Лекция на тему:
«Влияние шахмат на развитие детей, в том числе одаренных».
1. Вступление
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации сказано, что «система образования призвана обеспечить… разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности».
Решая вопросы модернизации отечественного образования, надо думать, как наполнить образовательный процесс теми дисциплинами, которые в ещё большей степени будут способствовать развитию умственного потенциала наших детей, их способности мыслить и действовать. А способность мыслить и действовать – это основа компетентностно–ориентированного подхода в образовании. Эту задачу может решить шахматное обучение.
2. Влияние шахмат на развитие ребенка
Что наша жизнь? Игра! Ребенок растет и развивается, играя. Есть игры для детей, есть для взрослых, для девочек, для мальчиков. И только шахматы являются универсальной развивающей игрой. Научно доказано: если ребенок рано приобщен к загадочному миру шахмат, он лучше успевает в школе, быстрее выполняет домашние задания. К тому же игра в шахматы выполняет несколько функций.
Развивающая функция шахмат:
Хорошо развивают логическое мышление, расширяют кругозор, помогают самостоятельно думать, сравнивать, обобщать явления, анализировать, ориентироваться на плоскости, что важно для школы.
Воспитательная функция шахмат:
Вырабатывают усидчивость, силу воли, внимание, целеустремленность, собранность. Дети, обучающиеся шахматам, учатся самостоятельно принимать решения, правильно воспринимать критику, достигать поставленных целей.
Физическая функция шахмат:
Побуждают заниматься физкультурой, чтобы хватало выносливости долгое время проводить за шахматной доской.
Коррекционная:
Гиперактивным детям помогают быть уравновешеннее, спокойнее, контролировать эмоции, сосредотачиваться на определенном виде деятельности. Чем раньше ребенок начнет играть в шахматы, тем легче ему будет адаптироваться в школе.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа, в том числе с ограниченными возможностями. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичней. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным, доброжелательным.
Введение занятий по обучению игре в шахматы позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.
Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные, а это обогащает детскую фантазию. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие!
Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе и к последующей жизни.
Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, логика, терпение, целеустремленность.
Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера. Занятия шахматами способствуют повышению усвоения учебного материала и по другим предметам в школе. В этом актуальность и важность для всего общества развития популярности шахмат.
Примерно к 5-7 годам ребенок овладевает знаковой системой родного языка и начинает осваивать следующий чрезвычайно важный процесс – процесс действий в уме, результат которых проявляется сразу в мыслях, вне движения или слова.
В норме умение совершать действия в уме формируется в 7-10 лет, и шахматы в начальной школе являются идеальной моделью для успешного развития этих способностей.
Если говорить о прямом воздействии игры в шахматы на физическое здоровье человека, то положительное влияние они оказывают в комплексе с физическими упражнениями и правильным питанием.
Мнительность, нерешительность, ослабленная память ослабляют сердце человека. Одно из условий продления долгой и здоровой жизни - душевное спокойствие.
Еще Библия учит, что душевное и физическое состояние взаимосвязаны. Ревность, гнев, озабоченность, раздражительность вредят сердцу человека. А шахматная игра способна выработать в человеке сдержанность, самообладание, настойчивость и массу черт характера, которые в свою очередь будут препятствовать возникновению стрессов, которые сказываются на работе не только сердца, но и всего организма.
На благополучное развитие ребенка влияет его духовный мир, нормы поведения, нормы жизни, а также мотивация на сохранение и укрепления здоровья.
Нельзя однозначно сказать, что игра в шахматы способна прямо повлиять на мотивацию ребенка к ведению здорового образа жизни, но качества, которые формируются в процессе обучения и игры в шахматы, подведут ребенка к осознанию ценности саморазвития и смогут побудить его к самосовершенствованию, определению путей решения поставленной перед собой проблемы.
Так как здоровье ребенка это не только медицинское понятие, но и социальное, формирование таких привычек оказалось бы очень ценным качеством характера для современной молодежи.
Низкая самооценка, большое количество стрессовых ситуаций, тяжелая домашняя обстановка, трудности с учебой, колебания при выборе профессии, неудачные попытки найти свое место в обществе служат толчком к агрессии – внутренней или внешней.
Проблемы в семье, как экономические, так и социальные (пьющие родители, развод родителей, утрата взаимопонимания и т.д.) могут спровоцировать замкнутость, возникновение эмоциональной и социальной изоляции.
Государство затрачивает деньги, разрабатывает программы, ведется социальная поддержка, которая зачастую заключается в материальном обеспечении, социальная работа заключается в предоставлении «рыбы», а нужна "удочка" и этой "удочкой" могли бы послужить шахматы, ведь игра в шахматы предоставляет возможность ребенку осознания своего "я", эмоционально обогащает, корректирует стиль поведения в обществе, прививает навыки совместной работы, выбора стратегии преодоления трудностей.
Шахматы способствуют развитию и силы воли. А воля - это способность человека управлять своим поведением, способность преодолевать препятствия, стоящие на пути к цели, способность организовать свой труд, быт, общение.
С запасом таких привычек ребенок чувствует себя уверенным не только в игре, но и по жизни. А уверенный в себе человек с силой воли стремится к самосовершенствованию а, следовательно, и к самовоспитанию.
Самоконтроль, как одно из составляющих самовоспитания, и как важное для успешной социализации качество, не бывает врожденным, его нужно развивать. И в этом опять помогают шахматы.
Шахматы это игра, которая обеспечивает человеческий мозг практически полным потоком ощущений.
Это можно обосновать тем, что развитие руки ребенка и речь взаимосвязаны. Пальцы рук наделены огромным количеством рецепторов, которые посылают импульсы в центральную нервную систему человека. Даже незначительные упражнения рук, значительно влияют на здоровье человека. Ведь недаром старая педагогическая мысль гласит: "ум ребенка очень часто находится на кончиках его пальцев".
Работая с шахматным материалом (фигурами), ребенок воспринимает весь набор ощущений одновременно, воспринимает форму, цвет, пространство, направление, звук, чувствует соперника. Развивается объемное видение.
А самое главное, что дают шахматы, – это творческий процесс, который заставляет детей расти, развиваться! И именно в этот момент ребенка можно спасти от вина, наркотиков, преступлений. Ребенок, вкусивший радость творческого процесса, испытавший восторг победы, не пойдет курить и пить, ему это будет уже не нужно.
3. Работа с одаренными детьми
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость занимает одно из ведущих мест. Наблюдения о том, что умственные возможности людей разные, старо как мир. Люди древности понимали, сколь существенна разница между гением и простым смертным человеком. Также давно замечено, что различия их часто проявляются уже в детстве.
Поэтому раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей составляет одну из главных проблем.
Кого же считать одаренным шахматными способностями? Можно выделить несколько особенностей характерных для детей шахматно одаренных:
• Высокая любознательность и исследовательская активность, умение задавать вопросы;
• Способность быстрее, чем сверстники, схватывать смысл, принципы, понятия;
• Высокий для их возраста уровень игры;
• Быстрый рост мастерства;
• Способность рассуждать, выдвигать объяснения, анализировать шахматную партию, опираясь на речь.
Последний пункт, на мой взгляд, очень показателен: талантливого шахматиста сразу видно по тому, как он анализирует сыгранную партию, буквально сыплет вариантами и идеями, теми мыслями, которые были во время игры или появляются в анализе. Дети через несколько месяцев занятий шахматами начинают гораздо более развернуто строить свои рассуждения (и не только на шахматные темы). Это тесно переплетается и с выводом, который делает Эльконин в книге «Психология игры»: «Игра является такой деятельностью, которая помогает формировать предпосылки к переходу умственных действий на более высокий уровень – умственные действия с опорой на речь».
Исследования психологов и педагогов показали, что основными элементами, характеризующими творческую деятельность человека, являются: способность самостоятельного переноса знаний и умений в новую ситуацию; определение новых проблем в знакомых стандартных условиях; видение новых функций знакомого объекта, его структуры; умение находить оригинальный способ решения при известных способах игры и т.д. Все эти качества формируются в процессе шахматного творчества и, как показывают исследования, весьма четко выражены у шахматистов высокой квалификации. Шахматы – это как бы самим Богом созданный материал или модель для развития способности действовать в уме.
Одарённость - дело штучное, это всегда индивидуальность. При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встаёт проблема: чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию?
Важно приучить ребенка к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одарённый ребёнок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребёнка трудно воспитывать терпение и усидчивость. Необходима полная загрузка такого ребёнка, его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для этого.
Существуют разные стратегии занятий с одарёнными детьми. К ним относятся ускорение и углубление.
Для одарённых детей необходимо разрабатывать индивидуальные программы, создавать непринужденную, «домашнюю» атмосферу во время занятий. Педагог должен уважать личность ребенка, способствовать формированию положительной самооценки ребёнка. На начальном этапе обучения – установка на успех, никаких поражений! Учитель (тренер) должен поощрять и стимулировать творчество и работу воображения воспитанника, его постоянное стремление к самосовершенствованию.
Соблюсти принцип дифференциации при работе с одаренными детьми и учесть их индивидуальность могут помочь информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Компьютеризация процесса обучения шахматной игре увеличивает эффективность интеллектуального развития обучаемых за счет ряда преимуществ компьютера:
- индивидуальный, дифференцированный подход к скорости восприятия информации каждым учеником;
- повышение мотивации обучения;
- наглядность обучения;
- большая экономия времени (быстрота ответа компьютера);
- повышение эффективности процесса обучения;
- создание установки на успех (проигравших нет!);
- создание информационно-аналитической базы каждого ученика.
Кроме того, нужна постоянная прямая и обратная связь с родителями воспитанников для своевременной и эффективной коррекции обучения, развития и воспитания детей.
Работа с одарёнными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Обоюдный процесс. Он требует от взрослых личностного и профессионального роста, обновляемых знаний в области психологии одарённых детей.
П.А. Назаров – педагог дополнительного образования по шахматам
МКУ ДО ДЮЦ «Ровесник» г. Вятские Поляны Кировской области.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.