ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ В ПЕДАГОГИКЕ
Оценка 4.7

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ В ПЕДАГОГИКЕ

Оценка 4.7
Занимательные материалы +3
pdf
информатика
Взрослым
25.03.2018
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ В ПЕДАГОГИКЕ
Образовательный процесс строится на передаче информации, поэтому многие ученые обращали внимание на роль наглядного представления информации в обучении. Принцип наглядности или визуализации является одним из ведущих в обучении. Использование таблиц, схем, рисунков способствует быстрому запоминанию и осмыслению изучаемого материала. С учетом современных технических возможностей идея визуализации информации в процессе обучения приобретает новые черты. Визуализация: помогает учащимся правильно организовывать и анализировать информацию. Диаграммы, схемы, рисунки, карты памяти способствуют усвоению больших объемов информации, легко запоминать и прослеживать взаимосвязи между блоками информации; развивает критическое мышление; помогает учащимся интегрировать новые знания; позволяет связывать полученную информацию в целостную картину о том или ином явлении или объекте. Включение визуализации в образовательный процесс позволяет активно задействовать мощный зрительный канал получения информации. Помимо более понятной и наглядной формы получения информации, происходит дополнительная активизация нервной системы, обеспечивающая повышенное внимание и концентрацию учащихся на предмете изучения.
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ В ПЕДАГОГИКЕ.pdf

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования 

Луганской Народной Республики 

«СТАХАНОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ  В ПЕДАГОГИКЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

ВЛАДРСКИЙ ИГОРЬ ВАСИЛЬЕВИЧ

преподаватель высшей категории, преподаватель-методист

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ

 

 

Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» отражает суть такого процесса как визуализация. 

Визуализация (от лат. visualis, «зрительный») – общее название приёмов представления числовой информации или физического явления в виде, удобном для зрительного наблюдения и анализа.

Что такое визуализация? Само по себе понятие является достаточно многогранным, существует несколько определений в зависимости от того, о каком поле деятельности идет речь. 

Целью визуализации является передача данных. 

Визуализация информации – это процесс представления абстрактных данных в виде изображений, которые могут помочь в понимании смысла данных.

 Не только обучающиеся, но и многие люди плохо воспринимают информацию на слух, часть ее не распознается и теряется, часть воспринимается неверно, сухой монолог быстро утомляет, может вызывать демотивирование обучающихся. 

Визуализация подаваемого материала обеспечивает наглядность, четкое восприятие и понимание, возможность многократного обращения к представленной информации, возможность сравнения с предыдущей и последующей информацией.

Выделяют следующие Методы визуализации:

1.     Рисунок.

Рисунок, видимо, был первой в мире сознательной попыткой визуализации образов для их демонстрации другому человеку.

2.     График.

Графики предназначены прежде всего для иллюстрирования математических понятий, функциональных зависимостей или связей между объектами. 3. Диаграмма.

Диаграммы позволяют иллюстрировать количественные соотношения в определённой области. 

4.     Инфографика.

Графический способ подачи информации, данных и знаний. Основными принципами инфографики являются содержательность, смысл, легкость восприятия и аллегоричность.

5.     Фотография.

6.     Карты (например, географические).

Включение визуализации в образовательный процесс позволяет активно задействовать мощный зрительный канал получения информации. Помимо более понятной и наглядной формы получения информации, происходит дополнительная активизация нервной системы, обеспечивающая повышенное внимание и концентрацию учащихся на предмете изучения. 

Есть еще один важный эффект визуализации. Оформляя результаты самостоятельного обсуждения новой темы, учащиеся подключают к обучению мощнейший потенциал творчества. Поиск оригинальных форм отражения результатов работы команды, реализация в этом процессе всех своих способностей, свободное самовыражение и связанные с этим яркие положительные эмоции обеспечивают эффективное усвоение и надежное закрепление новых знаний и умений!

Для визуализации в образовательном процессе можно использовать привычные цветные мелки, разноцветные карточки, наклейки, вырезки из журналов, акварельные краски, материалы для лепки и другие подходящие для этой цели предметы. Театрализация представления результатов обсуждения также обеспечит яркий визуальный эффект и прочное запоминание материала. На самом деле, варианты представления процесса и результатов обучения безграничны, точнее, определяются задачами каждого раздела урока и ограничиваются исключительно фантазией педагога, обучающихся и ресурсными возможностями.

Активные методы представления информации, различные техники и способы визуализации материала оживляют образовательный процесс, позитивно воспринимаются обучающимися и положительно сказываются на результатах обучения.

ПРЕИМУЩЕСТВА ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ОБУЧЕНИИ:

Визуализация:

помогает учащимся правильно организовывать и анализировать информацию. Диаграммы, схемы, рисунки, карты памяти способствуют усвоению больших объемов информации, легко запоминать и прослеживать взаимосвязи между блоками информации;

развивает критическое мышление;

помогает студентам интегрировать новые знания;

позволяет связывать полученную информацию в целостную картину о том или ином явлении или объекте.

 

ТЕХНИКИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

 

1.     Таймлайн (от англ. timeline – букв. «линия времени») – это временная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события. Линии или ленты времени используются при работе с биографиями или творчеством писателя, а также для формирования у студентов системного взгляда на исторические процессы. Другая сфера использования таймлайнов – управление проектами. Таймлайны в проектной деятельности помогают участникам отмечать и видеть этапы реализации проекта, сроки его окончания.

2.     Интеллект-карта (ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей, ассоциативная карта, mind map) – это графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем. То есть, это инструмент для структурирования идей, планирования своего времени, запоминания больших объемов информации, проведения мозговых штурмов.

3.     Скрайбинг (от английского «scribe» – набрасывать эскизы или рисунки) – это визуализация информации при помощи графических символов, просто и понятно отображающих ее содержание и внутренние связи. Техника скрайбинга была изобретена британским художником Эндрю Парком.

Выступление в технике скрайбинга – это прежде всего искусство сопровождения произносимой речи «на лету» рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). Как правило, иллюстрируются ключевые моменты рассказа и взаимосвязи между ними. Создание ярких образов вызывает у слушателя визуальные ассоциации с произносимой речью, что обеспечивает высокий процент усвоения информации.

4.     Инфографика – это графический способ подачи информации, данных и знаний. Основными принципами инфографики являются содержательность, смысл, легкость восприятия и аллегоричность. Для создания инфографики могут использоваться таблицы, диаграммы, графические элементы и т. д.

 

ЧТО ТАКОЕ ИНФОГРАФИКА И ЗАЧЕМ ОНА НУЖНА?

Графическое представление информации как способ общения между людьми, передача смысла сложных явлений и понятий в виде картинок использовались человеком с давних времен: это и наскальная живопись, и древнеегипетские иероглифы, и даже работа Микеланждело Буанаротти — роспись потолка Сикстинской капеллы в Риме.

XX век по праву можно назвать текстовой цивилизацией. В XXI веке мы становимся свидетелями становления цивилизации изображений. В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с визуализацией информации: нас окружают схемы (например, схема линий метро или схема достопримечательностей), карты (например, карта города с достопримечательностями), пиктограммы (например, информационные дорожные знаки или знаки сервиса). Все это – наглядное представление информации, но инфографикой они не являются.

Инфографика предполагает сворачивание больших объемов информации и представление ее в более интересном и компактном для читателя виде. 

Так, например, цифровой плакат заменяет многостраничное описание результатов онлайн-исследования.

Инфографика в образовании явление не новое. Ведь хорошо иллюстрированные таблицы на страницах учебных пособий и карты можно назвать образцами учебной инфографики.

Идеально же выполненная инфографика представляет собой законченный информационный блок, который можно усвоить самостоятельно, без чьей-либо помощи (комментария), причём весьма эффективно.

Инфографика позволяет – говорить‖ со студентом на языке образов и ассоциаций, что соответствует как наглядно-образному типу мышления, так и особенностям восприятия информации.

Основная функция инфографики – информировать, представлять большой объем информации в организованном виде, удобном для восприятия.

 

 

 

 

 

РАЗНОВИДНОСТИ ИНФОГРАФИКИ

 

По характеру представляемых данных различают такие категории инфографики:

числа в картинках: наиболее распространённая категория, которая позволяет сделать числовые данные более удобоваримыми;

расширенный список: статистические данные, линия времени, просто набор фактов может быть визуализирован;

процесс и перспектива: служит для визуализации сложного процесса или предоставления некоторой перспективы. Может вообще не содержать числовых данных.

 

По способу отображения инфографика подразделяется на следующие виды:

статичная инфографика – одиночные изображения без элементов анимации;

динамическая инфографика – инфографика с анимированными элементами. Основными подвидами динамической инфографики являются видеоинфографика, анимированные изображения, презентации;

интерактивная инфографика – вид инфографики, в котором пользователю предлагается управлять отображением данных.

 

По типу источника различают 3 основных вида инфографики:

аналитическая инфографика – графика подготавливаемая по аналитическим материалам. Наиболее часто используется экономическая инфографика: аналитика проводится исключительно по данным экономических показателей и исследований;

новостная инфографика – инфографика, подготавливаемая под конкретную новость в оперативном режиме;

инфографика реконструкции – инфографика, использующая за основу данные о каком-либо событии, воссоздающая динамику событий в хронологическом порядке.

 

В образовательном процессе используется инфографика следующих типов: инструкция;

памятка;

плакат; путеводитель; статистика.

 

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОГРАФИКИ

 

Работа с инфографикой может идти в двух направлениях:

1.     анализ студентами созданной преподавателем (дизайнером) инфографики;

2.     создание инфографики студентами под руководством преподавателя на основе имеющихся данных (в ходе проектной деятельности, по изученному материалу).

В первом случае методика работы с инфографикой строится так же, как и работа с наглядным пособием. Учащимся перелагаются задания, направленные на анализ информации, сопоставление приведенных фактов, формулировку выводов, обобщений и постановку вопросов к представленной информации. 

 

Также можно предлагать задания на функциональное чтение:

опиши представленного персонажа (событие);

представь данные в табличной форме и предположи, как они будут изменяться в дальнейшем;

составь рассказ (план);

дополни недостающие в тексте данные, используя инфографику.

 

Подбирая (создавая) инфографику для включения в урок педагог должен ответить на 4 вопроса:

1.     Как я отношусь к содержанию, какие центральные факты, идеи, аргументы, процессы, процедуры я хочу, чтобы студенты поняли?

2.     Какая схема поможет лучше организовать материал и наполнить его смыслом?

3.     Какой вид визуального организатора поможет студентам в анализе и осмыслении содержания?

4.     Какие надо поставить вопросы, как организовать актуализацию субъектного опыта по теме для активизации мышления студентов?

Во втором случае работа требует длительной подготовки, которая направлена на сбор данных, их анализ, выбор способа представления, дизайн.

 

ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ ИНФОГРАФИКИ ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ЭТАПЫ:

1.     Формулирование цели создания инфографики и определение аудитории. Разрабатываемый информационный дизайн обычно предназначен для какой-то целевой аудитории.

2.     Сбор определенного количества данных, материала по теме. Данные могут быть представлены в различных форматах – текстовый контент, графика, видео материалы, страницы таблиц и др.

3.     Аналитика и обработка информации. Собранный материал необходимо проанализировать и обработать, привести к одному знаменателю – обычно это неоформленные графики, гистограммы,

4.     Построение доступной визуализации, верстка. Весь материал компонуется, приводится в красивый наглядный вид. Выбирается формат (в зависимости от целей и количества данных) – презентация, слайд-каст, одностраничная картинка, видеоролик.

 

Можно выделить следующие направления в использовании инфографики в образовательном процессе:

организация целенаправленного восприятия информации;

запоминание информации с опорой на графические образы;

отображение существенных для понимания сторон изучаемого материала;

способ делиться знаниями и результатами исследований;

способ обработки данных исследований;

развитие критического мышления;

формирование навыков функционального чтения.

Методы визуализации организуют и направляют мыслительный процесс, позволяя понять тему, проблему студентам с разным уровнем знаний и способностей.

 

МЕТОДЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ

Более 100 различных методов визуализации информации описали в своей работе – Towards A Periodic Table of Visualization Methods for Management‖ (в направлении периодической таблицы методов визуализации для управления) Ralph Lengler и Martin J. Eppler (режим доступа:

http://www.visualliteracy.org/periodic_table/periodic_table.pdf).

Периодическая таблица построена по двум направлениям: периоды и группы. Периоды отражают сложность визуализации, группы – область применения.

Авторы выделили 6 периодов:

Data Visualization (визуализация данных)

Методы, которые позволяют визуально представить количественные данные в схематичной форме для группировки, сравнения и представления данных.

Information Visualization (визуализация информации)

Методы перевода данных в изображение, схему; использование интерактивных визуальных представлений данных для усиления познания. Текст переводится в формат рисунка, схемы.

Concept Visualization (визуализация концепций)

Методы      анализа        проблем,     концепций,            идей,            планов, направляемых шаблонами и правилами составления визуализации. Например, концептуальные карты или диаграммы Ганта.

Metaphor Visualization (визуализация метафор)

Эффективные и простые шаблоны для передачи сложных идей. Визуальные метафоры позволяют графически организовать и структурировать информацию и отобразить ключевые характеристики используемой метафоры.

Strategy Visualization (визуализация стратегий)

Методы предполагают систематическое использование дополнительных визуальных представлений для повышения качества анализа, для разработки плана, организации взаимосвязи компонентов и субъектов и реализации плана.

Compound Visualization (комплексная визуализация)

Это могут быть сложные карты знаний, которые содержат схематические и метафорические элементы, концептуальные мультфильмы, содержащие количественные графики, или интерактивный плакат, сочетающий в себе разные приемы визуализации информации.

Интерактивная версия таблицы с примерами каждого метода инфографики доступна по ссылке: 

http://www.visual-literacy.org/periodic_table/periodic_table.html.

 

Сервисы для создания инфографики https://infogr.am/ http://creately.com/ http://piktochart.com/ http://visual.ly/

Подробные инструкции по работе с сервисами читайте на национальном образовательном портале (http://adu.by) в разделе «Электронное обучение» – «Дистанционный всеобуч для учителя». Сайты с готовой инфографикой

http://ria.ru/infografika – сайт Агентства РИА Новости

http://infogra.ru/ – сетевое сообщество дизайнеров, инфодизайнеров и

визуализаторов.

http://mercator.ru/ – сайт компании – Меркатор‖ (см. раздел – Инфографика‖).

http://ed-today.ru/infografika – примеры инфографики по проблемам образо-

вания.

http://infographics.wciom.ru/ – инфографика Всероссийского центра изучения

общественного мнения.

 

 

3D-визуализация

Программное обеспечение помогает конструкторам и специалистам цифрового маркетинга создавать визуальное изображение продукта, проекта или виртуальных прототипов в формате 3D. Визуализация предоставляет разработчикам инструменты, которые могут расширить передовые производственные возможности. Визуализация с помощью визуальных образов является эффективным способом общения. Зрительное представления является одним из лучших способов коммуникации с потенциальными клиентами. Эффективное общение позволяет тратить больше времени на улучшение своих проектов и продуктивное взаимодействие. Визуализация 3D представляет собой технику создания объемных изображений, диаграмм или анимации.

Читайте подробнее на FB.ru: 

http://fb.ru/article/251951/chto-takoe-vizualizatsiya-kak-ona-rabotaet

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ

Графический способ подачи информации, данных и знаний

Графический способ подачи информации, данных и знаний

ТЕХНИКИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ТЕХНИКИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

Все это – наглядное представление информации, но инфографикой они не являются

Все это – наглядное представление информации, но инфографикой они не являются

Основными подвидами динамической инфографики являются видеоинфографика, анимированные изображения, презентации; ‒ интерактивная инфографика – вид инфографики, в котором пользователю предлагается управлять отображением данных

Основными подвидами динамической инфографики являются видеоинфографика, анимированные изображения, презентации; ‒ интерактивная инфографика – вид инфографики, в котором пользователю предлагается управлять отображением данных

Подбирая (создавая) инфографику для включения в урок педагог должен ответить на 4 вопроса: 1

Подбирая (создавая) инфографику для включения в урок педагог должен ответить на 4 вопроса: 1

Методы визуализации организуют и направляют мыслительный процесс, позволяя понять тему, проблему студентам с разным уровнем знаний и способностей

Методы визуализации организуют и направляют мыслительный процесс, позволяя понять тему, проблему студентам с разным уровнем знаний и способностей

Интерактивная версия таблицы с примерами каждого метода инфографики доступна по ссылке: http://www

Интерактивная версия таблицы с примерами каждого метода инфографики доступна по ссылке: http://www
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2018