Тема:
«Воспитание основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости)»
Учебные вопросы:
1. Основные физические качества человека
2. Средства и методы развития выносливости у студентов.
3. Средства и методы развития силовых способностей у студентов.
4. Средства и методы развития скоростных способностей у студентов.
5. Средства и методы развития гибкости у студентов.
6. Средства и методы развития ловкости и координационных способностей у студентов.
Физическими качествами принято называть врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека. Понятие «физическое качество» объединяет, в частности, те стороны моторики человека, которые: а) проявляются в одинаковых параметрах движения и измеряются тождественным способом – имеют один и тот же измеритель; б) имеют аналогичные физиологические и биохимические механизмы и требуют проявления сходных свойств психики.
К физическим качествам относят: силу, выносливость, быстроту, ловкость и гибкость. От других качеств личности физические качества отличаются тем, что могут проявляться только при решении двигательных задач через двигательные действия. Двигательные действия, используемые для решения двигательной задачи, каждым индивидом могут выполняться различно. У одних отмечается более высокий темп выполнения, у других - более высокая точность воспроизведения параметров движения и т. п.
Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений), обеспечивая тем самым эффект действия.
Мышцы могут проявлять силу:
1. Без изменения своей длины (статический, изометрический).
2. При уменьшении своей длины (преодолевающий режим).
3. При удлинении (уступающий режим).
в быстрых
Градация напряжения осуществляется двумя основными путями:
1. Включение различного числа двигательных единиц (ДЕ).
2. Изменение частоты поступающих импульсов в одну секунду (5-6 до 45-50 при максимальном напряжении)
vМаксимальное силовое напряжение в мышцах может быть создано различными путями:
преодоление непредельных отягощений
(сопротивлений) с предельным числом повторений – метод повторных усилий;
предельное увеличение сопротивления (в динамическом
или изометрическом режиме) –
метод максимальных усилий;
преодоление сопротивлений с предельной скоростью – метод динамических усилий.
Обозначение веса отягощения |
Число возможных повторений в одном подходе |
Предельный |
|
Около предельный |
|
Большой |
|
Умеренно большой |
|
Средний |
|
Малый |
|
Очень малый |
свыше 25 |
Величина проявления силы действия зависит:
а) от внешних факторов – величины отягощений, внешних условий, расположения тела и его звеньев в пространстве;
б) от внутренних – функционального состояния мышц и психического состояния человека.
К анатомическим факторам можно отнести:
•прочность костной системы организма,
•соотношение количества белых (быстрых) и красных (медленных) мышечных волокон,
•общее количество волокон или поперечник мышц,
•прочность связок,
•содержание в клетках мышц энергообеспечивающих веществ в основном фосфоросодержащих и гликогена,
•количество мелких кровеносных сосудов, доставляющих к мышцам питательные вещества и отводящие продукты распада (капиллярная сеть), •количество нервных окончаний и межмышечная координация.
Основными средствами воспитания силовых способностей являются:
v1. Упражнения с искусственным отягощением – штанга, гантели, мешки с песком или дробью, жилеты, манжеты и т.п. различного веса.
v2. Упражнения использующие вес собственного тела.
v3. Упражнения с использования тренажерных устройств различного типа
(блоковых, инерционных, электромагнитных, гидравлических и др.) v4. Прыжковые упражнения различного типа.
v5. Упражнения в статическом режиме без изменения длины работающих мышц (изометрические упражнения).
v6. Упражнений с использований упругих устройств (амортизаторы из резины, пружины, эспандеры и др.)
v7. Упражнения с противодействием партнера.
Быстрота
как двигательное качество – это способность человека совершать
двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с
определенной частотой и импульсивностью
время простой
это время
от стандартного
(постоянно повторяющегося) сигнала раздражителя
до начала стандартного
(всегда одинакового) двигательного действия
Скоростные способности человека зависят от:
- скорости проведения нервных импульсов в центральной нервной системе и скорости реакции на них мышечного аппарата;
- количественного содержания в мышечной ткани быстрых (белых) и медленных (красных) волокон и их соотношение;
- величины поперечника задействованных в нужном движении мышц; - способности мышц к переходу из состояния напряжения в состояние расслабления;
- запасов внутри мышечных волокон веществ (АТФ и креатинфосфата) обеспечивающих энергией кратковременные движения максимальной мощности;
- уровня развития активной гибкости в работающем суставе;
- уровня развития двигательной координации;
- возраста и пола человека;
- генетической предрасположенности к скоростной работе.
v Упражнения точечно воздействующие на какой-либо из компонентов скоростных способностей занимающегося – быстрота простой и сложной двигательной реакции, скорость одиночного движения и темп движений.
v Упражнения комплексного воздействия, воспитывающие скоростные способности во всем многообразии их проявления (например - в спортивных играх).
v Упражнения воспитывающие «пограничные» способности, т.е. сочетание скоростных с силовыми качествами, координационными способностями и выносливостью. К этой группе относятся также упражнения в которых необходимо демонстрировать сложные технические действия на высокой скорости (бег с барьерами).
это способность человека эффективно выполнять двигательные действия необходимое время, а также противостоять утомлению в процессе мышечной деятельности.
Мерой выносливости является время в течении которого действие выполняется с необходимой эффективностью. Выносливость выражается через совокупность физических способностей по поддержанию длительности работы в различных зонах мощности: максимальной, субмаксимальной (околопредельной), большой и умеренной нагрузок. Каждой зоне нагрузок присущ свой своеобразный комплекс реакций органов и структур организма. Различают общую и специальную выносливости.
способность человека значительное время
выполнять различную двигательную работу способность человека длительно
невысокой интенсивности сохраняя при этом выполнять определенное необходимый уровень эффективности этой специализированное
работы, позволяет длительно выполнять двигательное действие
абсолютно различную физическую работу без снижения эффективности невысокой интенсивности, причем не взаимосвязанную
(например длительное плавание и езда на велосипеде)
Уровень развития специальной выносливости зависит от следующих факторов:
- внутреннего запаса энергосодержащих веществ;
- интенсивности работы внутренних систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой, выделительной);
- личностно-психологических свойств личности (способность выполнять двигательные действия на фоне неприятных ощущений вызванных усталостью).
- многократное повторение упражнения с превышением интенсивности работы, при уменьшении длительности, по сравнению с исходными показателями;
- повышение длительности работы при некотором уменьшении ее интенсивности, по сравнению с исходными показателями;
- различное изменение интервалов отдыха между упражнениями, от дающих возможность полного восстановления, до сокращенных, вынуждающих выполнять, следующий подход на фоне утомления;
- общая выносливость воспитывается длительной непрерывной работой невысокой интенсивности.
это способности человека рационально и эффективно решать сложные двигательные задачи, а также обучаться новым двигательным действиям
Ловкость выражается через совокупность координационных способностей, а также способностей выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой
движений (подвижностью в суставах)
генетически
заданных внутренних
биохимических процессах
происходящих
в организме человека
скорости проведения сигналов
по нервно-мышечным волокнам
Способности точно соизмерять величину усилия,
пространственные и временные
характеристики движения
Способность выполнять
Способность сохранять двигательные действия равновесие, с большим усилием,
определенным без излишней мышечной
напряжением различных напряженности мышечных групп (скованности)
характеризуется степенью подвижности звеньев опорнодвигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой.
При необходимости обозначить величину амплитуды движений между конкретными сегментами тела говорят о подвижности в соединяющих сегменты суставах.
Различают активную гибкость, т.е. показанную за счет активности собственных мышц; и пассивную показанную под воздействием внешних факторов. Реальная пассивнаягибкость ограничена анатомическим строением суставов.
Гибкость может проявляться в движении – динамическая гибкость, и позах – статическая гибкость.
Помимо анатомии суставов, гибкость зависит также от состояния опорнодвигательного аппарата – мышц, обслуживающих сустав и связок его окружающих.
Основными средствами воспитания гибкости являются упражнения «на растягивания» и «маховые» упражнения.
Основным методическим условием успешного воспитания гибкости является подготовка («разогрев») организма перед этими упражнениями. Оптимальная разминка позволит эффективно повысить амплитуду и избежать травм.
В последние годы в нашей стране и за рубежом широкое распространение получил, так называемый «стретчинг» (в переводе – растягивание). Эта система основана на использовании статических напряжений групп мышц с
постепенным их растягиванием.
Рекомендуемая литературы по теме:
1.Физическая культура как институт социального воспроизводства личности: учебное пособие / Под. общ. редакцией В.А. Баранова. – М.:
РГТЭУ, 2010, - 280 с.
2.ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ / учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 351300Коммерция (торговое дело) и 061500-Маркетинг / В. А. Баранов, Г. П.
Венглинский, К. Э. Столяр ; М-во экон. развития и торговли Рос. Федерации, Рос. гос. торгово-экон. ун-т, Каф. физ. воспитания. Москва, 2004.
3. Физическая культура. Электронный учебник для бакалавров - М.:
Книжный мир, 2012
на тему: «Воспитание основных физических качеств
(силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости)»
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScGSLcM4ZbGheakCOeMZvK8EzD8_Zw5MSZjWM1Xw6cxsWSlQ/viewform
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.