такс-с – омофоны)

2)

Нёс медведь, шагая к рынку,
На продажу мёду крынку.
Вдруг на мишку – вот напасть –
Осы вздумали напасть!
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть,
Жалили куда попало,
Им за это и попало.
(Я. Козловский)

(Ответ: к рынку/крынку, впасть/в пасть – омофоны, напасть/напасть, осиной/осиной – омоформы)

3)

Заявил попугай попугаю:
- Я тебя, попугай, попугаю! -
И ответил ему попугай:
- Попугай, попугай, попугай!
(В. Бахревский)

(Ответ: попугай/попугай, попугаю/попугаю – омоформы)

4)

Отца спросила дочка:
–  Не знаю, как прочесть,
Есть слово «проволОчка»
И «прОволочка» есть.
А что такое «атлас»?
Его приносят в класс?
Я прочитала «Атлас»,
Но есть ведь и «атлАс».
Отец ответил:
–  Дочка,
Уймись на полчасочка.
(А. Барто)

(Ответ: проволочка/проволочка, атлас/атлас – омографы)

5)

Снег сказал: «Когда я стаю,
Станет речка голубей,
Потечёт, качая стаю
Отражённых голубей».
(Я. Козловский)

(Ответ: стаю/стаю, голубей/голубей – омоформы)

Задание 4. «Вспомни слова».

За 3 минуты нужно подобрать как можно больше слов.

Команда, вспомнившая большее количество слов, получает 3 балла.

Первая команда составляет слова с начальным слогом фра-, вторая – с начальным слогом фар-.

(Возможные ответы: фрагмент, фраза, фразеологизм, фразёр, фразировать, фрак, фракция, фрамуга, франк, франт, франтить, французский, французы, фрахт; фара, фараон, фарватер, фарерцы, фарисей, фармакология, фармацевт, фарс, фарт, фартук, фарфор, фарш, фаршировать).

6. Фразеология.

УЧИТЕЛЬ: следующая наша остановка – Фразеология. Что изучает этот раздел лингвистики? (за правильное определение 1 балл).

Задание 1. «Вспомни фразеологизмы».

За каждый правильный ответ – 0,5 балла.

Команды получают задание на листках.

 ВЕДУЩИЙ: допишите вторую часть фразеологизма.

1) Овчинка ... 2) Как две капли ... 3) Топтаться на ... 4) Чёрным ... 5) Зарубить себе ... 6) Дамоклов ... 7) Еле-еле душа ... 8) Крокодиловы ... 9) Ждать у ... 10) Принять за чистую ... 11) Проще пареной ... 12) Обвести вокруг ...

(Ответы: овчинка выделки не стоит, как две капли воды, топтаться на месте, чёрным по белому, зарубить себе на носу, дамоклов меч, шагом, еле-еле душа в теле, крокодиловы слёзы, ждать у моря погоды, принять за чистую монету, проще пареной репы, обвести вокруг пальца).

7. Графика

УЧИТЕЛЬ: нельзя пройти мимо Графики. Вспомним, что изучает этот раздел лингвистики. (за правильное определение 1 балл).

Задание 1. «Расшифруй слова»

Ведущий раздаёт карточки с зашифрованными словами, буквы которых обозначены цифрами по их месту в алфавите.

Кто быстрее определит, какие три слова зашифрованы, получает 2 балла.

ВЕДУЩИЙ: расшифруйте слова.

1, 9, 2, 21, 12, 1 (ответ: а, з, б, у, к, а);

17, 33, 20, 7, 18, 12, 1 (ответ: п, я, т, ё, р, к, а);

18, 16, 19, 19, 10, 33 (ответ: Р, о, с, с, и, я).

8. Синтаксис. Орфография.

УЧИТЕЛЬ: завершает наше путешествие битва капитанов, для которых предусмотрено 2 задания - из области синтаксиса и орфографии.

Задание 1. «Расставь знаки препинания».

За правильно выполненное задание – 2 балла.

Капитанам раздаются карточки с предложениями.

ВЕДУЩИЙ: расставьте знаки препинания там, где это необходимо.

Полая вода сошла и река струилась узенькими ручейками. Север дышит ветром ночи и полынь колышет. Поют жаворонки в ясной тишине и с неба трель льют. Прошли лес и перед нами вдруг открылась река.

(Ответы: Полая вода сошла, и река струилась узенькими ручейками. Север дышит ветром ночи и полынь колышет. Поют жаворонки в ясной тишине и с неба трель льют. Прошли лес, и перед нами вдруг открылась река).

Задание 2. «Вставь пропущенные буквы».

За правильно выполненное задание – 2 балла.

Капитанам предлагаются карточки с одинаковыми словами.

ВЕДУЩИЙ: вставьте пропущенные буквы там, где это необходимо.

Чудес__ный, мес__ность, чу__ствовать, уча__ствовать, тер__ас__а, пьес__а, драм__а, ал__юминий, метал__ический, гостин__ая, прекрас__ный, трос__ник, вкус__ный, ис__кус__ный, ис__кус__твенный, юн__ый.

(Ответы: чудесный, местность, чувствовать, участвовать, терраса, пьеса, драма, алюминий, металлический, гостиная, прекрасный, тростник, вкусный, искусный, искусственный, юный).

9. Вопросы на смекалку.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Вопросы задаются обеим командам.  Участник, который знает правильный ответ, поднимает руку и отвечает.

УЧИТЕЛЬ: пока капитаны сражаются, команды зарабатывают дополнительные очки.

1.     Какой буквой можно превратить существительные ЖАР и ЕЛЬ в глаголы? (Ответ: буквой Ь) 

2.     Когда руки бывают личными местоимениями? (Ответ: когда они вы-мы-ты)

3.     Какие два личных местоимения мешают водителям на дорогах? (Ответ: я-мы)

4.     Какое местоимение превращается в союз, если прочесть его справа налево? (Ответ: он)

5.     Как большой дом превратить в маленький? (Ответ: добавить суффикс –ик)

6.     Как УГОЛ превратить в топливо? (Ответ: буквой Ь)

7.     В каком числе столько же цифр, сколько и букв в его наименовании? (Ответ: сто – 3 буквы, 100 – 3 цифры)

8.     В каком слове на конце пишется 3 буквы Е? (Ответ: длинношеее)

III. Подведение итогов

Победу одерживает команда, набравшая большее количество баллов. Все участники команды получают оценку «5», которая выставляется в журнал.


 

Викторина « Нам дан во владение красивый язык »

Викторина « Нам дан во владение красивый язык »

Ты дал мечте безумной крылья,

Ты дал мечте безумной крылья,

Задание 1. «Замени звук». За каждый правильный ответ – 1 балл

Задание 1. «Замени звук». За каждый правильный ответ – 1 балл

Когда я с д , меня сорвут, Когда я с т , на мне плывут

Когда я с д , меня сорвут, Когда я с т , на мне плывут

А целое соединит всегда Деревни, села, города

А целое соединит всегда Деревни, села, города

Задание 2. «Где слова родные, однокоренные?

Задание 2. «Где слова родные, однокоренные?

Команды записывают ответы на листках

Команды записывают ответы на листках

Попугай, попугай, попугай! (В

Попугай, попугай, попугай! (В

Овчинка ... 2) Как две капли .

Овчинка ... 2) Как две капли .

Ответы : чудесный, местность, чувствовать, участвовать, терраса, пьеса, драма, алюминий, металлический, гостиная, прекрасный, тростник, вкусный, искусный, искусственный, юный)

Ответы : чудесный, местность, чувствовать, участвовать, терраса, пьеса, драма, алюминий, металлический, гостиная, прекрасный, тростник, вкусный, искусный, искусственный, юный)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.07.2024