ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".
Оценка 4.9

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
изобразительное искусство
1 кл
18.06.2018
ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".
Народное декоративно - прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует чуткому отношению к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой лично. Важно обеспечивать развитие у обучающихся эмоциональной культуры в процессе комплексного преподавания искусства с целью формирования эстетических знаний, пробуждения эстетической восприимчивости и закрепления их в творческом опыте.
гор..docx
Проект росписи кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах   выпускная квалификационная работа Новосибирск, 2018 2 Содержание Введение...................................................................................................................3 1.Из истории возникновения и развития Городецкой росписи.............................5 2.Виды композиций Городецкой росписи.............................................................13 2.1 Цветочная роспись........................................................................................14 2.2 Цветочная композиция с включением мотива «конь» и «птица»..............16 2.3Сюжетная роспись.........................................................................................17 3. Технология росписи кухонного набора по мотивам Городецкой росписи.....20 3.1 Выбор замысла росписи кухонного набора.................................................20 3.2 Выбор композиции........................................................................................21 3.3 Выбор материалов и инструментов.............................................................23 3.4 Выбор колорита и видов росписи кухонного набора..................................25 3.5 Разработка технологических операций......................................................27 3.6 Расчет стоимости и себестоимости изделия...............................................29 4. Методика проведения учебных занятий по Городецкой росписи с младшими школьниками..........................................................................................................31 4.1 Влияние занятий Городецкой росписью на развитие личности младшего школьника............................................................................................................31 4.2 Методика освоения Городецкой росписи с младшими школьниками......33 В 4 классе дети снова повторяют все ранее изученные элементы, также к ним добавляется сюжет.....................................................................................36 4.3 Условия успешного обучения младших школьников Городецкой росписи ..............................................................................................................................38 Заключение.............................................................................................................49 Литература.............................................................................................................51 Введение Народное декоративно – прикладное искусство – результат творчества многих   поколений.   Оно   едино   в   своей   художественной   структуре   и необычайно   разнообразно   по   своим   национальным   особенностям,   которые проявляются   во   всем,   начиная   с   выбора   материала   и   кончая   трактовкой изобразительных форм. Народное искусство живет веками. Навыки технического мастерства и найденные   образы   произведений   переходят   из   поколения   в   поколение, сохраняясь   в   руках   и   памяти   народных   художников.   В   силу   этого закрепляемая   веками   традиция   отбирает   только   наилучшие   творческие достижения. Наглядность,   художественная   содержательность   изделий   городецких мастеров   создает   атмосферу   праздничности,   вызывает   у   человека приподнятое настроение. Изучение   народного   искусства   в   Городецкой   росписи   приобретает большую актуальность в настоящее время,  ощущается интерес к духовным ценностям, созданным нашим народом, к народному искусству, в том числе и Городецкой росписи. Изделия   городецких   мастеров   являются   непременными   атрибутами нашего   быта,   оживляют   повседневную   жизнь   людей.   Почти   каждая   вещь, созданная   мастерами   художественных   промыслов,   служит   прекрасным подарком к любому важному событию в жизни отдельного человека. Сколько существует человечество, столько существует тяга человека к прекрасному.  Очень важно, чтобы наше поколение не забывало того, что было дано нам из древности, а именно, всю прелесть, красоту и грациозность Городецкой росписи.  3 Таким   образом,   возникла  проблема  дипломного   исследования, состоящая в разработке и выполнении росписи кухонного набора по мотивам Городецких мастеров. Объект:  городецкая   роспись,   используемая   на   учебных   занятиях   по изобразительному искусству с младшими школьниками. Предмет:  технологическое   и   методическое   обоснование   росписи кухонного набора по мотивам Городецких мастеров. Решение проблемы составляет цель дипломного исследования.  Для реализации данной цели решались следующие задачи: ­   изучить   и   проанализировать   искусствоведческую,   психолого­ педагогическую и методическую литературу по данной теме; ­ изучить историю развития Городецкой росписи и ее виды; ­   обосновать   выбор   технологического   процесса   росписи   кухонного набора; ­  расписать кухонный набор; ­   выявить   методику   проведения   учебных   занятий   с   детьми   младшего школьного возраста. 4 1. Из истории возникновения и развития Городецкой росписи На берегу Волги чуть севернее Нижнего Новгорода располагался древний русский город Городец, основанный ещё в 1152 году Юрием Долгоруким. Расположение его на большой полноводной реке, близость Макаровской ярмарки,   а   также   малоземелье   крестьян   и   плохая   земля   способствовали развитию промыслов и торговли. Окружающие город богатые леса служили постоянным источником сырья. В XVII веке в этих местах начал развиваться деревообрабатывающий промысел. Им занимались крестьяне всех окрестных деревень вокруг Городца. Кто­то вырезал ложки, кто­то точил посуду (чашки, миски,   подставки,   солонки),   а   кто­то   изготавливал   орудия   труда   для прядения и ткачества. В   районе   Городца   были   развиты   также   гончарный   и   золотошвейный промыслы,   прядения,   ткачество,   изготовление   расписных   деревянных   и глиняных   игрушек,   вышивка   и   кружевоплетение.   С   большим   искусством вырезали здесь пряничные доски, при помощи которых печатали знаменитые городецкие пряники. Несмотря на плохую землю в Заволжье хорошо родился лен. В Нижегородской губернии пряли не с лопасти, как на севере и на Урале, а с гребня. Он представлял собой большую расческу с частыми зубьями (на которую надевали кудель) и длинной рукоятью, которая вставлялась в донце (Приложение А, рис. А1). Украшать его практически было невозможно. А вот донце,   на   которой   сидела   пряха,   делалась   из   широкой   доски,   плавно сужавшейся   к   головке  ­  подставке   с  отверстием,  куда   вставлялся   гребень (Приложение А, рис. А2), поэтому на его украшение художники не жалели ни сил,   ни   времени.   Головка­подставка,   представляла   собой   усеченную пирамиду, где две стороны были прямые, третья сторона имела плавный скат 5 (Приложение   А,   рис.   А3),   а   четвертая,   обращенная   к   пряхе,   спускалась уступами.   «Вечеринки­девичники   были   самыми   тесным   образом   связаны   с «дёнечным»   (донце)   промыслом.   Красота   и   богатство   росписи   прялки рекомендовали девушку и её семью как людей достойных, благополучных, свидетельствовали о том, что девушка ­ невеста пользовалась в своей семье уважением и почетом. Поэтому по красоте прялки могли судить о достатке в семье» [7]. Однако промысел расписанных прялочных донец сложился не сразу. Ему предшествовали три этапа: донца резные, донца резные с инкрустацией, донца с резные с инкрустацией и росписью. Резные   донца   делали   в   тех   деревнях,   где   позднее   развивалась декоративная живопись. Основателем   промысла   резных   донец   называют   семью   Краснояровых, далекий предок которых Никита Емельянович Краснояров в XVIII в. приехал в Заузолье из Красноярска. Конечно, и до его приезда в деревнях занимались резьбой. Однако именно с его именем связывают изготовление первых донец с контурной и скобчатой резьбой, в которой он наряду с плоскими применил и полукруглые   стамески.   Новшество   породило   особый   Городецкий   стиль резьбы. Эти приемы позволяли делать резьбу боле разнообразной и включать в нее мотивы и сюжеты. К   сожалению,   когда   и   как   начали   изготавливать   донца   резные   с инкрустацией, сведения не сохранились. Переход к расписным  изделиям  оказался процессом нелегким. Не все получалось,   т.к.  переориентировать   на   роспись   нужно   было   всех   мастеров большого промысла. Первые   расписные   донца   еще   очень   напоминали   инкрустированные   и резные.   Однако   они   были   очень   разностильными.   Со   временем   ситуация изменилась   и   в   росписи   стал   вырабатываться   единый   стиль.   Этому 6 способствовало то, что деревни находились в двух­трех километрах друг от друга.   Их   жители   общались   между   собой   и   видели,  как   работают   соседи. Удачные   находки   перенимались.   Но,   даже   приобретая   роспись   у   соседа   в качестве образца, мастер никогда не повторял в точности то, что видел перед собой.   Он   вносил   в   работу   новые   элементы,   использовал   свою   цветную палитру. Первый этап работы состоял в грунтовке донец клеевыми красками. Для этого мастер заготавливал различные колера. Рассортировав   донца   по   качеству   изготовления   и   ширине   лопастей, художник приступал к грунтовке. Эту операцию производили только один раз. Даже   если   появлялся   брак,   основу   не   перекрашивали,   а   исправляли   на следующих операциях. После грунтовки художник очень аккуратно зачищал поверхность донец, удалял поднявшиеся во время грунтовки ворсинки с дерева, покрывал основу тонким слоем прозрачного жидкого клея, затем тщательно просушивал донце. Основа была готова под роспись. Роспись велась красками, приготовленными на клею. Краски для росписи составлялись одновременно с подготовкой цветного грунта. Первым   этапом   росписи   шел   "подмалевок".   Мастер   брал   один   цвет   и вырисовывал   коня,   птицу   или   цветок.   Этим   цветом   он   проходил   по   всей партии донец. Затем брал другой цвет и вновь писал всю партию. И так до тех пор, пока все донца не были «замалеваны» основными цветовыми пятнами. Далее мастер белилами прописывал места, где должны быть изображены лица людей и кисти рук. Подмалевком намечали основной сюжет композиции. Теперь   мастер   приступал   к   «оттеневке».   Более   темным   цветом,   чем подмалевок, он наносил на цветы, выделял тычинки, прописывал прожилки листиков. 7 Последним этапом была «разживка». Она выполнялась черным или белым цветом,   способствовала   оживлению   росписи,   объединяла   все   мотивы   в целостную композицию. Старейший мастер Городца в своей книге пишет: «… Эти два цвета обладают свойством оказывать влияние на звучность различных красок   и   способствовать   благоприятному   их   сочетанию.   Киноварь, помещенная рядом с черным цветом, смотрится еще более яркой,  оранжевый цвет   кажется   еще   более   насыщеннее   и   светоноснее,   голубой   –   легче, прозрачнее, зеленый – спокойнее. Мастера знают эти волшебные качества черного цвета и, пользуясь им достигают   зрительного   равновесия   различно   окрашенных   деталей   росписи. Они   равномерно   распределяют   мазки   черной   сажи   по   поверхности   донца, окрашивая ею прически, шляпы, туфли, сапоги, наводя на лицах глаза, рот и нос,   местами   выполняя   контуры   рисунка,   нанося   штриховую   «разживку», объединяя мотивы черной сеточкой и т.д. Не меньшее значение имеет и белый цвет. Белилами обводили контуры мотивов,   дополняли   белой   штриховкой   складки   тканей,   детали   конского убора,   крылья   птиц,   формы   цветов,   белильными   мазками   выделяли округлость формы купавок. В белый цвет окрашивали лица всех персонажей жанровых сцен. Белильная «разживка» придавала особую нежность розовому цвету и голубому, смягчала резкость красного, зеленого, синего»[4]. Вытянутая форма донца  привела к определенной схеме его украшения. В верхней части донца воссоздавался главный сюжет. Это может быть сцена   застолья,   гуляний,   изображались   наездники,   выезды.   Второй   ярус   ­ поясок ­ разделял верхний и нижний ярусы. Там рисовались гирлянды цветов или  крупный цветок,  с расходящимися от него  листьями. Существовали  и другие   варианты,   например:   в   среднем   ярусе   могла   размещаться орнаментальная   полоса   с   изображением   птиц   или   кошек.   В   нижнем   ярусе 8 донца композиции были менее насыщены по содержанию, чем в верхней части. Они как бы служили дополнением к главному.  Городецкая   роспись   развивалась   как   промысел   оформления   плоских поверхностей. Хотя нельзя сказать, что объемные изделия не расписывались, но все же большая часть расписываемой продукции приходилось на расписные донца, декоративные панно, разделочные доски. Помимо донец Городецкие мастера расписывали и другой товар: детские стульчики, каталки, мочесники (Приложение Б). Роспись их считалась делом чисто   ремесленным.   Выполняли   роспись   клеевыми   красками,   в   несколько этапов. Готовое изделие покрывали ­ вареным маслом. В конце XIX в. Городецкий промысел переживает упадок, вызванный тем, что   дерево   сильно   подорожало.   Быстро   развивалось   мануфактурное производство.   В   связи   с   этим   появилось   много   дешевого   ситца,   который вытеснил   ткань,   изготавливаемые   вручную.   Отпала   надобность   в   прялках, мочесниках, веретенах ­ нехитрых орудиях деревенской пряхи. Еще   больше   усугубило   дело   первая   мировая   война,   когда   разорялись целыми деревнями и уходили в город искать работу или просить милостыню. В   это   время   промысел   практически   перестает   существовать,   и   попытка восстановить его становится делом весьма нелегким. В   1919г.   издается   декрет   «О   мерах   содействия   кустарной промышленности».  Он   должен   был   улучшить   положение   промысла,   но   это было   очень   просто,   т.   к.   приоритеты   в   развитии   получили   те   промыслы, изделия которых и раньше имели спрос, как у городских, так и у сельских покупателей. Такими промыслами оказались Федоскино, Жостово, Хохлома, где   изготавливались   расписные   коробочки   и   шкатулки,   металлические подносы   и   расписная   посуда.   Намного   сложнее   оказалось   положение городецких   мастеров,   их   покупатели   долго   не   могли   повысить   свое благосостояние   после   тяжелых   войн.   Не   было   интереса   к   выпускаемой 9 промыслом продукции, да и сюжеты, изображаемые на ней, потеряли связь с крестьянскими   представлениями   о   счастливой   жизни.   Перед   мастерами Городецкой   росписи   встала   острая   необходимость   искать   новые   пути развития, чтобы промысел не исчез совсем. На помощь мастерам в 1935г. был направлен Иван Иванович Овешков. Ему   было   поручено   организовать   в   промколхозе   им.   С.М.Кирова художественную мастерскую и привлечь к работе в ней старых мастеров. В   первое   время   вернувшиеся   к   ремеслу   художники   пытались восстановить былую легкость письма, работая на бумаге. Это было не совсем просто   и   непривычно,   однако   сокращало   заботы   к   подготовке   «белья»   и позволяло   смелее   работать   при   написании   новых   мотивов,   отрабатывая   и улучшая их. Чтобы роспись была близка к промысловой, мастера грунтовали бумагу клеевыми красками, разводя различные колера. Писали клеевыми красками, а готовую работу покрывали олифой. Помимо задачи по восстановлению росписи еще одним важным моментом было изучение спроса и поиск нового ассортимента, который бы позволил жить   и   развиваться   промыслу.   И.И.   Овешков   предложил   изготавливать берестяные   бураки,   шкатулки,   настенные   шкафчики   для   посуды,   детские столярные стульчики, складные ширмы. Однако его усилия были напрасны. Значение художественной мастерской недооценивали, она не обеспечивалась необходимыми   заготовками,   а   многие   идеи   в   имеющемся   производстве вообще   оказались   неосуществимыми.   Но   мастера   не   сдавались.   В   1936г. мастерская   переместилась   в   помещение   церкви   в   селе   Курцеве.   С   1937г. производственные и художественные мастерские переходят под руководство промколхоза «Стахановец» с центром в деревне Косково. Новое руководство всеми силами пытается помочь промыслу, для чего рекомендует перевести роспись   на   мелкие   изделия   ­   токарные   солонки,   кандейки,   подставки. 10 Городецкая роспись, выполняемая на крупных изделиях, на мелких теряет своеобразие и живописность.  «Эти  обстоятельства   приводили   к   тому,  что  своеобразие  Городецкого искусства   утрачивалось,   традиции   забывались.   Вместо   привычной   для мастеров   росписи   клеевыми   красками   мастерскую   перевели   на   роспись масляными красками. Токарные изделия после их просушки на колосниках сначала шкурили наждачной бумагой, затем грунтовали мелом с добавлением сухой   краски   (берлинской   глазури   или   киновари),   перетирали   эту   массу, разведенную   на   воде,   на   машинке­краскотерке   с   небольшим   добавлением столярного клея, и получался грунт. Называлась эта операция «опылевка». Затем   снова   шкурили   наждачной   бумагой.   Четвертой   операцией   была грунтовка,   выполнявшаяся   уже   масляной   краской,   разведенной   на   олифе. После   просушки   изделия   поступали   в   роспись.   Их   расписывали   тоже масляными красками в три приема: подмалевка основных пятен, оттеневка их темными красками и разживка белилами. После каждой операции необходимо было   просушивать   изделия   в   течение   суток.   Последней   операцией   было   в   массовой   продукции, покрытие   масляным   лаком…   Словом, изготовлявшейся   в   курцевской   мастерской,   все   еще   городецкое   искусство становилось весьма неприглядным» [14].  Метание   руководства   привело   промысел   к   такому   состоянию,   что городецкие розы и купавки стали писать на золотом фоне. Это была уже и не хохлома, но и от Городца мало что осталось. А вскоре и вообще перешли на роспись   хохломской   «Кудрины».   Лишь   выставка   «народное   творчество», организованная в Москве в 1937 году, вновь позволила мастерам вернутся к традиционной городецкой росписи, её подлинной традиционной красоте. Однако   и   этот   подъем   оказался   недолгим.   В   1941г.   Великая отечественная   война   забрала   на   фронт   большую   часть   мастеров.   В   марте 11 1951г. была учреждена артель «стахановец», на базе которой организовали художественные мастерские. В 1954г. толчком для перехода артели на роспись послужил объявленный Советом   промысловой   кооперации   РСФСР   конкурс   на   создание   новых образцов для предприятий художественных промыслов. В 1960г. артель «стахановец» преобразовывается в фабрику «Городецкая роспись».   Здесь   постепенно   сложился   новый   ассортимент   изделий, расписываемый городецкой росписью. И теперь, когда, казалось бы, все трудности преодолены, возникли новые непредвиденные   ситуации.   Трудности   были   связаны   с   плохим   снабжением красителями   предприятия   «Городецкая   роспись».   Пришлось   прейти   на роспись   изделий   по   текстуре   древесины,   а   в   результате   к   упрощению живописных приемов и технологий росписи. Технология теперь заключалась в следующем:   после   тщательной   зачистки   на   поверхности   древесины   при помощи пистолета  наносили 2 или 3 слоя нитролака  с промежутками для высыхания 3­4 часа. Когда лак высыхал, выполняли роспись. Делалась она масляными   красками   в   три   приема   (подмалевка,   теневка,   разживка). Последней   операцией   было   покрытие   изделия   масляным   лаком,   который выполняли кистью. В   1969г.   на   фабрике   организуется   экспериментальная   творческая лаборатория, занимающаяся разработкой новых видов изделий для массового выпуска, на  столярной  и  токарной  основе. Художники  часто  использовали роспись сюжета из городской жизни. Особенно любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, сцены чаепития в богатых интерьерах. Современные мастера фабрики успешно продолжают развивать традиции сюжетно­орнаментальной живописи. 12 В настоящее время предприятие выпускает более 500 наименований изделий: хлебницы,   солонки,   наборы   посуды,   доски,   сундучки,   шкатулки,   детские игрушки и мебель. Работы   городецких   мастеров   можно   увидеть   во   многих   странах   мира: Франции, Германии, Норвегии, Греции, Канаде, Бельгии, Италии, Америке и др. 2. Виды композиций Городецкой росписи Композиции Городецкой росписи можно разделить на три вида: ­цветочная роспись; ­цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»; ­сюжетная роспись. Такое деление является условным, так как и сюжетная роспись не обходится   без   цветочных   мотивов.   Несмотря   на   то,   что   городецкая роспись   имеет   ограниченное   число   мотивов,   она   все   же   разнообразна по   схемам   построения.   И   даже   если   изделия   с   Городецкой   росписью выполнены на основе одной композиции, но в разной цветовой гамме, 13 не   сразу   можно   уловить   сходство.   Это   умение   художников   помогает ярче   выделить   сюжет   данной   работы,   придать   ей   иное   смысловое звучание, удовлетворяет различным вкусам ценителей этого искусства. 2.1 Цветочная роспись Этот   вид   (приложение   В,   рис.   В1)   чаще   всего   использовался   на изделиях   «массовых»,   так   как   он   наиболее   прост   в   исполнении.   Так, украшая  солонку, художник  изображал на передней  стенке изделия  и его крышке по одному цветку с расходящимися от него листьями. На более   крупных   изделиях,   таких,   как   поставки,   декоративные   блюда, хлебницы,   разделочные   доски   и   детская   мебель,   композиции цветочного   орнамента   богаче   и   разнообразнее,   они   продуманы мастерами   более   тщательно.  Например,  на   боковых   стенках   поставка часто   изображают   полосу   из   цветочного   орнамента,   а   крышка декорируется цветами, вписанными в круг. На крышках хлебниц цветы располагают обычно прямоугольником или ромбом. В   цветочном   орнаменте   Городецкой   росписи   можно   выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента: «Букет» — изображается  симметрично. Как правило, пишется на разделочных   досках   или   блюдах.   Небольшие   букетики   из   одного   — трех   цветков   можно   увидеть   на   мелких   изделиях,   таких,   как коробочки, стаканчики, солонки (Приложение В, рис. В2). «Гирлянда» — представляет собой один или два крупных цветка в центре и расходящиеся в стороны более мелкие цветы с листьями. Они могут   вписываться   в   круг,   полосу,   располагаться   серповидно   (на 14 угловых   заставках).   Данный   вид   композиции   цветочного   орнамента чаще   всего   используется   при   росписи   разделочных   досок,   хлебниц, шкатулок, блюд, детской мебели (Приложение В, рис. В3). «Ромб»— один из вариантов «гирлянды», когда в центре пишутся один  или более цветков, образующие  ромбовидный центр, а бутоны и листья,   постепенно   уменьшающиеся   к   вершинам   ромба,   расположены на   двух   пересекающихся   перпендикулярно   осях   (Приложение   В,   рис. В4). «Цветочная   полоса»   —   сохранилась   в   городецкой   росписи   еще   с расписных   прялок,   где   она   разделяла   верхний   и   нижний   ярусы.   В зависимости   от   того,   на   каком   изделии   ее   пишут,   она   может представлять   повторяющуюся   ленточную   композицию   из   цветов одинакового размера, разделенных парами листьев, либо ленточную же композицию, в которой чередуются: цветки одного размера, но разные по рисунку; цветки одного размера, но разные по цвету; цветки, разные по   рисунку,   цвету   и   размеру.   Такие   орнаментальные   полосы   обычно используют   при   росписи   объемных   изделий,   например   подставок, круглых шкатулок (Приложение В, рис. В6). «Венок»   —   напоминает   «цветочную   полосу»,   но   только, замкнутую   по   краю   блюда,   крышки   поставка   или   шкатулки (Приложение В рис. В5). Цветочные   композиции,   как   правило,   симметричны   по расположению мотивов и распределению цвета. Даже если художник и использует различные цвета при нанесении «подмалёвка на деревянную основу, по тону эти цвета одинаковые. Благодаря этому в росписи нет одностороннего   перевеса   элементов.   Цвета   в   росписи   используют яркие,   открытые,   что   позволяет   сделать   декоративное   произведение более нарядным. 15 Несмотря   на   существование   жестких   схем   построения   цветочных узоров,   художники   придумывают   бесчисленное   количество   вариантов этой росписи. 2.2 Цветочная композиция с включением мотива «конь» и «птица» Этот   вид   орнамента   также   очень   распространен   в   Городецкой росписи.   Его   можно   увидеть   на   блюдах   и   разделочных   досках, шкатулках и хлебницах, детской мебели и даже ложках. С   включением   новых   мотивов   увеличивается   и   число   вариантов различных композиций. Так же как и в цветочной росписи, в изделиях с   изображением   коня   и   птицы   мотивы   могут   быть   симметричны (Приложение   Г).   Они   располагаются   по   сторонам   цветущего   дерева или   внутри   цветочной   гирлянды.   Встречаются   такие   варианты,   когда среди симметрично написанного  цветочного  орнамента  восседают  две птицы, асимметричные по рисунку, а иногда и различные по цвету. В   том   случае,   когда   в   композиции   мотивы   «конь»   или   «птица» изображены   отдельно,   симметрия   цветочной   композиции   может сохраняться,   а   может   быть   и   нарушена.   Выполняя   этот   вид   на комплекте   разделочных   досок,   Городецкие   художники   создают симметрию   внутри   самого   комплекта.   Так,   если   он   состоит   из   трех досок,   то   две   крайние   будут   симметричны,   хотя   эта   симметрия достаточно условна. На крайних досках могут изображаться различные мотивы   цветов   либо   при   написании   птиц   будут   использоваться   два мотива:   «петух»   и   «курочка».   Но   асимметрия   не   будет   бросаться   в глаза,   так   как   художник,   приступая   к   росписи,   продумывает 16 размещение   мотивов   в   целом.   На   протяжении   всей   работы   она присутствует   в   его   сознании,   он   вдумчиво   и   четко   прорабатывает каждую   деталь,   каждый   элемент   росписи.   Удивительно   красиво   и цельно   выглядит   такой   орнамент   на   декоративных   блюдах,   где   четко определяется центр. К тому же Городецкие мастера пишут такие узоры не только на фоне дерева, но и на цветных фонах. Особенно эффектно они смотрятся на черных и красных «подкладках», хотя наряду с ними художники   используют   и   другие   цвета,   например   желтый,   охристый, золотистый, оранжевый и др. Необходимо   учитывать,   что   вводимый   в   данный   вид   орнамента зооморфный   мотив   привносит   определенную   семантическую   окраску. Так, изображение мотива «петух» или «конь» трактуется, как вестник солнца,   пожелание   счастья,   удачи,   успеха.   Парное   изображение «петуха»   и   «курочки»   символизирует   семейное   благополучие, пожелание семье счастья и множества детей. 2.3 Сюжетная роспись Это   одна   из   самых   трудоемких   и   удивительно   красивых   видов композиций   Городецкой   росписи.   Порой   невозможно   представить, сколь  неисчерпаем  источник   сюжетов, зарождающихся  у  Городецкого мастера. Здесь свидания и гуляния, посиделки и застолья, праздничные выезды   и   проводы,   иллюстрации   к   различным   сказкам   и   сюжеты   из современной жизни, а также многое, многое другое (Приложение Д). 17 Сам   вид   композиции   предполагает,   что   выполняться   роспись будет   на   крупных   по   размеру   изделиях:   декоративных   панно, сундучках   и   крупных   шкатулках,   разделочных   досках   и   блюдах.   По сути, это возвращение мастеров к тем уникальным росписям, которые выполнялись   на   подарочных   прялках.   Такие   работы   делались мастерами редко, с большим прилежанием и вкусом. Только опытный мастер мог позволить себе выполнять «уникальную» прялку. Поэтому сюжет композиции был очень тщательно продуман и выстроен. При   выполнении   сюжетной   росписи   на   разделочных   досках Городецкие   художники   нередко   опираются   на   те,   традиционные композиции,   которые   были   распространены   на   Городецких   прялках. Это роспись в два или три яруса, когда в верхней части доски пишется основной сюжет с застольем, свиданием, прогулкой, выездом и т.п., в нижней — сюжеты помогают раскрытию данной темы. Так, свадебный сюжет может сопровождаться парой птиц или выездом жениха на коне; праздничное застолье — приездом гостей или подготовкой к застолью. Средняя часть, разделяющая верхний и нижний ярусы, представлена в виде   цветочной   полосы.   Если   доски   имеют   недостаточно   вытянутую форму,   то   художники   обходятся   без   нижнего   яруса,   изображая главную сюжетную сцену и опоясывая ее цветочной полосой. Декоративные   панно   имеют   вытянутую   по   горизонтали прямоугольную   форму.   Оно   может   состоять   из   трех   «отдельных» досок.   В   них   сохраняются   те   традиционные   приемы   организации пространства, которые были выработаны художниками Городца еще в конце XIX в. Это и колонны, стоящие по сторонам; и богатые, красиво драпирующиеся  шторы по бокам  и настенные часы, висящие в центре изображаемого   интерьера;   огромные   окна   и   круглые   столы.   Да   и одежда   главных   героев   —   барышень   и   кавалеров   —   совсем   не 18 изменилась.   Только   краски   теперь   используются   более   звучные   и сочные. Своеобразно   прочтение   героев   сюжетной   композиции.   Мужская фигура   на   коне   трактуется   как   жених,   одинокая   девушка,   стоящая около березки­подружки, прочитывается как невеста. Сцены застолья, чаепития, свадьбы, вечерки выполняются на фоне окна с обязательным включением   стола.   Стол   никогда   не   пустует,   он   заполнен   чашками, самоваром   или   вазой   с   цветами   —   это   символ   богатства   и   достатка. Такое же семантическое прочтение несут богато драпированные шторы и настенные часы. Лица   людей   в   городецкой   росписи   всегда   обращены   к   зрителю. Очень   редко   встречаются   изображения,   развернутые   в   три   четверти. Таким образом, зритель или хозяин изделия видят в герое самого себя или кого­то из своих ближайших друзей и товарищей, а в окружающем их   персонажей   антураже   —   тот   мир,   в   котором   хотелось   бы   жить   и ему. Художники   не   ограничиваются   изображением   внутренних интерьеров.   На   декоративных   полотнах   появляются   деревенские домишки   с   резными   ставнями   и   наличниками,   с   печными   трубами, украшенными   резными   петухами,   здесь   же   колодцы   с   крышами, украшенными головами коней. Панно,   изображающие   уличные   сцены   (Приложение   Ж),   иногда делятся на части. В центре при этом будет дан главный сюжет, иногда он может показывать внутреннее убранство того дома. Но чаще сцены выездов   и   свиданий   современные   городецкие   мастера   не   делят   на части.   На   панно   воспроизводится   целые   улицы   с   домами,   заборами, церквями,   растительными   мотивами   в   виде   деревьев.   Под   ногами   у главных героев нередко пишутся животные — собака, кошки, петушки, 19 цыплята.  При  таком   построении   сюжета   главные   герои  изображаются на   переднем   плане,   более   крупно,   чем   второстепенные,   нередко   их выделяют цветом. Удивительно   разнообразны   иллюстрации   к   сказкам.   Особенно любят   художники   сказки   А.   С.   Пушкина.   В   росписях   они   часто используют   те   сцены,   которые   окружают   их   в   жизни:   застолья, всадников,   девушек,   сидящих   за   работой   и   пр.   Лишь   по   некоторым деталям   росписи   можно   понять,   что   это   иллюстрация   к   какой­то сказке, а, проанализировав весь сюжет, понять, к какому произведению относится   данная   иллюстрация.   Наверное,   поэтому   художники подписывают   работы  (например,  Панно   по  «Сказке   о  царе   Салтане»). Традиции   подписывать   работы   или   сопровождать   их   народными пословицами   и   поговорками   восходят   к   первым   расписным Городецким   изделиям   последней   четверти   XIX   в.   Такого   же   рода пословицы   и   нравоучительные   высказывания   встречаются   под картинками   русского   лубка.   Это   подтверждает   общность   и   огромное влияние,   которое   оказали   лубочные   картинки   в   целом   на   народное искусство. 3. Технология росписи кухонного набора по мотивам Городецкой росписи 3.1 Выбор замысла росписи кухонного набора Изучая   различные   виды   росписи,   меня   заинтересовала   Городецкая 20 роспись.   Появилось   желание   расписать   кухонный   набор,   который   бы отличался оригинальностью, выразительностью.  Хотелось, чтобы моя кухня стала   более   уютной,   и   передо   мной   встала   задача   создать   композицию, которая бы стала центром кухонного интерьера. Я очень много люблю читать, особенно люблю сказки: русские народные, авторские. Особое внимание, я уделяю сказкам А.С. Пушкина.   Меня вдохновило творчество выдающегося поэта А.С. Пушкина потому, что его произведения очень емкие и богатые для размышления и вычленения образов героев,  а так же его язык понятен детям. Мы   выбрали   его   творчество   потому,   что   сказки   ярко   и   красочно   нам представлены, доступны и понятны детям. Так, например, после прочтения одной из сказок, у меня возникла мысль, которую я решила воплотить в жизнь. Мне   захотелось   через   роспись   по   дереву   познакомиться   с   иллюстрацией. Таким   образом,   возникла   идея   создать   кухонный   набор,   состоящий   из полочки, на которой помещались бы три баночки одинакового размера, две круглые тарелки дополняющие целостность кухонного набора.   Для изготовления работы нами был  выбран именно этот способ росписи потому, что с помощью оживок, приписок, ярких и живописных цветов можно показать   фантастический   мир   сказки.   применяемых для росписи, практически не ограничено.   При   этом   количество   цветов, 3.2 Выбор композиции После определения темы, мы начали работу над композицией. В ходе работы были выполнены эскизы для кухонного набора. На полке и тарелках использована сюжетная роспись, в которой показаны 21

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".

ВКР "Роспись кухонного набора по мотивам Городецких мастеров как вид изобразительной деятельности на уроках ИЗО в начальных классах".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.06.2018