Викторина по русскому языку "По фразеологическим тропинкам"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 22.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ЦЕЛЬ: - учить определять лексическое значение и употреблять в речи фразеологизмы с целью ее обогащения; -познакомить учащихся с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания слов; -развивать умение правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значения; -воспитывать любовь к слову и к родному языку. Дидактический материал: карточки с заданиями для групповой работы, словари фразеологизмов. Необходимое аппаратное и программное обеспечение: мультимедийный компьютер Форма проведения: игра-викторина
Иконка файла материала В СТРАНЕ ФРАЗЕОЛОГИИ.doc
Викторина по русскому языку в 4 классе Пшеничникова Нина Александровна, учитель  начальных классов  высшей категории      МКОУ Унъюганская  СОШ №1          Игра­викторина  " По фразеологическим  тропинкам" ЦЕЛЬ: ­ учить определять лексическое значение и употреблять в речи фразеологизмы с  целью ее обогащения;             ­познакомить учащихся с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания слов;             ­развивать умение правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значения;            ­воспитывать любовь к слову и к родному языку. Дидактический материал:  карточки с заданиями для групповой работы, словари  фразеологизмов.     Необходимое аппаратное и программное обеспечение: мультимедийный компьютер Форма проведения:  игра­викторина й ы н н о и I ц а з и н а г р О т н е м о м 1. Мы держим путь в страну Фразеология.  Но въезд туда закрыт. Госпожа Фразеология  хочет помочь нам. Слайд №1 Она готова нас пропустить, но с условием, что мы ответим на все её вопросы. 1­й вопрос: что вы уже знаете о фразеологии? ­  Фразеология – это наука, которая изучает фразеологизмы. 2­й вопрос: что же такое фразеологизмы? ­  Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов.  Например: сбиться с ног, скрепя сердце, обвести вокруг пальца. 2. Вы справились с заданием. Госпожа Фразеология открывает ворота в страну Фразеология и приветствует нас на пороге очень добрым фразеологизмом.   ­ Каким? Добро пожаловать! 3.   На   фразеологической   тропе   мы   вновь   встречаем   госпожу Фразеологию. Она желает нам доброго пути. В напутствие она хочет, чтобы вы прочитали слова Шефнера в волшебной книге, которая будет вас вести по тропинкам фразеологии.  Слайд №2 Слайд №34. Отправляемся в путешествие. Нажимаем на стрелку «Найди» Выполнив   задание,   дети   читают   и   объясняют   фразеологизм «Светлая голова» ­ Я думаю, что вы докажите, что у вас у всех светлые головы. А вот,   какие ещё фразеологизмы встречаются со словом голова, мы узнаем, посмотрев одну сценку. Слайд №4,5,6М А К Н И П О Р Т М И К С Е Ч И Г О Л О Е З А Р Ф О П Е И В Т С Е Ш Е Т У П   5.Сценка:  «Светлая голова» Ученик:      Любой первоклассник скажет, что наша речь состоит Слайд №7 из   предложений,   а   предложения   –   из   слов.   Не   зная   значения отдельных слов, нельзя понять, о чем говорится в предложении. Учитель:   Все   это   правильно,   но,   оказывается,   есть   такие предложения, которые содержат не только отдельные слова, но и устойчивые словосочетания (иначе ­ фразеологизмы) В таких случаях, чтобы понять, о чем   идет речь в предложении, надо знать также и значение фразеологизмов. Возьмите, к примеру, предложение:       ТОГДА ОТЕЦ НАМЫЛИЛ СЫНУ ГОЛОВУ Ученик: Ну, тут все понятно. Отец помогал сыну вымыть голову и намылил ее. Ученица:   Тебе   всегда   все   понятно.   Это   предложение   можно понимать и  совсем по­другому! Тогда отец сына отругал. Ведь намылить голову  может быть и фразеологизмом.  Ученик (ворчливо):   И почему ты такая умная?! Ученица:  Я, в отличие от тебя, на уроках делом занимаюсь, а не кораблики рисую…  ( вырывает у него листок с рисунком) Учитель:     Утихомирьтесь вы, горячие головы!   Ученик:     Да что вы, Нина Александровна,  у меня, например, голова совсем не горячая! Учитель: Я вовсе не имела в виду температуру твоей головы! Я просто хотела сказать, что вы оба   " горячие головы", то есть вспыльчивые люди. Ученица: Ну, я­то человек с головой! Ученик: Совсем  заучилась! ( Крутит пальцем у виска). А я­то, по­твоему, что, без головы? Ученица:   Голова­то   у   тебя   на   нужном   месте,   а   в   ней   ветер гуляет. Ученик:   Нина   Александровна!   Помогите,   я   ее   что­то   совсем понимать перестал; говорит, что у меня сквозняк в голове. Учитель:     Тихо! Видно, придется внести в ваш спор ясность. Ведь смысл тех выражений, которые употребила Оля, передают не   составляющие   их   отдельные   слова,   а   фразеологические обороты в целом.­         Кто мог бы объяснить Паше, что имела в виду госпожа  Фразеология? ­ Какие новые фразеологизмы вы запомнили со словом «голова» 6.  Мы продвигаемся дальше по тропинке к заданию «Подумай» Фразеологический зоопарк. Какие   еще   фразеологизмы,   в   которых   использованы   названия животных, вы знаете? 7. Мы отправляемся  дальше по тропинке к заданию «Дополни» 8. И вот мы готовы выполнить задание  «Подбери»  9. Въезд в страну «Фразеологический конструктор». Для выполнения этого задания понадобятся карточки (10 х 10 см),   на   которых   даны   толкования   слов,   входящих   во фразеологизм. Дети должны по значению узнать слова, составить из них фразеологизм и объяснить его значение. Задание получает каждая группа Слайд №8,9 Слайды  № 10­­11 Слайды  № 12­­13 1­я группа 1. принять сидячее положение; 2. предлог; 3. часть тела, соединяющая голову с туловищем. 2­я группа:  1. предлог; 2. незначительный по весу; 3. центральный орган кровеносной системы. 3­я группа:  1. принять сидячее положение; 2. предлог; 3. низкая резиновая обувь. Ответы.  1. сесть на шею – обременить собой, заботами о себе; 2. с легким сердцем – без тревоги, без раздумий; 3. сесть в галошу – потерпеть неудачу, оказаться в неловком положении. – Совпадает ли значение фразеологизма со значением отдельных слов, входящих в него? (Дайте свои объяснения.) – Итак, фразеологизмы – это несвободные, устойчивые, как бы застывшие сочетания слов. 10.   Мы   продвигаемся   дальше   по   тропинке   к   заданию «Восстанови» 11. Мы продвигаемся дальше по тропинке к заданию «Ответь» Слайды  № 14­16 Слайды  № 17­20Слайды  № 21­23 13.   Город мастеров. (Определите профессию.) Дети   должны   определить,   с   какой   профессией   связано возникновение каждого фразеологического оборота. 1) Топорная работа; без сучка, без задоринки; снять стружку; разделать под орех. (Столяр.) 2) на один покрой; трещать по швам; семь раз отмерь, один раз отрежь; шито белыми нитками. (Портной.) 3) доводить до белого каления; между молотом и наковальней. (Кузнец.) 4) калачом не заманишь; заварить кашу; толочь воду в ступе; попасть как кур в ощип. (Повар.) 5) ставить в тупик; зеленая улица; на всех парах. (Железнодорожник.) 6) позолотить пилюлю; как рукой сняло; затаить дыхание. (Доктор.) 14.  Разыгрывают идиомы  Спустя рукава,  втирать очки,   намылить шею,   обводить вокруг пальца,  кричать во всю ивановскую 15. Шуточные объявления. ы н и р о т к и в   г о т И       I I I 16. Подпишите рисунки подходящими фразеологизмами. Ученик:  Ну что же! Пора  поставить точку!  Ученица:   грустно расставаться.  Учитель:   Надеюсь,   что   вы   никогда   не   точку   на   желании постоянно   узнавать   новое,   расширять   круг   своих   интересов, повышать   уровень   общей   культуры   и   культуры   речи,   любить свой родной язык, хорошо знать его фразеологию и уметь ею пользоваться. Фразеология;     Прочитайте   слова   И.С.Тургенева   о   русском языке. Слайд №24 Слайд №25 Слайд №26