ЦЕЛЬ: - учить определять лексическое значение и употреблять в речи фразеологизмы с целью ее обогащения;
-познакомить учащихся с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания слов;
-развивать умение правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значения;
-воспитывать любовь к слову и к родному языку.
Дидактический материал: карточки с заданиями для групповой работы, словари фразеологизмов.
Необходимое аппаратное и программное обеспечение: мультимедийный компьютер
Форма проведения: игра-викторина
Викторина по русскому языку в 4 классе
Пшеничникова Нина Александровна,
учитель начальных классов
высшей категории
МКОУ Унъюганская СОШ №1
Игравикторина " По фразеологическим тропинкам"
ЦЕЛЬ: учить определять лексическое значение и употреблять в речи фразеологизмы с целью ее
обогащения;
познакомить учащихся с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания слов;
развивать умение правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значения;
воспитывать любовь к слову и к родному языку.
Дидактический материал: карточки с заданиями для групповой работы, словари
фразеологизмов.
Необходимое аппаратное и программное обеспечение: мультимедийный компьютер
Форма проведения: игравикторина
й
ы
н
н
о
и
I
ц
а
з
и
н
а
г
р
О
т
н
е
м
о
м
1. Мы держим путь в страну Фразеология.
Но въезд туда закрыт. Госпожа Фразеология хочет помочь нам.
Слайд №1
Она готова нас пропустить, но с условием, что мы ответим на
все её вопросы.
1й вопрос: что вы уже знаете о фразеологии?
Фразеология – это наука, которая изучает фразеологизмы.
2й вопрос: что же такое фразеологизмы?
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов.
Например: сбиться с ног, скрепя сердце, обвести вокруг пальца.
2. Вы справились с заданием. Госпожа Фразеология открывает
ворота в страну Фразеология и приветствует нас на пороге очень
добрым фразеологизмом.
Каким?
Добро пожаловать!
3. На фразеологической тропе мы вновь встречаем госпожу
Фразеологию. Она желает нам доброго пути. В напутствие она
хочет, чтобы вы прочитали слова Шефнера в волшебной книге,
которая будет вас вести по тропинкам фразеологии.
Слайд №2
Слайд №34. Отправляемся в путешествие. Нажимаем на стрелку «Найди»
Выполнив задание, дети читают и объясняют фразеологизм
«Светлая голова»
Я думаю, что вы докажите, что у вас у всех светлые головы. А
вот, какие ещё фразеологизмы встречаются со словом голова,
мы узнаем, посмотрев одну сценку.
Слайд №4,5,6М
А
К
Н
И
П
О
Р
Т
М
И
К
С
Е
Ч
И
Г
О
Л
О
Е
З
А
Р
Ф
О
П
Е
И
В
Т
С
Е
Ш
Е
Т
У
П
5.Сценка: «Светлая голова»
Ученик: Любой первоклассник скажет, что наша речь состоит
Слайд №7
из предложений, а предложения – из слов. Не зная значения
отдельных слов, нельзя понять, о чем говорится в предложении.
Учитель: Все это правильно, но, оказывается, есть такие
предложения, которые содержат не только отдельные слова, но
и устойчивые словосочетания (иначе фразеологизмы) В таких
случаях, чтобы понять, о чем идет речь в предложении, надо
знать также и значение фразеологизмов. Возьмите, к примеру,
предложение:
ТОГДА ОТЕЦ НАМЫЛИЛ СЫНУ ГОЛОВУ
Ученик: Ну, тут все понятно. Отец помогал сыну вымыть голову
и намылил ее.
Ученица: Тебе всегда все понятно. Это предложение можно
понимать и совсем подругому! Тогда отец сына отругал. Ведь
намылить голову может быть и фразеологизмом.
Ученик (ворчливо): И почему ты такая умная?!
Ученица: Я, в отличие от тебя, на уроках делом занимаюсь, а не
кораблики рисую…
( вырывает у него листок с рисунком)
Учитель: Утихомирьтесь вы, горячие головы!
Ученик: Да что вы, Нина Александровна, у меня, например,
голова совсем не горячая!
Учитель: Я вовсе не имела в виду температуру твоей головы! Я
просто хотела сказать, что вы оба " горячие головы", то есть
вспыльчивые люди.
Ученица: Ну, ято человек с головой!
Ученик: Совсем заучилась! ( Крутит пальцем у виска). А ято,
потвоему, что, без головы?
Ученица: Головато у тебя на нужном месте, а в ней ветер
гуляет.
Ученик: Нина Александровна! Помогите, я ее чтото совсем
понимать перестал; говорит, что у меня сквозняк в голове.
Учитель: Тихо! Видно, придется внести в ваш спор ясность.
Ведь смысл тех выражений, которые употребила Оля, передают
не составляющие их отдельные слова, а фразеологические
обороты в целом. Кто мог бы объяснить Паше, что имела в виду госпожа
Фразеология?
Какие новые фразеологизмы вы запомнили со словом «голова»
6. Мы продвигаемся дальше по тропинке к заданию «Подумай»
Фразеологический зоопарк.
Какие еще фразеологизмы, в которых использованы названия
животных, вы знаете?
7. Мы отправляемся дальше по тропинке к заданию «Дополни»
8. И вот мы готовы выполнить задание «Подбери»
9. Въезд в страну «Фразеологический конструктор».
Для выполнения этого задания понадобятся карточки (10 х 10
см), на которых даны толкования слов, входящих во
фразеологизм. Дети должны по значению узнать слова, составить
из них фразеологизм и объяснить его значение. Задание получает
каждая группа
Слайд №8,9
Слайды
№ 1011
Слайды
№ 1213
1я группа
1. принять сидячее положение;
2. предлог;
3. часть тела, соединяющая голову с туловищем.
2я группа:
1. предлог;
2. незначительный по весу;
3. центральный орган кровеносной системы.
3я группа:
1. принять сидячее положение;
2. предлог;
3. низкая резиновая обувь.
Ответы.
1. сесть на шею – обременить собой, заботами о себе;
2. с легким сердцем – без тревоги, без раздумий;
3. сесть в галошу – потерпеть неудачу, оказаться в неловком
положении.
– Совпадает ли значение фразеологизма со значением отдельных
слов, входящих в него? (Дайте свои объяснения.)
– Итак, фразеологизмы – это несвободные, устойчивые, как бы
застывшие сочетания слов.
10. Мы продвигаемся дальше по тропинке к заданию
«Восстанови»
11. Мы продвигаемся дальше по тропинке к заданию «Ответь»
Слайды
№ 1416
Слайды
№ 1720Слайды
№ 2123
13. Город мастеров. (Определите профессию.)
Дети должны определить, с какой профессией связано
возникновение каждого фразеологического оборота.
1) Топорная работа;
без сучка, без задоринки;
снять стружку;
разделать под орех. (Столяр.)
2) на один покрой;
трещать по швам;
семь раз отмерь, один раз отрежь;
шито белыми нитками. (Портной.)
3) доводить до белого каления;
между молотом и наковальней. (Кузнец.)
4) калачом не заманишь;
заварить кашу;
толочь воду в ступе;
попасть как кур в ощип. (Повар.)
5) ставить в тупик;
зеленая улица;
на всех парах. (Железнодорожник.)
6) позолотить пилюлю;
как рукой сняло;
затаить дыхание. (Доктор.)
14. Разыгрывают идиомы
Спустя рукава,
втирать очки,
намылить шею,
обводить вокруг пальца,
кричать во всю ивановскую
15. Шуточные объявления.
ы
н
и
р
о
т
к
и
в
г
о
т
И
I
I
I
16. Подпишите рисунки подходящими фразеологизмами.
Ученик: Ну что же! Пора поставить точку!
Ученица: грустно расставаться.
Учитель: Надеюсь, что вы никогда не точку на желании
постоянно узнавать новое, расширять круг своих интересов,
повышать уровень общей культуры и культуры речи, любить
свой родной язык, хорошо знать его фразеологию и уметь ею
пользоваться.
Фразеология; Прочитайте слова И.С.Тургенева о русском
языке.
Слайд №24
Слайд №25
Слайд №26