«Визуальная поддержка детей с ОВЗ»
Каким способом хранить, структурировать, обобщать и систематизировать тот поток информации, который обрушивается на современного школьника с ОВЗ? Здесь могут помочь графические способы организации информации. Для своих учеников я адаптирую графические организаторы.
Визуальная поддержка – это использование изображений (картинок, надписей, указателей и др.), для улучшения восприятия и понимания информации. Визуальная поддержка может помочь в обучении социальным навыкам и в их самостоятельном использовании в различных социальных ситуациях. Она способна подготовить к изменениям или незнакомым ситуациям, давая понять, чего ожидать, что произойдет дальше, таким образом способствуя снижению беспокойства. Визуальная поддержка полезна для детей, имеющих проблемы с пониманием устных инструкций.
В 2003 г Институт продвижения исследований в образовании (США) при Ассоциации за образование взрослых и грамотность (AEL) опубликовал обзор 29 исследований использования визуальных средств обучения. В большинстве исследований речь шла именно о графических органайзерах. Учёные установили, что их применение улучшает показатели учеников в нескольких направлениях. А именно:
× Улучшается запоминание информации – в том случае, когда она представлена как визуально, так и в текстовой форме.
× Улучшается понимание прочитанного.
× Растёт успеваемость, в том числе у школьников, имеющих трудности в обучении.
× Улучшаются навыки критического мышления.
Графические органайзеры – это всё, что каким-то образом помогает организовать информацию на листе бумаги (или экране компьютера), чтобы улучшить её запоминание, усвоение, анализ или применение. Это – инструменты визуальной коммуникации, которые используют наглядные средства выражения содержания. Они играют все большую роль в процессе организованного обучения и могут быть с успехом использованы в самообразовании.
Типы графических организаторов
Графические организаторы, представляющие сочетание различных геометрических форм и связей между ними, подбираются в зависимости от типа информации и конкретной задачи ее структурирования.
Так описательные или тематические карты особенно хороши для выстраивания отношений между информационными блоками.
Для наглядного структурирования многоуровневой информации, состоящей из соподчиненных и второстепенных элементов, подходит четко организованная иерархическая структура сетевого дерева.
Для графической организации информации, содержащей причины и следствия или проблемы и их решения, можно использовать карту проблем и решений.
Список источников информации
1. Распечатать готовые формы для графического способа представления информации можно на следующих сайтах: http://www.teachervision.fen.com/graphic-organizers/printable/6293.html?detoured=1 http://www.superteacherworksheets.com/graphic-organizers.html http://www.eduplace.com/graphicorganizer/ http://www.studenthandouts.com/graphicorganizers.htm
Список использованной литературы и интернет-ресурсов:
1. Колесникова И., Долгина О. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков — Спб: Cambridge, 2001.
2. Лебедева М. Б. Методические разработки мини-тренингов для слушателей и преподавателей программы Intel: Обучение для будущего — М., 2005.
3. Сиземина А. Е. Стратегия применения графических организаторов при обучении лексической стороне иноязычной речи. Электронная версия журнала «Вопросы современной науки и практики» — № 6.— 2009. http://vernadsky.tstu.ru/ru/vjpusk/2009/vjpusk-06.php 4. // www.freeology.com, www.dailyteachingtools.com//
4. Коэн М., Герхардт П. Визуальная поддержка. Система действенных методов для развития навыков самостоятельности у детей с аутизмом. – 2018.
5. МакКланахан Л., Крантц П. Расписание для детей с аутизмом. Обучение самостоятельному поведению. - М.: СигналЪ, 2003.
6. Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов //М.: Теревинф. – 2011.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.