В качестве психотравмирующего фактора, определяющего личностные переживания родителей детей с отклонениями, выступает комплекс психических, сенсорных, речевых, двигательных и эмоционально-личностных расстройств, характеризующих ту или иную аномалию детского развития. Безусловно, выраженность нарушений, их стойкость, длительность и необратимость влияют на глубину переживаний родителей больных детей. Следует также отметить, что психическая травматизация родителей, вызванная нарушениями в развитии ребенка, оказывается более глубокой в том случае, если они сами психически здоровы и не имеют психофизических отклонений. Предметом нашего изучения являются особенности психоэмоционального состояния именно такой категории родителей.
Влияние нарушений развития ребенка на родителей.
Аутичные дети.
ИСТОЧНИК: Левченко И. Ю., Ткачёва В.В. "Психологическая помощь семье,
воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии". М.: Просвещение, 2008 г.
В качестве психотравмирующего фактора, определяющего личностные переживания
родителей детей с отклонениями, выступает комплекс психических, сенсорных, речевых,
двигательных и эмоциональноличностных расстройств, характеризующих ту или иную
аномалию детского развития. Безусловно, выраженность нарушений, их стойкость,
длительность и необратимость влияют на глубину переживаний родителей больных детей.
Следует также отметить, что психическая травматизация родителей, вызванная
нарушениями в развитии ребенка, оказывается более глубокой в том случае, если они сами
психически здоровы и не имеют психофизических отклонений. Предметом нашего
изучения являются особенности психоэмоционального состояния именно такой категории
родителей.
Родители, сами имеющие сенсорне, двигательные, а гем более интеллектуальные
отклонения, часто психологически мегче адаптируются к проблемам ребенка. Нарушения
его развития практически не травмируют родителей. В этом случае родители
идентифицируют дефект ребенка со своим собственным, что в их сознании воспринимается
как норма. К сожалению, дифференциация переживаний родителей в зависимости от
характера и степени нарушений у различных категорий детей с отклонениями в развитии
затруднена в силу отсутствия валидного диагностического инструментария. К настоящему
времени накоплено недостаточно фактов, чтобы на должном уровне анализировать эту
проблему.
Симптоматика нарушений при раннем детском аутизме отличается большим
полиморфизмом. Отечественная дефектологическая школа (В. В. Лебединский, К. С.
Лебединская, С. А. Морозов, О. С. Никольская) рассматривает в качестве основного
симптома у детей этой группы особую дефицитарность эмоциональноволевой и
коммуникативнопотребностной сфер, а именно: сенсоаффективную гиперстезию и
слабость энергетического потенциала, проявляющиеся в отсутствии или значительном
снижении потребности в контактах с окружающим миром. Особенности коммуникативно
потребностной сферы аутичного ребенка проявляются не только в нарушениях акта
коммуникации, но и в особенностях его речи (мутизме, речевых штампах, эхолалиях,
аутодиалогах), а также в факторах, сопровождающих речевое высказывание
(несформированности мимики и жеста). Одновременно недостаточность структурных
компонентов коммуникативной сферы сопровождается при аутизме несформированностью
у детей мотивации к общению. Ото, в свою очередь, объясняет недостаточность навыков
социальнобытовой ориентации и влечет за собой особую потребность в формировании
навыков самообслуживания и создании особых условий приема пищи.
Особенности сенсорной сферы и недостаточность разпития предметной
деятельности предопределяют своеобразие интеллектуального развития аутичных детей.
Большая группа детей имеет интеллектуальные расстройства, часть из них выраженные. У
некоторых детей развивается парциальная одаренность в какойлибо из областей знаний.
Специфические особенности в развитии личностной сферы возникают в самом
начале жизненного пути аутичного ребенка. Уклонения от глазного контакта с матерью и
близкими, отсутствие или вялость протекания «комплекса оживления», нежелание (вплоть
до полного избегания) вступать в речевой контакт, отсутствие использования местоимения
«я», речевая стереотипность, препятствующая критичной самооценке, и многое другоеопределяют личностное своеобразие аутичного ребенка или подростка. Особое негативное
влияние па формирование личностной зрелости аутичного ребенка ока!ывает нарушение
понимания себя как «системы Я», отражающееся в нарушении идентификации себя с
речевым знаком — местоимением первого лица (В. В. Ткачева, 2003).
Наш практический опыт показывает, что для родителей аутичных детей особой
психотравмирующей проблемой является отсутствие возможности помещения ребенка в
специально созданное для таких детей образовательное учреждение. Неразработанность
нормативноправовой базы, обеспечивающей обучение детей этой категории в специальных
условиях, является причиной отсутствия такого вида учреждений в нашей стране. В
настоящее время большинство аутичных детей обучаются как в массовых, так и в
различных специальных коррекционных образовательных учреждениях, преимущественно
VIII вида. Их число неуклонно растет. Часть детей получают специализированную помощь
в различных реабилитационных и психологомедикопедагогических центрах, в основном
сосредоточенных в столице или крупных городах. Аутичные дети, живущие на периферии,
лишены и этой помощи. Перечисленные особенности аутичных детей требуют от родителей
создав ния дома специфических условий внутрисемейного быта и формирования особых
моделей взаимодействия и воспитания. Травмирующим фактором, влияющим на эмоцио
нальный статус родителей, безусловно, является нарушение способности ребенка к
установлению адекватного контакта с окружающим социумом и с ними лично.
Впоследствии эта черта ребенка проявляется в виде социальнобытовой
неприспособленности и нарушения социальной адаптации. Родители тяжело страдают изза
отсутствия потребности у ребенка к адекватному контакту (прижаться, приласкаться к
матери или отцу, посмотреть им в глаза, побеседовать).
Холодность и безразличие аутичных детей даже к близким часто сочетаются с повышенной
ранимостью и эмоциональной хрупкостью. Дети пугаются резких звуков, громкого голоса,
малейших замечаний в свой адрес, что особо затрудняет их взаимодействие с близкими и
требует постоянного создания специальных условий для их жизнедеятельности (Е. Р.
Баенская, М. М. Либлинг, 2004).
Особая недостаточность энергетического потенциала ребенка травмирует личность
родителя, повышает его собственную ранимость и часто превращает родителя в эмоцио
нального донора.
В настоящее время в работе с родителями аутичных детей используется метод
холдингтерапии, разработанный доктором М. \Уе1сп (1983). Метод холдингтерапии
позволяет выработать у ребенка формы позитивного эмоционального контроля, снять
эмоциональное напряжение, тревогу, страхи. В результате холдинга прогрессирует речевое
развитие аутичных детей, формируются новые формы эмоционального контакта.
Этот метод дает возможность также улучшить понимание родителями проблем и
возможностей аутичного ребенка, обучить родителей адекватным способам
взаимодействия с ребенком и конкретным приемам коррекционной работы. Определяются
показания к проведению семейного холдинга (присутствие отца и матери ребенка во время
процедуры), а гакже режимные характеристики проведения процедуры и противопоказания
(тяжелые соматические заболевания; ситуация неполной семьи или отказ отца от участия в
холдинге; сопротивление родителей, их эмоциональная неготовность к холдингтерапии).
Email:iemcko@ya.ru