Влияние двигательной активности на развитие функций мозга ребенка
Оценка 4.6
Мероприятия
doc
классное руководство +1
Взрослым
28.03.2018
В данном материале описано влияние двигательной активности на развитие функций мозга ребенка. Его можно использовать как на уроках в начальной школе, так и во внеурочное время, работая по любому УМК.
Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка.В работе описаны этапы формирования кистевых и пальцевых навыков ребенка. В приложениях описаны занятия и упражнения, Схема обследова... ания уровня сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков и методы коррекционной работыВ данном материале описано влияние двигательной активности на развитие функций мозга ребенка. Его можно использовать как на уроках в начальной школе, так и во внеурочное время, работая по любому УМК.
attachment_848657445.doc
Подготовила учитель начальной школы
МКОУ ГСОШ, с. Городище
Байкаловского района
Свердловской области
Матюшина И.Ю.
Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»
Влияние двигательной активности на развитие функций мозга ребенка
Движения руки всегда тесно связаны с речью и
способствуют ее развитию
В.М. Бехтерев
Нарушение речевого и двигательного развития — наиболее распространенные
отклонения в формировании у ребенка высшей психической деятельности. Раннее
выявление и коррекция различных нарушений в развитии речи и двигательных
навыков малыша с первых месяцев жизни позволяют не только скорректировать уже
имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более
высокого уровня развития ребенка. Грамотно организованная ранняя коррекция
способна предупредить появление вторичных отклонений.
Двигательная и речевая функция ребенка, так же как и другие высшие
психические функции, не дана ему изначально, она преодолевает длительный путь,
начиная с внутриутробного периода. Этот путь индивидуален и неравномерен. В
определенный период все процессы синхронизируются, чтобы создать в совокуп
ности целостный ансамбль речевой деятельности, способный адекватно реагировать
на те требования, которые предъявляет ребенку социальное окружение. Очень важно, чтобы родители знали нормы двигательного и речевого развития
ребенка, отслеживали этапы становления различных навыков. Вовремя принятые
необходимые меры могут вернуть ребенку полноценное развитие.
Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как
оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной
деятельности ребенка.
Различают следующие этапы формирования кистевых и пальцевых навыков (По
данным П.Я. Гальперина, Ф.И. Фрадкиной, Е.Ф. Архиповой):
В возрасте от 0 до 1 мес. формируется первая двигательная функция руки —
хватание. Когда взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, он
плотно сжимает их.
В возрасте 2 месяцев малыш удерживает вложенный в руку предмет 23 сек.
Совершает ритмические движения пальцами во время сосания — сжимает и
разжимает их. В покое пальцы сжаты в кулачок. К концу месяца ребенок вскидывает
ручки при оживлении.
Начиная с трех месяцев появляются условнорефлекторные движения. Ребенок
удерживает вложенный в руку предмет до 10 сек., тянет в рот. Совершает энер
гичные ритмические движения пальцами во время сосания. Свободно размахивает
руками без зрительного контроля.
У четырехмесячного малыша ладони часто раскрыты, он складывает их вместе,
переплетает пальцы, удерживает вложенный в руку предмет до 20 сек. Хлопает
руками по воде в ванне. Ощупывает свои руки. Протягивает руки к предмету,
цепляется за него. Движения пальцев недифференцированные.
В возрасте 5 месяцев ребенок противопоставляет большой палец другим. При
схватывании предмета доминирует участие пальцев. На протяжении длительного
времени ритмически взмахивает руками, при этом издает неопределенные звуки.
Протягивает руки матери, а также к близкому предмету.
В 6—7 мес. Ритмически взмахивает руками. Если вложить в руку игрушку,
размахивает ею. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Движения пальцев
при схватывании предмета становятся более дифференцированными. Размахивает руками при виде ванны с водой, хлопает по воде. Обороняются руками при
приближении руки с мылом.
В 8—9 мес. крепко сжимает отбираемую игрушку. Берет мелкие предметы
двумя пальцами, а большие — всей ладонью. Показывает нос, глаза у другого челове
ка, у куклы. Машет рукой при прощании. Начинает проявляться преобладание одной
руки.
После 9 месяцев формируется манипуляционная деятельность.
В возрасте 1011 мес. ребенок накладывает один предмет на другой.
Характерно манипулирование двумя предметами. Малыш снимает и надевает
крышку коробочки, вкладывает палочку в отверстие, выбрасывает игрушки из
кроватки, подражает предметным действиям взрослого.
В 12 мес. держит чашку, когда пьет. Играет вкладышами. Переносит усвоенные
действия на новые объекты.
В 1 год 3 мес. пользуется ложкой, чертит карандашом — чаще круги.
Манипулирует несколькими предметами,
отмечается правильная
последовательность действий: зачерпывает песок совочком, насыпает в ведерко.
Помогает одевать себя. Показывает глаза, нос и т.д. у себя. Перелистывает страницы
книги. Развертывает фантик на конфете. Использует ложку с вилкой. Имитирует вер
тикальные и горизонтальные штрихи карандашом.
С 11 мес. до 1 года 3 мес. появляются функциональные действия, Наблюдается
совершенствование действий, выработанных ранее, обобщение и перенос их на новые
объекты. Дети целенаправленно используют предметы : из чашки угощают куклу
чаем, катают машинку, укачивают куклу, строят дом из кубиков.
Совершенствуются действия рук — кулачок разжимается, пальцы действуют
самостоятельно и автономно. Активизируется большой палец, затем указательный.
Начинается интенсивное развитие всех пальцев, которое продолжается на
протяжении всего периода раннего детства. Особое значение имеет период, когда
начинается противопоставление большого пальца другим. С этого времени движения
всех пальцев становятся более свободными. Возрастные особенности развития тонкой моторики рук и зрительномоторной
координации (По данным Е.М. Мастюквой):
В возрасте 1—2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит
карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга,
складывает пирамидку.
В возрасте 23 лет открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с
песком и глиной, открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит
карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков.
В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу,
лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь.
Становление двигательных функций продолжается до 56 летнего возраста.
Обнаружив у ребенка отставание в развитии двигательных навыков кистей и
пальцев рук, займитесь с ним пальчиковой гимнастикой.
Терпения, удачи и радости вам в занятиях с детьми! Приложение 1.
У тебя есть две руки,
Есть и десять пальчиков.
Десять ловких и веселых,
Быстрых чудомальчиков.
Будутбудут наши пальчики трудиться,
Не пристало чудомальчикам лениться!
Сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук.
УТОЧКА На волнах качаясь,
Уточка плывет.
То нырнет, то вынырнет —
Лапками гребет.
Совершать плавные движения кистями обеих рук справа налево, затем
имитировать движения лапок утки в воде.
Гладим котика рукой.
котик
Выгнул спинку он дугой.
Потянулся он, зевнул,
Замурлыкал и заснул.
Одной и другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.
Собираем мы в лукошко
ОВОЩИ
И морковку, и картошку.
Огурцы, фасоль, горох —
Урожай у нас не плох. Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого. Со слов:
«Урожай у нас не плох», охватывать весь кулачок.
ЛИСТОЧКИ
Ты весною видел чудо?
Как из маленький из почки
Появляются листочки.
Сложить ручки в кулачок, а затем разжать их. КУЛАЧОК
Как фасолинки в стручке,
Наши пальцы в кулачке.
Кулачки мы разгибаем
И фасольки рассыпаем.
Раз, два, три, четыре, пять
Собираем все опять.
Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого
пальца.
МАСЛЕНИЦА
Положи блинок в ладошку:
Угости мурлыкукошку,
Угости щенка Трезорку,
Потом мальчика Егорку,
Дай блиночек мамочке,
Дай блиночек папочке. Первая строчка — прочертить пальцем круг на ладошке. На следующие пять
строчек загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов.
КАЧЕЛИ
Дети сели на качели,
И качели вверх взлетели.
Опустились плавно вниз.
Нука, с нами прокатись!
Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, далее — двумя руками.
От запястья кисти рук с прямыми согнутыми пальцами
поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко
опускать вниз.
Долго кланялся гусак.
ГУСАК
Он поклоны класть мастак ЛИСА
Лиса по лесочку петляла,
Хвостом следы заметала.
Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев
и запястья раскачивать кисть вверх — вниз, затем вправо —
влево.
ВЕЕР
Если в знойный летний день
Даже двигаться нам лень —
Мы возьмем красивый веер,
И подует легкий ветер...
Расслабить руки от локтя, превратив их в большой
веер, которым обмахивают лицо в жаркий день.
ЗА ГРИБАМИ
Мы положим в кузовок
Самый маленький грибок:
Подосиновик, волнушку
И забавную свинушку
Белый, рыжик, сыроежку,
Подберезовик, конечно,
А красавец мухомор Пусть украсит косогор!
Поочередно загибать пальцы, начиная с мизинца.
БЕЛОЧКА
Сидит белочка в тележке,
Продает она орешки:
Лисичкесестричке,
Мишке толстопятому,
Воробью, синичке,
Заиньке усатому... (Народная песенка) Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого..
КУРИЦА
Как по нашей улице
Пробегала курица,
Растеряла всех цыплят —
Шустрых желтеньких ребят
Первый цыпленок
Следит за лягушкой,
Второй и третий —
Возле кадушки.
Бабочку ловят Четвертый и пятый.
Эх, попадет вам От мамы, ребята!
Поочередно загибать пальцы, начиная с мизинца.
ПАЛЬЧИКИ СОЛДАТИКИ
Командир позвал солдат:
«Становитесь дружно в ряд!
Первый встал, за ним — второй,
Безымянный, быстро в строй!»
А мизинчик очень мал,
Он чутьчуть не опоздал.
Встали пальчики — « Ура!»
На парад идти пора. Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого. Затем большим пальцем
касаться всех остальных — «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок
разжать, широко расставив пальцы в стороны.
ВСТРЕЧА
На правой ручке — пальчики.
На левой ручке — пальчики.
Пришла пора им встретиться —
Готовьте чемоданчики
Пальцами правой руки по очереди «здороваться»
с пальцами левой руки, прикасаясь друг к другу кон
чиками
ВОЛНА
Светит полная луна — За волной бежит волна,
Ветер веет на просторе,
И всю ночь волнует море...
Волн спокойных мерный шум
Усыпляет праздный ум...
Но так долго вредно спать —
Нам давно пора вставать.
Соединить пальцы двух рук в замок, совершать волнообразные движения сцеплен
ными руками. Затем разжать пальцы сразу двух рук.
ЗАМОК
Сцепим пальчики в замок
Чтоб войти чужой не мог.
Пустим только белочку,
Ежика и зайчика,
Пустим только девочку,
Пустим только мальчика. Сцепить пальцы двух рук «в замок». При произнесении слов: «Пустим только...» —
ладони разводить в стороны, затем быстро соединять.
Прячься, Петенька,
ИГРА В ПРЯТКИ
Прячься, Анечка,
Прячься, Зиночка,
Прячься, Манечка!
Не найдет вас
Веселый мальчик,
Хоть и самый
Большой он пальчик.
Поочередно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с мизинца. МЕДВЕДЬ
Бурый мишенька зимой
Крепко спал в берлоге.
Весною он проснулся,
Зевнул и потянулся:
«—Здравствуй, рыжая лисичка,
Здравствуй, белочкасестричка!
Здравствуй, серенький волчонок!
Здравствуй, беленький зайчонок!»
Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков
указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое
левой рукой.
ДРУЖНЫЕ РЕБЯТКИ
Здравствуй, Петенька!
Здравствуй, Анечка!
Здравствуй, Зиночка!
Здравствуй, Манечка!
Ах, и дружные ребятки,
Поиграем вместе в прятки. Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похло
пывая друг друга кончиками.
ЩЕЛЧОК
Один щелчок,
Другой щелчок —
Я так смогла,
И ты так смог!
Кончик указательного пальца правой руки сильно вдавить в подушечку большого
пальца. Остальные пальцы поднять вверх:
Указательный палец резким движением вперед делает сильный щелчок в воздух
(несколько раз). По аналогии выполнять щелчки средним, безымянным пальцами и
мизинцем. ЛАПКИ
Стоит на задних лапках кот,
И в гости мышек он зовет.
Показывает лапки,
А лапки — цапцарапки!
Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней
части ладошки. Большой палец прижать к указательному.
Произносить громко «мяу!» несколько раз. Можно
продолжать игру со второй рукой. В заключение провести
занятие двумя руками.
ЖУК
Жук сидит на веточке.
Вы не бойтесь, деточки.
Попробуйтека сами
Пошевелить усами!
Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»).
Пошевелить «усами». Комарик летит,
КОМАРИК
Комарик пищит,
Не нравится нам
Его аппетит!
Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед — это «хоботок», которым
«комарик» пытается «укусить». Мизинец и большой палец, расслабив, опустить вниз
— это «лапки».
ЩЕНОК
Крутит хвостиком щенок —
Увидал в саду цветок. Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое —
пальцем левой руки
ВЕРТОЛЕТ
Вверх взлетает вертолет,
Будь внимательным, пилот!
Четыре пальца левой руки, кроме большого, сжать в кулак. Большой палец
поднять вверх и выполнять круговые движения.
Вертолет лети, лети,
Лопасти быстрей крути
Пальцы обеих рук, кроме указательных и больших — в положении плетеной
корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками
(получается «хвост вертолета»).
НОЖКИ Вот бегут босые ножки
Прямо к речке по дорожке.
Указательный и средний пальцы правой, затем левой руки «ходят» по столу.
ДОЖДИК
Дождикдождик,
Не дожди!
Не дожди! Ты подожди!
Выйди, выйди, солнышко
Золотое донышко. БАРАБАНЩИКИ
{Народная потешка)
Твои пальчикибарабанщики,
Тамтамтам!
Туктуктук!
Раздается звонкий стук.
Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими
по поверхности стола, как игра на пианино.
КОЗА
Идет коза рогатая
За малыми ребятами. –
Кто кашу не ест?
Молоко не пьет?
Забодаю, забодаю...
Бородатая коза Крутит серые глаза.
Рогами качает —
Сейчас забодает. (Народная потешка)
Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными.
Это — «коза». Со словами: «Забодаю, забодаю!» — «коза» начинает двигаться вперед.
ЗАЙЧИК
Зайка серый, что дрожишь?
От лисы ты убежишь.
Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны,
остальные сжать в кулачок.
УЛИТКА Выставив крутые рожки,
Ползет улитка по дорожке.
Пальцы сжать в кулачок. Выдвинуть указательный палец и мизинец. Продвигаясь
медленно вперед, «улитка» шевелит «усиками».
КОЛЬЦО
Выйди, Оля,
на крылечко
Подарю тебе Колечко.
Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные
развести в стороны.
Складываем пальчики — Получились зайчики.
Еще раз сложили —
Колечко получили.
Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую:
1)
пальцы — в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и
развести их в стороны;
2)
большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы
развести в стороны.
СОЛНЫШКО
Солнышко в глазки
Светит ребяткам.
Мы поиграем
С солнышком в прятки! Образовать два кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединив их.
СТУЛ
Без молотка,
И без гвоздей,
Стул смастерим мы
Для гостей!
Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к
другу. Правую руку в положении кулачка прижать к левой ладошке большим пальцем
к себе. Если упражнение выполняется легко, то можно менять положение рук попе
ременно на счет «раз»—«два».
ФЛАЖОК Сложика, дружок,
Из пальцев флажок!
Флажок мы возьмем,
На праздник пойдем.
Четыре прямых пальца правой руки, кроме большого, плотно прижать друг к
другу. Отвести правую руку в сторону. Развернуть ее так, чтобы большой палец,
оттянутый до отказа, оказался внизу.
ДОМ
Мы построим
новый дом!
Дружно в доме
заживем.
В нашем домике —
okoшko.
Загляни туда,
Антошка! Создать угол «крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом.
Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная «крыша» с
«окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу.
ФОНАРИК ШАРИК
Взяли в руки мы фонарик,
А потом — воздушный шарик.
Светит, светит нам фонарик,
Запускаем в небо шарик.
Кончики пальцев обеих рук прижать
друг к другу, ладошками образовать
маленькую, а затем большую окружность.
МИЗИНЧИК
Наш мизинчик
Утром встал,
Безымянного поднял.
Средний пальчик потянулся,
Указательный проснулся. Должен и большой вставать,
Братьев в садик провожать
Кисти руки сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С
последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга.
Сел на диванчик
ПАЛЬЧИКИ
Маленький мальчик.
Сел рядом с ним
Безымянный пальчик.
Средний сел и указательный,
А большой
следит внимательно.
Пальчикмальчик,
Где ты был?
С этим братцем —
В лес ходил.
С этим братцем —
Щи варил.
С этим братцем —
Кашу ел.
С этим братцем —
Песни пел!
(Народная песенка) Поочередно сгибать и разгибать все пальцы, начиная с мизинца.
УТРО
Светит солнышко
в окошко.
Под окошком
дремлет кошка.
Ладошки скрестить. Пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко и лучики».
Появились мы из почки —
ДЕРЕВЬЯ
На ветру дрожат листочки.
Поднять обе руки ладонями к
себе, широко расставить пальцы.
ПИОН Распускается бутон —
Превращается в пион.
Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть.
Ладошки немного округлые. Получается «бу
тон». Нижние части ладоней прижать друг к
другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и
немного прогнуть. Получается «цветок».
БАБОЧКА
Бабочкакапустница
Над цветком летала,
Весело порхала —
Пыльцу собирала.
Скрестить запястья рук и прижать ладони тыльной стороной
друг к другу. Пальцы прямые. Легким, но резким движением
рук в запястьях имитировать полет бабочки.
ПТЕНЧИКИ
Приносила пташка
Птенчикам букашек.
Птенчики ждали —
Рты разевали,
Громко кричали. Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. Получается «гнездо». Шевеление
пальцами правой руки создает впечатление живых птенцов в гнезде.
ПО БРЕВНЫШКУ
По бревну, по бревнышку
Проползла букашечка,
Пролетела бабочка,
Пропорхала пташечка.
(Народная потешка)
Передвигать пальцы левой и правой руки по поверхности стола, имитируя
перемещение букашки. Скрестить запястья рук и прижать ладони тыльной стороной
друг к другу. Пальцы прямые. Легким, но резким движением рук в запястьях
имитировать полет бабочки и пташечки. ДОМ
Мы с тобою
Красим дом.
Дружно в нем
Мы заживем!
Синхронно двигать кисти обеих рук из положения висящих кулачков до
поднятых вверх кистей с раздвинутыми в сторону пальцами.
ЦВЕТЫ
Расцвели в саду цветы
Небывалой красоты.
К солнцу тянутся цветочки,
Пять волшебных лепесточков. Синхронно двигать кисти обеих рук из положения висящих кулачков до
поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами.
ПТИЧКА
На ладонь посадим птичку,
Кормим милую синичку.
Птичка зернышки клюет,
Деткам песенку поет:
«Тень, тень, потетень,
Я летаю целый день».
Ждут синичку пять птенцов —
Голосистых молодцов.
Детки в гнездышке сидят
И, конечно, есть хотят.
Поставить руку локтем на стол. Пальцы сложить в виде клюва. Ритмично
наклонять кисть к ладошке, имитируя движение, как птичка клюет зернышки. КАЧАЕМ ЛОДОЧКУ
Мила в лодочке плывет,
Песни весело поет.
Ладонь руки — вверх, сложить пальцы «лодочкой». Плавно совершать качающие
движения руки влевовправо.
ВЕСЕЛЫЙ ОРКЕСТР
Дали мы Антошке
Веселую гармошку.
Взял наш Петя барабан,
Коле нравится баян.
На трубе дудит Егор —
Веселится весь наш двор! Имитировать игру на разных музыкальных инструментах.
СЧИТАЛОЧКА
Гусь гнездо свое чинил,
Гусь считалку сочинил,
И гогочет, и гогочет:
Заучить считалку хочет! (Г. Лагздынь)
Большой и указательный пальцы соединить в «клюв», а остальные — в кулачок.
ГУСЬ
Ты сердитый белый гусь,
Но тебя я не боюсь!
Поставить руку локтем на стол, все пальцы — прямые.
Четыре пальца, кроме большого, выдвинуть вперед и плотно
прижать друг к другу («голова гуся»). Большой палец опустить
немного вниз. Получается «гусь» с открытым «клювом».
ЧЕРЕПАХА
Черепашка в пруд ползет — Домик на спине везет.
Ты быстрей, быстрей ползи!
Домик весело вези!
Подушечками пальцев и нижней частью ладошки
прикасаться к столу, образуя «полушарие». Вытянуть указательный палец с упором на
стол и подтянуть им вперед весь домик «черепашки» средним, безымянным пальцами и
мизинцем.
БРАТЦЫ
Ходили по два братца
К морю прогуляться.
Ну а старший не гулял,
Он за столик всех сажал,
Вкусной кашей угощал. Ладонь положить на стол. Прямые пальцы соединить. Раздвинуть в
стороны поочередно две пары пальцев: сначала мизинец и безы
мянный, затем — средний и указательный. Большим пальцем
«звать» братьев и «кормить» их кашей.
ВЯЖЕМ ШАРФИК
То крючок,
то петелька,
Вяжем шарфик
Петеньке.
Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючка, чтобы их трудно было
расцепить. По аналогии делать фигуры и другими парами пальцев: безымянными,
средними, указательными и большими.
Крестики и нолики —
КРЕСТИКИ НОЛИКИ
У ребят на столике.
А попробуйте, друзья,
Девочки и мальчики,
Крестики и нолики
Складывать из пальчиков! Кисти рук с прямыми пальцами положить на стол:
1) крестики — зацепить безымянный палец за мизинец или средний за
указательный. Удержать это положение пальцев как можно дольше;
2) нолики — соединить подушечками большой палец с указательным, затем —
со средним, безымянным пальцами и с мизинцем.
КРУЖОК
Постарайсяка, дружок,
Сложить пальчики
в кружок!
Раз — кружок, два — кружок,
Теперь три, четыре, пять —
Начинаем все опять.
А вот эти пальчики —
Два драчливых мальчика.
Соединить подушечками большой палец с указательным, затем со средним,
безымянным пальцами и с мизинцем.
КУЛАЧОК
Сжали ручку в кулачок,
Положили на бочок:
Чокчок, кулачок,
Чокчок, на бочок!
Руки положить на стол:
ладони прижать к столу;
одновременно сжать два кулачка (позиция «кулак» —
«кулак»);
разжать пальцы одной руки и прижатьее к столу
(позиция «рука» — «кулак»);
Для усложнения увеличить темп движения.
ЕЖИК
Шел по лесу Хмурый ежик.
Не жалел
Коротких ножек.
Нес детишкам
Он грибочки.
Растерял их
Возле кочки
Пальцы правой и левой руки как будто
пальцами обеих рук «собирать» потерянные
шагают по парте. Затем
грибочки.
ПАЛЬЧИКИ
Встают послушно пальчики,
Воспитанные мальчики.
Стоят — не шелохнутся,
Зови — не отзовутся.
Поочередно разгибать пальцы правой, затем левой руки, начиная
большого. Широко расставить пальцы в стороны, на некоторое
с
время зафиксировать их в этом положении.
БУСИНКИ
Рассыпались у Люсеньки
Все маленькие бусинки.
Их соберем в коробочку,
Наденем на веревочку.
«Собирать» бусинки в коробочку.
Затем «надевать» бусинки на веревочку.
РЫБКИ Рыбки пляшут в синем море —
Хорошо им на просторе.
Вытянуть ладошки и качать
запястьями влево и вправо. Текст
повторить несколько раз.
СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ
Задрожали пальчики,
Как солнечные зайчики.
Пляшут, пляшут зайчики,
И трепещут пальчики.
Поднять обе руки ладонями к себе, пальцы расставить широко.
Энергично пошевелить пальцами.
ВАТРУШКИ
Мы для милого Ванюшки
Испекли бы три ватрушки.
Только нет у нас пока
Ни муки и ни песка,
Ни яиц, ни соли,
Ни дрожжей, ни молока.
Кулачки правой и левой руки сжимать и
разжимать одновременно. Начиная со слов:
«Только нет у нас пока...» — поочередно
сгибать пальцы, начиная с большого. РУБИМ ДРОВА
Чтобы печку истопить,
Надо дров нам нарубить.
Рубим, рубим мы дровишки —
Пусть тепло будет детишкам.
Имитировать движения рук дровосека, пальцы «сплести»,
соединить ладони и стиснуть их как можно сильнее
КОЗЛЯТКИ
Веселятся на площадке
Тонконогие козлятки.
На травке кувыркаются,
Прыгают, бодаются.
Мамакозочка строга,
Оттаскала б за рога,
Но нет пока что рожек
У деток — тонконожек.
Указательный и большой пальцы левой и
правой руки энергично перемещаются по по
верхности стола, затем кулачки упираются
друг в друга («бодаются»). Со слов: «Мама
козочка строга...» — поднимать два расто
пыренных пальца левой руки вверх, а правой
рукой сжимать «рожки».
ВЕСЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
А этот пальчик все съел,
Оттого и растолстел. (Народная потешка)
Поочередно сгибать пальцы правой, а за
тем левой руки, начиная с мизинца.
ГНОМИКИ
Маленькие гномики
Ловко строят домики.
Чтоб гостей им пригласить,
Надо столик смастерить.
Чтоб гостей им посадить,
Надо стульчик смастерить.
1. Создать угол«крышу» пальцами обеих рук, соединив их
подушечками под углом.
Большие пальцы соединить по
прямой линии. Получится треугольная «крыша» с «окном».
Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу.
Получится «высокий дом».
2.Правую руку в положении кулачка зафиксировать на
столе, левую руку с прямыми пальцами, плотно прижатыми
друг к другу, разместить на кулачке, получается стол.
3. Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы
плотно прижать друг к другу.
Если упражнение выполняется легко, то можно менять
положение рук попеременно на счет «раз», «два».
ЛЯГУШКИ
Две зеленые лягушки
Скачут к пруду по опушке
Сжать руки в кулачки и положить их на стол пальцами вниз.
Резко выпрямить пальцы, — рука как бы подпрыгивает над
столом, и кладут ладони на стол. Затем резко сжимают кулачки
и опять кладут их на стол. Повторить несколько раз. МЫШКА
Дети пили молоко,
Ели с медом пышку
И не знали, что под стол
Забралась к ним мышка.
Нет в стакане молока,
На тарелке — пышки,
Ну а крошки на столе
Доедает мышка.
Поставить руку локтем на стол. Пальцы сложить щепоткой.
Ритмично наклонять кисть руки вниз, имитировать сбор
крошек с поверхности стола.
В ЦИРКЕ
На арене цирка — вышка,
А на вышке — две мартышки.
И они взлетают ловко,
Вверх под купол –
На веревке.
Вниз скользят
Как акробаты,
Очень ловкие ребята!
Сложить руки в кулачки. Имитировать движения рук по
веревке вверх, а затем вниз. КИСКА
Как проснется наша киска,
Суп не станет есть из миски,
А зарядку потихоньку
Будет делать кошка Пронька.
То прогнет, то выгнет спинку.
Ножку вытянет вперед.
За ушком себя почешет,
Помурлычет и зевнет.
Одной, затем другой рукой сделать расслабляющие движения для пальцев. Имити
ровать ладошками движения кошечки.
КОЛЕСА
Стучат колеса:
Туктуктук,
И под веселый
Этот стук,
Мы едем
К бабушке своей,
Везем подарочки мы ей.
Бабуля выйдет на порог
И вкусный вынесет пирог.
Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по
поверхности стола, как игра на пианино. ТАНЮША
У нашей Танюшки
Живые игрушки:
Котенок — миленок,
Щенок — лопоушка,
И мышка смешная
По кличке Норушка.
Сжать пальцы в кулачок.
Поочередно разгибать их,
начиная с большого.
Гладит Танюшка
Щенкалопоушку,
Щекочет миленка
За ушком.
А мышканорушка,
Грустит за подушкой.
Одной, затем другой рукой делать расслабляющие движения для пальцев.
Не видит хозяйка,
Что мышка Норушка
Давно уж доела ватрушку.
И ждет, когда крошки
от пышки
Достанутся маленькой
мышке.
Поставить руку локтем на стол. Пальцы сложить щепоткой. Ритмично наклонять
кисть руки вниз, имитировать сбор крошек с поверхности стола. Приложение 2.
Схема обследования уровня сформированности
двигательных кистевых и пальцевых навыков
Задача 1. Выявить состояние способности воспроизводить простые действия с
реальным и воображаемым предметом.
Задача 2. Выявить способность воспроизводить по подражанию непредметные
кистевые и пальцевые позы.
Тест 1 Манипуляции с предметом
1.Для детей 34 лет. Ребенка просят поймать мяч (с близкого расстояния).
2.Для детей 4—6 лет — те же действия, но с более далекого расстояния.
Оценка в баллах:
Легко ловит мяч — 3 балла
Ловит мяч не всегда, но движения правильные — 2 балла
Пытается ловить мяч, но движения неловкие — 1 балл
Отказывается ловить мяч — 0 баллов
Тест 2 Манипуляции без предмета
(для детей, начиная с 3,5—4 — летнего возраста)
Просят показать жестами: 1) ряд символических действий, а именно как: хмурят
брови, улыбаются, здороваются, прощаются, едят, пьют, рубят дрова, водят машину, посылают воздушный поцелуй; 2) ряд описательных действий: какой формы яблоко,
арбуз, мяч какой формы огурец, палочка.; как показать, что человек высокий, низкий,
худой и пр.
Оценка в баллах: Здесь и далее в данном разделе — принцип оценки тот же, что
и в задании поймать мяч.
Методы коррекционной работы:
►►
Игры с предметами, фиксирующими те или иные
позы; предметнопрактическая
деятельность, имеющая ту же цель.
►►
Упражнения по формированию кистевого, паль
цевого, жестовомимического
праксиса (те же, задания, что и при обследовании, только в тренинговом варианте,
пальчиковая гимнастика).
Выполнение под музыку отрабатываемых движе
►►
Закрепление правильных кистевых и пальцевых поз в действиях со спортивными
ний кистью и пальцами.
снарядами (мячом, веревкой, пальчиковая гимнастика и пр.)
Тест З Воспроизведение кистевых и пальцевых поз
Дается задание повторить ряд поз: сжать ручку в кулачок, распрямить ладошку и т.п.
привести кисть в положение вверх, вниз, повернуть вправо, влево, поднести к
подбородку, к уху с монолатеральной и контрлатеральной стороны, ко лбу («отдать
честь»), воспроизвести позу «козы» (вытянуть вперед два пальчика — указательный и
средний).
Методы коррекционной работы:
►►
Проведение игр, состоящих из ряда действий, на
а сам отбеги в кружок, нарисованный на полу.
пример, поймай мяч, брось его мне,
►►
Выполнение под музыку отрабатываемых практ
ических действий, требующих
переключения с одной позы на другую.
►►
Выработка умения правильно держать карандаш,
класть его в коробку, закрывать
коробку и пр.
►►
Пальчиковая гимнастика. ►►
Выполнение правильных переключений в дейст
виях со спортивными снарядами
(мячом, веревкой и пр.).
Предметная деятельность:
Хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность, которая
способствует развитию мелкой моторики:
— застегивание и расстегивание пуговиц;
— шнурование ботинок;
— шнуровка на специальных рамках;
— нанизывание колец на тесьму;
— игры с мозаикой;
— сортировка мозаики по ячейкам;
— игры с конструкторами;
— перебирание круп, зерен (например, фасоль отделить от гороха, поделки из риса).
* Автором методики обследования является доктор психологических наук Т. Г.
Визель. ЛИТЕРАТУРА
Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. — М.: ACT. Астрель,
2006.
Визелъ Т.Г. Основы нейропсихологии. — М.: ACT, Астрель, 2005.
Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. — М.: Просвещение, 1979.
Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. — М.:
Просвещение, 1973.
Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. — М.: Просвещение, 1998.
Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. — Ярославль: Гринд, 1995.
Влияние двигательной активности на развитие функций мозга ребенка
Влияние двигательной активности на развитие функций мозга ребенка
Влияние двигательной активности на развитие функций мозга ребенка
Влияние двигательной активности на развитие функций мозга ребенка
Влияние двигательной активности на развитие функций мозга ребенка
Влияние двигательной активности на развитие функций мозга ребенка
Влияние двигательной активности на развитие функций мозга ребенка
Влияние двигательной активности на развитие функций мозга ребенка
Влияние двигательной активности на развитие функций мозга ребенка
Влияние двигательной активности на развитие функций мозга ребенка
Влияние двигательной активности на развитие функций мозга ребенка
Влияние двигательной активности на развитие функций мозга ребенка
Влияние двигательной активности на развитие функций мозга ребенка
Влияние двигательной активности на развитие функций мозга ребенка
Влияние двигательной активности на развитие функций мозга ребенка
Влияние двигательной активности на развитие функций мозга ребенка
Влияние двигательной активности на развитие функций мозга ребенка
Влияние двигательной активности на развитие функций мозга ребенка
Влияние двигательной активности на развитие функций мозга ребенка
Влияние двигательной активности на развитие функций мозга ребенка
Влияние двигательной активности на развитие функций мозга ребенка
Влияние двигательной активности на развитие функций мозга ребенка
Влияние двигательной активности на развитие функций мозга ребенка
Влияние двигательной активности на развитие функций мозга ребенка
Влияние двигательной активности на развитие функций мозга ребенка
Влияние двигательной активности на развитие функций мозга ребенка
Влияние двигательной активности на развитие функций мозга ребенка
Влияние двигательной активности на развитие функций мозга ребенка
Влияние двигательной активности на развитие функций мозга ребенка
Влияние двигательной активности на развитие функций мозга ребенка
Влияние двигательной активности на развитие функций мозга ребенка
Влияние двигательной активности на развитие функций мозга ребенка
Влияние двигательной активности на развитие функций мозга ребенка
Влияние двигательной активности на развитие функций мозга ребенка
Влияние двигательной активности на развитие функций мозга ребенка
Влияние двигательной активности на развитие функций мозга ребенка
Влияние двигательной активности на развитие функций мозга ребенка
Влияние двигательной активности на развитие функций мозга ребенка
Влияние двигательной активности на развитие функций мозга ребенка
Влияние двигательной активности на развитие функций мозга ребенка
Влияние двигательной активности на развитие функций мозга ребенка
Влияние двигательной активности на развитие функций мозга ребенка
Влияние двигательной активности на развитие функций мозга ребенка
Влияние двигательной активности на развитие функций мозга ребенка
Влияние двигательной активности на развитие функций мозга ребенка
Влияние двигательной активности на развитие функций мозга ребенка
Влияние двигательной активности на развитие функций мозга ребенка
Влияние двигательной активности на развитие функций мозга ребенка
Влияние двигательной активности на развитие функций мозга ребенка
Влияние двигательной активности на развитие функций мозга ребенка
Влияние двигательной активности на развитие функций мозга ребенка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.