Влияние индивидуальных особенностей темперамента на выбор и результаты физкультурно-спортивной деятельности ребенка
Зюбина Алина Юрьевна,
муниципальное общеобразовательное учреждение
"Средняя школа № 117 Красноармейского района Волгограда",
учитель физической культуры
На сегодняшний день спорт – это не только борьба мускулатуры, это еще состязание умов и нервов. [2]. Поэтому так важна совокупность физических и психических особенностей ребёнка, в частности, типа темперамента, которая должна удовлетворять требованиям спортивной деятельности. Только при таком раскладе будущий спортсмен достигнет успехов в спорте.
Наука определяет темперамент как сочетание определенных эмоциональных реакций, состояние нервной системы, психики человека, его способность реагировать на те или иные события, данное от рождения. От особенности работы центральной нервной системы зависят типы темперамента. Еще И.П. Павлов выделил четыре типа нервной деятельности, которые дают четыре традиционных темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик [5]. В каждом типе высшей нервной деятельности есть некоторые качества, существенным образом действующие на спортивную деятельность. Занимаясь спортом, нужно учитывать, в какой мере и каким образом темперамент благоприятствует или насколько он препятствует достижению успеха на разных стадиях спортивной деятельности [6].
Выбирая, в какой спорт отдать своего ребёнка, родители должны удостовериться, что личностное состояние, в котором прибывает их ребёнок, для него действительно комфортно. В противном случае занятия неправильно подобранным видом спорта могут сделать только хуже.
Для определения темперамента ребёнка на сегодняшний день существует множество различных способов. Это разнообразные тесты, анкеты, оценочные шкалы наблюдения и многое другое. Но наиболее удобным и точным способом определения темперамента будущего спортсмена является триплекс-метод, включающий в себя тестирование, анкетирование и консультирование с психологом [4].
Определившись с типом темперамента ребёнка, нужно разобраться какой же вид спорта ему подойдёт.
Холерики довольно активные дети, которым присуща импульсивность, возбудимость, спортивный азарт и даже злость. Зачастую, людей, обладающих данным типом темперамента, называют «человек – настроение», поскольку им свойственно загораться и остывать. Детям холерикам подойдут такие виды спорта как: футбол или волейбол, баскетбол или гандбол, хоккей и многие другие командные виды спорта. Не стоит забывать, что такие дети особенно «колки», и тренировки их должны проходить под чутким контролем со стороны взрослых. Неудачи, ссоры, замечания и конфликты с легкостью выведут ребёнка-холерика из состояния равновесия. Вследствие чего может последовать желание прогулять занятие или вовсе сменить вид спорта.
Сангвиник считается универсальным типом темперамента. Поэтому и выбор спорта в данной ситуации довольно прост, ведь ребёнку-сангвинику может подойти практически любой вид спорта. Для такого типа характерны спокойствие, доброжелательность, а также быстрота реакции. Поскольку сангвиникам свойственна целеустремлённость и желание показать своё «Я» себе и окружающим, им лучше всего подойдут одиночные виды спорта. Например: фехтование, теннис или скалолазание, сольные дисциплины танцев и т.п. Но и командные виды спорта они запросто способны одолеть. Единственной сложностью таких спортсменов является их недостаточная терпимость. Поэтому очень важен грамотный подход хорошего тренера к будущим чемпионам данного типа темперамента.
Флегматики – очень спокойные, медлительные, отчасти неповоротливые особы. Но нужно помнить, что темперамент – не предрасположенность. Дети-флегматики медленно и верно идут к своей цели. Они невероятно усидчивы и напористы. Для них подойдут такие виды спорта как лёгкая и тяжёлая атлетика, лыжный спорт, шахматы и шашки, а также велоспорт. Особенностью спортсмена-флегматика является то, что ему важно иметь психологическое воспитание, он хочет понимать что и для чего делает, как это работает и к чему приведёт.
Ребёнок-меланхолик довольно непростой тип. Таким детям трудно оторваться от родителей и начать интересоваться активной деятельностью. Им предпочтительнее наблюдать зрелищные и масштабные выступления. Но всё же, они могут найти применение своей меланхолии. Ребёнок-меланхолик отличается ответственностью, высокоразвитой мышечно-двигательной чувствительностью и тонким тактическим чутьём. Дети данного типа темперамента не устойчивы к внешним раздражителям, им характерна неуверенность в себе в силу повышенной тревожности. С этим связана их невосприимчивость к командной борьбе или единоборствам. Но всё же они обладают уравновешенностью и холодным расчётом, поэтому таким детям подойдут такие виды спорта как спортивная стрельба, шахматы, гимнастика. А также особенностью ребёнка-меланхолика является то, что он хорошо ладит с животными, поэтому детям меланхолического типа также можно порекомендовать конный спорт [4].
Рассмотрев проблему выбора вида спорта с учетом типов темперамента и ознакомившись с их особенностями, мы увидели как положительные, так и отрицательные черты каждого типа. Очевидно, что обладая знаниями особенностей темперамента, руководить спортивной деятельностью гораздо проще. Ведь это знание является обязательной составляющей индивидуального подхода и выбора вида спорта. Если на ребёнка возлагаются большие надежды и от него ожидается высокий результат, то правильный выбор вида спорта на основе темперамента будущего победителя будет лишь на руку маленькому спортсмену.
Библиографический список:
1. Вяткин Б.А. Темперамент и способности к спортивной деятельности / Б.А. Вяткин // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. - СПб: Питер, 2002. - С. 116-117.
2. Гаврилович А. А. Особенности темперамента и специфика проявления психических состояний у спортсменов различных специализаций / А.А. Гаврилович // Общество: социология, психология, педагогика. – 2013. - № 3. – С. 51-54.
3. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2001. - 464 с.
4. Левина И.Л. Темперамент ребёнка и спорт [Электронный ресурс] // Ребёнок в спорте: [сайт]. URL: https://rebenokvsporte.ru/temperament-rebenka-i-sport/ (дата обращения: 10.11.2019).
5. Ступницкий В. П. Психология: Учебник для бакалавров / В. П. Ступницкий, О. И. Щербакова, В. Е. Степанов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. — 520 с.
6. Ткачева М.С. Особенности функционирования познавательных психических процессов в различных видах спорта / М.С. Ткачева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. - Саратов. - Изд-во: Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. - 2012. - № 4. - С. 65-69.
7. Шогенов Р.Х., Ветвицкая С.М. РОЛЬ ТЕМПЕРАМЕНТА В СПОРТЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6.; URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17866 (дата обращения: 10.11.2019).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.