У р о к …….
ВЛАДИМИР СВЯТОСЛАВИЧ. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
Цел и:
1. Ознакомить учащихся с внешней и внутренней политикой князя Владимира.
2. Дать представление о принятии христианства на Руси.
3. Показать особенности христианства по сравнению с язычеством.
4. Объяснить значение принятия христианства в истории Руси.
Оборудование: карта «Киевская Русь в IX - начале XII вв.».
♦ Основные понятия и термины: христианство, религия, язычество, православие.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Рекомендуется провести в виде тестовых заданий: В Презентации.
II. Изучение нового материала.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Начало правления князя Владимира.
2. Причины принятия христианства.
3. Крещение Руси.
4. Значение принятия христианства.
1. Начало правления князя Владимира. Объяснение нового материала учитель начинает с беседы по вопросам:
=> Какие князья после смерти Святослава претендовали на княжеский престол?
=> На какую силу опирались князья?
=> В чем были сильные и слабые стороны наемного войска?
=> Как Владимир решал вопрос о варягах-наемниках? Почему это было важным государственным делом?
После гибели Святослава осталось три сына:
Ярополк княжил в Киеве и опирался на варягов-наемников. |
Олег правил в Древлянской земле и опирался на дружину из крестьян. |
Владимир правил в Новгороде, опирался на варягов-наемников и крестьян, ремесленников. |
Рассказ учителя о том, что в результате междоусобиц погиб Олег, а Владимир изгнал Ярополка и занял Киев. Изгнание варягов-наемников и создание русской княжеской дружины позволили Владимиру укрепить обороноспособность страны.
Работа с картой «Киевская Русь в IX - XII вв.».
Учитель показывает на карте походы князя Святослава прогни кочевников. В результате этих походов сложилась огромная территория Киевского государства.
[Т] Работа с текстом (§ 5, п. 1, с. 37).
Учащиеся работают с текстом и определяют систему мер, введенных Владимиром для укрепления южных границ Руси.
Рекомендуется на карте прикрепить условные обозначения (например, изображение башни) на южных границах Руси.
Учащиеся называют эти меры:
- создание мощной системы крепостей на южной границе;
- создание гарнизонов крепостей из жителей северных областей;
- строительство сигнальных башен.
Учитель подводит учащихся к следующим рассуждениям и к выводам :
1) к обороне страны было привлечено все население, а не только жители приграничных областей;
2) оборона становится общенародным делом, а это усиливает обороноспособность государства;
3) благодаря государственному подходу Владимира к обороне страны натиск кочевников был приостановлен.
При Владимире осуществился переход от завоевательных походов к укреплению границ Руси |
||||
|
|
|
||
|
Создаются оборонительные системы крепостей на юге страны |
|
||
|
|
|
|
|
|
Произошло переселение в города-крепости жителей с севера для несения сторожевой службы |
|
||
|
|
|
|
|
|
Был остановлен натиск печенегов |
|
2. Причины принятия христианства. Рекомендуется изучение вопроса начать с работы с картой:
=> Назовите и покажите территории соседних с Русью государств.
Учащиеся показывают и
называют:
- Хазарский каганат,
- Византию,
- Волжскую Булгарию,
- Польщу,
- племена балтов, финно-угров.
Учитель акцентирует внимание на вероисповедании соседей Руси:
- хазары - иудаизм,
- волжские булгары - ислам,
- Византия - православие,
- Польша - католичество.
Следовательно, это были религии, в основе которых лежала вера в одного бога. Только племена балтов, финно-угров были язычниками.
Работа с текстом учебника.
Учащиеся с помощью учителя называют причины принятия христианства на Руси:
1) Объединить и покорить восточнославянские племена можно было только на основе общей монотеистической религии (то есть веры в одного бога).
2) Необходимость усиления княжеской власти.
3) Стремление сблизить Русь с Западной Европой, преодолеть культурную изоляцию Руси.
4) Социальное расслоение и имущественное неравенство требовало идеологического обоснования.
5) Стремление укрепить международный авторитет Руси.
3. Крещение Руси. Рекомендуется вопрос изучить на основе учебника.
Рассказа учителя о принятии христианства Русью.
Князь Владимир сыграл в судьбе русского народа особую роль - именно ему удалось обратить в христианство всех русичей и сделать православие государственной религией Древней Руси. Сам Владимир пришел к христианству не сразу. Половину своей жизни он прожил хитрым, воинственным язычником и многоженцем. Несмотря на то, что воспитывался православной княжной Ольгой, к христианскому учению и образу жизни не приобщился. Опираясь на варягов, он захватил государственную власть, убив своего брата Ярополка. Владимир имел 4 жен законных и, согласно летописи, много наложниц. У русичей-язычников многоженство не считалось беззаконием.
Завоевав власть, Владимир усердно проявил себя в языческой вере - с целью укрепления своей власти на Священном холме он обновил пантеон богов. Приказал сделать нового Перуна - с серебряной головой и золотыми усами. Владимир поклонялся идолам, приносил им жертвы и требовал того же от народа. В 983 году Владимир со своей дружиной пожелал принести божествам человеческие жертвы. Ими стали юный Иоанн и его отец Федор. После крещения русский народ станет их почитать как первых христиан-мучеников на Руси. Но это будет после 988 года, а в 983 году начались гонения на христиан, были разорены храмы.
Владимир долго размышлял над происшедшим, стал чаще задумываться о вере, проблеме выбора новой религии. Согласно летописи, к князю Владимиру приходили разные проповедники, рассказывали о своей вере.
Первым прибыл посол от волжских булгар, принявших ислам. Но многие запреты ислама показались Владимиру отвратительными. Немецких католиков Владимир выслушал и сказал: «Идите обратно, отцы наши не приняли веры от Папы». Иудеев Владимир спросил, где их отечество. Они ответили: «Наша родина - Иерусалим, но Бог рассеял иудеев по чужим землям». «И вы, наказываемые Богом, дерзаете учить других? Мы не хотим, подобно вам, лишиться своего отечества», - сказал им Владимир. Греческий философ рассказал Владимиру все содержание Священного писания и нарисовал картину «Страшного суда».
Затем князь собрал бояр и старцев и сообщил о всех послах и о их предложениях. Бояре и старцы посоветовали князю отправить 10 благоразумных мужей в разные страны. Послы, вернувшись, поведали, что скудные храмы, унылое моление и печальные лица мусульман произвели на них плохое впечатление. Обряды немецких католиков показались лишенными всякого величия и красоты. По поводу греческой веры сказали так: «Всякий человек, вкусив сладкое, имеет уже отвращение от горького, так и мы, узнав веру греков, не хотели иной».
Но Владимир пожелал услышать еще раз мнение бояр и старцев. «Когда бы закон греческий, - сказали они, - не был лучше других, то бойко твоя Ольга, мудрейшая из всех людей, не вздумала бы принять его».
Владимир решил принять веру греческую - православную. Но обращаться к Византии в качестве просителя Владимир не хотел. В 987 году завоевав богатый греческий город Херсонес, князь Владимир объявил через послов византийским императорам Василию и Константину, что желает жениться на их сестре, юной Анне, а в случае отказа возьмет Константинополь.
Императорам пришлось согласиться, но христианка не могла стать женой язычника, даже если он князь большого и процветающего государства. Владимир должен был принять таинство крещения и отпустить всех своих жен. Владимир обещал это сделать.
Царевну Анну отправили на корабле в Херсонес. В летописи говорится, что Владимир к тому времени потерял зрение. Царевна Анна убедила его в необходимости принять крещение. Как только он был крещен, - тут же прозрел. Бояре, видя это чудо, также крестились в церкви святого Василия.
Это событие произошло в 988 году. Владимир принял крещение и женился на царевне Анне. Город Херсонес был отдан им в качестве выкупа за невесту.
Работа с документом «Повесть временных лет» о крещении Руси (с. 42) и иллюстрациями: В. М. Васнецов «Свержение идолов языческих богов в Киеве», «Крещение киевлян в водах Днепра» (роспись в Свято-Владимирском соборе в Киеве) (с. 40).
На основе документов учитель рассказывает о крещении Руси. Важно отметить, как распространялось христианство.
Работа с картами атласа.
В атласах учащиеся находят города, которые раньше всех приняли христианство в X веке: Киев, Новгород, Ростов, Суздаль, Муром, Полоцк, Владимир-Волынский, Смоленск, Псков, Луцк, Древлянская земля.
Распространение христианства не было мирным процессом. Единобожие вводилось «огнем и мечом» (например, в Новгороде). Язычество долго не уступало место христианству.
По мере постепенного распространения христианства появляются и служители новой веры - это духовенство: священники, епископы. Архиепископ - старший епископ. Митрополит – одна из высших должностей в церкви, глава крупной епархии, подчинен только патриарху из Константинополя.
Для управления церковью на Руси сразу была образована митрополия с центром в Переяславле и три епархии - Киевская, Новгородская, Белгородская. Самыми первыми митрополитами были греки, приехавшие в Киев.
В крупных городах были построены городские соборы: в Киеве - Десятинная церковь, затем Софийский собор, Чернигове -храм Спаса, Новгороде - Софийский собор.
4. Значение принятия христианства. Рекомендуется изучить по учебнику.
Вопрос:
=> В чем значение принятия христианства на Руси?
Работа с текстом «Значение принятия христианства на Руси» (с. 40).
Учащиеся отмечают следующее:
- княжеская власть и власть феодалов укрепилась, что способствовало объединению Руси;
- византийская культура распространилась на Руси;
- международное положение Руси укрепилось, Русь входила в круг христианских государств.
III. Закрепление изученного материала.
Вопросы:
=> Почему князь Владимир изменился, став христианином?
=> Почему была выбрана православная вера?
=> В чем заключается значение принятия христианства?
IV. Итог урока.
Домашнее задание: § 5. Работа с документом (с. 40, 42). Подготовить сообщение по теме «Владимир Красное Солнышко».Р/Т
Опережающее задание: подготовить сообщения по т е м а м : «Братья Борис и Глеб», «Ярослав Мудрый».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.