Виртуальная музейная педагогика как средство решения образовательных задач. Виртуальный музей «Ямальские самоцветы»
Учитель-исследователь Половко Лилиана Владимировна
МБОУ «Школа №2» г. Муравленко, ЯНАО
Одной из важнейших функций образования является культурно-образовательная направленность. Виртуальная музейная педагогика является новым перспективным направлением в работе школ, ее по праву можно назвать инновационной педагогической технологией. В многочисленных статьях, исследованиях, ведутся дискуссии по наиболее важным проблемам виртуальной музейной педагогики, что свидетельствует об ее актуальности на сегодняшний день. Быстроразвивающиеся информационные технологии и средства массовой информации формируют новые модели социокультурных объектов, в том числе виртуальные музеи.
Виртуальная музейная педагогика стремительно развивается и утверждается в современной культуре. Ее организационной основой является виртуальный музей или веб-сайт, оптимизированный для экспозиции музейных материалов, применения новых уникальных технологий и методов музейной педагогики, новых форм экспонирования и способов работы с разными аудиториями [2].
На первый взгляд виртуальный музей во многом близок к обычному музею. Но такое впечатление обманчивое. В действительности, виртуальный музей представляет собой новую реальность, которая выходит за рамки традиционного представления о музее. Экспозиция виртуального музея постоянна лишь в своем развитии, а время «работы» выставок может исчисляться годами, их количество регламентировано не количественными категориями, а соображениями концептуальными, связанными с появлением новой идеи, интересного проекта.
Проект призван объединить функции традиционного музея с преимуществами информационных технологий для успешного учебно-воспитательного процесса. Виртуальный музей представляет собой дополнение образовательной среды школы, делающее ее более эффективной по отношению к актуальным запросам подростков.
Проект «Ямальские самоцветы» реализуется в контексте всероссийских, региональных и муниципальных проектов по повышению качества образования.
Основой создания виртуального музея послужила исследовательская работа обучающихся «Ямальские самоцветы. Исследование минеральных россыпей муравленковского региона» (авторы - Половко Полина и Гаврилов Артем; руководители - Половко Л.В., Мусина Е.Р.). Основа экспозиций музея – минералы, найденные во время экспедиции в окрестностях города Муравленко вдоль трассы Муравленко-Ноябрьск. Несколько экспедиций положили начало школьной коллекции самоцветов. Все собранные экземпляры представлены в экспозиции «Ямальские самоцветы», оцифрованы (фото Артема Гаврилова и Е.Р. Мусиной) и представлены в Виртуальном музее на страницах сайта Лилианы Половко (ссылка). Теперь можно попутешествовать по виртуальному музею и познакомиться с образцами муравленковских самоцветов.
Проект - виртуальный музей «Ямальские самоцветы» носит информационно-исследовательский и практико-ориентированный характер, направлен на развитие творческой инициативы и деятельности детей, родителей и педагогов по сохранению и изучению природы родного края.
Цель проекта - создание условий для самостоятельной поисковой деятельности обучающихся через эффективное использование информационных и коммуникационных технологий средствами включения виртуальной музейной педагогики в образовательный процесс (расширение образовательного пространства через развитие музейной среды)
Задачи музея:
· информационная помощь в образовательной и просветительской деятельности по краеведению на основе исследований учащихся школы;
· создание фондовой информационной системы музейных экспонатов, привлечение обучающихся, родителей и общественности к участию в деятельности музея;
· подготовка и проведение виртуальных экскурсий;
· развитие навыков научно - исследовательской работы с использованием многообразия инновационных методов и форм самостоятельной и практической деятельности;
· оказание методической помощи педагогам в использовании материалов музея в образовательном процессе.
Функции виртуального музея: коммуникативная, культурно-просветительская, обучающая, мотивационная [3]. Материалы виртуальной версии школьного музея предназначены в первую очередь для обучающихся, педагогов и родителей как средство организации индивидуальной и групповой деятельности. Инновационный продукт, являясь информационным и методическим ресурсом, значим для учителей-предметников и классных руководителей (разнообразие форм урочной и внеурочной работы). Как доступный Интернет-ресурс, может самостоятельно использоваться учащимися и их родителями для расширения культурологических знаний. Для широкой общественности виртуальный музей играет роль информатора о разнообразии природы округа, популяризации форм работы с контентом музея.
Этапы реализации проекта
2017-2018 - Подготовительный
2018-2019 - Организационно-внедренческий
2019-2020 - Рефлексивно-аналитический
В данный момент проект находится на организационно-внедренческом этапе, поэтому есть возможность познакомиться с проектным образовательным продуктом.
Структура виртуального музея аналогична реальному музею. Она представляет собой программное решение, предназначенное для ознакомления посетителей с фондами и экспозициями музея. Информационная система, призвана увеличить интерес посетителей к музею, качественно поднять уровень доступности, удобства представления, и разнообразия интересующей их информации [1].
Система «Виртуальный гид» отражает структуру музея и позволяет выйти на современный уровень информатизации и идти в ногу с прогрессивными мультимедиа технологиями.
Структура виртуального музея:
Виртуальный музей «Ямальские самоцветы» (главная) – ссылка:
1. История музея (историческая справка) - ссылка.
2. Путешествие за камнем (муравленковские россыпи) - ссылка.
3. Виртуальный гид (экспозиции музея).
4. Виртуальные экскурсии, мастер-классы и презентации музея - ссылка.
5. Исследовательские и проектные работы - ссылка.
6. Методические материалы для педагогов - ссылка.
Пространство виртуального музея развивается за счет: дополнения экспозиции и создания виртуальной версии реальных экспонатов (развитие информационной и креативной компетентности учащихся); постановки новых исследовательских задач перед учащимися и размещения полученных работ в экспозиции (предметного и надпредметного содержания); включения экспозиции музея в образовательный процесс (система виртуальных и реальных визитов школьников, экскурсии, мастер-классы); проведения уроков средствами экспозиции музея; работы школьного сообщества волонтеров, в состав которого входят педагоги, учащиеся и родители.
Ожидаемые результаты (критерии эффективности):
Предметные: знания о физических и химических свойствах минералов, причинах их образования и разнообразия.
Метапредметные и личностные:
• формирование чувства патриотизма и гордости за свой край;
• повышение мотивации учащихся к изучению истории и природы родного края;
• совершенствование навыков самостоятельной краеведческой работы учащихся, развитие их творческой инициативы;
• формирование информационно-коммуникативных навыков, информационной культуры общения;
• формирование социальной активности.
Виртуальные музеи, которые размещены в открытом доступе в интернете, решают проблему доступности экспозиции массовому зрителю. Идея создания музея реализована за 2 года (2016-2018). В настоящее время фонды музея пополняются новыми экспонатами, которые предоставляют обучающиеся школы и жители города.
Перспективы и возможности виртуального музея обширны и многообразны:
1. Возможность модификации фондовой информационной системы и экспозиций.
2. Предоставление доступа к музейным фондам, возможность демонстрировать намного большее количество объектов, чем помещается в реальной экспозиции.
3. Создание условий для самообразования, общения, творчества и проведение досуга.
4. Предоставление возможности учащимся самим участвовать в процессе создания и развития музея (инициативная музейная группа по обновлению и заполнению сайта: «редакторы», «экскурсоводы», «исследователи», «фотографы» и пр.).
5. Предоставление обширной информации по геологическому прошлому нашего региона, его природных богатств.
6. Помощь в образовательной и просветительской деятельности (создание и проведение виртуальных экскурсий, использование веб-сайта на уроках).
7. Применение материалов виртуального музея в проектах детей дают возможность освоить приемы и методы исследовательской деятельности.
Необходимое ресурсное обеспечение при создании и реализации проекта виртуальный музей «Ямальские самоцветы»:
· техническое – компьютерное обеспечение пользователей данного инновационного продукта (компьютерное рабочее место учителя, ученика, родителей или компьютерный класс, фотооборудование для оцифровки экспонатов);
· информационное - банк музейных экспонатов (оцифрованные музейные экспонаты размещаются на странице сайта);
· программное – наличие программ, обеспечивающих доступ к скоростному Интернету;
· сайт, созданный на основе бесплатного конструктора сайтов uCoz (совместим с большинством интернет-браузеров, может просматриваться с мобильных телефонов и индексируется поисковыми системами).
· кадровое обеспечение проекта - профессиональные педагогические кадры, владеющие компьютерной грамотностью, информационной культурой, необходимой для организации образовательного процесса в телекоммуникационной среде. Для реализации проекта необходим высокий уровень квалификации педагогов-предметников, классных руководителей, родителей в развитии исследовательской и проектной культуры учащихся.
Администратор сайта является руководителем музея. Инициативная группа волонтеров осуществляет работу музея и пополнение его фондов.
В рамках проекта нами апробированы формы работы с использованием контента виртуального музея.
Виртуальная экскурсия — новый эффективный образовательный инструмент
Г. Н. Аквилев
«Виртуальная экскурсия — это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т. д.»
Е. В. Александрова
«Виртуальная экскурсия — это форма обучения, сочетающая рассказ учителя с демонстрацией наглядного материала: фотографий, репродукций, видеофрагментов, аудиозаписей…»
Если вы хотите подготовить и провести урок в форме виртуальной экскурсии, то он может включать следующие основные этапы:
Ø организационный момент
Ø целеполагание и мотивация
Ø виртуальная экскурсия или самостоятельное виртуальное путешествие по предложенному маршруту (теме)
Ø выбор понравившегося экспоната и подготовка рассказа о нем
Ø выбор самого интересного рассказа, составленного за время урока
Ø рефлексия
Сегодня каждая школа имеет технические ресурсы, а решение кадровых ресурсов возможно при организации социальных проектов в школе под руководством учителей историка, информатика и привлечением к этой деятельности учеников, заинтересованных в организации такого проекта.
К тому же, организация воспитательного процесса посредством современных, востребованных в детской и молодежной среде форм, таких как виртуальный музей, позволит повысить мотивацию участия подрастающего поколения к приобщению к культурному наследию, социально-значимой, проектной, исследовательской деятельности. Сочетание информационных технологий, музейной педагогики и проектного метода представляет широкие возможности для реализации своих способностей и склонностей ученикам разного возраста, и, следовательно, делает возможным дальнейшую работу над виртуальным музеем востребованной.
Таким образом, сегодня имеются самые разные возможности для использования виртуальной музейной педагогики в образовательной практике. Актуальность и необходимость ее очевидна. Поэтому остается только освоить эту новую и весьма полезную форму организации образовательного процесса и оценить ее потенциал в реальной практической деятельности.
Список источников
1. Андреев, А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования / А.А. Андреев //Школьные технологии. – 2011. – № 3. – С. 56-58.
2. Нургалеева, Л.В. Виртуальный музей: новая коммуникационная модель / Л.В. Нургалиева. – Москва: Наука, 2013. – 220 с.
3. Туманова, Е.В. Виртуальный музей как средство распространения культурной и образовательной информации в рамках воспитательного пространства / Е.В. Туманова. – Москва: Просвещение, 2012. – 213 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.