Влияние слова на внутренний мир ребёнка
«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения»
Антуан де Сент-Экзюпери
Слово – это единица речи, служащая для выражения отдельного понятия. Слово – самая речь, способность говорить. (Ожегов С.И.)
Человек учится общению с раннего возраста. От количества и качества общения зависит развитие внутреннего мира ребёнка, уровень его будущих способностей, его характер, его дальнейшая жизнь.
Своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребёнка и начинается задолго до появления первых слов.
Всем известно, что общаться с малышом необходимо начинать с самого его рождения (лучше – до рождения). Разговаривать следует медленно, четко произнося слова, эмоционально. Ребёнок чутко реагирует на интонацию, улавливает её, следит за мимикой, движениями губ. Новорожденный лучше всего воспринимает мелодичные гласные звуки, произносимые нараспев. Важно, чтобы малыш видел вашу мимику. Особенно тщательно произносите звуки о, и, е. Именно их впоследствии многие дети проговаривают нечетко, иногда заменяя на другие - у, э.
Все действия - купание, переодевание, кормление – сопровождаются монологами или протодиалогами (подобием беседы), когда родитель задаёт ребёнку вопрос, затем делает паузу для его «ответа», и отвечает на вопрос сам.
Особенно большое значение для психического и речевого развития ребенка, для становления личности имеют его взаимоотношения со взрослыми на ранних этапах онтогенеза.
Развитие речи в онтогенезе происходит следующим образом:
Крики - с рождения до 2-х месяцев;
В первые месяцы у ребенка возникает чувство привязанности к взрослому, которое делает его очень восприимчивым к общению.
Гуление - его появление обусловлено общением ребенка со взрослым – начинается с 2-х месяцев и продолжается до 4-6;
Лепет – начинается в 4-6 месяцев;
Слова - переход к пользованию словами осуществляется на фоне продолжающегося лепета - с 11-12 месяцев;
Важно отличать лепетные слова («ма-ма-ма…»), от настоящих слов, которыми обозначается конкретный предмет, человек.
Словосочетания – начало фразовой речи – с 1 года 2 месяцев;
Предложения - конструирует в условиях наглядной ситуации с 2 лет, с 2 лет 6 месяцев появляются вопросы «где? куда?», с 3 лет - «почему? когда?»
Связный рассказ - появляется с воспроизведением коротких рассказов, стихов, потешек с 3 лет, постепенный переход к самостоятельному составлению рассказов по картинке, об игрушках - с 4 лет, овладение элементами контекстной речи с 5 лет, с 6 лет – составление рассказов творческого характера.
Сфера общения — самый мощный источник, определяющий психическое состояние ребенка, его развитие.
Личность формируется через общение. В общении ребенок приобретает основной жизненный опыт. Люди, с которыми он контактирует, являются для него носителями этого опыта.
Необходимо соблюдать важный принцип психогигиены здоровья: «Не вреди!». Поэтому от взрослого требуется особая бдительность при общении как с другими взрослыми в присутствии детей, так и с самими детьми.
Дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окружении и в их личных отношениях с другими людьми.
Установление контакта с ребенком при его воспитании осуществляется на основе разных моделей взаимодействия взрослого с ребенком:
- учебно-дисциплинарной,
- «невмешательства» в жизнь ребёнка,
- личностно-ориентированной.
Особенности учебно-дисциплинарной модели и модели «невмешательства»:
Модель учебно-дисциплинарная |
Модель «невмешательства» в жизнь ребенка |
В основе: |
|
обучение ребенка умениям и навыкам |
самостоятельность ребенка: с проблемами он должен справляться сам |
Способы общения: |
|
- наставление; - требование; - запрет; - угроза, наказание. |
- холодное наблюдение; - реагирование уходом; -реагирование раздраженным непринятием. |
Тактика общения: |
|
руководство и контроль |
мирное сосуществование рядом, но не вместе |
Результат общения: |
|
подчинение, отсутствие самостоятельности, иногда агрессия, жестокость |
разрыв эмоциональных связей |
Этих крайностей можно избежать, если руководствоваться личностно-ориентированной моделью взаимодействия взрослого с ребенком.
Цель общения по личностно ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком состоит в том, чтобы:
Условия такого общения: принятие и понимание личности ребенка, основанное на способности взрослого к децентрации (умение становиться на позицию другого); также нужно учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции.
Тактика общения предполагает учет следующих условий:
Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
Взгляд на ребенка: он полноценный партнер в условиях сотрудничества (исключение манипулятивного подхода к детям).
Осуществляя эту модель взаимодействия, свои ожидания и требования к ребенку взрослый координирует с задачей создать благоприятные условия для наиболее полного развития его способностей. Взрослый прогнозирует и максимально содействует развитию личности ребенка.
Опираясь на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослому (педагогу, родителю) важно знать, какие «культурные и методические требования» предъявляются к его речи (по Е.И.Тихеевой):
1. Речь должна быть грамотна, литературна.
Следует прежде всего разбираться в особенностях своей речи, учитывать ее ошибки и погрешности, бороться с ними путем постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка.
2. Особого внимания требует к себе этика речи.
По форме и тону речь воспитателя должна быть всегда культурной и вежливой.
3. Структуру речи следует согласовывать с возрастом детей.
Чем младше ребенок, тем проще обращенная к нему речь. При длинных сложных предложениях дети не улавливают основного смысла.
4. Содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений, интересам детей, опираться на их опыт.
5. Особого внимания требует точность, ясность и простота речи.
От точности речи зависит точность восприятия, отчетливость понимания.
6. Необходимо регулировать темп своей речи.
Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребенок на это совершенно не способен. Не понимая смысла, он просто перестает слушать. Недопустима и слишком медленная, растянутая речь, она надоедает.
7. Следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько требуют условия момента и содержания речи.
Тихую речь дети не слышат, не улавливают ее содержания. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают как манеру речи. Кричат дети, их перекрикивают взрослые, и в этом гаме тонут слова и их содержание.
8. Речь педагога должна быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребенку и заботу о нем.
Безусловно, важную роль в становлении личности, в развитии речи играет устное народное творчество. Стихи, потешки, сказки следует читать выразительно, меняя интонации в зависимости от их содержания, имитировать голоса животных, если они встречаются в тексте. При равнодушном, монотонном разговоре, невыразительном чтении ребёнок будет безразлично относиться к содержанию, у него не будет желания слушать, подражать взрослому, отвечать на вопросы. Чтение книжек с картинками также облегчает ребенку овладение речью.
Важно задавать детям вопросы по содержанию текста, вопросы, требующие творческого подхода («Как бы изменилась история, если бы была зима?» и пр.), вопросы «Зачем?...Почему?...».
Таким образом, взрослый, общаясь с ребёнком, поддерживая эмоциональный контакт, способствует целостному развитию личности ребёнка, формированию его жизненных ценностей.
Список литературы
1. Грибова О.Е. «Что делать, если ваш ребёнок не говорит?», Москва, 2004 г.
2. Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка», Москва, 2012 г.
3. Максаков А.И. «Развитие правильной речи ребёнка в семье», Москва, 2005г.
4. Тихеева Е.И. «Развитие речи детей», Москва, 2019 г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.