Влияние стресса на здоровье человека
Оценка 4.7

Влияние стресса на здоровье человека

Оценка 4.7
Исследовательские работы +1
rtf
биология
04.02.2023
Влияние стресса на здоровье человека
речь пойдёт о том, что такое стресс, о причинах его возникновения, о механизме его работы, о его видах и о том, как организм человека реагирует на стресс. Будет описана проведённая диагностика состояния стресса (А.О. Прохоров) и анализ результатов. Будут даны рекомендации по профилактике стресса.
Серова Виктория_10кл_биология_статья.rtf

«Влияние стресса на здоровье человека»

Аннотация
В статье речь пойдёт о том, что такое стресс, о причинах его возникновения, о механизме его работы, о его видах и о том, как организм человека реагирует на стресс. Будет описана проведённая диагностика состояния стресса (А.О. Прохоров) и анализ результатов. Будут даны рекомендации по профилактике стресса.

Ключевые слова: стресс, стрессовая ситуация, стадии стресса, классификация стресса, причины возникновения стресса.

Введение

Тема стресса будет актуальна на протяжении всей жизни. В современном мире человек постоянно сталкивается со стрессами. Они влияют на его поведение, работоспособность, здоровье и взаимоотношение с окружающими людьми. Современный ускоренный ритм жизни приводит к повышению физической, психической, эмоциональной нагрузки на человека. Это обусловлено бытовыми проблемами, межличностными отношениями, профессиональными перегрузками, постоянным информационным влиянием на психику людей. Все вышеперечисленное приводит к возникновению у человека стресса.

Подготовка и сдача экзаменов приводит к физическим, психологическим и эмоциональным нагрузкам на неокрепший организм, так как стресс – это ответная реакция на все происходящее.

Всем людям нужны знания о том, как правильно вести себя в стрессовой ситуации, чтобы избежать негативных последствий стресса. Ведь не каждый об этом знает. Каждый из нас переживает стресс, кто-то больше, кто-то меньше, кто-то чаще, кто-то реже. Поэтому не мешало бы каждому человеку знать о природе стресса, его значении в нашей жизни. Я хочу довести до сведения слушателей то, что если каждый будет знать сущность стресса, то может умело справиться с тяжелой жизненной ситуацией без ущерба для собственного здоровья. Моя статья будет полезна всем, кто заботится о своем здоровье и хорошем психологическом состоянии, он как руководство к действию в определенных ситуациях.

Гипотеза: своевременное проведение диагностических, профилактических и коррекционных мероприятий способствует правильному формированию реагирования на стрессовую ситуацию, тем самым снижает уровень его влияния.

Обзор литературы

1.     Щербатых Ю.В. – Психология стресса и методы коррекции - в книге представлен системный подход к понятию стресса, интегрирующий современные знания о природе стресса, полученные психологией, физиологией и меди­циной.

2.     Стресс: причины и последствия, лечение и профилактика. Клинические рекомендации / Акарачкова Е.С., Байдаулетова А.И. - современные представления о комплексной терапии пациентов со стресс-связанными расстройствами с применением немедикаментозных и фармакологических методов лечения, а также основы повышения стрессоустойчивости.

3.     ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Учебно-методическое пособие / Мельникова, М. Л. - рассмотрены основные факторы, вызывающие, провоцирующие и поддерживающие состояние посттравматического стресса, обоснована возможность коррекции данного состояния с позиций различных теоретических подходов

4.     Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. / В.А. Бодров. - В книге представлены материалы экспериментально-теоретического изучения развития и преодоления психологического стресса. Приводятся основные положения учения о психологическом стрессе, особенности его развития, характер взаимосвязи стресса и адаптации.

5.     Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык. - М.: Наука, 1983. - Монография посвящена анализу психологических механизмов стресса. В ней описаны изменения взаимоотношения между людьми, а также особенности эмоций, восприятия, памяти и мышления в ситуациях, вызывающих стресс; рассмотрены психологические причины 'болезней стресса'; предлагаются некоторые методы предотвращения неблагоприятных последствий стресса.

6.     Берн. Э «Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных» - Здесь также анализируются причины возникновения нервных болезней и даются советы по их лечению и предупреждению.

7.     Суворова, Валентина Васильевна. Психофизиология стресса.

8.     Чирков Юрий Георгиевич. Сказание о стрессе.

 

Основная часть

Стресс (от англ. stress – давление, нажим, напор; напряжение) – неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающая его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма. В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический (психологический) и физический стрессы (тепловой, световой, звуковой и др.).

Слово "стресс" пришло к нам из английского языка и в переводе означает "нажим, давление, напряжение". Первым дал определение стресса канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году.

Субъективные (стрессовые ситуации, вызванные эмоциями, провоцирующими на спонтанные действия; несоответствие ожидаемых и реальных событий) и объективные (условия жизни и работы; экономические факторы) причины стрессовых ситуаций могут привести к таким реакциям организма, как, например нарушение психомоторики, которое проявляется в дрожании рук, дрожании голоса, изменение ритма дыхания, нарушение речевых функций, замедление сенсомоторной реакции. К возникновению стресса может привести элементарное нарушение режима дня, сокращение сна, работа в ночное время. При этом часто наблюдаются профессиональные нарушения, т.е. увеличивается количество ошибок на работе, формируется низкая продуктивность рабочей деятельности, хроническая нехватка времени, ухудшение точности при выполнении требуемых задач. Эти факторы могут привести к нарушению социально-ролевых функций, что проявляется в снижении сензитивности, увеличении конфликтности, проявлении антисоциального поведения, нарушении сна, нехватке времени, повышенной утомляемости, спешке, проблемам при общении. Ежедневно люди сталкиваются с различными ситуациями и событиями, которые негативно на них влияют.

Существует множество вариантов разных классификаций стрессовых ситуаций. Приводимые мной варианты, носят относительный характер. Стрессы, которые испытывает человек, можно классифицировать следующим образом.

1. Эмоционально положительные стрессы и эмоционально отрицательные стрессы.

2. Кратковременные (острые) стрессы и долгосрочные (хронические) стрессы.

3. Физиологические (соматические, средовые) стрессы и психоэмоциональные стрессы.

В свою очередь, физиологические стрессы можно разделить на: механические, физические, химические, биологические, травматические, посттравматические.
Психоэмоциональные стрессы делятся на: информационные, эмоциональные.

В своей книге «Стресс без дистресса» Ганс Селье рассматривал стресс как физиологическую реакцию на физические, химические и органические факторы.

Селье обобщил все результаты своих исследований и пришел к выводу, что развитие стрессовой ситуации проходит три стадии, который он назвал общим адаптационным синдромом

1.     Стадия тревоги возникает при первом появлении стрессора. В течение короткого периода снижается уровень резистентности организма, нарушаются некоторые соматические и вегетативные функции. Затем организм мобилизует резервы и включает механизмы саморегуляции защитных процессов. Если защитные реакции эффективны, тревога утихает и организм возвращается к нормальной активности. Большинство стрессов разрешается на этой стадии. Такие краткосрочные стрессы могут быть названы острыми реакциями стресса.

2.     Стадия резистентности (сопротивления) наступает в случае продолжительного воздействия стрессора и необходимости поддержания защитных реакций организма. Происходит сбалансированное расходование адаптационных резервов на фоне адекватного внешним условиям напряжения функциональных систем.

3.     Стадия истощения отражает нарушение механизмов регуляции защитно-приспособительных механизмов борьбы организма с чрезмерно интенсивным и длительным воздействием стрессоров. Адаптационные резервы существенно уменьшаются. Сопротивляемость организма снижается, следствием чего могут стать не только функциональные нарушения, но и морфологические изменения в организме.

Эти три фазы развития стресса можно проследить на большом отрезке времени. Интенсивность реакций человека зависит не столько от характеристик стрессора, сколько от личностной значимости действующего фактора.

Стрессовое состояние влияет не только на психику – негативное воздействие оказывается на все органы и функции организма. Симптомы стресса включают в себя нарушения деятельности ЖКТ – проявляются в запорах, диареях, метеоризме, изжоге; нарушения сердечной деятельности – тахикардия, аритмия, повышенное сердцебиение. Также при стрессах развиваются головные боли, бессонница, чувство усталости и напряжения. Состояние требует расслабления, релаксации, при необходимости – помощи специалистов.

У тех, кто неоднократно подвергается стрессу, впоследствии возникнут трудности: проблемы с изучением нового, сохранение недавно приобретенных знаний, плохая самодисциплина, низкая концентрация, сложность в принятии решений.

Если говорить о стрессовых состояниях у педагогов, то можно сказать, что работа с людьми, а с детьми в особенности, отнимает много сил. Каждый специалист на пути к профессионализму проходит ряд этапов. Это адаптация, самоактуализация и творческое преобразование. Каждый из этих этапов сопряжен с определенными проблемами профессионального становления педагогов. На этапе адаптации к профессии возникают, как правило, трудности методического, психологического или социального характера. Этап самоактуализации в профессии связан с кризисами компетентности, с состоянием дискомфорта, тревожности, страха перед решениями новых задач, несоответствием своего профессионального уровня уровню ожиданий окружающих.

У школьников наиболее выраженным проявлением стресса, вызванным напряженной учебой, является снижение работоспособности и повышенная утомляемость. Также, к негативным последствиям учебного стресса относятся нарушения сна и спешка, вызванная постоянной нехваткой времени. У школьников появляются проблемы в общении, нарушение социальных контактов.

Я провела диагностику состояния стресса по методике А.О.Прохорова.

Диагностика состояния стресса (А.О. Прохоров)

Описание методики. Методика позволяет выявить особенности переживания стресса: степень самоконтроля и эмоциональной лабильности в стрессовых условиях. Методика предназначена для людей старше 18 лет без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.

Текст опросника

1. Я всегда стремлюсь делать работу до конца, но часто не успеваю и вынужден наверстывать упущенное.

2. Когда я смотрю на себя в зеркало, я замечаю следы усталости и переутомления на своем лице.

3. На работе и дома сплошные неприятности.

4. Я упорно борюсь со своими вредными привычками, но у меня не получается.

5. Меня беспокоит будущее.

6. Мне часто необходимы алкоголь, сигарета или снотворное, чтобы расслабиться после напряженного дня.

7. Вокруг происходят такие перемены, что голова идет кругом. Хорошо бы, если бы все не так стремительно менялось.

8. Я люблю семью и друзей, но часто вместе с ними я чувствую скуку и пустоту.

9. В жизни я ничего не достиг и часто испытываю разочарование в самом себе.

В ходе анализа проведенного мною опроса по методике А.О.Прохорова, я выявила, что среди педагогов (94% - 16 человек) и учеников (64% - 18 человек) преобладает высокий уровень регуляции в стрессовых ситуациях. Они ведут себя в стрессовой ситуации довольно сдержанно и умеют регулировать свои собственные эмоций. Как правило, такие люди не склонны раздражаться и винить других и себя в происходящих событиях.

Умеренный уровень регуляции в стрессовых ситуациях у меньшего количества респондентов (32% учеников – 9 человек и 6% учителей – 1 человек). Они не всегда правильно и адекватно ведут себя в стрессовой ситуации. Иногда умеют сохранять самообладание, но бывают также случаи, когда незначительные события нарушают эмоциональное равновесие (человек «выходит из себя»).

Слабый уровень регуляции в стрессовых ситуациях лишь у 4% учеников – 1 человек. Такие люди характеризуются высокой степенью переутомления и истощения. Они часто теряют самоконтроль в стрессовой ситуации и не умеют владеть собой. Таким людям важно развивать навыки саморегуляции в стрессе.

 

 

 

 


3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Заключение, выводы

Постоянное сосредоточение внимания на светлых сторонах жизни и на действиях, которые могут улучшить положение, не только сохраняет здоровье, но и способствует успеху. Ничто не обескураживает больше, чем неудача, ничто не ободряет больше, чем успех.

Со стрессом можно справиться, нужно лишь желание и немного свободного времени для себя любимого. Если же есть желание, но нет времени, кроме всего прочего вам поможет самовнушение – просто думайте о прекрасном, о том, что у вас все хорошо.

Назовите себя удачливым, и вы будете таким.

 

 

 

 

 



Влияние стресса на здоровье человека»

Влияние стресса на здоровье человека»

Моя статья будет полезна всем, кто заботится о своем здоровье и хорошем психологическом состоянии, он как руководство к действию в определенных ситуациях

Моя статья будет полезна всем, кто заботится о своем здоровье и хорошем психологическом состоянии, он как руководство к действию в определенных ситуациях

Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса /

Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса /

К возникновению стресса может привести элементарное нарушение режима дня, сокращение сна, работа в ночное время

К возникновению стресса может привести элементарное нарушение режима дня, сокращение сна, работа в ночное время

В свою очередь, физиологические стрессы можно разделить на: механические, физические, химические, биологические, травматические, посттравматические

В свою очередь, физиологические стрессы можно разделить на: механические, физические, химические, биологические, травматические, посттравматические

Эти три фазы развития стресса можно проследить на большом отрезке времени

Эти три фазы развития стресса можно проследить на большом отрезке времени

У школьников наиболее выраженным проявлением стресса, вызванным напряженной учебой, является снижение работоспособности и повышенная утомляемость

У школьников наиболее выраженным проявлением стресса, вызванным напряженной учебой, является снижение работоспособности и повышенная утомляемость

Я люблю семью и друзей, но часто вместе с ними я чувствую скуку и пустоту

Я люблю семью и друзей, но часто вместе с ними я чувствую скуку и пустоту

Заключение, выводы Постоянное сосредоточение внимания на светлых сторонах жизни и на действиях, которые могут улучшить положение, не только сохраняет здоровье, но и способствует успеху

Заключение, выводы Постоянное сосредоточение внимания на светлых сторонах жизни и на действиях, которые могут улучшить положение, не только сохраняет здоровье, но и способствует успеху
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2023