Виртуальная музейная педагогика как средство решения образовательных задач. Виртуальный музей «Ямальские самоцветы»
Оценка 4.6

Виртуальная музейная педагогика как средство решения образовательных задач. Виртуальный музей «Ямальские самоцветы»

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
естествознание
Все классы
26.04.2020
Виртуальная музейная педагогика как средство решения образовательных задач. Виртуальный музей «Ямальские самоцветы»
Проект «Ямальские самоцветы» реализуется в контексте всероссийских, региональных и муниципальных проектов по повышению качества образования. Проект призван объединить функции традиционного музея с преимуществами информационных технологий для успешного учебно-воспитательного процесса. Виртуальный музей представляет собой дополнение образовательной среды школы, делающее ее более эффективной по отношению к актуальным запросам подростков.
Половко_статья_Виртуальная музейная педагогика.docx

 

Виртуальная музейная педагогика как средство решения образовательных задач. Виртуальный музей «Ямальские самоцветы»

 

Учитель-исследователь Половко Лилиана Владимировна

МБОУ «Школа №2» г. Муравленко, ЯНАО

 

Одной из важнейших функций образования является культурно-образовательная направленность. Виртуальная музейная педагогика является новым перспективным направлением в работе школ, ее по праву можно назвать инновационной педагогической технологией. В многочисленных статьях, исследованиях, ведутся дискуссии по наиболее важным проблемам виртуальной музейной педагогики, что свидетельствует об ее актуальности на сегодняшний день. Быстроразвивающиеся информационные технологии и средства массовой информации формируют новые модели социокультурных объектов, в том числе виртуальные музеи.

Виртуальная музейная педагогика стремительно развивается и утверждается в современной культуре. Ее организационной основой является виртуальный музей или веб-сайт, оптимизированный для экспозиции музейных материалов, применения новых уникальных технологий и методов музейной педагогики, новых форм экспонирования и способов работы с разными аудиториями [2].

На первый взгляд виртуальный музей во многом близок к обычному музею. Но такое впечатление обманчивое. В действительности, виртуальный музей представляет собой новую реальность, которая выходит за рамки традиционного представления о музее. Экспозиция виртуального музея постоянна лишь в своем развитии, а время «работы» выставок может исчисляться годами, их количество регламентировано не количественными категориями, а соображениями концептуальными, связанными с появлением новой идеи, интересного проекта.

Проект призван объединить функции традиционного музея с преимуществами информационных технологий для успешного учебно-воспитательного процесса. Виртуальный музей представляет собой дополнение образовательной среды школы, делающее ее более эффективной по отношению к актуальным запросам подростков.

Проект «Ямальские самоцветы» реализуется в контексте всероссийских, региональных и муниципальных проектов по повышению качества образования.

Основой создания виртуального музея послужила исследовательская работа обучающихся «Ямальские самоцветы. Исследование минеральных россыпей муравленковского региона» (авторы - Половко Полина и Гаврилов Артем; руководители - Половко Л.В., Мусина Е.Р.). Основа экспозиций музея – минералы, найденные во время экспедиции в окрестностях города Муравленко вдоль трассы Муравленко-Ноябрьск. Несколько экспедиций положили начало школьной коллекции самоцветов. Все собранные экземпляры представлены в экспозиции «Ямальские самоцветы», оцифрованы (фото Артема Гаврилова и Е.Р. Мусиной) и представлены в Виртуальном музее на страницах сайта Лилианы Половко (ссылка). Теперь можно попутешествовать по виртуальному музею и познакомиться с образцами муравленковских самоцветов.

Проект - виртуальный музей «Ямальские самоцветы» носит информационно-исследовательский и практико-ориентированный характер, направлен на развитие творческой инициативы и деятельности детей, родителей и педагогов по сохранению и изучению природы родного края.

 

Цель проекта - создание условий для самостоятельной поисковой деятельности обучающихся через эффективное использование информационных и коммуникационных технологий средствами включения виртуальной музейной педагогики в образовательный процесс (расширение образовательного пространства через развитие музейной среды)

 

Задачи музея:

·         информационная помощь в образовательной и просветительской деятельности по краеведению на основе исследований учащихся школы;

·         создание фондовой информационной системы музейных экспонатов, привлечение обучающихся, родителей и общественности к участию в деятельности музея;

·         подготовка и проведение виртуальных экскурсий;

·         развитие навыков научно - исследовательской работы с использованием многообразия инновационных методов и форм самостоятельной и практической деятельности;

·         оказание методической помощи педагогам в использовании  материалов музея в образовательном процессе.

Функции виртуального музея: коммуникативная, культурно-просветительская, обучающая, мотивационная [3]. Материалы виртуальной версии школьного музея предназначены в первую очередь для обучающихся, педагогов и родителей как средство организации индивидуальной и групповой деятельности. Инновационный продукт, являясь информационным и методическим ресурсом, значим для учителей-предметников и классных руководителей (разнообразие форм урочной и внеурочной работы). Как доступный Интернет-ресурс, может самостоятельно использоваться учащимися и их родителями для расширения культурологических знаний. Для широкой общественности виртуальный музей играет роль информатора о разнообразии природы округа, популяризации форм работы с контентом музея.

 

Этапы реализации проекта

 

2017-2018 - Подготовительный

2018-2019 - Организационно-внедренческий

2019-2020 - Рефлексивно-аналитический

 

В данный момент проект находится на организационно-внедренческом этапе, поэтому есть возможность познакомиться с проектным образовательным продуктом.

Структура виртуального музея аналогична реальному музею. Она представляет собой программное решение, предназначенное для ознакомления посетителей с фондами и экспозициями музея. Информационная система, призвана увеличить интерес посетителей к музею, качественно поднять уровень доступности, удобства представления, и разнообразия интересующей их информации [1].

Система «Виртуальный гид» отражает структуру музея и позволяет выйти на современный уровень информатизации и идти в ногу с прогрессивными мультимедиа технологиями.

Структура виртуального музея:

 

Виртуальный музей «Ямальские самоцветы» (главная) – ссылка:

1.  История музея (историческая справка) - ссылка.

2. Путешествие за камнем (муравленковские россыпи) - ссылка.

3. Виртуальный гид (экспозиции музея).

4. Виртуальные экскурсии, мастер-классы и презентации музея - ссылка.

5. Исследовательские и проектные работы - ссылка.

6. Методические материалы для педагогов - ссылка.

 

Пространство виртуального музея развивается за счет: дополнения экспозиции и создания виртуальной версии реальных экспонатов (развитие информационной и креативной компетентности учащихся); постановки новых исследовательских задач перед учащимися и размещения полученных работ в экспозиции (предметного и надпредметного содержания); включения экспозиции музея в образовательный процесс (система виртуальных и реальных визитов школьников, экскурсии, мастер-классы); проведения уроков средствами экспозиции музея; работы школьного сообщества волонтеров, в состав которого входят педагоги, учащиеся и родители.

 

Ожидаемые результаты (критерии эффективности):

 

Предметные: знания о физических и химических свойствах минералов, причинах их образования и разнообразия.

Метапредметные и личностные:

• формирование чувства патриотизма и гордости за свой край;

• повышение мотивации учащихся к изучению истории и природы родного края;

• совершенствование навыков самостоятельной краеведческой работы учащихся, развитие их творческой инициативы;

• формирование информационно-коммуникативных навыков, информационной культуры общения;

• формирование социальной активности.

 

Виртуальные музеи, которые размещены в открытом доступе в интернете, решают проблему доступности экспозиции массовому зрителю. Идея создания музея реализована за 2 года (2016-2018). В настоящее время фонды музея пополняются новыми экспонатами, которые предоставляют обучающиеся школы и жители города.

 

Перспективы и возможности виртуального музея обширны и многообразны:

 

1. Возможность модификации фондовой информационной системы и экспозиций.

2. Предоставление доступа к музейным фондам, возможность демонстрировать намного большее количество объектов, чем помещается в реальной экспозиции.

3. Создание условий для самообразования, общения, творчества и проведение досуга.

4. Предоставление возможности учащимся самим участвовать в процессе создания и развития музея (инициативная музейная группа по обновлению и заполнению сайта: «редакторы», «экскурсоводы», «исследователи», «фотографы» и пр.).

5. Предоставление обширной информации по геологическому прошлому нашего региона, его природных богатств.

6. Помощь в образовательной и просветительской деятельности (создание и проведение виртуальных экскурсий, использование веб-сайта на уроках).

7.         Применение материалов виртуального музея в проектах детей дают возможность освоить приемы и методы исследовательской деятельности.

 

 

 

Необходимое ресурсное обеспечение при создании и реализации проекта виртуальный музей «Ямальские самоцветы»:

·         техническое – компьютерное обеспечение пользователей данного инновационного продукта (компьютерное рабочее место учителя, ученика, родителей или компьютерный класс, фотооборудование для оцифровки экспонатов);

·         информационное - банк музейных экспонатов (оцифрованные музейные экспонаты размещаются на странице сайта);

·         программное – наличие программ, обеспечивающих доступ к скоростному Интернету;

·         сайт, созданный на основе бесплатного конструктора сайтов uCoz (совместим с большинством интернет-браузеров, может просматриваться с мобильных телефонов и индексируется поисковыми системами).

·         кадровое обеспечение проекта - профессиональные педагогические кадры, владеющие компьютерной грамотностью, информационной культурой, необходимой для организации образовательного процесса в телекоммуникационной среде. Для реализации проекта необходим высокий уровень квалификации педагогов-предметников, классных руководителей, родителей в развитии исследовательской и проектной культуры учащихся.

Администратор сайта является руководителем музея. Инициативная группа волонтеров осуществляет работу музея и пополнение его фондов.

 

В рамках проекта нами апробированы формы работы с использованием контента виртуального музея.

 

Виртуальная экскурсия — новый эффективный образовательный инструмент

 

Г. Н. Аквилев

«Виртуальная экскурсия — это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т. д.»

Е. В. Александрова

«Виртуальная экскурсия — это форма обучения, сочетающая рассказ учителя с демонстрацией наглядного материала: фотографий, репродукций, видеофрагментов, аудиозаписей…»

 

Если вы хотите подготовить и провести урок в форме виртуальной экскурсии, то он может включать следующие основные этапы:

Ø  организационный момент

Ø  целеполагание и мотивация

Ø  виртуальная экскурсия или самостоятельное виртуальное путешествие по предложенному маршруту (теме)

Ø  выбор понравившегося экспоната и подготовка рассказа о нем

Ø  выбор самого интересного рассказа, составленного за время урока

Ø  рефлексия

 

Сегодня каждая школа имеет технические ресурсы, а решение кадровых ресурсов возможно при организации социальных проектов в школе под руководством учителей историка, информатика и привлечением к этой деятельности учеников, заинтересованных в организации такого проекта.

К тому же, организация воспитательного процесса посредством современных, востребованных в детской и молодежной среде форм, таких как виртуальный музей, позволит повысить мотивацию участия подрастающего поколения к приобщению к культурному наследию, социально-значимой, проектной, исследовательской деятельности. Сочетание информационных технологий, музейной педагогики и проектного метода представляет широкие возможности для реализации своих способностей и склонностей ученикам разного возраста, и, следовательно, делает возможным дальнейшую работу над виртуальным музеем востребованной.

Таким образом, сегодня имеются самые разные возможности для использования виртуальной музейной педагогики в образовательной практике. Актуальность и необходимость ее очевидна. Поэтому остается только освоить эту новую и весьма полезную форму организации образовательного процесса и оценить ее потенциал в реальной практической деятельности.

 

 

 

 

 

Список источников

1.      Андреев, А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования / А.А. Андреев //Школьные технологии. – 2011. – № 3. – С. 56-58.

2.      Нургалеева, Л.В. Виртуальный музей: новая коммуникационная модель / Л.В. Нургалиева. – Москва: Наука, 2013. – 220 с.

3.      Туманова, Е.В. Виртуальный музей как средство распространения культурной и образовательной информации в рамках воспитательного пространства / Е.В. Туманова. – Москва: Просвещение, 2012. – 213 с.


 

Скачано с www.znanio.ru

Виртуальная музейная педагогика как средство решения образовательных задач

Виртуальная музейная педагогика как средство решения образовательных задач

Лилианы Половко ( ссылка ). Теперь можно попутешествовать по виртуальному музею и познакомиться с образцами муравленковских самоцветов

Лилианы Половко ( ссылка ). Теперь можно попутешествовать по виртуальному музею и познакомиться с образцами муравленковских самоцветов

История музея (историческая справка) - ссылка

История музея (историческая справка) - ссылка

Необходимое ресурсное обеспечение при создании и реализации проекта виртуальный музей «Ямальские самоцветы»: · техническое – компьютерное обеспечение пользователей данного инновационного продукта (компьютерное рабочее место учителя,…

Необходимое ресурсное обеспечение при создании и реализации проекта виртуальный музей «Ямальские самоцветы»: · техническое – компьютерное обеспечение пользователей данного инновационного продукта (компьютерное рабочее место учителя,…

Сочетание информационных технологий, музейной педагогики и проектного метода представляет широкие возможности для реализации своих способностей и склонностей ученикам разного возраста, и, следовательно, делает возможным дальнейшую…

Сочетание информационных технологий, музейной педагогики и проектного метода представляет широкие возможности для реализации своих способностей и склонностей ученикам разного возраста, и, следовательно, делает возможным дальнейшую…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2020