Владимир Святославич
Оценка 4.6

Владимир Святославич

Оценка 4.6
docx
09.12.2022
Владимир Святославич
ВЛАДИМИР СВЯТОСЛАВИЧ. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ.docx

У р о к …….

ВЛАДИМИР СВЯТОСЛАВИЧ. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

Цел и:

1.     Ознакомить учащихся с внешней и внутренней политикой князя Владимира.

2.   Дать представление о принятии христианства на Руси.

3.    Показать особенности христианства по сравнению с язы­чеством.

4. Объяснить значение принятия христианства в истории Руси.

Оборудование: карта «Киевская Русь в IX - начале XII вв.».

Основные понятия и термины: христианство, религия, язычество, православие.

Ход  урока

I. Проверка домашнего задания.

Рекомендуется провести в виде тестовых заданий: В Презентации.

II. Изучение нового материала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Начало правления князя Владимира.

2.    Причины принятия христианства.

3.     Крещение Руси.

4.    Значение принятия христианства.

1. Начало правления князя Владимира. Объяснение ново­го материала учитель начинает с беседы по вопросам:

=> Какие князья после смерти Святослава претендовали на княжеский престол?

=> На какую силу опирались князья?

=> В чем были сильные и слабые стороны наемного войска?

=> Как Владимир решал вопрос о варягах-наемниках? Поче­му это было важным государственным делом?

После гибели Святослава осталось три сына:

 

 

Ярополк

княжил в Киеве и опирался на варягов-наемников.

Олег

правил в Древлянской земле и опирался на дружину из крестьян.

Владимир

правил в Новгороде, опирался на

варягов-наемников и крестьян, ремес­ленников.

Рассказ учителя о том, что в результате междоусобиц погиб Олег, а Владимир изгнал Ярополка и занял Киев. Изгнание варягов-наемников и создание русской княжеской дружины позво­лили Владимиру укрепить обороноспособность страны.

 

Работа с картой «Киевская Русь в IX - XII вв.».

Учитель показывает на карте походы князя Святослава прогни кочевников. В результате этих походов сложилась огромная территория Киевского государства.

[Т] Работа с текстом (§ 5, п. 1, с. 37).

Учащиеся работают с текстом и определяют систему мер, введенных Владимиром для укрепления южных границ Руси.

Рекомендуется на карте прикрепить условные обозначения (на­пример, изображение башни) на южных границах Руси.

Учащиеся называют эти меры:

-    создание мощной системы крепостей на южной границе;

-    создание гарнизонов крепостей из жителей северных областей;

-    строительство сигнальных башен.

Учитель подводит учащихся к следующим рассуждениям и к выводам :

1)      к обороне страны было привлечено все население, а не только жители приграничных областей;

2)  оборона становится общенародным делом, а это усиливает обороноспособность государства;

3)  благодаря государственному подходу Владимира к оборо­не страны натиск кочевников был приостановлен.

 

При Владимире осуществился переход от завоевательных походов к укреплению границ Руси

 

 

 

Создаются оборонительные системы крепостей на юге страны

 

 

 

 

 

 

Произошло переселение в города-крепости жителей с севера для несения сторожевой службы

 

 

 

 

 

 

Был остановлен натиск печенегов

 

 

2. Причины принятия христианства. Рекомендуется изу­чение вопроса начать с работы с картой:

=> Назовите и покажите территории соседних с Русью госу­дарств.

Учащиеся показывают и называют:

-    Хазарский каганат,

-    Византию,

-    Волжскую Булгарию,

-    Польщу,

              - племена балтов, финно-угров.

Учитель акцентирует внимание на вероисповедании соседей Руси:   

         - хазары - иудаизм,

-    волжские булгары - ислам,

-    Византия - православие,

-    Польша - католичество.

Следовательно, это были религии, в основе которых лежала вера в одного бога. Только племена балтов, финно-угров были язычниками.

 

Работа с текстом учебника.

Учащиеся с помощью учителя называют причины при­нятия христианства на Руси:

 

1)     Объединить и покорить восточнославянские племена мож­но было только на основе общей монотеистической религии (то есть веры в одного бога).

2)    Необходимость усиления княжеской власти.

3)    Стремление сблизить Русь с Западной Европой, преодо­леть культурную изоляцию Руси.

4)    Социальное расслоение и имущественное неравенство требовало идеологического обоснования.

5)    Стремление укрепить международный авторитет Руси.

 

3. Крещение Руси. Рекомендуется вопрос изучить на основе учебника.

Рассказа учителя о принятии христианства Русью.

Князь Владимир сыграл в судьбе русского народа особую роль - именно ему удалось обратить в христианство всех русичей и сделать православие государственной религией Древней Руси. Сам Владимир пришел к христианству не сразу. Половину своей жизни он прожил хитрым, воинственным язычником и многоженцем. Не­смотря на то, что воспитывался православной княжной Ольгой, к христианскому учению и образу жизни не приобщился. Опираясь на варягов, он захватил государственную власть, убив своего брата Ярополка. Владимир имел 4 жен законных и, согласно летописи, много наложниц. У русичей-язычников многоженство не считалось беззаконием.

Завоевав власть, Владимир усердно проявил себя в языческой вере - с целью укрепления своей власти на Священном холме он обновил пантеон богов. Приказал сделать нового Перуна - с сереб­ряной головой и золотыми усами. Владимир поклонялся идолам, приносил им жертвы и требовал того же от народа. В 983 году Вла­димир со своей дружиной пожелал принести божествам человече­ские жертвы. Ими стали юный Иоанн и его отец Федор. После крещения русский народ станет их почитать как первых христиан-мучеников на Руси. Но это будет после 988 года, а в 983 году нача­лись гонения на христиан, были разорены храмы.

Владимир долго размышлял над происшедшим, стал чаще задумываться о вере, проблеме выбора новой религии. Согласно летописи, к князю Владимиру приходили разные проповедники, рассказывали о своей вере.

Первым прибыл посол от волжских булгар, принявших ис­лам. Но многие запреты ислама показались Владимиру отврати­тельными. Немецких католиков Владимир выслушал и сказал: «Идите обратно, отцы наши не приняли веры от Папы». Иудеев Владимир спросил, где их отечество. Они ответили: «Наша ро­дина - Иерусалим, но Бог рассеял иудеев по чужим землям». «И вы, наказываемые Богом, дерзаете учить других? Мы не хотим, по­добно вам, лишиться своего отечества», - сказал им Владимир. Греческий философ рассказал Владимиру все содержание Священ­ного писания и нарисовал картину «Страшного суда».

Затем князь собрал бояр и старцев и сообщил о всех послах и о их предложениях. Бояре и старцы посоветовали князю отправить 10 благоразумных мужей в разные страны. Послы, вернувшись, поведали, что скудные храмы, унылое моление и печальные лица мусульман произвели на них плохое впечатление. Обряды немец­ких католиков показались лишенными всякого величия и красоты. По поводу греческой веры сказали так: «Всякий человек, вкусив сладкое, имеет уже отвращение от горького, так и мы, узнав веру греков, не хотели иной».

Но Владимир пожелал услышать еще раз мнение бояр и старцев. «Когда бы закон греческий, - сказали они, - не был лучше других, то бойко твоя Ольга, мудрейшая из всех людей, не вздума­ла бы принять его».

Владимир решил принять веру греческую - православную. Но обращаться к Византии в качестве просителя Владимир не хотел. В 987 году завоевав богатый греческий город Херсонес, князь Вла­димир объявил через послов византийским императорам Василию и Константину, что желает жениться на их сестре, юной Анне, а в случае отказа возьмет Константинополь.

Императорам пришлось согласиться, но христианка не могла стать женой язычника, даже если он князь большого и процветаю­щего государства. Владимир должен был принять таинство креще­ния и отпустить всех своих жен. Владимир обещал это сделать.

Царевну Анну отправили на корабле в Херсонес. В летописи говорится, что Владимир к тому времени потерял зрение. Царевна Анна убедила его в необходимости принять крещение. Как только он был крещен, - тут же прозрел. Бояре, видя это чудо, также кре­стились в церкви святого Василия.

Это событие произошло в 988 году. Владимир принял кре­щение и женился на царевне Анне. Город Херсонес был отдан им в качестве выкупа за невесту.

 

Работа с документом «Повесть временных лет» о крещении Руси (с. 42) и иллюстрациями: В. М. Васнецов «Сверже­ние идолов языческих богов в Киеве», «Крещение киевлян в водах Днепра» (роспись в Свято-Владимирском соборе в Киеве) (с. 40).

На основе документов учитель рассказывает о крещении Руси. Важно отметить, как распространялось христианство.

Работа с картами атласа.

В атласах учащиеся находят города, которые раньше всех приняли христианство в X веке: Киев, Новгород, Ростов, Суздаль, Муром, Полоцк, Владимир-Волынский, Смоленск, Псков, Луцк, Древлянская земля.

Распространение христианства не было мирным процессом. Единобожие вводилось «огнем и мечом» (например, в Новгороде). Язычество долго не уступало место христианству.

По мере постепенного распространения христианства появ­ляются и служители новой веры - это духовенство: священники, епископы. Архиепископ - старший епископ. Митрополит – одна из высших должностей в церкви, глава крупной епархии, подчинен только патриарху из Константинополя.

Для управления церковью на Руси сразу была образована ми­трополия с центром в Переяславле и три епархии - Киевская, Нов­городская, Белгородская. Самыми первыми митрополитами были греки, приехавшие в Киев.

В крупных городах были построены городские соборы: в Киеве - Десятинная церковь, затем Софийский собор, Чернигове -храм Спаса, Новгороде - Софийский собор.

4. Значение принятия христианства. Рекомендуется изу­чить по учебнику.

Вопрос:

=> В чем значение принятия христианства на Руси?

Работа с текстом «Значение принятия христианства на Руси» (с. 40).

Учащиеся отмечают следующее:

-    княжеская власть и власть феодалов укрепилась, что спо­собствовало объединению Руси;

-    византийская культура распространилась на Руси;

-    международное положение Руси укрепилось, Русь входила в круг христианских государств.

III. Закрепление изученного материала.

Вопросы:

=> Почему князь Владимир изменился, став христианином?

=> Почему была выбрана православная вера?

=> В чем заключается значение принятия христианства?

IV. Итог урока.

Домашнее задание: § 5. Работа с документом (с. 40, 42). Подготовить сообщение по теме «Владимир Красное Солнышко».Р/Т

Опережающее задание: подготовить сообщения по т е м а м : «Братья Борис и Глеб», «Ярослав Мудрый».


 


 

У р о к ……. ВЛАДИМИР СВЯТОСЛАВИЧ

У р о к ……. ВЛАДИМИР СВЯТОСЛАВИЧ

Учитель подводит учащихся к следующим рассуждениям и к выводам : 1) к обороне страны было привлечено все население, а не только жители приграничных областей; 2)…

Учитель подводит учащихся к следующим рассуждениям и к выводам : 1) к обороне страны было привлечено все население, а не только жители приграничных областей; 2)…

Ярополка. Владимир имел 4 жен законных и, согласно летописи, много наложниц

Ярополка. Владимир имел 4 жен законных и, согласно летописи, много наложниц

Архиепископ - старший епископ

Архиепископ - старший епископ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.12.2022