«Влияние человека на экологическое состояние реки Хила»

  • docx
  • 18.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Использование человеком на экологическое состояние реки Хила.docx

 

Министерство образования Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Хилинская средняя общеобразовательная школа»

Научно-практическая конференция

«Шаг в науку»

Секция «Экология и проблемы Земли»

 

 

 

 

«Влияние   человека на экологическое состояние реки Хила»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                      Выполнила: Белова Виктория

                                                             Ученица 6 класса

                                                                                 Руководитель: Гурожапова Соелма Дондоковна

                                                                                         Учитель географии и экологии

 

 

 

 

 

 

 

 

Ст. Ага, 2018г.

 

 

Аннотация

 

   Работа посвящена исследованию реки Хила, выявлению особенностей  природы , значении реки в жизни людей, населяющих ее прибрежные зоны, оценке экологической ситуации на реке в сравнении с реками Ингода и Шилка. В процессе работы были использованы следующие методы: социологический опрос, теоретический анализ и синтез, картографический анализ, исследовательский. Выбор темы обусловлен тем, что при изучении краеведения, экологии недостаточно местного материала, отмечается низкая экологическая культура почти у 30% населения.

  Основные выводы исследования: река Хила имеет большое значение для населения прибрежных населенных пунктов. Это выражается в использовании биологических ресурсов (рыбы, ягод), использовании воды для сельскохозяйственных и других нужд, в использовании как водного транспорта. Хозяйственная деятельность человека оказывает больше отрицательное воздействие на реку и ее прибрежные зоны, чем положительное. Экологическая ситуация на реке Хила и ее прибрежной зоне удовлетворительная. Данные выводы могут быть использованы в спецкурсах по краеведению, экологии; на классных часах как учащимися, так и учителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………4

Основная часть…………………………………………………………………...5

Глава I. Описание реки Хила……………………………………………………5

Глава II. История села Хила…………………………………………………….6

Глава III. Физико – химические исследования реки Хила…………………….7-8

Глава IV. Сравнительная характеристика экологической

ситуации на реке Онон ………………………………………………………… 9

Заключение ………………………………………………………………………10

Список литературы ………………………………………………………………11

Приложения ………………………………………………………………………12-15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследования. Сегодня общество предъявляет подрастающему поколению некоторые требования. Оно нуждается в молодых людях, обладающих не только языковой, математической и читательской грамотностью, а больше – обладающих гражданской, патриотической, экологической культурой.

Изучение природы родного края имеет большое познавательное и патриотическое значение. Учащиеся, учителя школ испытывают большие трудности из-за недостатка краеведческих материалов.

В ходе изучения темы была выдвинута следующая гипотеза: формирование гражданской, патриотической и экологической культуры учащихся будет успешным, если при этом опираться на хорошо знакомый, личностно значимый объект.

Цель исследования: выявить особенности природы, значение реки Хила в жизни местного населения, дать оценку экологической ситуации на реке, наметить пути решения существующих проблем.

Данная цель исследований решает следующие задачи:

1) анализ теоретического, статистического и картографического материала;

2) выявление особенностей режима реки, ее экологического состояния.

Объектом исследования являются водные ресурсы Забайкальского края, а в роли предмета исследования выступают особенности природы и экологическая ситуация реки Хила.

Новизна работы заключается в том, что представлена попытка комплексного исследования реки Хила, имеющей большое значение в жизни местного населения.

Практическая ценность работы состоит в возможности использования результатов исследования на уроках экологии, краеведения и классных часах как младшими школьниками, так и на II ступени обучения в школе.

В процессе работы были использованы следующие методы: социологический опрос, теоретический анализ и синтез, картографический анализ, исследовательский.

 

 

 

 

Основная часть

Глава I.

      Природные водные объекты Восточного Забайкалья представлены различными типами водоемов и водотоков: озерами, текучими водами, подземными водами и ледниками.

Хила — река в Забайкальском крае России, правый приток Аги.

Река протекает по степной равнине. Длина её составляет 109 км; площадь водосбора — 1510 км². Среднегодовой сток в устье — 2,9 млн м³.

Постоянный водоток имеется лишь в верхнем течении реки. На большей части русло пересыхает. На отдельных участках река теряется среди солончаков. Продолжительность ледостава обычно составляет 90—120 дней (с конца ноября до начала марта). Питание реки смешанное с преобладанием дождевого, так как снеговое и грунтовое почти никакого значения не имеют, потому что снега выпадает мало, и он сходит (испаряется) до оттаивания земной поверхности, а доля грунтового питания незначительна из-за наличия многолетней мерзлоты. Для реки Хила характерны подъемы уровня воды в период летних дождей, во второй половине лета бывают паводки, иногда катастрофические. Например, сильные паводки на реке были в 1988, 1998 годах. В конце осени на реке возникают забереги, и рыхлый водянистый лед («сало»), постепенно смерзаясь, образует шугу. Она густой массой плывет по реке до двух недель. Сплошной ледяной покров образуется в конце ноября - начале декабря. Лед держится 3 – 4 месяцев и достигает толщины до 60 - 100 см. В апреле можно наблюдать на реке Хила незабываемое явление весеннего ледохода.

       Испокон веков жизнь нашего народа связана с рекой Хила.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II.

     Ага́ — посёлок при станции (до 2002 года — село Хила) в Могойтуйском районе Агинского Бурятского округа Забайкальского края. Административный центр сельского поселения «Хила».

Название Ага (по протекающей здесь реке) переводится с бурятского, как «степь», «степная».

Посёлок расположен у железной дороги Карымская — Забайкальск, в 23 км к юго-востоку от посёлка Могойтуй. Расположен в долине реки Хила, притоке Аги (бассейн Онона).

Возникновение станции связано с решением правительства Российской империи от 1891 года о строительстве Транссибирской магистрали, которая должна была соединить центр России с Владивостоком по китайской территории. Уже в 1894 году на месте будущей станции Ага появились первые строители, которые прорубали скалы и строили железнодорожный путь. Одним из условий для выбора места основании станции стало удобно расположенное место, а главное здесь имелся большой запас родниковой воды, почти не содержащий железа. К 1900 году станция построена, а посёлок при станции был основан в 1904 году и заселён крестьянами из Чиронской волости во время русско-японской войны[4].

В 20-е годы в посёлке открыли начальную школу. С 1933 года до конца 50-х годов на территории станции располагался Агинский артиллерийский полигон. После Великой Отечественной войны у станции Ага была создана машинно-тракторная станция, которая просуществовала до 1958 года, когда она была расформирована в Могойтуйский совхоз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III.

А. Долина реки Хила характеризуется разнообразием растительного мира.    Так, при исследовании растительного мира мной был выявлен состав кустарников, список русских и бурятских названий которых представлен в следующей таблице.

русское

название

Черемуха

 

Яблоня Палласа

 

Боярышник даурский

 

Роза даурская (шиповник)

 

Смородина таранушка

 

Ива

 

Ильм

 

Тополь

 

бурятское

название

Мойһон

 

Үлир

 

Долоогоно

Нохойн хоншоор

 

Тэхын шээг

 

Бургааһан

 

Хайлааһан

 

Уляаhан

 

 

     В прибрежной полосе напротив села Ага выявлено:

1. Старение кустов черемухи, яблони, боярышника, шиповника и др.;

2. Молодая поросль кустарников вытаптывается и поедается скотом.

Поэтому   естественное восстановление идет медленно;

3. Много сломанных веток, кустарников;

Б. В ходе исследования я составила карту населенных пунктов реки Хила в

пределах территории края.

В. Кроме того, мной, совместно с гидрометеонаблюдателем  Колесниковой Людмилы Викторовны.  Были проведены замеры на реке Хила (в 2 контрольных точках на реке Хила), в результате которых выявлено:

- глубина реки 50 – 100 см ;

- ширина русла 78 – 120 м;

- скорость течения 0,6 – 0,8 м/сек

Г. Для оценки экологической ситуации в реке Хила я провела ряд физико – химических исследований при помощи гидрометеонаблюдателем   выявила, что:

- интенсивность запаха воды  слабый , естественный запах;

- вкус и привкус воды не смогла определить, т.к. ни 1 из 4 видов вкуса – соленый,

горький , сладкий, кислый не подходит к воде Хила;

- осадок в Хиле – незначительный, илистый;

- водородный показатель рH – 8;

- прозрачность воды в реке Хила 0,5 см;

-высокая растительность преобладает по реке Хила;

Д. Утверждается, что индикаторами экологического благополучия служат

зоопланктон и рыбы.

Например, только в самых чистых водах могут жить такие виды рыб, как таймень, ленок, хариус. В реке Хила водится карась, сазан, пескарь, чебак, сом и гальян, хотя его становится все труднее и труднее поймать.

Ж. Также утверждается, что каждый купающийся вносит в водоем в среднем 75 мг фосфора и 700 мг азота.

З. При исследовании прибрежных зон реки выявлено, что:

- она загрязнена в основном бытовым мусором (пластиковые бутылки, пакеты,

стеклянные банки, пакеты из-под сока и молока);

- кустарники поломаны, высохшие кустарники не убираются, а падая в беспорядке, затрудняют прохождение между ними;

- особенно деградированы плодоносящие кустарники (черемуха, боярышник,

яблоня (Палласа)

- загрязняются воды реки Хила навозом и другим мусором с близлежащих животноводческих стоянок левобережья.

- вся прибрежная полоса реки изъезжена транспортом, скотскими тропами, где земля вытоптана и уплотнена.

И. При опросе жителей сел выявлено:

- во всех селах такие объекты как свалка мусора, скотомогильник размещены на допустимом расстоянии от прибрежных зон;

- в селе Хила проводится большая природоохранная работа. Ежегодно в Агинском округе проводятся осенний и весенний конкурсы по санитарной очистке населенных пунктов, где СП «Хила» занимает призовые места и считается самым чистым селом округа.

 

 

 

 

 

Глава IV.

  Для работы в этом году я поставила цель – оценить экологическую ситуацию в реки Хила в сравнении с Ононом. В своей работе я использовала результаты санитарно – химических анализов воды в реке Онон по данным Агинского отдела анализа и технических измерений «ЦЛАТИ» (данные за 2009 год); территориального органа Роспотребнадзора в Агинском округе; материалы с Интернета.

В результате опроса жителей в селах Ортуй и Кусочи Могойтуйского района.

Выявлено, что местные жители используют реку следующим образом:

- как водный транспорт: летом на лодках, зимой – по льду;

- источник воды для водопоя животных во всех селах (в Приононье

насчитывается около 30 животноводческих стоянок);

- для использования воды в котельной;

- для заготовки дров;

- для отдыха (купания); в познавательных целях (экскурсии во всех селах).

- рыбалки и охоты;

 

При сравнительном анализе состояния рек я выявила, что:

·         Загрязненность воды в реках Амурского бассейна усиливается в направлении к устью реки.

·         Загрязнения выявляются в зонах локального антропогенного воздействия: населенных пунктов, сбросов сточных вод, добычи песчано – гравийной смеси и углубления русел рек.

·         Наиболее благополучная экологическая ситуация характерна для реки Онон в верхнем ее течении, до слияния с рекой Ага и Ингода. Это объясняется тем, что на берегах реки в верхнем ее течении нет промышленных предприятий, загрязняющих своими сбросами воды; нет городов и коммунально-жилищных хозяйств; сельскохозяйственные пашни расположены на большом отдалении от реки и не допускают загрязнения воды минеральными удобрениями и ядохимикатами.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

      Таким образом, в результате данных исследований я пришла к следующим выводам:

1. Река Хила имеет очень большое значение в жизни населения близлежащих сел.

2. Экологическую ситуацию в реке оцениваю, как удовлетворительную, что могу объяснить тем, что все промышленные предприятия, в результате работы которых происходит химическое загрязнение воды, расположены на берегах рек Ингода, река Хила впадает в реку Ага, которые впадают в Онон. В населенных пунктах Приононья вблизи реки нет пашен и чрезмерного внесения минеральных удобрений и ядохимикатов, которые могли бы попасть в реку, не наблюдается. Но наблюдается бытовое загрязнение.

3. При опросе населения выявлено, что около 30% населения имеет низкую экологическую культуру (20 опрошенных из 60) и считают, что природа прибрежной реки Хила мало загрязнена и что она должна самоочищаться. И все утверждают, что природу надо беречь от пожаров.

      Исходя из этого, рекомендую:

1.      Уделять больше внимания изучению экологии, краеведения на местных материалах;

2. Проводить рейды по выявлению случаев загрязнения воды (мытье автомашин и другой техники) и прибрежных зон, особенно в теплое время во время купания, сбора ягод во всех населенных пунктах;

3. привлекать к очистке территории реки Хила школьников, молодежь села;

4. уделять больше внимания санитарной очистке и содержанию в чистоте животноводческих стоянок, близлежащих к реке Хила.

5. вести целенаправленную работу со школьниками по воспитанию у них экологической культуры;

6. проводить разъяснительные беседы с населением о культуре поведения в природе, особенно с молодежью;

7. устанавливать знаки, запрещающие купание, мытье машин;

8. создавать школьные заказники, чтобы школьники сами брали шефство над близлежащими экосистемами;

9. знакомить школьников, молодежь и другие слои населения с законами по защите природы.

 

Вода - самое необходимое для жизни вещество и поэтому ее нужно беречь!

 

 

Использованная литература:

1.Ашахмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. Москва, «Рандеву - АМ», 2000г., 385 стр

2. Горлачев В.П., Корсун О.В., Игумнова Е.А., Золотарева Л.Н.

Региональная экология. Чита, ООО «Экспресс-издательство», 2007г., 209 стр.

3. Кулаков В.С. География Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа.

Учебное пособие. Чита, «Поиск», 2001г.,326 стр.

4. Материалы с Интернета.

5. Материалы Агинского отдела анализа и технических измерений «ЦЛАТИ».

6. Материалы территориального отдела Роспотребнадзора по Агинскому Бурятскому округу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Физико-химические методы:

1.      Запах.

100 мл исследуемой воды при комнатной температуре наливают в колбу вместимостью 150-200 мл с широким горлом, накрывают стеклом, встряхивают вращательным движением, сдвигают стекло и быстро определяют характер и интенсивность запаха.

 

Балл

Интенсивность запаха

Качественная характеристика

0

Никакой

Отсутствие ощутимого запаха

1

Очень слабая

Запах, не поддающийся обнаружению потребителем, но обнаруживаемый в лаборатории опытным исследователем

2

Слабая

Запах, не привлекающий внимания потребителя, но обнаруживаемый, если на него обратить внимание

3

Заметная

Запах, легко обнаруживаемый и дающий повод относиться к воде с неодобрением

4

Отчетливая

Запах, обращающий на себя внимание и делающий воду непригодной для питья

5

Очень сильная

Запах настолько сильный, что вода становится непригодной для питья

 

2.      Водородный показатель (РН)

Питьевая вода должна иметь нейтральную реакцию (около 7). В пробирку наливают 5 мл исследуемой воды; 0,1 мл универсального индикатора, перемешивают и по окраске раствора оценивают величину рН:

Розово-оранжевая – рН около 5;

Светло-желтая – 6;

Светло-зеленая – 7;

Зеленовато-голубая – 8.

 

3.      Вкус и привкус определяют в сырой воде при комнатной температуре. В рот набирают 10-15 мл воды, держат несколько минут (не проглатывать!) и определяют характер и интенсивность привкуса. Различаю 4 вида вкуса: соленый, горький, сладкий и кислый.

 

4.      Осадок характеризуют по следующим параметрам: нет, незначительный, заметный, большой. При очень большом осадке указывают толщину в мм. По качеству осадок определяют как хлопьевидный, илистый, песчаный. Осадок в воде водоемов отмечают через 1 ч. После взбалтывания пробы.

 

Прозрачность воды измеряют с помощью диска Секки. Это белый диск диаметром около 20 см с грузом. Опускают диск в воду с теневой стороны лодки и замеряют по меткам на веревке, на какой глубине диск скрылся с поля зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика реки Хила

Параметры

Хила

1

Длина (км)

109 км

2

Площадь бассейна

1510 км²

3

Характер течения

Равнинная река

4

Режим питания

Смешанное с преобладанием дождевого

5

Водный режим

Реки с летним половодьем , допускаются паводки

6

Режим замерзания

Конец ноября  - Начало декабря

7

Режим вскрытия рек

Конец марта – начало апреля

8

Минерализация воды

Слабая (50,4-163 мг/куб.дм)

9

Реакция среды

От слабокислой (6,3 рН) до слабощелочной (8,4 рН)

10

Кислородный режим

Удовлетворительный

11

Химический состав

Гидрокарбонатный класс

12

Характерные загрязняющие вещества

Нефтепродукты (до 2-4 ПДК),

Фенолов (до 1-2 ПДК),

Ионов меди (до 1-2 ПДК)

 


 

Скачано с www.znanio.ru