Влияние стресса на профессиональную деятельность педагога
Оценка 4.8

Влияние стресса на профессиональную деятельность педагога

Оценка 4.8
Лекции
docx
28.05.2023
Влияние стресса на профессиональную деятельность педагога
Стресс – это защитная реакция организма в ответ на неблагоприятные условия окружающей среды. Причиной возникновения стресса может стать любое эмоциональное возбуждение. Источниками стресса являются: психологическая травма или кризисная ситуация, конфликты любого проявления, препятствия в достижении каких-либо целей, несбыточные мечты, монотонная и напряжённая работа. Стресс проявляется в ухудшении внутреннего состояния человека, появляются заболевания сердечно-сосудистой системы, ухудшение концентрации внимания, снижение работоспособности, обострение гастрита и язвенных болезней желудка, ослабление иммунной системы человека, появление вредных привычек в повседневной жизни, недосыпание, бессонница, ухудшение памяти. Профессиональная деятельность педагога является одной из наиболее напряженной в психологическом плане: труд учителя входит в группу профессий с большим количеством стресс-факторов.
статья май 2022.docx

Клячева А.В., 2022

Влияние стресса на профессиональную деятельность педагога

Стресс – это защитная реакция организма в ответ на неблагоприятные условия окружающей среды. Причиной возникновения стресса может стать любое эмоциональное возбуждение.

Источниками стресса являются: психологическая травма или кризисная ситуация, конфликты любого проявления, препятствия в достижении каких-либо целей, несбыточные мечты, монотонная и напряжённая работа.

Стресс проявляется в ухудшении внутреннего состояния человека, появляются заболевания сердечно-сосудистой системы, ухудшение концентрации внимания, снижение работоспособности, обострение гастрита и язвенных болезней желудка, ослабление иммунной системы человека, появление вредных привычек в повседневной жизни, недосыпание, бессонница, ухудшение памяти.

Профессиональная деятельность педагога является одной из наиболее напряженной в психологическом плане: труд учителя входит в группу профессий с большим количеством стресс-факторов.

Стрессогенные факторы можно объединить в несколько групп:

- зависящие от условий труда: перегруженность на работе, финансовые затруднения, личные проблемы, отсутствие свободного времени или стимула для качественного выполнения работы, перегрузка деятельностью вне сферы прямых обязанностей.

- зависящие от личных качеств работника: боязнь допустить ошибку, чувство чрезмерной ответственности, неспособность наладить контакт с коллективом, возбудимость и вспыльчивость как доминирующие черты в характере, изолированная позиция в коллективе, плохая самоорганизация.

В любой профессиональной деятельности человек сталкивается со стрессоопасными ситуациями, насколько серьезными будут последствия, и как явно будут выражаться симптомы стресса, подвластно лишь нашему восприятию. В «группу риска» попадают следующие профессиональные сферы деятельности – здравоохранение, правоохранительные органы и образовательная деятельность. Если в исходе деятельности ожидаемые результаты не оправдываются, то человек подвержен синдрому опустошения, в результате чего, он утрачивает интерес к выполняемой деятельности, становится безразличным к своей работе и отстраняется от окружающих людей. Этот синдром особенно опасен для педагогов, так как его эмоциональная сфера напрямую отражается на процессе воспитания и обучения детей.

Профессия педагога сопряжена с множеством ситуаций, вызывающих стресс. Его работа характеризуется постоянным психоэмоциональным напряжением. Высокая ответственность, мотивационная и личностная вовлеченность в педагогическую работу, значительное эмоциональное «выкладывание» в общении со студентами обусловливают стрессогенный характер деятельности преподавателя.

Труд педагога сопряжен с большими психоэмоциональными затратами. Занятие само по себе является стрессогенным фактором, так как заставляет всех участников учебного процесса успеть выполнить все намеченное. У преподавателя к этому добавляется необходимость одновременно решить несколько педагогических задач: уследить за каждым обучающимся, реализуя индивидуальный подход; поддержать дисциплину в группе; доступным языком объяснить новый материал, оценить степень его усвоения; проверить выполнение домашнего задания и поставить объективные оценки. Все эти задачи сами по себе вызывают психическое напряжение, так как решаются с высоким чувством ответственности.

Стресс может способствовать эмоциональному выгоранию. А ведь профессиональный долг педагога требует взвешенных поступков и решений. Он обязывает преодолевать вспышки гнева, состояния раздражительности, тревожности, отчаяния.

Профессиональная деятельность предъявляет высокие требования к современному педагогу, что требует постоянной и максимальной мобилизации собственных психологических ресурсов, повышенных требований к психологической устойчивости педагога по отношению как к внешним воздействиям, так и к внутренним стрессовым симптомам. Со стороны социума к педагогам в большей степени, чем к представителям других профессий типа «человек-человек», предъявляются повышенные требования к качеству деятельности.

Педагогический стресс носит накопительный характер. Причины напряженности профессиональной деятельности педагогов обусловлены как объективными, так и субъективными факторами. К объективным факторам относятся такие как загруженность рабочего дня, жесткие временные рамки деятельности, снижение результатов труда, неудовлетворительные жилищные условия, низкая заработная плата. Помимо этого, на плечи педагога возложено множество общественных нагрузок. К субъективным факторам, негативно влияющим на деятельность педагога, относятся индивидуальные особенности человека, препятствующие установлению общения с учащимися и коллегами, недостаток опыта работы, неудовлетворенность профессиональным ростом, неопределенность или недостаток ответственности, другие личностные качества.

Исследователи А. К. Маркова, Л. М. Митина, М. М. Рыбакова выделяют следующую классификацию напряженных ситуаций педагогической деятельности:

1) ситуация взаимодействия педагога с детьми (аддиктивное и делинкветное поведение со стороны учащихся, конфликтные ситуации, игнорирование требований педагога);

2) ситуации, возникающие во взаимоотношениях с коллегами и администрацией (перегруженность поручениями, конфликты при распределении нагрузки, чрезмерный контроль за учебно-воспитательной работой, непродуманность нововведений в колледже и т. д.);

3) ситуации взаимодействия педагога с родителями детей.

Стресс приводит также к синдрому хронической усталости, которая как специфический вид усталости появляется в ситуациях интенсивного эмоционального общения с большим числом людей.

Как разновидность профессионального стресса Н.В. Самоукина называет информационный, эмоциональный и коммуникативный стресс.

Информационный стресс связан с информационными перегрузками, когда в короткие сроки от педагога требуется быстрое осмысление и переработка большого объема сложной информации. Педагог вынужден работать без отдыха и переключения на другие виды деятельности. Усиливает стрессовое напряжение высокая ответственность за последствия принимаемых решений.

Эмоциональные стрессы (острое переживание негативных эмоций: страха, гнева, сильной тревоги, чрезмерной ответственности и др.) являются следствием неудовлетворенности работой, жесткого психологического прессинга, чрезмерного контроля, отсутствия самостоятельности и свободы в принятии решений.

Коммуникативные стрессы педагог испытывает в различных конфликтных ситуациях в общении с детьми, их родителями, с коллегами и руководством учебного заведения.

В специальных исследованиях выявлено, что стресс является одной из причин многочисленных профессиональных деформаций. Одним из показателей профессиональной дезадаптации педагога является так называемый «эффект эмоционального выгорания» (термин появился в середине 70-х годов 20 века в результате исследований Х.Дж. Фрейденберга).

Эмоциональное выгорание проявляется в следующих симптомокомплексах:

- эмоциональное истощение (значительное снижение эмоционального тонуса, нервнопсихическое изнеможение, равнодушие или эмоциональное перенасыщение, утрата интереса к работе, потеря представлений о ценности жизни и др.);

- деперсонализация (разрушение нормальных взаимоотношений с людьми, повышение негативизма, агрессии, бестактности и др.); редукция личных достижений (обесценивание достижений в профессии, снижение самооценки, самоуважения, чувство несостоятельности и др.)

В последние годы все чаще говорится о взаимосвязи и взаимовлиянии профессионального стресса, и синдрома психологического выгорания работников. Не владея навыками активного и эффективного преодоления, при отсутствии системы поддержки педагог начинает испытывать проявления стресса на всех уровнях: эмоциональном, поведенческом, когнитивном.

По мере того как усугубляются последствия рабочих стрессов, истощаются моральные и физические силы человека, он становится менее энергичным, ухудшается его здоровье, снижается трудовая мотивация, развивается безразличие к работе, ухудшаются качество труда.

По данным Морозовой Н.А., Макаревской Ю.Э., Ожиговой Л.Н., синдрому профессионального выгорания подвержены педагоги, отличающиеся беспокойством, тревожностью, чувствительностью к сложным и конфликтным ситуациям, раздражительностью, замкнутостью и необщительностью, с несколько ограниченным кругом интересов, формализующие свои профессиональные обязанности, избегающие сложностей и ответственности, недисциплинированные и плохо организованные. Также «сгоранию» в большей степени подвержены «трудоголики», т.е. работающие с высокой самоотдачей и ответственностью, те, кто нашли свое призвание в работе, трудятся до самозабвения, с установкой на постоянный рабочий процесс. Синдром «профессионального выгорания» – ответная реакция на длительные рабочие стрессы межличностного общения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоциональное выгорание – это состояние физического, эмоционального и умственного истощения, которое возникает вследствие длительного воздействия неблагоприятных факторов.

К причинам стресса можно отнести умственную и физическую усталость, быстрый ритм жизни, большое количество воспринимаемой информации, житейские неприятности и неудачи, моральное или физическое истощение.

Большую роль в профилактике стресса играет психотерапия — применение психологических методов и средств (групповой метод, семейный метод, аутотренинг, музыкотерапия и т. д.). Так же не маловажно в снятии стрессовых ситуаций играет правильное и рациональное питание. Кроме того, необходимо больше времени уделять себе, заниматься приятными делами, разрешать конфликты по мере их возникновения, снизить употребление алкоголя, кофе, контрастный душ поможет успокоиться, сон заставит взглянуть на ситуацию с другой стороны.

Итак, преодолению стресса способствуют: физическая активность, хорошее настроение, релаксация, моральная поддержка.

В основу тренингов положена «психологическая саморегуляция, основанная на самовнушении».

«Стресс-менеджмент» может быть использован для студентов и преподавателей высших учебных заведений, колледжей, учителей школ, старшеклассников, любой социальной или профессиональной группы населения.

Стресс-менеджмент (тренинг по управлению стрессами)

Упражнение № 1 «Расслабление шеи»

Цель: данное упражнение позволяет сосредоточиться, настраивает на дальнейшую продуктивную работу, а также помогает сконцентрироваться на себе.

Ход работы: Сядьте в удобную позу, держа спину прямо и свободно опустив руки. Расслабьте мышцы плеч и шеи. Дышите равномерно. Далее на вдохе отведите голову назад, а на выдохе наклоните голову вперед, не отрывая спину от спинки стула. Повторите упражнения два-три раза. Затем вдохните как можно больше воздуха. Выдохните и расслабьтесь.

Упражнение № 2 «Эмоциональное насыщение»

Цель: формирование позитивного эмоционального фона жизнедеятельности.

Ход работы:

Выпишите 20 слов, которые вам больше всего нравятся, которые вызывают позитивные эмоции.

Запишите 15 - 20 прилагательных (эпитетов), которыми вы наделяете нравящиеся вам предметы (например, «чудесный», «прекрасный»).

Запишите 10 элементов вашей деятельности (память, мотивация, воображение и т.д.).

Каждый элемент вашей деятельности насыщайте позитивными, приятными для вас эпитетами. Охарактеризуйте каждый элемент с позитивной стороны.

Упражнение № 3 «Релаксация»

Цель: научиться самовнушению и освоить техники расслабления.

Ход работы: Удобно расположитесь на стуле, максимально расслабьтесь.

Дается установка: «Закройте глаза. Сделайте вдох и спокойный продолжительный выдох (дышим только носом). На выдохе почувствуйте общее расслабление. Внимание переключите на расслабляющееся, успокаивающееся тело. Спокойно и мягко, не напрягаясь, от услышанных фраз воспроизводите и вызывайте нужные ощущения».

Сеанс самовнушения:

«Мое тело приятно, спокойно расслабляется. Расслабляются мышцы лица. Мой лоб расслаблен. Мой лоб расслаблен, расслаблен, расслаблен. Мои глаза успокаиваются все больше и больше. Взгляд устремлен далеко, далеко. Мои глаза полностью расслаблены. Расслабляются щеки. Мои щеки полностью расслаблены. Мои зубы разжаты. Губы расслаблены. Мягкие, вялые, расслабленные губы. Все мое лицо полностью расслаблено. Мое лицо спокойно и неподвижно, как маска. Расслабление приятно успокаивает меня. Покой все глубже и глубже. Я отдыхаю глубоко и спокойно. С каждым моим дыханием, С каждой последующей минутой отдых будет все глубже и глубже».

Комментарии: Произносить фразы необходимо не спеша.

Упражнение № 4 «Арт салон»

Цель: гармония эмоционального состояния личности.

Ход работы: Каждый член группы рисует красками, фломастерами, карандашами свое внутреннее состояние и пишет к нему стих или прозу. Далее каждый участник упражнений представляет свое произведение. Ведется обсуждение состояний, обращается внимание на совпадающие сюжеты рисунков у разных участников тренинга.

 

Как справиться с хроническим стрессом: практический инструментарий

1. Заручитесь поддержкой

Социальная поддержка – это проверенная стратегия управления стрессом. Она включает в себя заботу со стороны семьи, друзей и коллег по работе.

Для педагогов одним из важнейших источников поддержки является администрация. Начальство должно предоставить правильные инструменты, ресурсы, обучение и профессиональное развитие для педагогов, чтобы они могли хорошо выполнять свою работу и чувствовать максимальную уверенность в своих силах.

2. Наведите порядок

Многие преподаватели говорят, что испытывают стресс из-за хаоса в учебной программе. 

Если навести в работе порядок, у мозга появится ощущение структуры, регулярности и предсказуемости. Это поможет сосредоточиться, успокоить физиологическую реакцию на стрессовые ситуации. Например, можно:

- Составить личную учебную доску, которая поможет упорядочить время занятий. Или пользоваться другими виртуальными помощниками, например, создать чат-бот.

- Постоянно заниматься после работы чем-то приятным. Найдите то, что помогает вам расслабиться, и превратите это в привычку. Принимайте ванну, смотрите по одной серии глупого ситкома, читайте книгу. 

3. Активизируйте свою нервную систему

Ваша нервная система помогает противостоять той первоначальной реакции, о которой писали выше. Если вы хотите иметь высокий уровень стрессоустойчивости, используйте эти техники: 

- Занимайтесь дыхательными упражнениями. Они помогут замедлить ваше сердцебиение, сосредоточить мысли и снизить кровяное давление. 

Коротким рывком вдохните воздух, медленно выдохните с натиском. Повторите несколько раз. Медленно вдыхайте воздух через нос, задержите дыхание на несколько секунд, выдыхайте ртом. В процессе можно визуализировать, как с каждым выдохом уходят негативные эмоции. Вды­хай­те и вы­ды­хай­те че­рез нос по че­ты­ре се­кун­ды – за­вер­шая каж­дый вдох и вы­дох, за­дер­жи­вай­те ды­ха­ние на че­ты­ре се­кун­ды. По­вто­ри­те упраж­не­ние несколько раз.

- Проветривайте помещение как можно чаще, поставьте себе напоминание, если забываете.

- Умывайтесь холодной водой. 

- Хвалите себя. Каждое «молодец», сказанное себе мысленно за хорошо выполненную работу, способно поднять настроение. 

Помните, что усиление устойчивости к стрессу начинается с маленьких изменений, которые имеют большое значение. Добавьте эти простые стратегии в свою жизнь, чтобы улучшить и свое самочувствие, и результаты учащихся.

Приходим к выводам, что для выхода из стрессовых ситуаций педагогам нужно акцентировать свое внимание на положительных и светлых моментах в жизни. Приостановить в организме воздействие раздражающих факторов поможет ведение педагогами самоконтроля за своим состоянием, а для этого, необходимо владеть определенными психологическими техниками снятия стресса.  

 

 

 

Список использованной литературы:

1.Черепанова Е. «Психологический стресс: помоги себе и ребёнку», Изд.центр «Академия» - 1996. — 96 с

2.Леонтьев А.А. «Психология общения», Москва «Смысл»,1999. — 365 с.

3.Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: Институт психологии РАН, 1995. - 136 с.

4.Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. – М.: Академический проект, 2009. — 943 с.

5. Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психологические технологии управления состоянием человека. — М: Смысл, 2009.

6. Монина Г.Б., Раннала Н. В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». — СПб.: Речь, 2009.

7. Шапарь В. Б. Психология кризисных ситуаций /В. Б. Шапарь — Ростов н/Д: Феникс, 2008.


 

Клячева А.В., 2022 Влияние стресса на профессиональную деятельность педагога

Клячева А.В., 2022 Влияние стресса на профессиональную деятельность педагога

Труд педагога сопряжен с большими психоэмоциональными затратами

Труд педагога сопряжен с большими психоэмоциональными затратами

Стресс приводит также к синдрому хронической усталости, которая как специфический вид усталости появляется в ситуациях интенсивного эмоционального общения с большим числом людей

Стресс приводит также к синдрому хронической усталости, которая как специфический вид усталости появляется в ситуациях интенсивного эмоционального общения с большим числом людей

По данным Морозовой Н.А., Макаревской

По данным Морозовой Н.А., Макаревской

Повторите упражнения два-три раза

Повторите упражнения два-три раза

Как справиться с хроническим стрессом: практический инструментарий 1

Как справиться с хроническим стрессом: практический инструментарий 1

Приходим к выводам, что для выхода из стрессовых ситуаций педагогам нужно акцентировать свое внимание на положительных и светлых моментах в жизни

Приходим к выводам, что для выхода из стрессовых ситуаций педагогам нужно акцентировать свое внимание на положительных и светлых моментах в жизни
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2023