В.К. Арсеньева – путешественника, ученого, писателя
1. Тип урока: комбинированный.
2. Структура урока: 1) организационный момент;
2) изучение нового материала;
3) обобщение знаний.
4) домашнее задание.
3. Цели и задачи урока: а) образовательная (углубление и обобщение знаний об
истории освоения и природе Дальнего Востока,
особенностях красоты родного края в произведении
Арсеньева, получают знания о творчестве писателя).
б) развивающая (обобщать знания, полученные на уроках
литературы, находить ответы на вопросы,
реализует творческие способности).
в) воспитательная (привитие любви к родному краю,
гуманизма, патриотизма).
4. Оборудование: Словарь Даля, литературный текст, физическая карта России,
фотографии и рисунки растений и животных Дальнего
Востока, портреты В.К.Арсеньева и Дерсу Узала, план и эпиграфы к уроку на доске, аудиозапись «Вальс на сопках Маньчжурии», компьютер, проектор.
Ход урока:
1. Оргмомент (запись числа, темы).
Сегодня на уроке вы должны реализовать свои творческие способности, проявить имеющиеся знания о родной природе, ощутить гордость за богатство и красоту Дальнего Востока. Эпиграфом сегодняшнего урока будут слова:
Общеизвестно, что большой патриотизм начинается
с малого – с любви к тому месту, где живешь.
Л. Леонов.
Познакомьтесь с планом нашего урока:
1. Общие сведения об истории освоения и природе Дальнего Востока.
2. Красота родного края в произведении В.К.Арсеньева.
3. Закрепление изученного материала.
2. Изучение нового материала.
Учитель литературы: Восхищение, нежность, гордость и любовь к своей земле воспевает в стихотворении П.Комаров «Приамурье». Давайте с вами послушаем стихотворение. (Ученик выразительно читает стихотворение П.Комарова «Приамурье»).
Край
далёкий - с лесами да сопками, |
Учитель: Дальний Восток – уникальный, своеобразный край. Его необжитые просторы и природные богатства влекли к себе французов, англичан, американцев. Авторитетнейший французский мореплаватель Лаперуз, совершив путешествие к берегам Дальнего Востока, сообщил научному обществу – р. Амур
несудоходна. В России сложилось мнение о бесперспективности освоения Дальнего Востока. Молодой моряк Г. Невельской на свой страх и риск совершил путешествие к устью р. Амур и доказал его судоходность, водрузил русский флаг на его берегах! О своеволии офицера было доложено императору, на что тот ответил: «Там, где русский флаг поднят, опускаться он не должен».
С середины 19 века началось освоение необъятных просторов востока. Его дикая природа влекла к себе людей одержимых, увлеченных жаждой странствий. Одним из них был Владимир Клавдиевич Арсеньев, назначенный начальником Владивостокской конно-охотничьей команды, которая представляла собой разведывательный отряд, обследовавший край и собиравший военно-географические сведения. Но он был не просто военным, а страстным природоведом, патриотом Дальнего Востока.
Учитель литературы: Давайте с вами перенесемся в Запорожскую Сечь. Когда вы изучали главного героя Тараса Бульбу, какую самую главную черту характера вы выделили у него? (Патриотизм). Арсеньев был не меньшим патриотом, хотя родился далеко отсюда. Послушаем его биографию, познакомимся с его судьбой и творчеством.
Учащиеся: Два ученика выступают с докладами о биографии и творчестве В.К. Арсеньева, в ходе рассказа об Арсеньеве ученики в классе делают записи в тетради.
1-ый ученик: За 30 лет экспедиций Владимир Арсеньев заполнил белые пятна на карте Дальнего Востока, рассказал миру о населяющих эту территорию народах. На собранные им сведения до сих пор опираются этнографы, биологи, гидрографы, геологи, археологи и просто путешественники, открывающие для себя дикий и прекрасный Амурский край.
Путешественник-офицер
Владимир Арсеньев родился 10 сентября 1872 года в Петербурге. Его отец Клавдий Арсеньев был выходцем из тверских крепостных, дослужился до заведующего движением Московской окружной железной дороги, был удостоен почетного звания потомственного гражданина Санкт-Петербурга.
Все десять детей Арсеньевых зачитывались романами Жюля Верна, восхищались первооткрывателями Николаем Пржевальским, Геннадием Невельским, Петром Семеновым-Тян-Шанским, Николаем Миклухо-Маклаем. Дядя с материнской стороны, Иоиль Кашлачев, был страстным любителем природы. Именно с ним Владимир Арсеньев ездил в первые экспедиции по реке Тосне под Петербургом.
По примеру своих вдохновителей — путешественников-офицеров Пржевальского и Невельского, Арсеньев избрал военную карьеру. В 1891 году он поступил в 145-й Новочеркасский пехотный полк, а два года спустя — в Петербургское пехотное юнкерское училище. В 1896-м Владимира Арсеньева — уже в чине подпоручика — направили служить в 14-й Олонецкий пехотный полк, расквартированный в польском городе Ломжа.
В 1900 году Арсеньев подал прошение о переводе на почти не изученный в то время Дальний Восток, и его перевели в 1-й Владивостокский крепостной пехотный полк. В следующие годы офицер-путешественник ходил в короткие экспедиции по Дальнему Востоку, в 1900–1905 годах он обследовал весь юг Приморья. Уже тогда Арсеньев не только наносил на карту то, что полагалось по заданию военного начальства, но и описывал флору и фауну, археологические находки и этнографические особенности местности.
Во время Русско-японской войны 1904–1905 годов Арсеньев участвовал в разведывательных операциях, был награжден орденами Святой Анны 3-й и 4-й степени и Святого Станислава 3-й и 2-й степени.
2-ой ученик: Большая сихотэ-алиньская экспедиция
После поражения в войне было решено осваивать территорию Дальнего Востока. В 1906 году Приамурский генерал-губернатор Павел Унтербергер выделил средства на первую большую экспедицию — в нее отправили штабс-капитана Владимира Арсеньева, которого к тому моменту перевели в Хабаровск. Во время экспедиции команда Арсеньева изучала горную область Сихотэ-Алиня от залива Святой Ольги до бухты Терней и систему истоков реки Уссури. Путешественники наносили сведения на карту, делали фотографии и составляли подробные описания.
Летом 1906 года группа встретила в тайге нанайского охотника Дерсу Узала. Дерсу стал проводником и другом Арсеньева, а позже — и героем его книг. Примечательно, что в книгах знакомство с гольдом — так называли нанайцев — перенесено на 1902 год.
«Дерсу стал вспоминать дни своего детства, когда, кроме гольдов и удэхе, других людей не было вовсе. Но вот появились китайцы, а за ними — русские. Жить становилось с каждым годом все труднее и труднее. Потом пришли корейцы. Леса начали гореть; соболь отдалился, и всякого другого зверя стало меньше. А теперь на берегу моря появились еще и японцы. Как дальше жить?»
Отрывок из книги «Дерсу Узала»
В следующей экспедиции 1907 года Владимир Арсеньев продолжил изучать восточные склоны Сихотэ-Алиня и бассейны рек Иман (сегодня — Большая Уссурка) и Бикин. За семь месяцев группа прошла более 1000 верст, пережила две голодовки и зимнюю стужу без теплой одежды, которую унесло с лодкой. Но самой тяжелой стала третья экспедиция 1908–1910 годов: за 19 месяцев путешественники обследовали север Уссурийского края в нижнем течении Амура.
«Четыре раза я погибал с голоду. Один раз съели кожу, другой раз набивали желудок морской капустой, ели ракушки. Последняя голодовка была самой ужасной. Она длилась 21 день. Вы помните мою любимую собаку Альпу — мы ее съели в припадке голода и этим спаслись от смерти. Три раза я тонул, дважды подвергался нападению диких зверей (тигр и медведь) <...> И ничего!» — рассказывал Арсеньев в письме.
В то время существовала путаница в географических наименованиях Дальнего Востока. Одновременно использовались китайские, удэгейские и русские названия. Во время экспедиций Арсеньев привел их в единую систему, указал, как одна и та же река или гора называется у разных народов и какое русское наименование следует использовать. Кроме того, ученый выделил две климатические зоны — восточную морскую и западную, более континентальную, а также установил границу, где южная маньчжурская флора резко переходит в северную охотскую. Арсеньев описал быт и верования коренных народов Приамурья — удэгейцев, тазов, орочей, нанайцев. Многие годы он работал над монографией «Страна Удэхе», которую считал главным трудом своей жизни. После смерти Арсеньева уже практически готовая рукопись была утеряна, так и не увидев свет.
1-ый ученик: Участник 20 научных обществ
В 1910–1919 годах Владимир Арсеньев параллельно с военной службой работал директором Хабаровского краеведческого музея. Ученый встретился со знаменитым норвежским путешественником Фритьофом Нансеном, когда тот посетил Хабаровск в 1913 году. После переезда во Владивосток в начале 1920-х годов Арсеньев заведовал этнографическим отделом Приморского музея, который сегодня носит его имя. Обширный материал, собранный им во время экспедиций, пополнил коллекции не только Хабаровска и Владивостока. Многие предметы Арсеньев отправлял в дар Антропологическому музею Московского университета, Этнографическому музею Казанского университета, этнографическому отделу Русского музея. За материалы, отправленные в Вашингтонский музей, путешественника избрали членом Вашингтонского национального географического общества. Всего Владимир Арсеньев состоял более чем в 20 научных обществах, включая Русское географическое общество и Британское Королевское географическое общество.
В 1920-х годах ученый побывал в экспедициях на Камчатке, Командорских островах, прошел по маршруту Советская Гавань — Хабаровск. Он преподавал и читал выездные лекции, консультировал кинематографистов и писал книги. Арсеньева интересовали самые разные темы: от борьбы с браконьерством до организации переписи населения. Его книги «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала» были очень популярными у читателей. По выражению Максима Горького, их автору удалось «объединить в себе Брема и Фенимора Купера» (Альфред Эдмунд Брем — немецкий зоолог, автор научно-популярной книги «Жизнь животных». — Прим. авт.). Книги Арсеньева были написаны простым и одновременно образным языком, с тонким и добрым юмором.
2-ой ученик: Семья «врага народа»
Владимир Арсеньев умер 4 сентября 1930 года от пневмонии, которой он заболел в экспедиции. Часто цитируют одно из его последних писем: «Мое желание — закончить обработку своих научных материалов и уйти, уйти подальше, уйти совсем — к Дерсу!» (Дерсу Узала погиб от руки грабителя в 1908 году).
Все эти годы Арсеньева, подполковника царской армии, не отпускало из поля зрения ГПУ. В 1931 году во владивостокской газете «Красное знамя» вышла статья «В. К. Арсеньев как выразитель идей великодержавного шовинизма». Она была построена на вырванных из контекста цитатах и убеждала читателя, что путешественник отстаивал интересы «своей русской буржуазии», а также не проявил «ни малейшей попытки, ни малейшего желания овладеть методом диалектического материализма».
В 1934 году арестовали Маргариту Арсеньеву — вторую жену ученого. Ее и группу других исследователей обвиняли в контрреволюционных действиях, которыми якобы руководил Арсеньев. Через четыре года вдову путешественника расстреляли. Его первую семью — бывшую супругу, сына от первого брака и его жену с детьми — в 1939 году выслали на Алтай.
Тяжело сложилась судьба дочери Арсеньева от второго брака — Натальи. Ей было 10 лет, когда она лишилась отца, 18 — когда арестовали ее мужа, 19 — когда расстреляли мать. Вскоре девушка и сама попала в тюрьму. Сначала ее выпустили, но в 1941-м приговорили к 10 годам лагерей.
В 1950–60-е годы родственников Арсеньева реабилитировали, Маргариту Арсеньеву — посмертно. Первая жена с сыном, невесткой и внуками вернулась на Дальний Восток, сегодня их потомки проживают в Находке.
Учитель литературы: Красоту природы Арсеньев воспел в следующих своих произведениях – «По Уссурийскому краю», «Встречи в тайге», «Дерсу Узала». Особую популярность В.К. Арсеньеву создала его книга «Дерсу Узала». После выхода в свет, эта книга сразу обратила на себя большое внимание, не только на Дальнем Востоке, но и далеко за его пределами. А.М. Горький высоко оценил произведение Арсеньева «Дерсу Узала»: «Я влечен и очарован ее изобразительной силой. Вам удалось объединить в себе Брема и Фенимора Купера … Гольд описан Вами отлично, для меня он более живая фигура».
В.К. Арсеньеву пришлось встретиться со множеством людей и, вероятно, не в одном из них разочароваться, прежде чем набрести на удивительного гольда, вселенскую душу Дерсу Узала. Он просвещенный, образованный человек, учился у туземца особой таежной этике, деликатности, бережному отношению ко всему живому. Дерсу Узала всю свою жизнь прожил в тайге, он был чужд тех пороков, которые присущи городской цивилизации. Выжить в девственных дебрях можно было только заботясь о ближнем, не беря лишнего от природы.
Задание учащимся: Работа с текстом– (как Дерсу защитил ворону, забота Дерсу о мелком зверье). Можно разбиться на группы.
1-ый отрывок
«Ночью я проснулся. Вокруг луны было матовое пятно — верный признак, что утром будет мороз. Так оно и случилось: перед рассветом температура быстро понизилась, и вода в лужах замерзла. Первыми проснулись Чжан-Бао и Дерсу. Они подбросили дров в огонь, согрели чай и тогда только разбудили меня и Фокина.
Удивительные птицы вороны. Как скоро они узнают, где есть мясо! Едва солнечные лучи озолотили вершины гор, как несколько их появилось уже около нашего бивака. Они громко перекликались между собою и перелетали с одного дерева на другое. Одна из ворон села очень близко от нас и стала каркать.
— Ишь, проклятая! Погоди, я тебя сейчас ссажу, — сказал стрелок Фокин и потянулся за винтовкой.
— Не надо, не надо стрелять, — остановил его Дерсу. — Его мешай нету. Ворона тоже хочу кушай. Его пришел посмотреть, люди есть или нет. Нельзя — его улетит. Наша ходит, его тогда на землю прыгай, чего-чего остался — кушай.
Как бы в подтверждение его слов ворона снялась с дерева и улетела. Доводы эти Фокину показались убедительными; он положил ружье на место и уже больше не ругал ворон, хотя они подлетали к нему еще ближе, чем в первый раз.
Дерсу был, безусловно, прав. Обычай «ссаживать» ворон с деревьев — жестокая забава охотников. Стрельбой по воронам забавляются иногда даже образованные люди. Стреляют так же, как в бутылку, только потому, что черная ворона представляет из себя хорошую цель.
Ворон скорее следует отнести к полезным птицам, чем к вредным. Убирая в тайге трупы павших животных, дохлых рыб по берегам рек, моллюсков, выброшенных морским прибоем, и в особенности разные отбросы человеческих жилищ, они являются незаменимыми санитарами и играют огромную роль в экономии природы. Кто знает, быть может, без ворон вся вода оказалась бы зараженной падалью. Вред, причиняемый воронами хозяйству, по сравнению с той пользой, которую они приносят, невелик.»
2-ой отрывок
«…Вечером я записывал свои наблюдения, а Дерсу жарил на вертеле сохатину. Во время ужина я бросил кусочек мяса в костер. Увидев это, Дерсу поспешно вытащил его из огня и швырнул в сторону.
— Зачем бросаешь мясо в огонь? — спросил он меня недовольным тоном. — Как можно его напрасно жечь! Наша завтра уехали, сюда другой люди ходи — кушай. В огонь мясо бросай, его так пропади.
— Кто сюда другой придет? — спросил я его в свою очередь.
— Как кто? — удивился он. — Енот ходи, барсук или ворона; ворона нет — мышь ходи, мышь нет — муравей ходи. В тайге много разный «люди» есть.
Мне стало ясно: Дерсу заботился не только о людях, но и о животных, хотя бы даже и о таких мелких, как муравей. Он любил тайгу с ее населением и всячески заботился о ней.
Разговор наш перешел на охоту, на браконьеров, на лесные пожары. Из его слов я понял, что к охране природы, к разумному пользованию ее дарами этот дикарь стоял ближе, чем многие европейцы, имеющие претензию на звание людей образованных и культурных.
Мы незаметно досидели с ним до полуночи. Наконец, Дерсу начал дремать. Я закрыл свою тетрадь, завернулся в одеяло, лег поближе к огню и скоро заснул. Ночью сквозь сон я слышал, как он поправлял огонь и прикрывал меня своей палаткой.»
Ответьте на вопрос: Какие качества таежного охотника следует (хотелось бы) перенять, чтобы сохранить природу родного края? (Ответы учащихся). Записать вывод в тетрадь: Для сохранения удивительной, своеобразной природы Дальнего Востока необходимо:
1) Бережно и экономно использовать природные ресурсы; 2) Восстанавливать и преумножать растительный и животный мир; 3) Воспитывать в себе чувство ответственности за состояние природы родного края.
Учитель литературы: Владимир Арсеньев прекрасно описал яркую, дикую красоту Сихотэ-Алиня. Прочтите описания природы Дальнего Востока из повести «Дерсу Узала». Через несколько минут постарайтесь прочитать так, чтобы интонацией передать удивительную красоту природы родного края. Пока выполняете задание, для вас звучит «Вальс на сопках Маньчжурии», написанный в начале прошлого века. (Через 5 минут слушаем выразительное чтение отрывков о природе родного края).
«С утра погода была удивительно тихая. Весь день в воздухе стояла сухая мгла, которая после полудня начала быстро сгущаться. Солнце из белого стало жёлтым, потом оранжевым и, наконец, красным; в таком виде оно и скрылось за горизонтом. Я заметил, что сумерки были короткие: как-то скоро спустилась ночная тьма. Море совершенно успокоилось, нигде не было слышно ни единого всплеска. Казалось, будто оно погрузилось в сон. Часов в 10 вечера взошла луна. Она была очень больших размеров, имела странный вид и даже в полночь не утратила того красного цвета, который свойствен ей во время низкого стояния над горизонтом. Утёсы на берегу моря, лес в горах и одиноко стоящие кусты и деревья казались как бы другими — не такими, как всегда. В полночь мгла сгустилась до того, что её можно было видеть в непосредственной от себя близости, и это не был дым, потому что гарью не пахло. Вместе с тем воздух приобрёл удивительную звукопроницаемость: обыкновенный голос на дальнем расстоянии слышался как громкий и крикливый; шорох мыши в траве казался таким шумом, что невольно заставлял вздрагивать и оборачиваться. Казалось, будто мы перенеслись в другой мир, освещённый не луною, а каким-то неведомым тусклым светилом. Вслед за тем воздух наполнился какими-то звуками, похожими на раскаты грома, глухие взрывы или отдалённую пушечную пальбу залпами. Звуки эти неслись откуда-то со стороны моря. Может быть, единственный раз в жизни мы слышали подземный гул.»
«Следующий день был 14 декабря. Утро было тихое и морозное. Солнце взошло красное и долго не давало тепла. На вершинах гор снег окрасился в нежно-розовый цвет, а в теневых местах имел синеватый оттенок.
Осматривая окрестности, я заметил в стороне клубы пара, поднимавшегося с земли.
Я кликнул Дерсу и Сунцая и отправился туда узнать, в чём дело. Это оказался железистосернистоводородный тёплый ключ. Окружающая его порода красного цвета; накипь белая, известковая; температура воды +27° С. Удэхейцам хорошо известен тёплый ключ на Уленгоу как место, где всегда держатся лоси, но от русских они его тщательно скрывают.
От горячих испарений, кроме источника, все заиндевело: камни, кусты лозняка и лежащий на земле валежник покрылись причудливыми узорами, блестевшими на солнце, словно алмазы. К сожалению, из-за холода я не мог взять с собой воды для химического анализа.»
«Весь день стояла хорошая, ясная и солнечная погода. Термометр показывал—17,5° С. Барометр стоял на 685. Лёгкий ветер гнал с востока небольшие кучевые облака. Издали они казались идущими высоко по небу, но по мере приближения к Сихотэ-Алиню как будто опускались к земле. Над водоразделом облака проходили совсем низко и принимали какой-то серовато-жёлтый оттенок. Каждое облачко разряжалось тончайшей искрящейся снежной пылью. Тогда вокруг солнца появлялись радужные венцы, но, как только облако проходило мимо, световое явление исчезало.
Западный склон Сихотэ-Алиня пологий, но круче, чем в истоках Арму. За перевалом сразу начинается лес, состоящий из ели; пихты и лиственницы. По берегам речек растут' берёза с жёлтой мохнатой корой, горный клён и ольха.
Обилие мхов и влаги не позволило пожарам распространиться дальше водораздела, хотя и с этой стороны кое-где выделялись выгоревшие плешины; в, бинокль ясно было видно, что это не осыпи, а места пожарищ.»
«С утра погода хмурилась. Воздух был наполнен снежной пылью. С восходом солнца поднялся ветер, который к полудню сделался порывистым и сильным. По реке кружились снежные вихри; они зарождались неожиданно, словно сговорившись, бежали в одну сторону и так же неожиданно пропадали. Могучие кедры глядели сурово и, раскачиваясь из стороны в сторону, гулко шумели, словно роптали на непогоду.»
3. Обобщение знаний.
Учитель литературы: При чтении нужно было выписать непонятные слова. С каким словарем вы работали? Почему? (В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка», т.к. в словаре собраны диалектные слова). Что обозначают слова панцуй, саек, унты, кисет, ханяга, бредень, берданка? Многие эти слова исчезли из употребления, т.к. изменилась жизнь населения. (Панцуй – женьшень; бредень – вещь для ловли рыбы в реках; кисет – резиновая сумочка с затяжными завязками; берданка – оружие; ханяга – тень, душа; саек – годовалый телок; унты – туземная обувь).
Подведение итогов, выставление оценок.
4. Домашнее задание:
1. Мини-сочинение: а) Современен ли Арсеньев сегодня?
б) Чем интересен для меня герой книги Арсеньева Дерсу Узала?
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.