«Влияние идей Возрождения на Нижегородский край в XVI веке»
Оценка 4.6

«Влияние идей Возрождения на Нижегородский край в XVI веке»

Оценка 4.6
Научные работы
docx
история
СCУЗ, ВУЗ
08.02.2022
«Влияние идей Возрождения  на Нижегородский край в XVI веке»
Результат проектной деятельности семиклассников
проектДокумент Microsoft Wordработа.docx

ПРОЕКТ ПО ИСТОРИИ

 «ЛЕТОПИСЬ РОДНОГО КРАЯ»

(к 800-летию Нижнего Новгорода)

 

 

 

 

«Влияние идей Возрождения

 на Нижегородский край в XVI веке»

 

 

Выполнен командой

7 «А» класса- «Наследие»

 МБОУ СШ №6 г. Павлово

В составе:

Постнов Никита, Степанова Амина,

Власова Вероника, Евдокимов Константин

 

Руководитель: учитель истории Киселев М.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

1.Вольнодумство жидовствующих

2. Основные достижения архитектурной мысли Возрождения

3. Итальянцы в России

4. Итальянцы в Нижнем Новгороде

5.Заимствования в артиллерии

Заключение

Список используемой литературы

 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Изучая на уроках «Истории Нижегородского края» события XVI века, мы обратили внимание на упоминание некоторых итальянцев на службе Московского князя. В докладе нашей одноклассницы прозвучала интересная мысль о том, что в тот же самый период что строился Нижегородский кремль в Италии, творили Леонардо (в 1505, например, он заканчивает знаменитую «Мону Лизу») и Микеланджело. Но о серьёзном обращении России к достижениям эпохи Возрождения, говорится в литературе только касательно петровских преобразований первой четверти XVIII века.

      Мы выдвинули следующую гипотезу: активное проникновение передовой европейской мысли, идей Возрождения в Московское государство и в его глубинку начинается гораздо раньше, чем это принято считать в отечественной истории. Построенный итальянскими мастерами эпохи Возрождения (при жизни Леонардо да Винчи) в нач. XVI в. на восточной границе государства Нижегородский кремль является таким примером самой передовой технической мысли.

      Целью нашей исследовательской работы является выявление влияния идей       Возрождения на Нижегородский край в XVI веке.

      Для этого мы поставили перед собой следующие задачи:

-определить какие идеи, изобретения, знания были заимствованы в Нижегородском крае в XVI веке из Европы;

-узнать о судьбах иностранных мастеров на русской службе, приезжавших в наш край;

-установить, насколько восточная окраина Московского государства, в лице Нижегородского края, развивалась в русле передовых тенденций современности.

     Актуальность данной работы обусловлена тем, что, устанавливая влияние эпохи Возрождения на Нижегородский край, мы попытаемся преодолеть собственный провинциализм как чувство периферийности своей культуры. Проявляющийся в художественном мышлении, в образе жизни, в реакциях на окружающий мир провинциализм может привести к чувству зависти, вторичности, комплексу неполноценности. И, напротив, ощущение своей региональной истории и культуры, как части самых передовых мировых идей, заставляет   ценить гуманизм в целом и   диалог культур в частности. Кроме того, если влияние европейцев на идеи, архитектуру, артиллерию при дворе московского князя, начавшиеся еще с 15 века, более или менее изучено, то влияние их идей на провинцию Руси практически не исследовалось.

     Объект исследования: письменные исторические источники, Нижегородский кремль, крепость Балахна, средневековые пищали, итальянские дворцы и др.

     Метод исследования: сравнение, систематизация, обобщение, анализ литературы и Интернет источников по избранной теме.

    Практическая значимость: данный материал может быть использован на уроках истории, краеведения, а также на тематических классных часах.   

 

ВОЛЬНОДУМСТВО ЖИДОВСТВУЮЩИХ

     Конец XV века в России был ознаменован несколькими крупными внутриполитическими событиями. Среди них особо важную роль сыграло событие, вошедшее в историю под названием «Ересь жидовствующих». Оно было тесно связано с внутри династической борьбой наследников Ивана III за престол и его политикой жёсткой централизации государства путём отказа от раздачи крупных земельных вотчин, встретившей резкую оппозицию среди, так называемого, старого боярства.

По словам Скрынникова, «Русское вольнодумство и ереси конца XV- начала XVI в. получили неодинаковую оценку в литературе. В советской историографии их трактуют, как реформационно-гуманистическое движение, направленное против феодальной церкви. В ереси видят "одну из форм классового протеста социальных низов против феодального гнета", ее распространение связывают с резким обострением классовой борьбы (А. А. Зимин, Я. С. Лурье). Следует заметить, однако, что никаких следов классовой борьбы в указанный период обнаружить не удается».                                                                                                          

         На Руси наибольшую восприимчивость к новым идеям проявляли образованные новгородцы. В своих богословских исканиях они шли значительно дальше, чем могли позволить себе московские ортодоксы. На этой почве и возникло одно из интереснейших явлений русской общественной мысли - новгородское "вольнодумство", объявленное «ересью жидовствующих». Начало конфликту между еретиками и ортодоксами положили не столько богословские споры, сколько практика церкви. В Москве процветала продажа церковных должностей. Про архиепископа Геннадия говорили, будто он затратил на приобретение должности две тысячи рублей, неслыханно большую сумму денег. Игумен псковского Немцова монастыря Захар, будучи противником симонии, не желал подчиняться авторитету архиепископа, к чьей епархии принадлежал его монастырь. В качестве республики Псков сохранял политическую независимость от Новгорода, и это позволило Захару открыто выступить с обвинениями против Геннадия. В течение трех лет игумен рассылал повсюду грамоты, в которых называл Геннадия еретиком. В свою очередь архиепископ заклеймил как еретиков Захара и двух новгородских священников, Алексея и Дионисия. Благочестие и нестяжательство, которых обратило на них общее внимание и содействовало быстрому распространению их учения.

Эти священники были взяты Иваном III в Москву и сделали блистательную карьеру при его дворе. Алексей стал протопопом главного храма - Успенского собора, а Дионисий - священником кремлевского Архангельского собора, усыпальницы московских государей. Затеяв борьбу с еретиками, Геннадий вскоре же обнаружил, что вольнодумство и ересь успели проникнуть в столицу православной Руси. Среди московских вольнодумцев самой заметной фигурой был дьяк Федор Курицын, близкий ко двору Ивана III. Ему и другим еретикам открыто покровительствовала мать наследника трона Дмитрия-внука Елена Волошанка. Федор Курицын критиковал монашество и развивал мысль о свободе воли. ("самовластии души") человека, которому образование и знание дают свободу, ибо он узнает, где добродетель, где порок, где пьянство, где невежество.

Еретики сыграли заметную роль в оживлении общественной мысли и литературы в России. По посланиям Геннадия можно, хотя бы приблизительно, установить круг интересов вольнодумцев. Это прежде всего библейские книги Ветхого завета, житие папы Сильвестра (современника императора Константина), слова александрийского патриарха Афанасия против ариан. Примыкали к этой литературе и сборники изречений библейских мудрецов - «Притчи Соломона» и «Иисус Сирахов», а также сборник изречений греческого драматурга IV в. Менандра. Памятником философской литературы была «Логика» - компиляция трактатов еврейского мыслителя Моисея Маймонида (XII в.) и арабского ученого Аль-Газали (конец XI- начало XII вв.). «Логика» была своеобразной энциклопедией философской мысли и давала представление об античном и арабском материализме. Благодаря еретикам, на Руси получили распространение троянские саги, апокрифы о Соломоне и Китоврасе. Итак, даже отрывочные сведения о книгах, читавшихся еретиками, говорят не только о реформационных устремлениях вольнодумцев, но и поисках ими реальных философских и естественнонаучных знаний. Вынужденный вести с ними ожесточенную полемику, Геннадий и его окружение способствовали распространению тех же книг, что читали еретики. Все это пробуждало новые интересы, оживляло научную, философскую мысль и жажду познания. Сами еретики также создают литературные произведения. Это «Лаодикийское послание», «Повесть о Дракуле» и «Написание о грамоте» Федора Курицына, «Сказание о князьях владимирских» (в первоначальной редакции) Ивана Черного. Для полемических целей архиепископ Геннадий предпринял перевод с латинского одного популярного в то время труда Сорбонского профессора Николая де Лира, под названием (в переводе) «Прекраснейшие старания, иудейское безверие в православной вере хулящие». Также было переведено еще одно западное сочинение «Учителя Самойла Евреина на богоотметные жидове обличение пророческими речами». Крупнейшим предприятием стал перевод полного текста Библии. До этого библейские книги переписывались групповыми сборниками: то Пятикнижие, то Псалтырь и Притчи, то Пророки, Большие или Малые. Иосиф Волоцкий, чувствуя большой недостаток оригинальной русской учительной литературы в смысле систематического изложения православного вероучения, противопоставил наукообразным приемам жидовствующих «Просветитель». В результате появился объемистый том первого русского догматического богословия.                                                                                                                                            

      Новгородские еретики были осуждены церковным судом. Их обвинили в жидовстве. Главным обвиняемым на московском процессе стал игумен Захар, не имевший никакого отношения к иудаизму. Судилище над мифической сектой тайных иудеев завершилось тем, что новгородских еретиков вернули в Новгород и выдали Геннадию. По приказу владыки палачи сожгли на голове осужденных шутовские колпаки из бересты. Другие еретики были замучены в тюрьме. Но главный удар должен был быть нанесён по Фёдору Курицыну главе партии сторонников Елены Волошской. А главной скрытой целью было не допустить к власти законного наследника престола Дмитрия Ивановича.

Геннадий вступил в контакт с имперским послом, прибывшим на Русь в 1490 г., и получил у него подробную информацию о преследовании тайных иудеев в Испании. Опыт только что организованной святейшей инквизиции привел владыку в восторг. Геннадий горячо хвалил католического "шпанского короля", который очистил свою землю от "ересей жидовских", и "хвала того шпанского короля пошла по многих земля по латинской вере". Поглощенные спорами с еретиками, ортодоксы впервые увидели в католиках не врагов, но союзников. Появление при московском дворе влиятельных итальянских купцов, медиков, архитекторов довершило дело. Получает объяснение один из интереснейших феноменов эпохи Ивана III - наметившийся поворот общества лицом к католическому Западу.                   

      Но в русской истории религиозные споры тесно переплелись с политической борьбой за власть потенциальных наследников Ивана III - княжича Василия (сына Ивана III и будущего великого князя всея Руси Василия III) с Дмитрием-внуком (внуком Ивана III). Участвовал в этой борьбе и род бояр Добрынских. Среди казнённых сторонников Софьи Палеолог особо нужно выделить имя Владимира Гусева, двоюродного брата Ивана Васильевича Добрынского. Иван Васильевич Добрынский, это никто иной, как, нижегородский воевода Хабар-Симский, в 1505 году успешно отразивший нападение казанских татар на Нижний Новгород. Через несколько лет Иван III возвращает свое расположение своему сыну Василию, и в это время Добрынские снова появляются на общественно - политической арене. Иван Васильевич Хабар-Симский назначается воеводой в Нижний Новгород. Около 1500 г. он женился на Авдотье Владимировне Ховриной (младшей), сестре главного казначея Ивана III, Дмитрия Ховрина. Дочери того самого боярина, Владимира Григорьевича Ховрина, что «…поставил перед своим двором церковь кирпичну…» Так что Хабар-Симский вполне мог воспользоваться своими родственными связями, для финансирования строительства каменного кремля в Нижнем Новгороде, где сам был в тот момент воеводой.

    Таким образом, уже в конце XV века в Московском государстве остро ощущается тяга к знаниям. Новые идеи приходят не из Италии и Франции, а через север из Германии и Голландии, занесенные еврейскими купцами. Церковное реформаторство было не воспринято на Руси, чего нельзя сказать о гуманистических идеалах. Идеи о свободе воли и тяга к естествознанию были вполне «ренессансные». Интересно, что борьбе с ересью наши предки учились как раз у Итальянцев (у католичества). Нижний Новгород не был в стороне от всех этих тенденций. Фигура воеводы Хабара-Симского как нельзя кстати доказывает эту связь.

 

ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ АРХИТЕКТУРНОЙ МЫСЛИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

     Архитектура отражает общественного человека, т.е. ту среду, в которую он включен. Поэтому ей принадлежало очень важное место в ренессансной системе взглядов на мир. Гуманисты видели в архитектуре зримое выражение образа новой социальной действительности. Новый облик Флоренции начала XIV века, например, описывали как воплощение героической доблести республики.
     Жизнь итальянских городов сосредоточивалась вокруг площади, на которой обсуждались дела, где шел обмен словами и вещами, вдоль улиц, на которые выходили мастерские и лавки. Это были города-республики, объединявшие граждан коммуны, которыми управляли самые богатые. Города постоянно враждовали между собой, окружали себя укреплениями. Каждый дворец ощетинивался башнями с бойницами, между патрицианскими семьями тоже шло соперничество. Во всех коммунах Италии муниципальные здания, где заседали советы, представляли сооружения в римском стиле, с внутренним двориком, превращенные в крепости, способные выдержать осаду. Противоположность между готикой и Ренессансом не была такой глубокой, как думали современники. Именно готика создала этот тип дворца, который стал господствующим в Ренессансе. Прочные постройки, массивные стены, маленькие окна, свободный простор для декорации во дворе. Чем спокойнее становилась жизнь, тем более утрачивались представления о доме как о крепости, тем более украшения переходили на фасад здания. Элементами декора становились коринфские колонны, круглые арки, карнизы с античным профилем. Постепенно в верхних этажах появились ряды широких окон, они оживляются богатыми украшениями. Нижний этаж по-прежнему служит сильной опорой, но и он украшается: появляются аркады, поддерживаемые колоннами.
     Жители мечтали о порядке на своей маленькой родине, которую любили и украшали. Работы по украшению города, возведению муниципальных дворцов и соборов доверялись лучшим архитекторам и скульпторам, избранным на основе конкурса. Так, флорентийская коммуна руководство работами по возведению мостов и стен, муниципального дворца и собора поручила Джотто. Знаменитый скульптор Предвозрождения Джованни Лизано изготовил скульптурную группу, символизирующую г. Пизу в аллегорическом изображении женской фигуры в окружении четырех добродетелей, которая была установлена в центре собора. Конкурс, объявленный цеховой организацией купцов, на скульптурное оформление крещальни (баптистерия) Флорентийского собора в 1401 г. положил начало новой скульптуре. Лучшими были признаны проекты знаменитого в будущем архитектора Брунеллески и Гиберти. После того как Брунеллески отказался от совместной работы, заказ перешел Лоренцо Гиберти (1381-1455). Он был прославлен не только как скульптор Возрождения, но и как теоретик, автор «Комментариев» - первой книги по истории искусства Возрождения.
       Идеи национальной независимости, гражданской свободы были доступны простому народу лишь с помощью аллегорий, живых картин. Идеям нужно было придать зримый облик. В муниципальных дворцах, на площадях и улицах итальянских коммун появляются статуи, символизирующие мудрое правление, правосудие, доблесть города; они славят воинов, защищавших их, и на площадях возникают бронзовые всадники, напоминающие конные монументы римских императоров. На стенах муниципальных сооружений появляются барельефы, которые раньше украшали соборы, изваяния святых и патриархов, изображения сезонных работ и семи свободных искусств.
        Для теоретиков искусства Возрождения задачей архитектуры и зодчества было служение человеку. Этим и определяются закономерности архитектуры и пластики Ренессанса. Чрезвычайно популярной становится почерпнутая у античности идея о подобии здания человеку: формы зданий происходят от форм и пропорций человеческого тела. Очеловечивание пропорций здания (в отличие от готики) привело к созданию идеи этажа как пространственного слоя для жизни и деятельности человека.
        Ренессансные гуманисты считали красоту законом природы. Им представлялось, что гармоническое начало мироздания наиболее полно способна была выразить именно архитектура. Мир, в котором господствует гармония, идеальная упорядоченность форм, логика пропорциональных отношении, представлялся людям XV века в облике архитектурного пейзажа. Архитектура была любимым фоном в картинах и фресках, уступив место пейзажу только в конце XV века.
       Гуманисты видели в архитектуре материальное воплощение своих идеалов, архитекторов притягивали гуманистические круги как источник новых идей и знаний. Архитектурная среда была связующим звеном между гуманизмом и изобразительным искусством. Именно в архитектурной среде сложилась теория искусства, были созданы трактаты Алъберти, Филарете и др.
      Архитектура, скульптура и живопись эпохи Возрождения были тесно увязаны в единую систему. Зодчий, проектируя здание, уже обдумывал его украшение. Сама система формирования мастеров искусств способствовала этому. Обучение художника могло начаться в литейном или ювелирном цехе, продолжиться в скульптурной мастерской и закончиться под руководством архитектора. Последовательное обучение разным профессиям было не исключением, а скорее, правилом.
        Целостный подход к искусству - характерная черта Возрождения. Художественное освоение действительности шло в прочном союзе архитектурных, скульптурных, живописных и литературных форм. Именно поэтому искусство Возрождения представляет собой стилевое единство.

Т., архитектуре были свойственны следующие новаторские находки:

-возвращаются принципы и формы античного римского искусства: преобладают геометрия, симметрия, внимание уделяется поиску идеальных пропорций;
-снова в моде: ниши,  полусферы куполов,  арки, эдикулы (небольшие дома), мягкие линии;

-преобладали цвета: синий, желтый, пурпурный, коричневый;

-стали использоваться новые строительные растворы. Это период активного использования штукатурки. Декоративным и конструкционным материалом становится кирпич. Используются так же глазурованный кирпич, терракота и майолика. Много внимания уделяется декоративным деталям, качеству их проработки. Теперь и металлы используются для декоративной обработки. Это медь, олово и бронза. Развитие столярного дела дает возможность делать удивительно красивые, ажурные элементы из дерева твердых пород. Из дерева конструируются стропила, карнизы и потолки, которые имеют кессоны сложной формы;

 -существенно изменяется характер архитектуры, и в отличие от вертикализма пространств, новые формы развиваются в ширину. Ренессансные постройки вызывают ощущение статичности за счет наслоения друг на друга горизонтальных этажей;

-очень важным является изменение характера пространства. Вместо вдохновенного готического пространства появляется рациональное с визуально четкими границами. Вместо напряженности готических ломаных линий используются строгие, в большинстве случаев прямоугольные формы. Основные геометрические фигуры в ренессансной архитектуре - квадрат, прямоугольник, куб и шар; -форма стиля ренессанса: крутая или пологая крыша с башенными надстройками, арочные галереи, колоннады, круглые ребристые купола, высокие и просторные залы.;

-в XVI в. в убранстве интерьеров используются лепные украшения, вначале белые, а впоследствии тонированные и золотые.

 

ИТАЛЬЯНЦЫ В РОССИИ

Итальянские мастера использовались в России преимущественно как архитекторы, то есть возводили здания целиком. В других странах Европы они привлекались лишь в качестве ремесленников, украшавших уже готовые сооружения, разбивавших сады и выполнявших другие, не столь масштабные работы. При этом только в России итальянские зодчие столь активно принимали участие в фортификационных работах. Была и ещё одна особенность, отличавшая итальянских мастеров в России. Если в большинстве других стран Европы чаще приглашали выходцев из Флоренции, то московские князья отдавали предпочтение северо- итальянским мастерам из Венеции и Ломбардии. Поэтому в русском военном зодчестве отразились черты северо -итальянских замков, в первую очередь замка Сфорца (Кастелло Сфорцеско) в Милане

Почему ехали сюда итальянские мастера? Италия была самой передовой в смысле страной новой ренессансной архитектуры. Общий подъём предопределил большое количество мастеров, каждому из которых масштабных работ не хватало. Здесь их ждало широкое поле для самовыражения. Кроме того, русские цари очень и очень неплохо платили. И, приезжая сюда, они как бы поднимались по ступеням социальной иерархии — если у себя на родине они были обыкновенными (изредка, как Фиорованти — признанными) мастеровыми, то здесь их окружал почёт и уважение с первых же шагов. Об отношении к ним сохранилось немало свидетельств. При описании Тверского похода 1485 года имя Аристотеля Фиорованти названо вслед за именами великого князя, его сына, брата и князя Фёдора Бельского. Имя Солари упоминается в двух вариантах (для всякого и на века) в башне Кремля. Алоизо да Карезано писал в середине 1490-х годов в письме, как хорошо он обласкан «этим Господином» (Иван III), подарившим ему сразу 8 своих одежд. Франческо да Колло писал в 1518 году, что иностранцы в России «не только допускаются, но и бывают обласканы, и от князя непосредственно одеты в прекраснейшие одежды и снабжены продовольствием, и если ремесленники, назначены к искусству, и к своему занятию: если солдаты, то ещё намного более дороги, и итальянцы в частности чтятся сверх меры и желанны». Иностранцам жаловались земли в Подмосковье — вот откуда эти Фрязино, Фряново, Фрязево. Правда, справедливости ради, тот же Франческо да Колло добавляет: «Уезжать из страны воспрещено кому-либо, в особенности иностранцам».

Результатом такой политики в отношении иностранцев стало, во-первых, то, что они, понимая своё положение, достаточно быстро ассимилировались и самые яркие свои произведения создавали именно сразу по приезде в Россию, а во-вторых, о них сохранилось очень мало сведений — в летописях они упоминаются только в связи со своими крупными работами, а для местных итальянских хроник они просто больше не существовали — уехать в Россию значило умереть для родины.

Работа иностранца в другой стране всегда связана с множеством трудностей. В странах Европы всегда происходило соприкосновение, а нередко и противоборство, с местной традицией, куда входили и эстетические представления заказчиков, и бытовой уклад, и местные ремесленные корпорации. В России же — ситуация была уникальна. Итальянские мастера использовались здесь в первую очередь как архитекторы (а не как инженеры или декораторы). Им доверялось здесь культовое строительство (18 построек), практически недоступное им в католических странах (благодаря слабости развития здесь каменного дела и отсутствию ремесленных корпораций). Эстетическая традиция, конечно, оказывала своё влияние, и особенно на начальном этапе итальянцы обращаются к типу крестово-купольных храмов, но, вероятно, эта традиция не вызывала в них противодействия. Во-первых, они легко «вписывались» в неё, а во-вторых, это был процесс взаимного движения: итальянцев к русской традиции и развивающейся русской традиции к итальянцам, что и привело, по всей видимости, к возникновению столпообразных и многостолпных храмов. Культура всегда обладает иммунитетом, она отторгает чуждое ей, и с благодарностью принимает то, что идёт ей на пользу. Работа итальянцев в России прежде всего обогатила русскую культуру, и избирательная восприимчивость культуры в данном случае демонстрирует её силу, она не боится потерять саму себя, поток её столь силён, что она растворяет в себе другие потоки.

 

ИТАЛЬЯНЦЫ В НИЖЕГОРОДСКОМ КРАЕ

Возникновение идеи строительства каменного кремля в Нижнем Новгороде относится, по-видимому, к XV столетию. Известно, что еще в 1482 г. в Нижнем Новгороде побывал строитель Московского Кремля прославленный зодчий Аристотель Фиораванти. Он сопровождал до Нижнего Новгорода артиллерию, отправленную для участия в боях против Казани, а затем вернулся в Москву. Вполне возможно, что именно в это время родились первоначальные наметки по строительству Нижегородского кремля.

Возможно, предположения о двух итальянских архитекторах, задействованных на строительстве в Нижнем Новгороде, высказанное в книге Афоньшина С. В. «У голубого Светлояра. Девять заволжских легенд». Волго-Вятское книжное издательство Горький 1972. С. 23-27, имеет под собой реальную почву. Дело в том, что во второй половине XV века в строительной области появляется такое новшество, как «проект плана строительства». Это когда автор проекта лишь разрабатывает проект, но сам непосредственного участия в строительстве не принимает. Автором этого нововведения был очень известный итальянский мастер Фиораванти дель Альбертини, Рудольфо (более известный как Фиораванти Аристотель), с 1475 года работавшей в Москве.
Болонский хронист Секаденари упоминает о трудах Фиораванти в Венгрии, где «он построил некоторые мосты через Дунай, так что завоевал такую славу и благожелательность тех стран и особенно короля, что тот сделал его рыцарем и позволил, чтобы тот чеканил золото и монету, на которой ставил бы своё имя и свою голову». Разумеется, строить в Венгрии болонец не мог – для этого не было времени, и к тому же он был здесь в зимние и весенние месяцы. По-видимому, то был первый документированный случай обособленного от строительной практики генерального проектирования сооружений – разработку проектов в деталях и процесс возведения осуществляли уже другие. Скорее всего Фиораванти принимал участие в обсуждении общего плана постройки всего Московского кремля. Ведь имеется поразительное сходство Московского кремля и замка Сфорца в Милане, где и там и там работал Фиораванти. Подобного рода строительные технологии вполне могли использоваться и при строительстве Нижегородского кремля.Т.о., можно предположительно говорить об участии Фиораванти в планировании Нижегородского строительства.

Непосредственным руководителем работ по созданию Нижегородского кремля летописи называют иностранного зодчего Петра Фрязина. Личность этого мастера, по-видимому, итальянца, остается пока загадочной. В документах того времени его имя упоминается всего лишь один раз - в связи с Нижегородским кремлем. В соответствии с историческими данными на просторах России насчитывалось как минимум четыре мастера с именем Фрязин. Хотя это и именем-то назвать трудно: «Фрязин» - это искаженное прозвище «итальянец»

. (Имеется предположение, что Петром Фрязиным мог быть зодчий Петр Антоний Солари или Петр Антоний Фрязин, строивший ряд башен Московского Кремля в 1490 - 91 гг. Следует отметить, что Нижегородский кремль весьма близок Московскому Кремлю по принципам планировки, наличию предмостного укрепления и ряду других признаков. Однако мысль о связи имени Петра Фрязина с Петром Антонием Солари не выходит за рамки предположений.)

Считается, что приехал Петр Фрязин на Русь в 1494 году, с послами Мануилом Ангелом и Данилой Момыревым. Больше ничего не известно. Интересно, что исследователи Нижегородского кремля, в силу собственных пристрастий и политической конъектуры, даже и не старались узнать о зодчем что-то подробнее. Вот что писал исследователь Агафонов: «В сущности, споры о Петре Фрязине не имеют большого значения, тем более что вряд ли можно считать его главным автором, создавшим это великолепное произведение искусства и инженерного дела. До окончательного выяснения личности основного зодчего лучше всего называть его условно — «мастером Нижегородского кремля». По своему происхождению он мог быть и русским, поскольку единый характер объединяет русское оборонное зодчество конца XV — XVI века, заявившее о себе в этот период многими выдающимися по архитектуре и военно-оборонительным качествам сооружениями» (Указ. соч. c.20)


Тем не менее, Петра Фрязина можно с полным основанием считать первоклассным специалистом. Исследования показали, что Нижегородский кремль был сооружен на уровне высших мировых достижений фортификации своего времени. В ответ на слова Агафонова, можно с уверенностью сказать: «Мастер Нижегородского кремля» по своему происхождению не мог быть изначально русским. И в этом нет ничего зазорного. Скорее наоборот. Ведь выдающиеся итальянские «мастера эпохи Возрождения», покидая свою цветущую родину, ехали в Россию, прекрасно понимая, что это билет в один конец. Практически никто из них не вернулся назад в Италию. Они несли самые передовые знания того времени, которые порой не находили применения у себя на родине. И они вольно или невольно сами становились русскими, как только оказывались на русской земле. Ибо такова сама природа нашего народа, такова сила нашей Земли.  Невероятная способность нашей страны и нашего народа впитывать в себя всё приходящее извне, и в тоже время сохранять полную самобытность. Этот феномен не зря называют – «Русская Цивилизация».

Нижегородский историк Александр Данилов, изучая древние планы Нижегородского кремля по Писцовой книге по Нижнему Новгороду (1621–1629, сравнивая их с современной аэросъёмкой в 2013-2016 годах, сделал уникальное открытие. У древнего строителя был какой-то таинственный план, ведь излом линий кремля нельзя объяснить ни повторением рельефа, ни нуждами обороны, ни оградой более ранних стен, которых, как оказалось, не было.

      Все указывает на то, что  Петр Фрязин был одним из слушателей лекций Пачоли в Милане и был хорошо знаком с градостроительными, и фортификационными идеями Леонардо да Винчи, во многом заимствованных из трудов Леона Баттисты Альберти — зачинателя новой европейской архитектуры.
     Но архитектор Нижегородского каменного кремля продемонстрировал нечто совершенно уникальное и неслыханное доселе, превзойдя своих учителей и почти на полтысячелетие опередив свое время.

     Историк А. Данилов заметил, что числа, обозначающие длину прясел крепостной стены, выстраиваются в некую математическую последовательность, если из суммы длин прясел между Ивановской и Белой башнями, которая составляет 45 сажен (писцы использовали «государеву» сажень, которая составляет 2,16 м.), Коромысловой–Никольской (90 сажен), Тайницкой–Северной (95 сажен), Дмитриевской–Кладовой (75 сажен) вычесть сумму длин прясел между Пороховой и Дмитриевской (135 сажен), Северной и Часовой (20 сажен) и Белой–Зачатьевской (45 сажен), то сумма  будет равна длине стены между Коромысловой и Тайницкой башнями (105 сажен): (45 + 90 + 95 + 75) – (135 + 20 + 45) = 105. Были выявлены и другие сразу бросающиеся в глаза математические закономерности. Например, 20 + 75 = 95; 45 + 45 = 90; 90 + 45 = 135.Было похоже на то, что в расположении башен была зашифрована некая формула. Оказалось, что длины прясел
кремля, указанные в Писцовой книге, частично укладывались в последовательность Фибоначчи (первый крупный математик средневековой Европы, родился около 1170 года в Пизе). Есть у этой формулы еще свойство: результат от деления каждого последующего члена на предыдущий стремится к числу 1,618, то есть к величине знаменитого «золотого сечения». (Приложение 1)

 Сверху крепость напоминает раковину. Взяв снимок периметра кремля со спутника, историк провел прямые линии между башнями и получил четкую пентаграмму, четыре луча которой указывали на четыре башни: Ивановскую, Тайницкую, Никольскую и Дмитровскую. Также выяснилось, что вся конфигурация периметра стен Нижегородского кремля самым тесным образом связана с храмовыми сооружениями, расположенными на кремлевской возвышенности. Предположительно колокольни существующего Михайло-Архангельского и не сохранившегося до наших дней Спасо-Преображенского соборов послужили строителям своеобразными базисными точками отсчета всех их архитектурных решений. Такие же геометрические и архитектурные построения вокруг колоколен и башен применялись в конце XV века при планировке городов в Северной Италии. Дальнейшее изучение кремля и города XVI столетия, укрывшегося за его стенами, по данным Писцовой книги навело на мысль о том, что не только каменная крепость, но и весь город с его улицами, площадями, жилыми кварталами и торговыми рядами, вероятно, задумывался по проекту, в основе которого лежат построения «золотой пропорции».

      Когда были открыты принципы построения периметра Нижегородского кремля согласно правилам «золотого сечения» с геометрией спирали Фибоначчи в плане, возник вопрос, а для чего понадобились столь изощренные геометрические сложности, необъяснимые никакими оборонительными надобностями. Ведь даже вычертить подобное построение на бумаге — задача не из простых для того времени, а мы имеем просто фантастическое по сложности композиционное решение на местности площадью 22,7 гектара и перепадом высот около 50 метров.

     Создается такое впечатление, что Нижегородский каменный кремль задумывался своим создателем в качестве некоего, не вполне понятного нам, устройства. (Приложение 2) На помощь приходят современные знания в области техники. Спиральная структура плана кремля с центром у колокольни Михайло-Архангельского собора (не сохранившейся) очень похожа на схему современного вихревого двигателя. Самое интересное, что впервые вихревой эффект был открыт французским инженером Жозефом Ранком в конце 20-х годов XX столетия.
     Конструктивно периметр стен Нижегородского кремля вместе со своим внутренним пространством представляет собой огромную закрученную спираль — улитку. В центре находится колокольня Михайло-Архангельского собора — "труба Ранка".
Трудно себе представить, что бы строители Нижегородского кремля в нач. XVI в. зашифровывали устройство вихревого двигателя, который будет изобретен только в XX в., более вероятно, им были известны некоторые принципы вихревого эффекта (до сих пор вихревой эффект мало изучен и противоречит законам термодинамики), которые планировалось неким образом использовать. Но одно это уже является невероятной сенсацией, ведь открытие этого феномена произойдет только в XX веке.
С необычным поведением воздушных потоков в кремле вероятно сталкивался каждый, кто там бывал в ветреную погоду. Порой стоит сделать шаг в сторону и сильнейший ветер сменяется полным безветрием. В определенных местах можно даже наблюдать микроторнадо, чего нет на соседних с кремлем возвышенностях.
       С высокой долей вероятности можно предполагать, что создатель Нижегородского кремля предполагал использовать вихревой эффект господствующих здесь западных ветров, имевших в качестве входа понижающийся участок стен около Ивановской башни.

Историк Данилов даёт такие   примеры о силе ветров в Нижнем Новгороде в прошлом и настоящем: «В 1396 году в Нижнем Новгороде была такая сильная буря, что вихрем подняло человека с телегой и лошадью так высоко, что даже глазом его не видно было; только на другой день нашли на луговой стороне Волги одну лошадь — мертвую и телегу, повисшую на высоком дереве; человека-же так и не отыскали;

Смерч же, который пронесся вдоль берега Оки 3 июля 1974 года и срезал каменные шатры Успенской церкви Благовещенского монастыря, прошел мимо кремля;
Ураган прошел в Нижнем Новгороде в воскресенье, 24 мая 2015 года. На город обрушился сильный ливень с градом и грозой. В результате десятки деревьев были повалены, оборваны электропровода. В кремле разрушений нет».

        О том, с какими целями итальянский мастер предполагал использовать входящие в завихрение воздушные потоки мы можем лишь догадываться. Это могут быть как чисто утилитарные задачи снижения ветровых нагрузок на стены кремля имеющих огромную парусность или для обеспечения быстрого рассеивания пороховых газов при стрельбе из пушек дымным порохом (т.к. бездымного тогда еще не существовало), или, даже, в качестве оружия способного отбросить от стен противника, но нельзя исключать, что это были какие-то особые цели религиозно-культового значения, которым в то время придавалось очень большое значение. Рядом с памятником Чкалову располагается Георгиевская башня с угольными воротами, которые с обеих сторон никуда не ведут. Такого больше нигде не делали. Единственное сходство можно найти в Иерусалиме, где тоже были угольные ворота

      Последнее упоминание о итальянцах на Нижегородской земле в XVI веке мы встречаем под 1536 годом. Для защиты трудолюбивых солеваров из Балахны от казанцев правительница Елена Глинская приказала возвести земляную крепость. Место для нее выбрали на возвышенности, с двух сторон прикрытое естественными препятствиями: с одной стороны, Петровским озером, с другой — рекой Нетечью (Железницей), маленьким притоком Волги.

      Строительство было осуществлено в необычно короткие сроки. 20 июля 1536 года последовало распоряжение о возведении крепости, а в октябре того же 1536 года она уже была готова. Такая скорость была возможна благодаря технологии, которую использовал выдающийся русский архитектор итальянского происхождения Петрок Малый. Балахнинская крепость представляла собой китай -город. Его стена была земляной, скрепленной каркасом из жердей.  Несколько рядов жердей вбивали в грунт, соединяли их «китами» (вязками, сплетенными из веток и мягких древесных корней) и засыпали землей. Первый свой китай-город Петрок Малый воздвиг в Москве в 1534 году. В 1535-1536 годах таким же способом были построены крепости в Себеже, Стародубе, Пронске и Вологде. Пушки не могли разрушить стены, поскольку вражеские ядра вязли в их земляной сердцевине. Но главным преимуществом являлась скорость постройки. В условиях, когда вражеский набег мог произойти в любой час, это было главным. Насыпали земляной город в Балахне всем миром: тюли понимали, что работают для себя.                                           

       Петрок Малый появился в Москве в 1528году (его же называют в документах Пётр Фрязин, Пётр Ганнибал или Пётр Франческо ди Аннибале). Петрок Малый принимал участие в храмовом строительстве, но наиболее известен он своими фортификационными работами, которые разительно отличаются от произведений его соотечественников.
Деятельность этого выдающегося зодчего была новаторской для русской фортификации. Согласно распространённому мнению именно этому итальянскому мастеру приписывается заслуга распространения в России крепостей с бастионным начертанием. Вместо оговоренных трёх или четырёх лет Петрок Малый проработал у великого князя московского одиннадцать (последний никак не отпускал мастера). Некоторые источники считают, что Пётр Фрязин, убежавший в Ливонию в 1539 году — это Петрок. Как следует из материалов розыскного дела, городовой мастер Пётр Фрязин бежал во время поездки в Себеж и Печёрский монастырь, прибыл в Новгородок (Нейгаузен) и был перевезен в Юрьев. Конец дела считался потерянным, но был найден Ю. Ю. Кивимяэ в Шведском государственном архиве в Стокгольме; дальнейших сведений о Петре Фрязине нет. По словам самого Петра, причиной бегства были «великая мятеж и безгосударство» после смерти Елены Глинской. Если считать, что этот Пётр Фрязин и Петрок — одно и то же лицо, то материалы дела позволяют датировать приезд Петрока в Москву 1528 годом («служил, сказал, Великому Князю одиннадцать лет, а держал его Князь Великий силою»). В том году, в июне, вернулось в Москву посольство Трусова и Лодыгина, привезя с собой мастеров от двора папы Климента VII Медичи. Идентичность Петра Фрязина-беглеца и Петрока оспаривается некоторыми авторами, например, А. Н. Кирпичниковым, который ссылается на летописные сведения, что Петрок достраивал Воскресенскую церковь в Кремле в 1543 году. С этого времени нет оснований полагать, что итальянские зодчие принимали участие в строительстве русских крепостей.

 

ЗАИМСТВОВАНИЯ В АРТИЛЛЕРИИ

     По развитию артиллерийской техники с XIV века все прочие страны опережают итальянские города-республики. Именно здесь начинают систематически использовать литые бронзовые орудия и железный снаряд. Здесь же в середине-третьей четверти XV века делаются первые попытки физико-технического осмысления артиллерийских вопросов (работы Такколы и Леонардо да Винчи).

      Лить московских мастеров пушки из меди научил итальянец Аристотель Фиораванти. В 1475 г. недалеко от Фроловской (ныне Спасской) башни Кремля Фиораванти построил завод по отливке пушек — Пушечную избу.
      В 1488 г. во время большого московского пожара Пушечная изба сгорела, но через несколько месяцев на левом берегу р. Неглинной была построена новая Пушечная изба, состоявшая уже из целого ряда деревянных построек.
Аристотель Фиораванти обычно поминается нашими историками как строитель Успенского собора в московском Кремле. Однако в 70-х — 80-х годах XV века он был более известен как разрушитель городов. Именно он управлял огнем московской артиллерии при осаде Твери и Новгорода.
     Точная дата смерти Аристотеля Фиораванти неизвестна, но большинство историков полагают, что умер он в Москве в 1486 г.
Ни одного орудия, отлитого Фиораванти, до нас не дошло. Есть сведения о том, что одна из пушек была отлита им и его помощником Яковом в 1483 г. Ее длина составляла 2,5 аршина (179 см), а вес— 16 пудов (262 кг). Эта пушка защищала Смоленск в 1667 г., а затем куда-то исчезла.
      Самое древнее сохранившееся медное орудие (пищаль) отлито в 1491 г. тем же мастером Яковом. Сейчас оно хранится в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге. Его калибр 66 мм, длина 1370 мм, вес 76 кг. Орудие не имеет ни цапф, ни дельфинов, ни скоб. Казенная часть заканчивается плоским дном. Это орудие в конце XVI — начале XVII веков отправили в Сибирь, благодаря чему оно и уцелело. В 1756 г. его обнаружили в крепости Оренбург.
В 1488 г. в Москве итальянский мастер Павел Дебосис отлил из меди огромное орудие, которое получило название Царь-пушка. К сожалению, нам неизвестно ни устройство первой Царь-пушки, ни ее судьба. Известно, что в XVI веке на вооружении Ивановской башни Нижегородского кремля находилась пищаль «Свисток». Это оружие массой 4761 кг имело 5-метровый ствол, из которого стреляли ядрами по 40 гривенок (≈ 16, 36 кг). В 1622 году вооружение башни состояло из пяти пушек, три из них заряжались ядрами весом по 700 граммов. К сожалению, можно только гадать, что из этого арсенала отлито было итальянцами или их русскими учениками.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В результате нашего исследования мы пришли к интересным выводам относительно влияния идей Возрождения на Нижегородский край. Так, вольнодумные идеи ереси «жидовствующих», были достаточно распространены в XVI веке. Но из-за того, что они были взяты на вооружение партией Елены Волошанки и Дмитрия –внука при Иване III, они потерпели поражение. Победившая партия-партия Василия III и его матери Софии Палеолог- опиралась на приехавших с последней в Московию итальянцев. В ходе религиозных споров усилился интерес к гуманистической литературе, активно цитируемой с обеих сторон. Участником всех этих процессов был служивший в 1505 году воеводой Нижнего Новгорода Иван Васильевич Хабар-Симский. Возможно, он так же использовал деньги своего тестя на строительство Нижегородского кремля, т.к., хронология строительства весьма спорна.

      Возможно, что общий план и задумка грандиозного строительства принадлежит самому Аристотелю Фиораванти. Фортификационные умения итальянцев эпохи Возрождения проявились при этом в полной мере. Пётр Фрязин, кто бы не был этот загадочный мастер, создал удивительную постройку по принципу «золотого сечения», уникально соединив принципы красоты и пользы. Не случайно план Нижегородского кремля напоминает современный вихревой двигатель. Итальянец Петрок малый по приказу Елены Глинской в кратчайшие сроки создал на Нижегородской земле Балахнинский китай-город.

      Европейское знание артиллерии нижегородцы применили также в полной мере, используя на стенах крепости пищали новейшего для того времени и совершеннейшего образца.  Следует признать, что для поднимающей голову Московии, ещё не забывшей о зависимости от татарских ханов, именно артиллерия и фортификационное дело были наиболее актуальны в сфере заимствований из Европы. Так каждая страна берет от передовых соседей только то, что для неё действительно значимо.

      Нижегородский край в XVI веке был пограничьем не только Московской Руси, но и всей христианской цивилизации, он просто нуждался в новых идеях и новых людях. Высокообразованные итальянцы, вероятно, знакомые с Леонардо да Винчи, псковские мастера, имеющие связи с северной Европой, воевода Хабар-Симский, человек близкий к Московскому великому князю, вхожий в дома элиты государства-все они пересекались в Нижнем Новгороде, как яркие пассионарии своего времени. Можно смело утверждать, что наш край не был на обочине прогресса, а активно усваивал самые передовые идеи эпохи Возрождения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

Агафонов, С. Л. Нижегородский кремль / С. Л. Агафонов, под ред. И. С. Агафоновой, А. И. Давыдова. Н. Новгород: Кварц,2008.
Афоньшин С. В. У голубого Светлояра. Девять заволжских легенд. Волго-Вятское книжное издательство Горький 1972.

Кирьянов, И. А. Нижегородский Кремль. Волго-Вятское книжное изд-во, г. Горький, 1968
Кирьянов, И. А. Старинные крепости Нижегородского Поволжья. – Горький,1961.

Нижегородский край: факты, события, люди. – Н. Новгород, 1994

Носов К. С. Из истории фортификации - Военно-исторический журнал №5, 2009.

Самин Д. К. 100 великих архитекторов. – Вече, 2003.

Скрынников Р. Г. Иван III – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2006.

Филатов, Н. Ф. Нижний Новгород. Архитектура XIV – начала XX в. – Нижний Новгород, 1994 г.
Филатов, Н. Ф. Вооружение Нижегородского средневекового кремля // Нижегородские исследования по краеведению и археологии. – Нижний Новгород. 2000.
Филатов, Н. Ф. Нижегородский край в русском летописании. – Н. Новгород, 2003.

Шаповалова Е. Нижегородский историк раскрыл один из секретов нашего кремля. - "День города"-еженедельник городской жизни №65 (799) 21-27 августа 2013 г. С. 11.

Интернет источники:

Клуб - Нижегородский Кремль: Чудо России!!!  https://vk.com/club3698272

 

 

Приложение 1

https://pp.userapi.com/c317726/v317726546/f67/U6iqGZVK3F4.jpg

 

 

 

Приложение2

 

 

 

 

Схема устройства вихревого двигателя

https://pp.userapi.com/c629518/v629518546/e3fb/2woIfPYWmmY.jpg


 

Скачано с www.znanio.ru

ПРОЕКТ ПО ИСТОРИИ «ЛЕТОПИСЬ

ПРОЕКТ ПО ИСТОРИИ «ЛЕТОПИСЬ

Содержание Введение 1.Вольнодумство жидовствующих 2

Содержание Введение 1.Вольнодумство жидовствующих 2

Объект исследования: письменные исторические источники,

Объект исследования: письменные исторические источники,

Еретики сыграли заметную роль в оживлении общественной мысли и литературы в

Еретики сыграли заметную роль в оживлении общественной мысли и литературы в

Поглощенные спорами с еретиками, ортодоксы впервые увидели в католиках не врагов, но союзников

Поглощенные спорами с еретиками, ортодоксы впервые увидели в католиках не врагов, но союзников

Элементами декора становились коринфские колонны, круглые арки, карнизы с античным профилем

Элементами декора становились коринфские колонны, круглые арки, карнизы с античным профилем

Именно поэтому искусство Возрождения представляет собой стилевое единство

Именно поэтому искусство Возрождения представляет собой стилевое единство

При описании Тверского похода 1485 года имя

При описании Тверского похода 1485 года имя

Светлояра. Девять заволжских легенд»

Светлояра. Девять заволжских легенд»

Тем не менее, Петра Фрязина можно с полным основанием считать первоклассным специалистом

Тем не менее, Петра Фрязина можно с полным основанием считать первоклассным специалистом

Дмитровскую. Также выяснилось, что вся конфигурация периметра стен

Дмитровскую. Также выяснилось, что вся конфигурация периметра стен

Смерч же, который пронесся вдоль берега

Смерч же, который пронесся вдоль берега

Себеж и Печёрский монастырь, прибыл в

Себеж и Печёрский монастырь, прибыл в

В 1622 году вооружение башни состояло из пяти пушек, три из них заряжались ядрами весом по 700 граммов

В 1622 году вооружение башни состояло из пяти пушек, три из них заряжались ядрами весом по 700 граммов

Используемая литература: Агафонов,

Используемая литература: Агафонов,

«Влияние идей Возрождения на Нижегородский край в XVI веке»

«Влияние идей Возрождения  на Нижегородский край в XVI веке»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2022