ВЛИЯНИЕ АВТОТРАНСПОРТА И ГРАДООБРАЗУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОЗДУШНОГО БАССЕЙНА ГОРОДА ТАЛДЫКОРГАН
Оценка 4.7

ВЛИЯНИЕ АВТОТРАНСПОРТА И ГРАДООБРАЗУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОЗДУШНОГО БАССЕЙНА ГОРОДА ТАЛДЫКОРГАН

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
pdf
география
Взрослым
29.05.2019
ВЛИЯНИЕ АВТОТРАНСПОРТА И ГРАДООБРАЗУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОЗДУШНОГО БАССЕЙНА ГОРОДА ТАЛДЫКОРГАН
Аннотация. В статье рассмотрены влияние автотранспорта и крупных промышленных предприятий на воздушный бассейн и проблемы загрязнения атмосферы на территории города, при рассмотрении улично-дорожной сети города Талдыкоргана как источника химического загрязнения воздушной среды. Ключевые слова: автотранспорт, тяжёлые металлы, вредные примеси, предельно допустимая концентрация вредных веществ, уровень загрязнения.
Страницы из Science and world № 1 (65), January, Vol. II.pdf

УДК 504.75

 

ВЛИЯНИЕ АВТОТРАНСПОРТА И ГРАДООБРАЗУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОЗДУШНОГО БАССЕЙНА ГОРОДА ТАЛДЫКОРГАН

 

 Е.А. Токпанов1, А.Т. Кыдырбаева2, Ж.С. Алимбеков3

1 кандидат географических наук, доцент, 2 магистр географии, 3 кандидат технических наук

Кафедра географии и экологии,

Жетысуский государственный университет им. И. Жансугурова (Талдыкорган), Казахстан

 

Аннотация. В статье рассмотрены влияние автотранспорта и крупных промышленных предприятий на воздушный бассейн и проблемы загрязнения атмосферы на территории города, при рассмотрении уличнодорожной сети города Талдыкоргана как источника химического загрязнения воздушной среды. 

Ключевые слова: автотранспорт, тяжёлые металлы, вредные примеси, предельно допустимая кон-

центрация вредных веществ, уровень загрязнения.

 

В средних промышленных городах как Талдыкорган основной проблемой загрязнения воздушного бассейна являются вредные выбросы автомобильного транспорта и промышленных предприятий. В пределах территории города увеличивается концентрация СО2, NO2, SО3, фенола, соединений тяжелых металлов. Рост численности автотранспорта, а также объёма продукции, выпускаемой такими крупными градообразующими предприятиями как аккумуляторный завод ТОО «Кайнар АКБ», кабельный завод «Азия электрик», завод металлоконструкций, ТОО «Талдыкорган теплосервис» приводит к увеличению в воздушном пространстве двуокиси азота, углекислого газа и других вредных примесей. В связи с этим загрязнение воздуха в городе стало одной из актуальных проблем. 

Наибольшее загрязнение воздушной среды наблюдается в южном промышленном районе,где расположены основные градообразующие предприятия и центральной части города из-за высокой концентрации движения автомобильного транспорта.  

В результате проведённых наблюдений с 2013 по 2017 годы в разных частях города, было выявлено, что рядом с территориями ТОО «Талдыкоргантеплосервис», аккумуляторный завод ТОО "Кайнар АКБ", завод металлоконструкций, на территории завода Арман в воздушном пространстве наблюдается наличие сажи, двуокиси азота NО2, SO, Pb, Zn,Cu, СО2 и фтора. На территории аккумуляторного завода ТОО "Кайнар АКБ" и металлоконструкций в воздушном пространстве содержание свинца и цинка показало от 2,8 до 501 мкг/м3. А также наличие в составе воздухаH2S, HNО3, показатели, которых были разными в разных частях города не превышающих допустимых норм. Объем выбросов NO2 на территории предприятия увеличивается зимой, а к лету немного уменьшается. Согласно данным департамента по экологии Алматинской области, основная масса выбросов NO2 и SO2 с предприятий, которые работают на угле и мазуте. 

В ходе исследования, проведённых с помощью автоматического микропроцессорного газоанализатора «ГАНК-4», было выявлено, что на уровень загрязнений воздуха свинцом, двуокисью азота и серы, фенолом, сажей влияет и работа автотранспорта (таблица 1).

 

Таблица 1

Результаты наблюдений с помощью автоматического микропроцессорного газоанализатора «ГАНК-4» в городе Талдыкорган за период 2016-2017гг.

 

 

 

 

Вредные примеси

 

 

Точка наблюдения

 

 

Свинец, мг/ м³

0,01

0,0001

0,0001

0,0003

0,009

0,0001

0,0009

3, мг/м³

0,5

0,001

0,003

0,006

0,004

0,005

0,004

NO2, мг/ м³

0,4

0,008

0,01

0,02

0,01

0,1

0,1

Фенол, мг/ м³

0,01

0,0001

0,0001

0,0002

0,0001

0,0002

0,0002

Сажа, мг/ м³

0,1

0,02

0,02

0,03

0,02

0,02

0,01

Пыль, мг/ м³

0,5

0,06

0,1

0,1

0,07

0,07

0,06

Формальдегид,мг/ м³

0,0350

0

0

0

0

0

0

                                                          

© Токпанов Е.А., Кыдырбаева А.Т., Алимбеков Ж.С. / Tokpanov Ye.A., Kydyrbayeva A.T., Alimbekov Zh.S., 2019

Из таблицы 1 видно, что в районе микрорайона №2, на пересечение улицы Шевченко и Гаухар ана концентрация СО2 и SО3, фенола больше, чем в районе заводов «Металлоконструкции» и «Кайна», из-за интенсивного движения автомобилей, а также близким расположением автозаправки, которая выделяет большое количество вредных летучих веществ.

Интенсивность движения автотранспорта по-разному отражается в различных частях города. Самое большое количество транспорта сосредоточено в районе центрального рынка, на пересечении улиц Гаухар ана и Шевченко, в районе здания областного налогового комитета (пересечение улиц Жансугурова и Шевченко), пересечении улиц, связывающих город Текели и Талдыкорган (ул. Абылайхана), улиц вдоль трассы республиканского значения Алматы-Семипалатинск. Особенно большое количество заторов образуется на пересечении улиц Гаухар ана-Шевченко и улиц Жансугурова-Шевченко. 

Самый высокий уровень выбросов приходится на промежуток времени 14:00-17:00 в районе центрального рынка, налогового комитета, центральной и городской поликлиник, в районе областного и городского акиматов. В этих районах движение транспорта более упорядочено в период с понедельника по пятницу, а в выходные дни здесь наблюдаются автомобильные пробки. 

Согласно проведённым летом наблюдениям по определению газового состава воздуха, на этих участках в период с понедельника по пятницу содержание SО3, NO2, H2S, NHО3 увеличивается и резко уменьшается в выходные дни (таблица 2).

 

Таблица 2

Результаты наблюдений с помощью автоматического микропроцессорного газоанализатора «ГАНК-4» в городе Талдыкорган за период 2016-2017 гг.

Вредные примеси

ПДК

Показатели

 

Понедельник-пятница

Суббота, воскресение

Свинец, мг/ м³

0,01м³

0,0001

0,0002

Двуокись серы, мг/ м³

0,5м³

0,005

0,007

Двуокись азота, мг/ м³

0,4м³

0,01

0,02

Фенол, мг/ м³

0,01м³

0,0002

0,00025

Сажа, мг/ м³

0,1м³

0,02

0,032

Пыль, мг/ м³

0,5м³

0,07

0,011

 

По результатам показания автоматического микропроцессорного газоанализатора «ГАНК-4» проведено районирование территории г. Талдыкорган в зависимости от уровня загрязнения SО3 NO2, Pb, Cu, Zn, H2S, NHО3 (таблица 4).

 

Таблица 3

Районирование территории города Талдыкорган по уровню загрязнённости воздушного бассейна

Степень загрязнения

Источники загрязнения

Участки города

Сильно загрязнённые участки

3 NO2, Pb. Cu. Zn

Южный и юго-западный районы

Среднее экологическое состояние

Pb. SО3 NO2, H2S, NHО3

Территория центрального рынка

Удовлетворительное экологическое состояние

Пыль, SО3 NO2, H2S, NHО3

Перекрёстки улиц микрорайона №2 

Устойчивое экологическое состояние

Пыль, SО3 NO2, H2S, NHО3

Район «Красный камень», территория завода «Арман» 

 

По данным таблицы 4 видно, что наиболее загрязнёнными частицами SО3 NO2, Pb, Cu, Zn являются территории, где расположены заводы «Металлоконструкции» и «Кайнар». Также было выявлено, что средняя загрязнённость наблюдается в юго-западном районе и возле центрального рынка. Анализ данных наблюдений позволяет сделать вывод, что загрязнённость воздушного бассейна города Талдыкорган зависит от пропускной способности улиц, степени концентрации учреждений областного значения, объектов социально-жилищного сервиса, заправок автомобилей, котельных, которые работают на угле или мазуте.

Также на загрязнение воздушного бассейна города оказывает влияние высота построек, интенсивность и плотность движения автомобильного транспорта, а также наличие в выхлопных газах вредных веществ. 

В результате сравнительного анализа нами было выявлено, что в северной части города Талдыкорган, где преимущественно расположены невысокие постройки, а также в районе завода «Арман», где интенсивность движения небольшая, содержание фенола и NO2 намного ниже, чем в центральной части города, с более высокими зданиями и большей интенсивностью движения. 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.                   Информационный бюллетень о состоянии окружающей среды Республики Казахстан. Выпуск 1 (26). (I Полугодие 2016г.) Алматы, 2017. – 123с. 

2.                   Луканин, В.Н. Автотранспортные потоки и окружающая среда–2: Учеб. пособие для вузов / под ред.

В.Н. Луканина / В.Н. Луканин, А.П. Буслаев, М.В. Яшина.–М:ИНФРА – М, 2001–646 c. 3. Миронов, А.А. О формировании зон загрязнения автомобильных магистралей на примере выбросов оксида углерода и оксида азота / А.А. Миронов // Проблемы региональной экологии. – 2008. – № 5. – С. 139–144.

4.                   Плотникова Л.В. Экологическое управление качеством городской среды на высокоурбанизированных территориях / Л.В. Плотникова. – М.: Изд. АВС, 2008. – 240 с.

5.                   Туленов, А.Т. Особенности влияния автомобильного транспорта на окружающую среду / А.Т. Туленов,  Б.С. Шакиров, У.А. Усипбаева и др. //Поиск-Ізденіс: Серя. естественных и технических наук. – Алматы. – 2006. – №3. – С. 139–142.

 

Материал поступил в редакцию 25.12.18.

 

 

THE INFLUENCE OF TRANSPORT AND CITY-FORMING ENTERPRISES ON AIR POLLUTION IN TALDYKORGAN

 

Ye.A. Tokpanov1, A.T. Kydyrbayeva2, Zh.S. Alimbekov3

1 Candidate of Geographic Sciences, Associate Professor, 2 Master of Geographic Sciences,

3 Candidate of Engineering Sciences

The Department of Geography and Ecology

Zhetysu State University named after Ilyas Zhansugurov (Taldykorgan), Kazakhstan

 

Abstract. The article deals with the influence of vehicles and large industrial enterprises on the air basin and the problems of air pollution in the city, when considering the road network of the city of Taldykorgan as a source of chemical air pollution.

Keywords: vehicles, heavy metals, harmful impurities, hazardous substance maximum allowable concentra-

tion, level of pollution.

УДК 504.75 ВЛИЯНИЕ АВТОТРАНСПОРТА

УДК 504.75 ВЛИЯНИЕ АВТОТРАНСПОРТА

Свинец, мг/ м³ 0,01 0,0001 0,0001 0,0003 0,009 0,0001 0,0009

Свинец, мг/ м³ 0,01 0,0001 0,0001 0,0003 0,009 0,0001 0,0009

По данным таблицы 4 видно, что наиболее загрязнёнными частицами

По данным таблицы 4 видно, что наиболее загрязнёнными частицами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2019