Викторина по русскому языку "По фразеологическим тропинкам"
Оценка 5

Викторина по русскому языку "По фразеологическим тропинкам"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
4 кл
22.01.2017
Викторина по русскому языку "По фразеологическим тропинкам"
ЦЕЛЬ: - учить определять лексическое значение и употреблять в речи фразеологизмы с целью ее обогащения; -познакомить учащихся с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания слов; -развивать умение правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значения; -воспитывать любовь к слову и к родному языку. Дидактический материал: карточки с заданиями для групповой работы, словари фразеологизмов. Необходимое аппаратное и программное обеспечение: мультимедийный компьютер Форма проведения: игра-викторина
В СТРАНЕ ФРАЗЕОЛОГИИ.doc
Викторина по русскому языку в 4 классе Пшеничникова Нина Александровна, учитель  начальных классов  высшей категории      МКОУ Унъюганская  СОШ №1          Игра­викторина  " По фразеологическим  тропинкам" ЦЕЛЬ: ­ учить определять лексическое значение и употреблять в речи фразеологизмы с  целью ее обогащения;             ­познакомить учащихся с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания слов;             ­развивать умение правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значения;            ­воспитывать любовь к слову и к родному языку. Дидактический материал:  карточки с заданиями для групповой работы, словари  фразеологизмов.     Необходимое аппаратное и программное обеспечение: мультимедийный компьютер Форма проведения:  игра­викторина й ы н н о и I ц а з и н а г р О т н е м о м 1. Мы держим путь в страну Фразеология.  Но въезд туда закрыт. Госпожа Фразеология  хочет помочь нам. Слайд №1 Она готова нас пропустить, но с условием, что мы ответим на все её вопросы. 1­й вопрос: что вы уже знаете о фразеологии? ­  Фразеология – это наука, которая изучает фразеологизмы. 2­й вопрос: что же такое фразеологизмы? ­  Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов.  Например: сбиться с ног, скрепя сердце, обвести вокруг пальца. 2. Вы справились с заданием. Госпожа Фразеология открывает ворота в страну Фразеология и приветствует нас на пороге очень добрым фразеологизмом.   ­ Каким? Добро пожаловать! 3.   На   фразеологической   тропе   мы   вновь   встречаем   госпожу Фразеологию. Она желает нам доброго пути. В напутствие она хочет, чтобы вы прочитали слова Шефнера в волшебной книге, которая будет вас вести по тропинкам фразеологии.  Слайд №2 Слайд №3 4. Отправляемся в путешествие. Нажимаем на стрелку «Найди» Выполнив   задание,   дети   читают   и   объясняют   фразеологизм «Светлая голова» ­ Я думаю, что вы докажите, что у вас у всех светлые головы. А вот,   какие ещё фразеологизмы встречаются со словом голова, мы узнаем, посмотрев одну сценку. Слайд №4,5,6 М А К Н И П О Р Т М И К С Е Ч И Г О Л О Е З А Р Ф О П Е И В Т С Е Ш Е Т У П   5.Сценка:  «Светлая голова» Ученик:      Любой первоклассник скажет, что наша речь состоит Слайд №7 из   предложений,   а   предложения   –   из   слов.   Не   зная   значения отдельных слов, нельзя понять, о чем говорится в предложении. Учитель:   Все   это   правильно,   но,   оказывается,   есть   такие предложения, которые содержат не только отдельные слова, но и устойчивые словосочетания (иначе ­ фразеологизмы) В таких случаях, чтобы понять, о чем   идет речь в предложении, надо знать также и значение фразеологизмов. Возьмите, к примеру, предложение:       ТОГДА ОТЕЦ НАМЫЛИЛ СЫНУ ГОЛОВУ Ученик: Ну, тут все понятно. Отец помогал сыну вымыть голову и намылил ее. Ученица:   Тебе   всегда   все   понятно.   Это   предложение   можно понимать и  совсем по­другому! Тогда отец сына отругал. Ведь намылить голову  может быть и фразеологизмом.  Ученик (ворчливо):   И почему ты такая умная?! Ученица:  Я, в отличие от тебя, на уроках делом занимаюсь, а не кораблики рисую…  ( вырывает у него листок с рисунком) Учитель:     Утихомирьтесь вы, горячие головы!   Ученик:     Да что вы, Нина Александровна,  у меня, например, голова совсем не горячая! Учитель: Я вовсе не имела в виду температуру твоей головы! Я просто хотела сказать, что вы оба   " горячие головы", то есть вспыльчивые люди. Ученица: Ну, я­то человек с головой! Ученик: Совсем  заучилась! ( Крутит пальцем у виска). А я­то, по­твоему, что, без головы? Ученица:   Голова­то   у   тебя   на   нужном   месте,   а   в   ней   ветер гуляет. Ученик:   Нина   Александровна!   Помогите,   я   ее   что­то   совсем понимать перестал; говорит, что у меня сквозняк в голове. Учитель:     Тихо! Видно, придется внести в ваш спор ясность. Ведь смысл тех выражений, которые употребила Оля, передают не   составляющие   их   отдельные   слова,   а   фразеологические обороты в целом. ­         Кто мог бы объяснить Паше, что имела в виду госпожа  Фразеология? ­ Какие новые фразеологизмы вы запомнили со словом «голова» 6.  Мы продвигаемся дальше по тропинке к заданию «Подумай» Фразеологический зоопарк. Какие   еще   фразеологизмы,   в   которых   использованы   названия животных, вы знаете? 7. Мы отправляемся  дальше по тропинке к заданию «Дополни» 8. И вот мы готовы выполнить задание  «Подбери»  9. Въезд в страну «Фразеологический конструктор». Для выполнения этого задания понадобятся карточки (10 х 10 см),   на   которых   даны   толкования   слов,   входящих   во фразеологизм. Дети должны по значению узнать слова, составить из них фразеологизм и объяснить его значение. Задание получает каждая группа Слайд №8,9 Слайды  № 10­­11 Слайды  № 12­­13 1­я группа 1. принять сидячее положение; 2. предлог; 3. часть тела, соединяющая голову с туловищем. 2­я группа:  1. предлог; 2. незначительный по весу; 3. центральный орган кровеносной системы. 3­я группа:  1. принять сидячее положение; 2. предлог; 3. низкая резиновая обувь. Ответы.  1. сесть на шею – обременить собой, заботами о себе; 2. с легким сердцем – без тревоги, без раздумий; 3. сесть в галошу – потерпеть неудачу, оказаться в неловком положении. – Совпадает ли значение фразеологизма со значением отдельных слов, входящих в него? (Дайте свои объяснения.) – Итак, фразеологизмы – это несвободные, устойчивые, как бы застывшие сочетания слов. 10.   Мы   продвигаемся   дальше   по   тропинке   к   заданию «Восстанови» 11. Мы продвигаемся дальше по тропинке к заданию «Ответь» Слайды  № 14­16 Слайды  № 17­20 Слайды  № 21­23 13.   Город мастеров. (Определите профессию.) Дети   должны   определить,   с   какой   профессией   связано возникновение каждого фразеологического оборота. 1) Топорная работа; без сучка, без задоринки; снять стружку; разделать под орех. (Столяр.) 2) на один покрой; трещать по швам; семь раз отмерь, один раз отрежь; шито белыми нитками. (Портной.) 3) доводить до белого каления; между молотом и наковальней. (Кузнец.) 4) калачом не заманишь; заварить кашу; толочь воду в ступе; попасть как кур в ощип. (Повар.) 5) ставить в тупик; зеленая улица; на всех парах. (Железнодорожник.) 6) позолотить пилюлю; как рукой сняло; затаить дыхание. (Доктор.) 14.  Разыгрывают идиомы  Спустя рукава,  втирать очки,   намылить шею,   обводить вокруг пальца,  кричать во всю ивановскую 15. Шуточные объявления. ы н и р о т к и в   г о т И       I I I 16. Подпишите рисунки подходящими фразеологизмами. Ученик:  Ну что же! Пора  поставить точку!  Ученица:   грустно расставаться.  Учитель:   Надеюсь,   что   вы   никогда   не   точку   на   желании постоянно   узнавать   новое,   расширять   круг   своих   интересов, повышать   уровень   общей   культуры   и   культуры   речи,   любить свой родной язык, хорошо знать его фразеологию и уметь ею пользоваться. Фразеология;     Прочитайте   слова   И.С.Тургенева   о   русском языке. Слайд №24 Слайд №25 Слайд №26

Викторина по русскому языку "По фразеологическим тропинкам"

Викторина по русскому языку "По фразеологическим тропинкам"

Викторина по русскому языку "По фразеологическим тропинкам"

Викторина по русскому языку "По фразеологическим тропинкам"

Викторина по русскому языку "По фразеологическим тропинкам"

Викторина по русскому языку "По фразеологическим тропинкам"

Викторина по русскому языку "По фразеологическим тропинкам"

Викторина по русскому языку "По фразеологическим тропинкам"

Викторина по русскому языку "По фразеологическим тропинкам"

Викторина по русскому языку "По фразеологическим тропинкам"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2017