Влияние сплоченности студенческой группы на ее успеваемость
Оценка 5

Влияние сплоченности студенческой группы на ее успеваемость

Оценка 5
docx
29.11.2020
Влияние сплоченности студенческой группы на ее успеваемость
Влияние сплоченности студенческой группы на ее успеваемость.docx

   Влияние сплоченности студенческой группы на ее успеваемость

Педагог дополнительного образования Жекотова Л.В.

Актуальность и значимость данного исследования обусловлена тем, что во время обучения в учреждении профессионального образования происходит становление студенческой группы как субъекта деятельности, общения, взаимоотношений. С течением учебного времени студенческая группа проходит ряд этапов своего развития.

Динамика выраженности совокупности социально-психологических характеристик группы опосредует успешность или не успешность учебной деятельности (успеваемости). Чем выше ценностно-ориентационное единство, потребность в достижении цели, её соответствие профилю учебного заведения и социальная значимость, - другими словами, чем выше уровень сплоченности группы – тем выше успеваемость и организованность учебной группы. В связи с этим необходимо углубить изучение психологии студенческой группы, ведь в ней происходит не просто обучение, подготовка к высококвалифицированному профессиональному труду, но самое главное – интенсивное становление, воспитание личности человека и специалиста. Изучение психологии студенческой группы позволяет расширить и углубить знания о ряде групповых феноменов, раскрыть психологические возможности группового субъекта.

Исходя из актуальности и проблемы, была выбрана тема работы.

(2слайд) Цель исследования – изучить влияние сплоченности студенческой группы на ее успеваемость.

(3 слайд) Задачи исследования:

1. Изучить теоретические основы становления и динамики учебной группы.

2. Провести опытно-экспериментальное исследование студенческой группы, направленное на выявление влияния ее сплоченности на успеваемость (на примере «Алтайский транспортный техникум» группы № 207 по специальности «Повар, кондитер»).

3.​ Исследовать возможности психологической помощи студентам.

4. Проанализировать полученные данные и сделать выводы.

         (4 слайд) Предмет исследования – сплоченность студенческой группы на примере студенческой группы № 207 «Алтайский транспортный техникум» по специальности «Повар, кондитер».

(5 слайд) Гипотеза: мы предположили, что уровень сплоченности студенческой группы оказывает сильное влияние на успеваемость всей группы в целом, посредством формирования и развития доверительных и дружественных отношений между студентами.

(6 слайд) Методы исследования:

- теоретические: анализ и синтез, сравнение и обобщение;

-эмпирические: анализ литературы и документов, проведение эксперимента.

База исследования: КГБПОУ «Алтайский транспортный техникум» студенческая группа № 207 по специальности «Повар, кондитер».

Во-первых. Работа, проведенная в рамках исследования, подтвердила актуальность темы. На сегодняшний день решение проблем особенно важно  3- 4 летнее пребывание молодого человека в стенах учреждения – очень важный период жизни, когда формируются не только профессиональные знания и умения будущего специалиста, но и развиваются его гражданские качества, приобретается необходимый опыт вхождения в группу и взаимодействия с нею, решения общих задач и пр. Поэтому большое значение имеет то, как и чем живет студенческая группа.

Во-вторых. Среди изученных точек зрения российских и зарубежных авторов по  проблеме сплоченности и успеваемости нет единства мнений  относительно  вопросов сплочения ученического коллектива, устранения конфликтных ситуаций в нем и формирования благоприятного психологического климата в группе, способствующее улучшению образовательного процесса в целом.

 В-третьих. Наиболее распространенной точкой зрения на решение проблемы  является:

 во-первых, нужно вовлекать всех студентов в разнообразную и содержательную совместную деятельность;

во-вторых, необходимо организовывать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла обучающихся в дружный и работоспособный коллектив.

  В-четвертых.   В рамках исследования нами самостоятельно на основе  данных проведен анализ. По результатам анализа сформулированы выводы относительно исследований.

         В нашем исследовании приняли участие студенты  на первом и третьем курсах обучения группы № 207 по специальности «Повар-кондитер» по выявлению групповой сплоченности и успеваемости группы:

(7    слайд)

1) Тестирование  для выявления уровня ценностно-ориентационного единства группы по методу Т.С. Сулимовой.

2)    Оценка психологического климата в группе по методу В.Н. Шаленко;

3)    Определение индекса групповой сплоченности Сишора;

4)    Анализ успеваемости студентов.

 В целом проведенный анализ позволил выявить, для большей наглядности мы представили результаты в виде диаграмм.

(слайд 8)

Из представленной диаграммы видно, что уровень ценностно-ориентационного единства группы к концу третьего курса увеличился с 8,9 до 9,9 показателя. Студенты стали ценить в каждом согрупнике инициативность, организованность, мастерство, бережливость, искренность, целеустремленность. Мы считаем, что это положительная динамика группы, включающая обращение каждого студента не столько к самому себе (эгоизм), сколько на благо группы.

 

(слайд 9) Как видно из диаграммы, на начало периода психологический климат в группе был неблагоприятный. На конец исследования уровень психологического климата в группе сменился на положительный, что объясняется более привычной обстановкой для студентов, активностью в общении, тем более в условиях общежития. Смена психологического климата в группе так же является положительной динамикой.

(слайд 10) На начальном этапе уровень сплоченности был равен 11,5, показатель вырос до 17,5, что свидетельствует о более глубоком сплочении студентов внутри группы, об их дружеских и доверительных отношениях. Студенты активно принимают участие в жизни группы, выполняют различные поручения и участвуют во многих мероприятиях.

 (слайд 11) Таким образом, проведенное исследование показало, что уровень сплоченности группы изменяется в зависимости от курса обучения студентов. И чем выше уровень сплоченности группы – тем выше ее успеваемость. Что служит подтверждением возможности и целесообразности практической реализации предлагаемых в научной литературе  методов анализа.

 Наша гипотеза о том, что уровень сплоченности студенческой группы оказывает сильное влияние на успеваемость всей группы в целом, посредством формирования и развития доверительных и дружественных отношений между студентами полностью доказана.

В заключении, можно сделать вывод, что поставленные в начале работы цели достигнуты и задачи решены.

(12 слайд) Практическая значимость работы:

данное исследование является полезным материалом для педагогов и психологов образовательных учреждений в решении проблем сплоченности ученических коллективов и улучшению успеваемости групп, а также послужит материалом при планировании образовательно-воспитательной работы со студентами.

Нами были проведены следующие исследования по выявлению групповой сплоченности и успеваемости группы:

1)      Тестирование  для выявления уровня ценностно-ориентационного единства группы по методу Т.С. Сулимовой.

2)      Оценка психологического климата в группе по методу В.Н. Шаленко;

3)      Определение индекса групповой сплоченности Сишора;

4)      Анализ успеваемости студентов.

Опишем методики более подробно.

Исследование ценностно-ориентационного единства группы по методу Т.С. Сулимовой. Инструкция:  из списка, состоящего из 24 качеств, выбрать только 5, которые необходимы каждому студенту Вашей группы:

1.  Постоянство

2.  Выдержка

3.  Свобода действий

4.  Общительность

5.  Исполнительность

6.  Переменчивость

7.  Чувствительность

8.  Знание своих возможностей

9.  Соблюдение коллективных традиций

10.  Склонность к воображению

11.  Самомнение

12.  Мастерство

13.  Бережливость

14.  Организованность

15.  Изворотливость

16.  Инициативность

17.  Целеустремленность

18.  Настойчивость

19.  Умение слушать собеседника

20.  Искренность

21.  Самостоятельность

22.  Эрудированность

23.  Стремление к успеху

24.  Деловитость

Подготовленный список качеств раздавался всем студентам,  ими выбирались 5 качеств, которые, по их мнению, являются самыми важными.

Далее выявлялся уровень ценностно-ориентационного единства коллектива, устанавливающийся по формуле (1)

Ц= (n-m): N * 100% ,                                                                             (1)

где n – сумма выборок приходящихся на 5 качеств, получивших в данной группе максимальное предпочтение;

m – сумма выборок приходящихся на 5 качеств, получивших в данной группе минимальное предпочтение;

N – общее число выборов, сделанных членами данной группы.

Согласно формуле, если все без исключения члены коллектива выберут одни и те же качества личности, то общее количество выборок, приходящихся на соответствующие пять качеств, фактически окажется равным сумме всех выборок, сделанных членами коллектива, т.е. n станет равным N , а m – нулю; вся формула обратится в единицу. В результате получим показатель, равный 100 %, что свидетельствует о совпадении мнений группы по ценностным факторам.

Оценка психологического климата в группе по методу Шаленко В.Н., где предлагаются противоположные по смыслу пары слов, характеризующие  состояние психологического климата:

1. Дружелюбие       1 2 3 4 5 6 7 8    Враждебность     

2. Согласие               1 2 3 4 5 6 7 8     Несогласие

3. Удовлетворенность 1 2 3 4 5 6 7 8 Неудовлетворенность 

4. Продуктивность        1 2 3 4 5 6 7 8  Непродуктивность     

5. Теплота                     1 2 3 4 5 6 7 8 Холодность       

6. Сотрудничество        1 2 3 4 5 6 7 8  Несогласованность    

7. Взаимоподдержка    1 2 3 4 5 6 7 8 Недоброжелательность

8. Увлеченность           1 2 3 4 5 6 7 8     Равнодушие   

9. Занимательность      1 2 3 4 5 6 7 8 Скука       

10. Успешность            1 2 3 4 5 6 7 8 Безуспешность  

Задача состоит в том, чтобы оценить выраженность каждого показателя по восьми балльной шкале. Сильная выраженность признака, расположенного в левой части оценивается в 1 балл, а в правой – в 8 баллов. Сумма баллов всех 10 оценок колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная), являясь обобщенным итоговым показателем.

Определение индекса групповой сплоченности Сишора.

Назначение и инструкция. Групповая сплоченность – чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, - можно определить с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый.

Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма -19 баллов, минимальная -5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.

I. Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?

Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5)

Участвую в большинстве видов деятельности (4)

Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3)

Не чувствую, что являюсь членом группы (2)

Живу и существую отдельно от нее (1)

Не знаю, затрудняюсь ответить (1)

II. Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?

Да, очень хотел бы перейти (1)

Скорее перешел бы, чем остался (2)

Не вижу никакой разницы (3)

Скорее всего остался бы в своей группе (4)

Очень хотел бы остаться в своей группе (5)

Не знаю, трудно сказать (1)

III. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?

Лучше, чем в большинстве коллективов (3)

Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)

Хуже, чем в большинстве классов (1)

Не знаю, трудно сказать (1)

IV. Каковы у вас взаимоотношения с педагогом?

Лучше, чем в большинстве коллективов (3)

Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)

Хуже, чем в большинстве коллективов (1)

Не знаю. (1)

V. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в вашем коллективе?

Лучше, чем в большинстве коллективов (3)

Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)

Хуже, чем в большинстве коллективов (1)

Не знаю (1)

Уровни групповой сплоченности:

15,1 баллов и выше –высокая;

11,6 - 15 баллов– выше средней;

7 - 11,5 баллов–средняя;

4 - 6,9 баллов– ниже средней;

4 балла и ниже – низкая сплоченность.

 

 

 

 

Анализ успеваемости студентов

Учебный год,

курс обучения.

Итоги аттестации (внутреннего мониторинга)

абсолютная

успеваемость, в %

качественная

успеваемость, в %

2015-2016уч.г. 1 курс

100 %

 

56%

2017-2018уч.г. 3 курс

100 %

 

82%

 


 

Влияние сплоченности студенческой группы на ее успеваемость

Влияние сплоченности студенческой группы на ее успеваемость

Исследовать возможности психологической помощи студентам

Исследовать возможности психологической помощи студентам

В-третьих. Наиболее распространенной точкой зрения на решение проблемы является: во-первых, нужно вовлекать всех студентов в разнообразную и содержательную совместную деятельность; во-вторых, необходимо организовывать и стимулировать…

В-третьих. Наиболее распространенной точкой зрения на решение проблемы является: во-первых, нужно вовлекать всех студентов в разнообразную и содержательную совместную деятельность; во-вторых, необходимо организовывать и стимулировать…

Из представленной диаграммы видно, что уровень ценностно-ориентационного единства группы к концу третьего курса увеличился с 8,9 до 9,9 показателя

Из представленной диаграммы видно, что уровень ценностно-ориентационного единства группы к концу третьего курса увеличился с 8,9 до 9,9 показателя

В заключении, можно сделать вывод, что поставленные в начале работы цели достигнуты и задачи решены

В заключении, можно сделать вывод, что поставленные в начале работы цели достигнуты и задачи решены

Самомнение 12. Мастерство 13

Самомнение 12. Мастерство 13

Оценка психологического климата в группе по методу

Оценка психологического климата в группе по методу

Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5)

Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5)

Анализ успеваемости студентов

Анализ успеваемости студентов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2020