Занятие построено на принципах развивающего обучения и направлено на развитие личности ребенка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а так же на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет отдается не простому запоминанию, не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности педагога и детей.Занятие построено на принципах развивающего обучения и направлено на развитие личности ребенка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а так же на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет отдается не простому запоминанию, не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности педагога и детей.
ГДЕ ЗИМУЮТ ПТИЦЫ.doc
Муниципальное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
«Станция юных натуралистов»
Викторина
(О братьях наших меньших)
Объединение «Школа экологической грамотности»
Подготовила и провела
Гапченко С. Н.
Педагог дополнительного образования
МОУ ДОД «Станция юных натуралистов»
Викторина « Где зимуют птицы ?»
Губкин – 2007 год. Цели:
Расширить знания детей о птицах.
Закрепить знания детей о птицах, зимующих
в наших краях и перелётных.
Воспитывать заботливое отношение к ним.
Реквизиты:
нас и перелётных.
Карточки с изображением птиц, зимующих у
**********************************************************
Рассказ Ю. Дмитриева: «Какие бывают птицы?»
Птиц на земле, конечно, меньше, чем насекомых, но всё –
таки их очень много – около 9 тысяч видов.
Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой
величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или
стрекозы, и весящие всего несколько граммов.
Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и
такие, которые совсем не могут летать.
Одни птицы живут в лесу, другие – в степи. Но есть и
такие, которые не могут жить ни в лесу и ни в степи. Они
живут только в пустыне или горах. А другие только на берегу
моря.
Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть
хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а
есть «вегетарианцы», которые едят только растительную
пищу, в основном ягоды и семена.
Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнёзда на
земле или на ветвях деревьев и кустарников. В гнёздах у
птиц – птенцы. Но птенцы тоже бывают очень разные…
*****************************************************************
Ведущий: Сегодня мы поговорим о птицах, о наших
пернатых друзьях. Отгадайте загадки, о ком идёт речь?
В деревне есть часы такие,
Не мёртвые, а живые,
Ходят без завода,
Они птичьего рода.
(Петух)
Мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, Крохи подбирает,
По полям ночует,
Коноплю ворует.
(Воробей)
Красные лапки,
Длинная шея,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки.
(Гусь)
************************************************************
Ведущий: Ребята, а вам не кажется, что среди этих птиц есть
одна« лишняя»?
Какая? (Воробей, потому что петух и гусь считаются
домашними.)
Сегодня мы поговорим о птицах, которые встречаются в
природе . Для этого надо разделиться на две команды.
Каждая команда придумывает название. Старшеклассники –
члены жюри. Проводится игра – викторина.
Жюри в баллах оценивает работу команд, в конце подводят
итоги.
******************************************************************
*
******************************************************************
Конкурс загадок
В тёплый край я не летаю, здесь, под крышей отдыхаю.
Я весь день ловлю жучков, уплетаю червячков.
Чик – чирик! Не робей! Я бывалый …(воробей)
Трещала с самого утра: «По –р –ра! Пор – р –ра! А что - пора?
Такая с ней морока, когда трещит …(сорока)
В лесу под щебет, звон и свист, стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд – приятель!» и ставит подпись …(дятел)
И в лесу, заметьте, дети, есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих, мыши, прячутся дрожа!
Очень уж суровы филины и …(совы)
**************************************************************
Ведущий:
Ребята, а кто догадался, что для этих птиц общее?
(Они никуда не улетают, а круглый год живут у нас.) Этих птиц называют оседлыми. А каких ещё птиц,
зимующих у нас вы знаете? (Галки, синицы, вороны,
поползни, голуби.)
А теперь давайте посмотрим на птиц вот на этих
рисунках. (показывает рисунки с изображением
зимующих в наших краях птиц). Кто помнит, как
называют этих птиц? (Оседлыми)
Эти птицы не боятся морозов, а еду себе ухитряются
найти даже в очень снежные зимы. И всё – таки им
оченьтяжело приходится зимой, Из десяти может
быть только одна – две доживут до весны.
Как можно помочь птицам зимой? (Сделать
кормушки и сыпать туда зёрна, крупу, хлебные
крошки.)
Итак, конкурс загадок продолжается! Кто отгадает
следующие загадки про птиц?
Что за весенняя чёрная птица
Что за весенняя чёрная птица
любит за плугом ходить и кормиться?
Прямо на трактор чуть не садится?
(Грач)
Угадайте, что за птичка – тёмненькая невеличка
Беленькая с живота, Хвост раздвинут в два хвоста?
(Ласточка)
Кто без нот и без свирели лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежней? Кто же это ?
(Соловей)
Нам в хозяйстве помогает и охотно заселяет
Деревянный свой дворец тёмно – розовый …
(Скворец)
Ещё в низинах снег и лёд, но небеса весенние,
И он летает и поёт,блистая оперением.
Гнездо своё он в поле вьёт, где тянутся растения,
Его и песни и полёт вошли в стихотворения.
(Жаворонок)
Эта хищница болтлива, воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока, а зовут её …
(Сорка) Спинкою зеленовата, животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка и полоска шарфика.
(Синичка)
Пёстрая крякушка ловит лягушек.
Ходит вразвалочку, спотыкалочку.
(Утка)
Ведущий: Жюри подводит итоги первого конкурса.
Птицы – непоседы. Посмотри, как они прыгают с
ветки на ветку, перелетают с дерева на дерево! Но так ведь
и белка умеет или какой – нибудь другой зверёк. А вот
улетать на тысячи километров и после снова
возвращатьсямогут только птицы и даже не все птицы.
Дрозды и зяблики, жаворонки и чижи, ласточки и иволги,
аисты и кукушки – могут.
Как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют
гнёзда, выводят птенцов, а с наступлением холодов
улетают на всю зиму в тёплые страны, чтобы весной
вернуться в родные места? (Это перелётные птицы.)
Каких ещё перелётных птиц вы знаете? (Соловей,
скворец, журавль, иволга, жаворонок…)
Куда улетают некоторые птицы на зиму? (В тёплые
края.)
Когда они вновь возвращаются к нам? (Весной.)
Почему их называют перелётными? (Эти птицы
совершают перелёты, перелетают из одного района
Земли в другой.)
Конкурс – «Почемучка»
Ведущий: Я обеим командам задам по одному вопросу, дам
время на обдумывание, участники отвечают, потом жюри
подводят итоги конкурса.
Вопросы:
Почему ласточка улетает в тёплые края, а дятел
остаётся зимовать у нас?
Почему журавль улетает в тёплые края, а сова зимует в
наших краях?
Ведущий: Сейчас мы знаем, что перелётные птицы улетают
на зиму в тёплые края. А раньше люди этого не знали.
Конечно, они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь со временем
учёные узнали, куда улетают перелётные птицы.
-- Как же это удалось сделать учёным? (Возможно , кто – то
из детей даст правильный ответ.)
Всё верно. Помогли учёным маленькие кольца, которые
они надевали на лапки птицам. На каждом кольце был номер
и адрес, где была окольцована птица. Когда кто – то в других
странах встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом
по данному адресу. Так учёным удалось узнать, где зимуют
птицы.
Конкурс: «Кому улетать?»
Командам выдаются листы бумаги с нарисованными птицами
и названиями птиц. Команда должна нарисовать на лапках
птиц перелётных кольца, и соединить название с
подходящей птицей. Жюри проверяет задание и подводит
итоги.
******************************************************************
*Конкурс: «Третий лишний.»
1 – команда: галка ласточка ворона
Грач зяблик сорока
Воробей дятел кукушка
2 – команда: сова скворец стриж
Голубь поползень воробей
Соловей журавль галка
Из тройки слов в столбиках нужно подчеркнуть лишнее.
Жюри подводит итоги.
Конкурс: «Узнай птицу»
Ведущий: Я буду читать описание птиц, а вы должны как
можно скорее определить название птицы. Первая команда
получает очко.
Описание первое:
Обычно эти птицы прилетают на старое гнездо и тут же
начинают его ремонтировать, поэтому каждый год оно
увеличивается и иногда становится таким большим, что в
нём вьют гнёзда мелкие птички – воробьи, скворцы. Гнездо
можно увидеть на деревьях, столбах и даже крышах домов.
Считается, что эта птица приносит счастье в дом, поэтому люди радуются, если эта крупная белая птица вьёт гнездо на
крыше дома.
Каждый год у них появляются птенцы. Больше месяца
родители высиживают их: мама сидит обычно ночами, а папа
– днём. К концу лета птенцы вырастают и улетают одни, без
родителей, зимовать в Африку. Взрослые птицы улетают
позднее. У этих птиц нет голоса: они не умеют петь и
кричать. Разговаривают друг с другом, треща клювом,
постукивая верхней половинкой клюва о нижнюю.
(Аист)
******************************************************************
*
Описание второе:
Ранней весной, едва зазеленеют леса, из берёзовой рощи
послышится знакомый голос этой перелётной птицы. Она
зимовала в далёкой жаркой Африке, а теперь прилетела
сюда, чтобы отложить яйца и продолжить свой род. Но
делает это она не так, как все птицы. Она не вьёт гнезда и не
заботится о своих птенцах. В течение весны она откладывает
до 20 яиц и по одному подбрасывает их в гнёзда других
птиц.
Эта птица хорошая труженица. Она поедает мохнатых
гусениц, которых не едят другие птицы и спасает лес от
гибели.
(Кукушка)
Описание третье:
Из соломинок, глины лепят эти птички гнёзда на домах,
сараях, под балконами, карнизами. Некоторые гнездятся в
норах на высоких берегах реки. Норы они выкапывают сами.
Глядя на птиц, резвящихся в небе, мы думаем.что они
играют. .на самом деле они неустанно ловят мошек и жучков,
мух и комаров, которые летают в воздухе. Эти птички редко
и неохотно опускаются на землю, а для отдыха садятся на
тонкие ветки или провода. Даже воду пьют и купаются на
лету, проносясь над водой и зачёрпывая её клювом.
(Ласточка)
******************************************************************
*Описание четвёртое:
Птичка ростом с воробья. С утра и до самого вечера без
устали перепархивают они с ветки на ветку, внимательно осматривая каждый уголок, каждую трещинку на дереве,
беспрестанно склёвывая мошек и притаившихся жучков.
Зимой она прилетит поближе к домам за помощью; она будет
клевать всё ,что вы дадите: зерно, крупу, крошки хлеба,
кусочки мяса и сала.
У этих птичек белые щёчки и грудка, жёлтое брюшко, на
голове чёрная шапочка, зелёная спинка, а крылья серо –
голубые.
(Синичка)
Ведущий:
Подведём итоги конкурса.
Наша викторина подошла к концу. Я думаю, что сегодня вы
узнали много нового и интересного о птицах. Вы, конечно же,
твёрдо усвоили, какие птицы перелётные и где они зимуют.
И напоследок хочется попросить вас о том, чтобы вы зимой
не забывали заботиться о братьях наших меньших, о
пернатых друзьях, помогайте им.
Викторина « Где зимуют птицы ?»
Викторина « Где зимуют птицы ?»
Викторина « Где зимуют птицы ?»
Викторина « Где зимуют птицы ?»
Викторина « Где зимуют птицы ?»
Викторина « Где зимуют птицы ?»
Викторина « Где зимуют птицы ?»
Викторина « Где зимуют птицы ?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.