Данный проект создан для расширения знаний учащихся 5 – 6 классов по пред-мету математика с привлечением истории, для обучения учащихся проектной деятельно-сти. Работа направлена на развитие у школьников представления о числе, изучение исто-рии возникновения чисел и влияния, которое они оказали на развитие человеческой цивилизации, на развитие взаимопонимания и сотрудничества между разными народами.
Проектная деятельность является универсальным средством, в котором познава-тельный процесс основан на личностно-ориентированном подходе к каждому учащемуся и учитывает его интересы и возможности, так как успех проекта напрямую зависит от са-мореализации личности, опыта успешной деятельности, возможности для полного само-выражения потенциала, для высвобождения личностных и познавательных резервов каж-дого участника проекта.
Проект
«Влияние хода истории на развитие математики»
Пояснительная записка
Современное образование,
проектируемое сегодня во всем
многообразии его видов и форм, ориентировано, в первую очередь, на
развитие индивидуально – творческого начала каждого ребенка, на
построение им индивидуальной образовательной траектории. Эта центральная
тенденция отражена, в частности, в новых Федеральных государственных
образовательных стандартах.
Метод проектов является наиболее
эффективным и едва ли не единственным возможным способом адаптации
человека к действительности, обеспечивающий его способность решать
проблемы и нести ответственность за принятые решения. Представленный
проект был разработан Катрушиной Е.В. (учитель математики) и Щербук И.А.
(учитель истории).
1. Актуальность проекта
Как известно, возвращение к прошлому плодотворный источник
познания настоящего. Возвращение к истокам математики, к ее истории
является одним важных направлений изучения современной математики.
Данный проект создан для расширения знаний учащихся 5 – 6 классов
по предмету математика с привлечением истории, для обучения учащихся
проектной деятельности. Работа направлена на развитие у школьников
представления о числе, изучение истории возникновения чисел и влияния,
которое они оказали на развитие человеческой цивилизации, на развитие
взаимопонимания и сотрудничества между разными народами. Проектная
деятельность является универсальным средством, в котором познавательный
процесс основан на личностноориентированном подходе к каждому
учащемуся и учитывает его интересы и возможности, так как успех проекта
напрямую зависит от самореализации личности, опыта успешной
1деятельности, возможности для полного самовыражения потенциала, для
высвобождения личностных и познавательных резервов каждого участника
проекта.
2. Цели и задачи проекта:
1. Формирование основ толерантного поведения,
2. Расширение кругозора и повышение мотивации школьников в обучении
математике и истории,
3. Формирование целостной картины мира во взаимосвязи и взаимовлияния
всех ее сторон,
4. Формирование представлений о математике как о части общечеловеческой
культуры и ее значимости в развитии цивилизации,
5. Формирование творческих способностей,
6. Вовлечение во внеурочную деятельность.
Главными принципами проекта являются:
3. Принципы проекта
обеспечение положительной мотивации к изучению культуры, традиций,
научных достижений другой страны;
работа в группах;
принятие отличий и своеобразия другой страны;
понимание детьми значимости результата их деятельности;
создание благоприятных условий для самореализации личности.
История науки обладает огромным воспитывающим воздействием. Это
утверждение относится ко всей гамме представлений о воспитании: внушение
потребности к труду, ответственности за порученное дело, формирование
высокой нравственности, развитие научного любопытства, т.е. желания не
только приобрести знания, но и умножить их.
2Знакомство с биографиями крупных ученых, с методами их работы
дает исключительно много для формирования характера учащихся, их
идеалов и высоких стремлений.
Нельзя обойти и ещё один аспект, пожалуй, единственный в своем
роде, изучение истории математики способствует развитию мышления.
Великий естествоиспытатель, математик и историк Г.В. Лейбниц
подчеркивал, что история науки учит искусству открытий.
Важно подчеркнуть,
что воздействие на ученика должно
осуществляться через учет его индивидуальных особенностей, решение
познавательных задач, необходимость межличностного взаимодействия в
форме взаимной поддержки. Это позволяет сохранить позитивное отношение
учащихся друг к другу, а в дальнейшем сформировать и воспитать
толерантную личность.
4. Этапы проекта
1. Постановка проблемы «Влияние истории на развитие математики»
2. Определение путей ее решения и характер личного участия.
Работа учитель – группа, группа – группа, группа + учитель – группа.
3. Поиск дополнительной информации.
4. Работа в группах, коллективное обсуждение.
5. Принятие совместного решения о конечном продукте.
6. Оформление конечного продукта.
7. Защита проекта.
Именно такой подход позволяет сочетать все режимы работы:
индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
5.Ожидаемые результаты
Процесс выполнения проекта обучения предполагает не только
комплексное использование учащимися изученного на определенном
предмете, но и опору на знания и умения, полученные из других школьных
3дисциплин, а также свой личный опыт. Это создает благоприятные условия
для осуществления личностно – ориентированного подхода в обучении,
как
формирования у школьников таких ценностных качеств,
самостоятельность, ответственность, критичность и требовательность к себе и
другим, настойчивость в достижении поставленной цели, умение работать в
команде.
Проект предполагает творческое освоение ребятами ряда учебных тем.
В рамках проекта часть уроков отводится под обсуждение в классе основных
теоретических положений в рамках учебных тем с использованием
методических материалов учителя.
Учащиеся получат и смогут применить на практике предметные и
метапредметные (универсальные) знания и умения.
Данный проект направлен на работу по проектной методике позволит
заинтересовать ребят, в результате чего они лучше овладеют основными
теоретическими положениями учебных тем и приобретут начальные
исследовательские навыки.
4