ВЫПУСК 1, 2021 г.
Практико-ориентированный проект:
Влияние социальных сетей на формирование ценностных ориентаций современных подростков
УКД 740
ББК 88
М.М. Молчанова, З. М. Клавдиенко
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 10 г.ЧЕЛЯБИНСКА»
г. Челябинск, Россия
Аннотация. Социальные сети имеют огромное значение в жизни современного человека. Посредством социальных сетей люди не только общаются, но и делятся советами, профессиональными навыками, продвигают свои услуги, заключают сделки, ведут научную деятельность. В данной статье проводится анализ влияния социальных сетей на формирование ценностных ориентаций современных подростков, дано понятие термину «ценности». В сознании современной российской молодежи происходит вытеснение общественно значимых ценностей ориентирами индивидуалистического порядка, все чаще наблюдаются противоречивые установки и ценностные ориентации, отсутствует целостная картина мира.
Ключевые слова: ценностные ориентации, подросток, ценности, социальная сеть.
Проблему ценностных ориентаций подростков также рассматривали такие учёные как: Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая, Г.В Солдатова.
Одной из интереснейших и в то же время важнейших проблем современности является изучение ценностных ориентаций молодежи. Сегодня, в динамичном, быстро меняющемся мире, такая социальная группа, как молодежь, наиболее подвержена влиянию различных факторов. Этот процесс обусловлен минимальным социальным опытом молодежи: молодые люди только вступают на жизненный путь, испытывая потребность в ориентирах. Такими ориентирами выступают ценности..
Ценностные ориентации.
Ценность – это положительная или отрицательная значимость для человека тех или иных объектов (философский словарь). Ценность - это объект направленных на него интересов.
Ценностные ориентации – это понятие, выражающее позитивную или негативную значимость для индивида предметов или явлений социальной действительности (психологический словарь).
В психологии личности ценностные ориентации рассматриваются как компонент направленности. Ценностные ориентации – это ведущая и системообразующая характеристика направленности, ее ядро.
Влияние социальных сетей на формирование ценностных ориентаций подростков.
Социальные сети обладают потенциалом введения в общественное сознание чуждых образов культуры и перемену поведения людей, социальных групп. Последние время молодое поколение все больше проживает в медиатизированном пространстве, которое предоставляет практически любую интересующую открытую информацию на любую тематику.
На сегодняшний день, подросткам характерно безразличие к идеалам и можно сказать в какой-то степени циничное отношение к жизни и окружающим. Анонимность, ненаказуемость за свои слова и действия создаёт для многих подростков –пользователей сети интернет, возможность нарушать права других людей, так как нравственные и моральные принципы в социальных сетях отсутствуют.
Благодаря социальным сетям происходит некоторое вытеснение социально значимых ценностей ориентирами личного порядка. Большое количество молодых людей переносят нормы виртуального мира на реальные отношения между людьми, разрушая устоявшиеся нормы и традиции, что приводит к изменению социального сознания и поведения молодёжи. Молодежь не удовлетворена окружающей действительностью, виртуальная зависимость постепенно увеличивается и приводит к тому, что молодой человек начинает отдавать предпочтение кибервиртуальному миру, как самому лучшему и приятному для него.
Проведение исследования.
В практической части работы была использована диагностика личностного роста П.В. Степанова, так как данный тест удовлетворял определенным требованиям:
1. Возможность проведения теста в групповом формате;
2. Информативность теста;
3. Удобство обработки полученных результатов.
В тестировании приняло участие 20 учащихся 10 «а» класса. Были получены следующие результаты:
По параметру «Семья» устойчиво-позитивное отношение имеет 4 человека (20%) : они ценят семью и ее традиции; по их мнению, семья - важный элемент в их жизни, создание семьи является одной из важнейших целей ребенка. Ситуативно-позитивное отношение имеют 15 человек (75%): по их мнению, семья это данность и обыденность, присущая всем; она есть, она создается и это данность для таких подростков; ситуативно-негативно отношение имеет 1 человек (5%): подход к семье у ребенка как правило потребительский , целей достигает любыми способами, считает , что семье ничем не обязан.
По параметру «Отечество» : 2 человека - устойчиво-позитивное (10%): у подростка четко сформированы понятия гражданственности и патриотизма, он чувствует сопричастность с Родиной, при том чувства эти искренние; 18 человек - ситуативно- позитивное (90%): при необходимости подросток не откажется посодействовать ветеранам, несмотря на то что собственной поддержки способен также никак не представить, он испытывает ощущение Отечества равно как ощущение родного дома, города, места, но находит мало общего между страной и Родиной.
По параметру «Природа»: 18 человек – устойчиво-позитивное (90%): у подростка абсолютно сформировано природоохранное понимание, также он находит интересным помогать и очищать природу от загрязнений, ощущает гармонию с ней ; 2 человека - ситуативно-позитивное: подросток проявляет заботу только в отношении домашних животных, экологические проблемы считает важными, однако личностного интереса не проявляет, заботится об окружающей среде только за компанию с кем-то.
По параметру «Мир»: 8 человек – устойчиво-позитивное (40%): у подростка четко сформулирована позиция против насилия, старается всегда найти компромисс, уладить разногласия , не уважает людей и страны, прибегающие к насилию, считает это уделом слабых;12 человек – ситуативно-позитивное (60%): подросток в общем разделяет идеи общества относительно мира и насилия, однако полагает, что в единичных вариантах использование силы бывает целесообразным.
По параметру «Труд»: 8 человек – устойчиво-позитивное (40%): подростка выделяет усердность абсолютно во всем, он стремится помогать по дому и не стадится работать , 12 человек – ситуативно-позитивное (60%): подросток сможет помочь в бытовых процессах, однако его станет нервировать, что данное захватывает большое количество времени, уважение подростка вызывает исключительно престижная работа .
По параметру «Культура»: 7 человек – ситуативно-позитивное (35%):подросток безусловно желал бы смотреться «культурным», однако прикладывать какие-либо усилия не готов, не поддерживает деятельность вандалов, но относится к ним некритично ,при проявлении хамства, брани со своей стороны оправдывается ; 13 человек – ситуативно-негативное (65%): культурные ценности воспринимаются подростком как что-то устаревшее, вследствие того отягощающее его ежедневную жизнедеятельность, термин «культура» навевает непреодолимую тоску.
По параметру «Знания»: 7 человек – устойчиво-позитивное (35%): этот любознательный человек может быть «неудобен» преподавателю, так как постоянно задает вопросы и сомневается, стремится к получению знаний для дальнейшего профессионального роста; 9 человек – ситуативно-позитивное (45%): подросток способен хорошо обучаться, однако согласно собственной инициативе маловероятно станет долгое время уделять выяснению какой-либо информации; 4 человека – ситуативно-негативное (20%) : знания носят исключительно практический характер, не представляются чем-то значимым для подростка.
По параметру «Человек как таковой»: 3 человека – устойчиво-позитивное (15%): ценность человека как такового для подростка бесспорна, он способен к сочувствию, милосердию; 14 человек – ситуативно-позитивное (60%): подростку ближе торжество справедливости, отдельные люди препятствуют ему наслаждаться жизнью, он понимает ценность человека, но не до конца; 3 человека – ситуативно-негативное (20%):подростку присуще деление людей на обыкновенных и необыкновенных, но себя не относит ни к одной группе .
По параметру «Человек другой»: 17 человек – устойчиво-позитивное (85%): подросток склонен бескорыстно помогать другим людям и получать от этого моральное удовлетворение, есть склонность к самопожертвованию; 3 человека – ситуативно-позитивное (15%): подросток готов к помощи другим, однако идти на жертвы ради этого не готов, при этом рассчитывает на ответную реакцию.
По параметру «Человек иной»: 16 человек – устойчиво-позитивное (80%): подросток относится с уважением к другим взглядам, культурам, не терпит дискриминацию, способен и стремится понять других; 4 человека – ситуативно-позитивное (20%): он способен на понимание, но проявляет его не всегда, иногда мысля стереотипами , не способен поставить себя на место других, взглянуть на жизнь под другим углом из-за ограниченности сознания .
По параметру «Телесное «Я»: 5 человек – устойчиво-позитивное (25%): подросток старается вести здоровый образ жизни, настроен категорически против алкоголя, табака и наркотических веществ; 11 человек - ситуативно-позитивное (55%): здоровье и физическая форма не являются главным в жизни подростка, он относится к этому как к данности, не уделяя особого внимания таким вещам; 4 человека – ситуативно-негативное (20%): подросток снисходительно относится к приверженцам здорового образа жизни, негативное отношение к вредным привычкам отсутствует, он не считает это чем-то плохим.
По параметру «Душевное «Я»: 11 человек - ситуативно-позитивное (55%): в целом и общем подросток чувствует себя уверенно, однако некая неловкость присутствует, долгое времяпровождение наедине с собой вызывает некоторый дискомфорт ; 9 человек – ситуативно-негативное (45%): подросток принимает лишь часть себя, старается не выделяться из толпы, одиночество – наказание для него .
По параметру «Духовное «Я»: 7 человек – устойчиво-позитивное (35%): подросток является крайне самостоятельным, для него очень важен поиск смысла его жизни, он считает себя владельцем своей жизни; 10 человек - ситуативно-позитивное (50%): он руководствуется проверенными способами, любит свободу, но не собирается идти на риск, смотрит с оглядкой на прошлое, боясь ошибиться; 3 человека – ситуативно-негативное (15%): всегда старается найти покой и комфорт, предоставляя собственную жизнь другим людям, не обращая внимания на отсутствие свободы .
Устойчиво-негативного отношения не было выявлено ни по одному параметру.
Библиографический список:
1. КиберЛенинка: Влияние Интернет-сетей на виртуальную социализацию молодежи и формирование ценностных ориентиров современной молодежи в РФ. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-internet-setey-na-virtualnuyu-sotsializatsiyu-molodezhi-i-formirovanie-tsennostnyh-orientirov-sovremennoy-molodezhi-v-rf– ( дата публикации: 5 ноября 2019 г.).
2. КиберЛенинка: Влияние СМИ на структуру ценностей современной молодёжи. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-smi-na-strukturu-tsennostey-sovremennoy-molodyozhi (дата публикации: сентябрь 2020 г.).
3. КиберЛенинка: Социальные сети как фактор активного влияния на формирование ценностей молодежи. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-seti-kak-faktor-aktivnogo-vliyaniya-na-formirovanie-tsennostey-molodezhi( дата публикации: 11 мая 2017 г.)
The List of References in Cyrillic Transliterated into Latin Alphabet:
1. Cyberleninka: The influence of Internet networks on the virtual socialization of young people and the formation of value orientations of modern youth in the Russian Federation .-URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-internet-setey-na-virtualnuyu-sotsializatsiyu-molodezhi-i-formirovanie-tsennostnyh-orientirov-sovremennoy-molodezhi-v-rf (publication date: November 5, 2019).
2. . Cyberleninka: The influence of mass media on the structure of values of modern youth. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-smi-na-strukturu-tsennostey-sovremennoy-molodyozhi (publication date: September 2020).
3. Cyberleninka: Social networks as a factor of active influence on the formation of youth values. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-seti-kak-faktor-aktivnogo-vliyaniya-na-formirovanie-tsennostey-molodezhi (publication date: May 11, 2017).
ISSUE 1, 2021
The influence of social networks on the formation of value orientations of modern adolescents
UKD 740
BBK 88
M.M. Molchanova, Z. M. Klavdienko
MUNICIPAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION "GYMNASIUM No. 10 OF Chelyabinsk"
Chelyabinsk, Russia
Annotation. Social networks are of great importance in the life of a modern person. Through social networks, people not only communicate, but also share tips, professional skills, promote their services, conclude deals, and conduct scientific activities. This article analyzes the influence of social networks on the formation of value orientations of modern adolescents, and gives the concept of the term "values". In the minds of modern Russian youth, socially significant values are being replaced by orientations of an individualistic order, contradictory attitudes and value orientations are increasingly observed, and there is no holistic picture of the world. Key words: value orientations, teenager, values, social network.
The problem of psychological health was also considered by such scientists as: E. P. Belinskaya, O. A. Tikhomandritskaya.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.